Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Стихи русских поэтов (7 ч)
Дата:09.01.18
Урок 65.
Тема: И.С. Никитин. «Русь»
Цель урока: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и
зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с произведением И.Никитина «Русь»;
добиться понимания содержания произведений,
обобщить знания детей о творчестве поэта.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
•формировать понятия о тоне, темпе, ритме стихов;
• учить выделять логические ударения, указывать паузы для выработки навыка выразительной
речи;
• ввести понятие о содержании стихов (мысли и чувства поэта);
• учить видеть в тексте сравнения, эпитеты и олицетворения;
• учить сравнивать темы и интонационные рисунки стихов;
• расширять круг чтения учащихся.
Учебные умения:
• определять тон, темп и ритм чтения стихотворения;
• выделять логические ударения в стихотворных строках и указывать паузы в строфе;
• сравнивать темы стихов и их интонационные рисунки;
• читать выразительно подготовленные стихи;
• называть фамилии русских поэтов и их произведения.
Характеристика деятельности учащихся:
Знакомиться с новым разделом: читать вступительную статью, определять учебные задачи.
Воспринимать на слух стихотворное произведение, выделять его особенности, определять тему.
Учиться читать стихотворение выразительно (памятка 1). Отвечать на вопросы, выполнять задания в
учебнике и тетради (поисковое чтение). Осваивать понятия: тон, ритм, логическое ударение, пауза
Оборудование: выставка книг, рисунки и портрет поэта.
Ход урока
1. Повторение.
• Игра «Вспомни и назови».
Цель этой игры — помочь детям вспомнить изученные стихи русских поэтов.
• Самостоятельная работа. Заполнить схему.• Самопроверка самостоятельной работы.
Совет коллегам. Мы уже говорили, что схемы лучше дать готовые, размножив их на ксероксе.
Дети работают самостоятельно. Проверка проводится так: один ученик читает фамилии поэтов,
а учащиеся отмечают знаком «+» те фамилии, которые есть в их схемах. Затем схемы допол
няются неназванными фамилиями. Учите детей называть не только фамилию поэта, но и его
стихотворение, предлагайте прочитать наизусть стихотворение или отрывок из него.
• Чтение вводной статьи в учебнике «Стихи русских поэтов», чтение наизусть отрывка из
стихотворения И.С. Никитина «Русь».
2. Работа со стихотворением И.С. Никитина «Русь»:
слушание стихотворения (читает учитель по книге или наизусть),
беседа по выявлению первичного восприятия,
самостоятельное перечитывание и словарная работа,
выполнение заданий в учебнике, упражнения в выразительном чтении (задание в учебнике),
упражнение в выделении логических ударений и расстановке пауз (/ — короткая, // —
средняя, /// — длинная),
тренировочные упражнения в выразительном чтении строф с вопросами.
3. Самостоятельное чтение молча (без речедвижения, только глазами) справочной статьи об
авторе.
4. Работа со справочной статьей:
чтение по абзацам,
выделение фактов из жизни автора. (Где жил? О чем мечтал? Что принесло поэту славу и
известность?)
5. Чтение стихотворения И.С. Никитина «Русь»:
• деление на части,
• описание Руси (первые 10 строф), богатство и сила Руси,
• заключительная часть (последние 6 строф);
• упражнение в выразительном чтении одной части (по желанию).
•
6. Слушание выразительного чтения учащимися подготовительной части.7. Задание на дом: подготовить выразительное чтение стихотворения И.С. Никитина «Русь»;
выучить наизусть одну часть или всё стихотворение (по желанию); выполнить задания в тетради к
стихотворению И. Никитина «Русь».