ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Хусейнова Зебо Саидмирзоевна
В эпоху глобализации и цифровизации сфера образования претерпевает существенные изменения. Происходит внедрение различных цифровых инструментов таких, как искусственный интеллект, нейросети, чат-боты, облачные среды, технологии виртуальной реальности и другое. В отличие от занятий, проводимых в традиционной форме, процесс обучения с использованием цифровых инструментов становится более интересным и продуктивным.
Вместе с тем, в плане обучения иностранному языку в техническом вузе вплоть до настоящего времени остро стоит вопрос о критериях подбора и отбора информационно-коммуникационных технологий, способных не только эффективно задействовать все достоинства той или иной технологии, но и создать потенциал для последующего развития всех речевых навыков владения иностранным языком, в том числе в научной и профессиональной деятельности.
В рамках данной работы предлагаем рассмотреть возможности применения технологий искусственного интеллекта как преподавателем при обучении иностранному языку, так и студентами при его изучении.
Для начала определим, что искусственный интеллект (ИИ) - это способность цифрового компьютера или управляемого компьютером робота выполнять задачи, которые считают прерогативой человека. В наше время термин применяют к проекту развития систем, наделенных интеллектуальными процессами, которые характерны для человеческого интеллекта (рассуждение, обобщение, получение опыта, анализ). Другими словами, ИИ - огромный спектр алгоритмов и инструментов механизированного обучения, который может оперативно получать данные, выявлять определенные закономерности, оптимизировать или прогнозировать тенденции.
Рассмотрим некоторые примеры возможного использования искусственного интеллекта преподавателями в обучении иностранному языку.
Многие платформы (Edvibe, Miro, ProgressMe, Notion, Trello, Canva и др.), позволяют преподавателям иностранного языка задействовать в учебном процессе помощников искусственного интеллекта, которые в один клик способны генерировать необходимые тексты и задания к ним, изображения, диаграммы, карточки и другие дидактические материалы.
Чат GPT представляет собой эффективное средство для оценки и анализа письменных работ студентов, способное выявить ошибки, а также предложить практические рекомендации по их исправлению и улучшению качества текстов. Это инновационное решение поможет студентам развивать свои навыки письма и повышать профессионализм в написании работ. Используя чат GPT, студенты получают возможность получить независимую оценку своих текстов, а также изучить рекомендации и советы, направленные на совершенствование их навыков письма. Пользование чатом GPT будет действительно полезным шагом в учебном процессе и способствует повышению уровня подготовки студентов.
Платформа magicschoolai (https://app.magicschool.ai) - генерирует вопросы к видео, размещенным на канале Youtube. При этом она предоставляет возможность выбрать языковой уровень студентов, количество желаемых вопросов и тип вопросов (множественный выбор, свободный ответ).
AI-ассистенты на платформе ProgressMe (https://progressme.ru) позволяют быстро подстроить контент под уровень, интересы и потребности учащихся, сделать упражнения с лексикой и грамматическими конструкциями актуальными для каждого конкретного студента. Просто отправьте запрос на иностранном языке, и бот предоставит ответ в течение нескольких секунд.
Примеры таких запросов:
1. Write a text using words (vocabulary). Write about (number)words.
2. Write sentences about (topic) for English learners (level) using the words: (vocabulary).
3. Write 4 sentences with different verbs in (grammar).
4. Write a blog post/ letter/ academic text about (topic).
5. Summarize this text for a 2nd grader / an Intermediate English learner:
(text).
6. Correct the mistakes in the text: (your text) [3]
Огромное количество чат-ботов в канале Telegram (@multitran bot, @AndyRobot, @eddy en bot, @EnglishSimpleBot и другие) помогают студентам развивать продуктивные виды иноязычной речевой деятельности: письмо и/или говорение. Использование чат-ботов способствует развитию навыков устного и письменного взаимодействия учащихся как в аудиторное, так и внеаудиторное время. Устное общение с чат-ботом способствует развитию умений выражать свои мысли и понимать собеседника, а письменное взаимодействие способствует развитию навыков письма и чтения. Следует отметить, что при взаимодействии с чат-ботами у учащихся развиваются рецептивные и продуктивные иноязычные речевые умения.
Таким образом, обращаясь к алгоритмам, используемым искусственным интеллектом, у преподавателей появляется возможность делать свою работу еще лучше. Варианты использования ИИ для подготовки к занятиям, создания курсов и планирования, ограничены лишь фантазией преподавателя и его желанием экспериментировать с различными запросами.
Используя технологии искусственного интеллекта при изучении языка, процесс получения обратной связи ускоряется, что позволяет обучающимся определять свои собственные цели и следовать индивидуальной программе обучения.
Таким образом, инструменты искусственного интеллекта помогают облегчить профессиональную деятельность преподавателя иностранного языка, сократив время на подготовку к занятиям, разработку и проверку заданий. Они позволяют организовать процесс обучения, сделать его более персонализированным и мотивировать студентов в изучении иностранного языка.
Список литературы:
1. Бурина, Е.В. Лингводидактический потенциал технологий искусственного интеллекта для обучения иностранным языкам // Мир науки, культуры, образования. - № 6 (103). - 2023. - C. 323-326.
2. Искусственный интеллект: что это и его возможности. - URL: https://www.nur.kz/family/school/1817736-iskusstvennyj-intellekt-sovremennyevozmoznosti-i-perspektivy (дата доступа: 05.03 . 2024).
3. Как использовать ChatGPT и другие AI в преподавании языков. Готовые шаблоны и уроки. - URL: https://blog.progressme.ru/resheniya/kak-ispolzovatchatgpt-i-drugie-ai-v-prepodavanii-yazykov-gotovye-shablony-i-uroki (дата доступа: 05.03 . 2024).
4. Рольгайзер, А.А. Перспективы использования искусственного интеллекта в практике преподавания иностранного языка // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2022. - С. 243-248.
5. Тоцкая, И.В. Компьютерно-опосредованная коммуникация: технологические, социокультурные и лингвистические особенности в обучении иностранным языкам. // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 2. - С. 67-73.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.