"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая
Оценка 4.8

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

Оценка 4.8
Исследовательские работы +2
doc
математика +1
5 кл—7 кл
06.03.2018
"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая
ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая Работу выполнила: Ученица 6 класса Чайковская Станислава Игоревна Научный руководитель: Учитель МБОУ СШ №3 Королева Светлана Васильевна Нижегородская область г.Выкса 2017 Оглавление Аннотация ………………………………………………………………………........3 Введение………………………………………………………………………………4 Глава 1. Обзор литературы.……………………………………….............................6 1.1. Когда бы все так чувствовали силу гармонии ………………….............7 1.2. Размышления об искусстве дирижирования………………………........8 Глава 2. Материалы и методы исследований……………………………………....9 2.1. История дирижирования………………………………………….............9 2.2. Дирижёрское искусство в России ……………………………………...13 2.3. Дирижеры XX века……………………………………………………...15 2.4. Творческий облик дирижёра XXI века………………………………...17 Глава 3. Результаты и их обсуждения……………………………………………..18 3.1. Исследование процесса дирижирования………………………………18 3.2. Основная система жестов дирижера …………………………………..19 3.3. Целостное восприятие музыки в практическом дирижировании…….21 3.4. Взгляд художника на личность дирижера……………………………..22 3.5. Анкетирование и опрос. Интервью…………………………………….24 Выводы………………………………………………………………………………26 Литература………………………..………………………………………………....27 Приложение …………………………………………………………………….28-32 Аннотация В данной работе, дирижирование, как вид художественной деятельности рассматривается с позиции философии, музыкальной эстетики и культурологии. Дирижерское управление исследуется как целостное явление. В работе предоставлено исследование истории дирижирования, которая снабжена большим количеством иллюстраций дирижеров, находящихся в процессе своей исполнительской работы. Целью данного исследования является изучение лидерской роли дирижера в оркестре. Для достижения данной цели использованы разнообразные методы исследования, такие как: теоретические (анализ литературы, обобщение) и эмпирические (наблюдения, сравнения и тд.). Данные методы исследования помогли решить следующие задачи: • познакомиться с историей дирижирования; • выявить лидерские качества дирижера. • развивать познавательный интерес и любовь к музыке. Исследовательская работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования материалов для расширения знаний об искусстве дирижирования и его внутреннем содержанием. Работа будет полезна ученикам и преподавателям, будущим музыкантам и дирижерам, всем читающим, которые любят музыкальное искусство и желают развить в себе лидерские качества.исследовательский проект
ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ-ЕСТЬ ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №3 городской округ г. Выксы, Нижегородской области. ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая                                                                                           Работу выполнила: Ученица 6 класса  Чайковская Станислава Игоревна  Научный руководитель: Учитель МБОУ СШ №3  Королева Светлана Васильевна                                                                                        Нижегородская область г.Выкса 2017 Оглавление Аннотация ………………………………………………………………………........3 Введение………………………………………………………………………………4 Глава 1. Обзор литературы.……………………………………….............................6           1.1. Когда бы все так чувствовали силу гармонии ………………….............7            1.2. Размышления об искусстве дирижирования………………………........8 Глава 2. Материалы и методы исследований……………………………………....9            2.1. История дирижирования………………………………………….............9           2.2. Дирижёрское искусство в России ……………………………………...13 2.3. Дирижеры XX века……………………………………………………...15  2.4. Творческий облик дирижёра XXI века………………………………...17 Глава 3. Результаты и их обсуждения……………………………………………..18           3.1. Исследование  процесса дирижирования………………………………18           3.2. Основная система жестов дирижера …………………………………..19           3.3. Целостное восприятие музыки в практическом дирижировании…….21            3.4. Взгляд художника на личность дирижера……………………………..22           3.5. Анкетирование и опрос. Интервью…………………………………….24 Выводы………………………………………………………………………………26  Литература………………………..………………………………………………....27 Приложение …………………………………………………………………….28­32 2 Аннотация         В данной работе,   дирижирование, как  вид  художественной  деятельности рассматривается с позиции философии, музыкальной эстетики и культурологии. Дирижерское управление исследуется как целостное явление.    В   работе   предоставлено   исследование   истории   дирижирования,   которая   снабжена   большим     количеством     иллюстраций   дирижеров,   находящихся   в процессе своей исполнительской работы.    Целью данного исследования  является  изучение лидерской роли дирижера  в  оркестре.      Для   достижения   данной   цели   использованы   разнообразные  методы исследования,   такие   как:   теоретические   (анализ   литературы,   обобщение)   и эмпирические (наблюдения, сравнения и тд.).  Данные методы исследования помогли решить следующие задачи:    познакомиться с историей дирижирования; выявить лидерские  качества дирижера. развивать познавательный интерес и любовь к музыке.    Исследовательская работа имеет не только теоретическое, но и практическое значение.     Практическая   значимость  данной   работы   определяется   возможностью использования материалов для расширения знаний об искусстве дирижирования   и его внутреннем содержанием.  3 Работа будет полезна ученикам и преподавателям, будущим музыкантам и дирижерам, всем читающим, которые любят музыкальное искусство и желают развить в себе лидерские качества.     Введение       Дирижёр   является   представителем   самой   сложной   из   всех   музыкальных профессий. Во мне проснулся интерес узнать, как дирижеру  удается так   легко управлять   оркестром?   Какую   роль   он   играет     в   исполнении   музыкальных произведений? Почему не играя на музыкальном инструменте, дирижер является главным  исполнителем?  Тема исследовательской работы:  « Искусство  дирижирования , как высшая форма музыкального исполнительства».      Актуальность  данной   работы   обусловлена   тем,   что   в   процессе   изучения профессии   дирижера   выявляются   лидерские   качества,   необходимые современному человеку в будущей профессиональной жизни.      Объектом исследования является музыкальное искусство.    Предмет исследования – профессия дирижера.  Гипотеза  исследования   состоит   в   следующем:  если   развивать   в   себе   дирижерские  качества, то можно приобрести авторитет лидера в любом   коллективе. Цель данного исследования – выявление лидерских качеств, необходимых для данной профессии. 4 Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:     найти и изучить литературу по данной теме; развить познавательный  интерес  к музыкальному искусству; провести  анкетирование и опрос по теме исследования; использовать   информацию   данного   проекта   в   практической  деятельности;  сделать выводы . Методы исследования: ­Наблюдение ­Анализ ­Сравнение ­Обобщение ­Практический     Работа выполнялась в течение октября­января 2016­2017 учебного года, на  базе МОУ СШ №3. В анкетировании и опросе были задействованы учащиеся,  педагоги, друзья и знакомые в количестве 30 человек.     Говорю искреннее спасибо научному руководителю – учителю музыки  МОУ СШ №3  Королевой  С. В.  Особое спасибо и отдельная благодарность Абрамову   директору   МБУ   ДО   «   ДШИ»   г.   Выкса,   за   сотрудничество   и В.А   ­   предоставление дополнительной  необходимой мне информации.   Мною была изучена интересная по своему содержанию литература, книги [1­6], в работе активно пользовалась услугами Интернета [ 7­10]. В работе представлены фотографии знаменитых дирижеров, детские рисунки и репродукции картин знаменитых художников, много таблиц и диаграмм, яркий буклет к творческому выступлению.   5 Глава 1. Обзор литературы.   При исследовании темы  « Искусство  дирижирования , как высшая форма музыкального   исполнительства»  энциклопедическому   словарю   (     Ефрона   И.А,   1893г).    Мною   были   найдены термины,   которые   помогли   разобраться   во   многих     вопросах,   касающихся я   первоначально   обратилась   к профессии дирижера. В   книгах ( Зильберквит М. , 2017г) и (Волынский А.Л , 1909г.   )   были   найдены   интересные   высказывания,   связанных   с   искусством дирижирования, значения определённых терминов.      Большую информацию о профессии дирижера нашла в книге ( Бортновский В.А, 1987 г ), материал оказался интересным и увлекательным, что позволило мне больше узнать о первых,  самых известных дирижерах в мире.  6 В книге ( Каюкова В.А,   2014  ) представлена история возникновения искусства дирижирования, о роли дирижера в оркестре [4].          В современное время просто необходимо пользоваться услугами интернета. Для нахождения дополнительной информации, рисунков и фотографий, в работе c   таблицами   ,   при   создании   презентации,     успешно   использовала  интернет­ сайты   [7­10   ].  Результатом   моего   творчества   стал   авторский   буклет(   см. Приложение).   Глава 1.  1.1. Когда бы все так чувствовали силу гармонии.      Кто   из   музыкантов   первым   повернулся   спиной   к   зрителям? Сейчас   называют   имена   разных   композиторов   ­  Р.Вагнер,   Ф.Мендельсон, Г.Берлиоз. Это событие нельзя рассматривать, как нарушение приличия. Такое движение было продиктовано художественной потребностью.   Оторвавшись от публики   и   сконцентрировав   внимание   исполнителей,   дирижер   оказался   в некотором роде философом, который обрел свободу толкования, способность вносить   в   исполнение   собственный   замысел,   понимания   музыкального произведения.                               7 В свое время Ф.Ницше писал, что музыка делает свободным ум, дает крылья мысли,   которые   помогают   стать   не   только   философом,   но   и   более музыкантом [4 ]. ( см. Рис.1.)  Рис. 1. Ф. Ницше.        Рис.2. А. Шопенгауэр.     Ф. Ницше мечтал стать большим музыкантом. Однажды он познакомился с А. Шопенгауэром, который раскрыл ему незримую близость философии с потоком волшебной   музыки,   способной   вызывать   впечатления   эмоционального переживания   ,   а   в     определенных   случаях   даже   умственные   прозрения.(   см. Рис.2.)      Музыка   способна   на   размышления   о   борьбе   света   и   мрака,   о   смысле человеческой   жизни,   о   движении   истории,   она   постигает   загадки   бытия. Музыкальное   искусство   фиксирует   в   общественном   сознании   определенные ценности и идеалы, связанные с мировоззрением той или иной эпохи [ 3].   Композитор раскрывает существо мира и высказывает глубокую мудрость на языке, которого его разум не понимает, а дирижер выступает, как творец музыки [ 4].       В   музыкальном   искусстве   заложена   особая  философская   программа, истолковать которую – благородная задача   дирижера. 1.2. Размышления об искусстве дирижера.                              8 Имеет   ли   право   дирижер   интерпретировать   музыку,   написанную композитором? Этот вопрос ставит под сомнение необходимость существования данной профессии. Если нет прочтения, осмысления и преподнесения разгадки музыкального шифра слушателю, то есть ли сама музыка? Когда­то Леонардо да Винчи покровительственно называл музыку младшей сестрой живописи ( см. Рис 3), ибо родившись музыка в тот же миг умирает, в то время как живопись будет жить еще многие века [ 2 ].      Рис.3. Леонардо да Винчи.                  Хочется не согласиться с данным утверждением. Композитор создает шедевр, а   после   музыкальное   произведение   не   принадлежит   своему   создателю.   Оно принадлежит истории и  его служителям ­ исполнителям.    Возможность интерпретации  позволительна любому человеку, примерившему на себя фрак дирижера.       Профессиональная   жизнь   дирижера   сложна.   Он   обращается   со   своими мыслями, предложениями к оркестру, а порой и требованиями. Ему необходимо научиться   управлять   коллективом,   быть   лидером,   воспитателем,   уметь доказывать свою точку зрения. Быть профессионалом своего дела. Думаю, что он часто недоволен собой, своим коллективом и репертуаром, акустикой и тд.      Дирижерское искусство будущего не многим отличается от дирижерского искусства вековой давности.  9 Главное условие востребованности  любого дирижера ­ это умение  быть современным и всегда слушать время[4 ].       Глава 2. Материалы и методы исследований. 2.1. История дирижирования.    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и  И.А. Ефрона указывает:«  Дирижер или капельмейстер – музыкант руководящий исполнением хора или  оркестра. Взмахами правой руки, по установленным правилам, он показывает  размер, скорость движения, ферматы, оттенки исполнения и прочее»[5 ].  Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.)  музыки [6 ].       Дирижирование является одним из наиболее сложных видов музыкального исполнительства;   именно   дирижёру   принадлежит   художественная   трактовка произведения,   он   же   призван   обеспечить   как   ансамблевую   стройность,   так   и техническое  совершенство  исполнения. Хотя  те или иные  формы управления группами   музыкантов   существовали   ещё   в   глубокой   древности,   в самостоятельную профессию, требующую специальных навыков и специальной одарённости, дирижирование превратилось лишь во второй половине XIX века.       Как   самостоятельный   вид   музыкального   исполнительства     дирижирование сложилось в первой половине XIX века, однако ещё на египетских и ассирийских барельефах встречаются изображения человека с жезлом в руке, руководящего группой музыкантов. ( см. Рис.4.)  10 .  Рис.4.                                         Рис.5 В   древнегреческом   театре   корифей   руководил   хором,   отбивая   ритм   ногой, обутой в сандалию с железной подошвой. ( см. Рис.5.)  Вместе с тем уже в Древней Греции было распространено управление хором с помощью так называемой  хейрономии  (от др.­греч.  закон,   правило),   которое   перешло   затем   и   в   практику   церковного  — рука и   — χείρ νό ος μ исполнительства в средневековой Европе. Этот вид дирижирования предполагал систему   условных   движений   рук   и   пальцев,   с   помощью   которых   дирижёр указывал   певчим   темп,   метр,   ритм,   воспроизводил   контуры   мелодии   —   её движение вверх или вниз и т. д.[4 ]     С усложнением многоголосия и развитием оркестровой игры становилась всё более необходимой чёткая ритмическая организация ансамбля исполнителей, и в практику постепенно входил способ дирижирования с помощью  «баттуты»  — палки,   изготовлявшейся   из   различных   материалов,   в   том   числе   и   из   золота, служившей   для   отбивания   такта.   Самое   раннее   изображение   управления ансамблем (церковным) с помощью баттуты относится к 1432 году [3 ].       Баттута   изначально   представляла   собою   достаточно  массивную   трость; руководитель оркестра отбивал такт, ударяя ею об пол, — такое дирижирование было   и   шумным,   и   небезопасным:  Ж.   Б.   Люлли  во   время   дирижирования наконечником трости нанёс себе рану, оказавшуюся смертельной. ( Рис.6.)    Уже в XVII веке существовали менее шумные способы дирижирования; так, в ансамбле   исполнением   мог   руководить   один   из   его   участников,   чаще   всего 11 скрипач, который отсчитывал такт ударами смычка или кивками головы. ( см. Рис. 6,7)   Рис.6.                       Рис.7. С появлением в XVII веке системы генерал­баса, обязанности дирижёра перешли к музыканту, исполнявшему партию генерал­баса на клавесине или органе. Он определял темп рядом аккордов, но мог также делать указания глазами, кивками головы,   жестами,   или   даже,   как   например  И.   С.   Бах,   напевая   мелодию   или отстукивая ритм ногой [1 ].         В   XVIII   веке   генерал­басу   всё   чаще   помогал   первый   скрипач   — концертмейстер, который задавал тон своей игрой на скрипке, а мог, прекратив игру, использовать смычок в качестве баттуты [ 5].     В XVIII веке распространилась практика двойного и тройного дирижирования — при исполнении сложных вокально­инструментальных сочинений: так, в опере клавесинист   управлял   певцами,   а   концертмейстер   оркестром;   третьим руководителем   мог   стать   первый   виолончелист,   игравший   басовый   голос   в оперных речитативах, или хормейстер; в отдельных случаях число дирижёров могло доходить до пяти[ 4 ]. По   мере   отмирания   системы   генерал­баса   (во   второй   половине   XVIII   века) возрастало   значение   скрипача­концертмейстера;   и   в   XIX   веке   такой   способ дирижирования сохранялся при исполнении несложных сочинений, в частности в бальных и садовых оркестрах; он используется нередко и в настоящее время при исполнении старинной музыки [ 7]. 12 Развитие   и   усложнение   симфонической   музыки,   постепенное   расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле. Дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром [ 8]. При этом в качестве баттуты могла использоваться трубка из кожи, набитая шерстью, или рулон нот[4 ].     В начале XIX века в руке дирижёра появилась небольшая деревянная палочка. В Вене дирижёрскую палочку первым использовал Игнац фон Мозель в 1812 году;   в   1817   году   с   помощью   палочки   управляли   оркестром  К.   М.   Вебер  в Дрездене и Л. Шпор во Франкфурте­на­Майне[ 2].    Постепенное превращение дирижирования в профессию началось в последние десятилетия XVIII века, когда появились композиторы, регулярно выступавшие с   исполнением   чужих   сочинений.   Так,   в   Вене   с   1771   года   в   публичных благотворительных   концертах   Музыкального   общества,   которыми   сначала руководил  Флориан   Леопольд   Гассман,   а   затем   на   протяжении   многих   лет Антонио   Сальери,   часто   исполнялись   сочинения   ушедших   композиторов   или современников,   которые   по   тем   или   иным   причинам   лично   участвовать   в концертах   не   могли[4].   Практика   исполнения   чужих   сочинений   во   второй половине XVIII века распространилась и в оперных театрах: чужими операми нередко   дирижировали  К.   В.   Глюк,   Джованни   Паизиелло  и  Йозеф Мысливечек, пропагандировавший, в частности, творчество К. В. Глюка[8].      Если в XVIII веке композиторы­дирижёры выступали в основном со своими оркестрами   (капеллами),   исключение   составляли   лишь   оперные   композиторы, ставившие и исполнявшие свои сочинения в разных городах и странах, то в XIX веке   и   на   концертной   эстраде   появились   гастролёры,   выступавшие   как   с собственными, так и с чужими сочинениями, дирижируя чужими оркестрами, как, например, Гектор Берлиоз и Феликс Мендельсон, а позже [4 ]. 13 Доподлинно   не   установлено,   кто   первый,   пренебрегая   приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г. Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижёра с артистами оркестра[2].      Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром, интерпретация   всё   более   усложняющихся   сочинений   требовали   специальных навыков и специальной одарённости, отличной в том числе и от одарённости музыканта   ­   инструменталиста[2].   «Для   дирижирования,   —  писал   Феликс Вейнгартнер,   —  требуется   не   только   способность   полностью   понимать   и чувствовать   музыкальное   художественное   творение,   но   и   особая техническая   ловкость   рук,   её   трудно   описать   и   ей   едва   ли   можно научиться… Эта специфическая способность зачастую никак не связана с общей музыкальной одарённостью. Случается, что какой­нибудь гений лишен этой способности, а посредственный музыкант наделён ею»[4 ].        Среди   первых   профессиональных   дирижёров,   получивших   международное признание, — Ганс фон Бюлов и Герман Леви.  Ганс фон Бюлов стал первым в истории дирижёром, гастролировавшим вместе с оркестрами, в том числе с Берлинским филармоническим[3 ]. 2.2. Дирижёрское искусство в России.       До  XVIII  века   дирижирование   в  России   было   связано   главным  образом  с хоровым   исполнением,   и   в   первую   очередь   —   церковной   музыки[   9].   Для руководителей   церковных   хоров,   регентов,   вырабатывались   определённые приёмы   дирижирования,   о   которых   говорится,   в   частности,   в   «Мусикийской грамматике» Н. П. Дилецкого, относящейся ко второй половине XVII века[ 2 ]. 14 Первыми   оркестровыми   дирижёрами   были   музыканты   из   крепостных, руководившие частными капеллами; так, наиболее известный среди них, Степан Дегтярёв, управлял оркестром Шереметевых[ 7 ]. На протяжении XVIII и XIX веков в России, как и в Западной Европе, дирижирование, как правило, было связано с композиторским творчеством: известными дирижёрами в своё время были Иван Хандошкин и Василий Пашкевич, в XIX веке — Милий Балакирев и Антон Рубинштейн[ 7] ( см. Таблица №1). Таблица № 1.  « Первые русские оркестровые дирижеры – композиторы» 1766­1813 г.г. 1747—1804 г.г 1742 ­1797г.г. 1837­1910 г.г. 1829­1894 г.г С. Дектярев И. Ходошкин    В. Пашкевич М. Балакирев А.Рубенштейн Таблица № 2.  «Первые профессиональные  дирижёры не являющиеся композиторами».   Портрет Николая Рубенштейна  (пианист, дирижёр, педагог) С начала 60­х годов XIX века был постоянным дирижёром симфонических концертов в Москве, гастролировал в качестве дирижёра в Петербурге и других городах, был первым в России исполнителем многих сочинений как русских (прежде всего П. И. Чайковского), так и зарубежных композиторов  15 Первый русский музыкант, получивший международное признание, уже в начале XX века, именно в качестве дирижёра   Портрет Василия Сафонова (пианист, дирижёр, педагог)    Первым профессиональным дирижёром (не являвшимся композитором) можно считать  Николая   Рубинштейна,  который   с   начала   60­х   годов  XIX   века   был постоянным дирижёром симфонических концертов в Москве., гастролировал в качестве   дирижёра   в   Петербурге   и   других   городах,   был   первым   в   России исполнителем многих сочинений как русских (прежде всего П. И. Чайковского), так и зарубежных композиторов. Но если Рубинштейн за рубежом был известен в первую очередь как выдающийся  пианист, то  Василий  Сафонов  стал первым русским музыкантом, получившим международное признание, уже в начале XX века, именно в качестве дирижёра [6 ]. ( см. Таблица № 2  ). 2.3.  Дирижеры XX века.      Престиж профессии дирижёра особенно вырос в начале XX века;  широко распространившееся преклонение перед человеком, стоящим за пультом, дало повод Теодору   Адорно написать:   «…общественный   авторитет   дирижёров   в большинстве случаев намного превышает реальный вклад большинства из них в исполнение   музыки»   [4].   Те   же   соображения   в   20­х   годах   вызвали   к   жизни попытки создать оркестры без дирижёра, и первый такой оркестр, Персимфанс, был   создан   в Москве в  1922   году.   Однако   идея   себя   не   оправдала:   как   сам Персимфанс,   так   и   другие   оркестры,   созданные   по   его   образцу,   оказались недолговечными[3].   В XX веке стали появляться и дирижёры­женщины ( см. Приложение №1). 16 На   рубеже   столетий   открытыми   концертами   в   Гётеборге   дирижировала Эльфрида Андрее, успешным дирижёром была  Надя Буланже,  Жанна Эврар возглавила собственный Парижский женский оркестр в 1930 году[9]. В СССР первой женщиной­дирижёром  стала  Вероника Дударова, впервые  вставшая за пульт в 1944 году ( см. Таблица №3). Таблица № 3.       « Дирижеры ­ женщины»  Имя. Фотография Эльф Годы жизни 1841­1929г.г    рида Андрее Надежда Буланже Страна шведский композитор, органист и дирижёр Примечание Первая в Швеции женщина, которая заняла пост главного органиста кафедрального собора. 1887­1979 г.г Французская Первая женщина, женщина­ композитор, руководившей несколькими дирижер и педагог ведущими 1893—1984г.г Первая французкая симфоническими оркестрами Возглавила  Парижский женщина­дирижер женский оркестр в истории 17 Жанна Эврар Веро 1916­2009г.г ника Дударова Россия Первая в отечественной истории женщина­ дирижёр. Главный   дирижёр Московского государственного симфонического оркестра   1960­ 1950г.г. 2.4. Творческий облик дирижера XXI века.       Современный   дирижер     в   первую   очередь   –   исполнитель,   обладающий индивидуальной способностью, субъективного истолкования произведений.     Он должен виртуозно владеть техникой дирижирования во всех ее тонкостях и деталях.      Он должен излучать «магнетизм» чтобы держать публику и исполнителей в плену своего личного обаяния. Каждое его движение должно быть осмысленным и целесообразным.    Тайна искусства дирижирования заключается в понимании стиля. Гениальным дирижером нельзя стать, им надо родиться [ 1].     Важнейшей   задачей   дирижера   является   выявление   творческой   воли   и   установление целостности действий музыкантов­исполнителей.       К   основным   волевым   качествам   дирижера   относятся   целеустремленность, решительность, самостоятельность, настойчивость, выдержанность, уверенность в своих силах, умение оценивать результат своей работы. 18 Можно   сделать  вывод,   что   особенность   волевых   проявлений   дирижера заключается   в   их   направленности   на   коллектив   и   коллективное   исполнение. Формирование   и   проявление   волевых   качеств   дирижера   происходит   при взаимодействии с исполнителями­музыкантами в репетиционный период. Можно сделать следующий вывод:  в   волевых   действиях,   умении   добиться   исполнения   поставленных творческих   задач,   дирижер   утверждает   себя   как   профессионал, приобретает авторитет руководителя коллектива.                        Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения.  3.1. Исследование процесса дирижирования.   ( дирижер стоит на сцене, его видно ,  руками он управляет и т.д.).    Процесс     публичного   дирижирования   имеет   явные   внешние   проявления    В   зависимости   от   времени   ,   страны,   социально­экономических   условий   внешние   свойства   могут   претерпевать   существенные   изменения.   Есть   основы более значимые и важные, которые оказывают скрытое воздействие на действия дирижера [4 ].     Взяв   за   основу   исследования   дирижерскую   деятельность   (   имеющую   вид абсолютного лидерства)  удалось выявить три  достаточных основания процесса дирижирования: людская масса, жесты рук, целостное восприятие музыки. 19 Во все времена существовало и будет существовать желание управления одних людей   другими.  Людям   свойственно   выделять   для   своего   управления   одного человека,   и   он   ,   благодаря   их   поддержке,   становится   идеальным   лидером. Основоположником   философско­психологических   исследований   бытия человеческих   коллективов   был   французский   психолог   и   философ   второй половины   XIX     в.  Г.   Лебон.   Анализируя   жизнь   и   бытия   человеческих коллективов, он пришел к выводам:  любое скопление людей, вызывает сильную деструкцию, разрушающую  толерантность и  гуманизм;  факт принадлежности человека к массе, делает его менее  цивилизованным;   истинной  нормой общения  является: « лидер  ­ подчиненные».    Одним из примеров высокой организации является оркестр ( требующий для своего   существования   наличия   единого   лидера).  Дирижеру   оркестра   сложно сплотить   людей   в   единый   творческий   коллектив.   Он   своей   харизмой, вдохновением   и   артистизмом,   объединяет   не   только   музыкантов,   но   и слушателей концерта в единую, неразделимую массу.      Возможно он   обладает     способностью воздействия  на массы оркестра и публики при помощи гипноза. Данная сила у него возникает только во время концертного выступления, а в обычной жизни она может не проявляться.    Когда дирижировал  Р. Вагнер,­ писал немецкий дирижер начала XX столетия Ф. Вейнгартнер, у оркестрантов совершенно не было ощущения, что ими  кто­то управляет.   Каждому   казалось,   что   он   руководиться   лишь   собственным музыкальным чутьем… [ 1].  20 Однажды дирижер и музыкальный психолог  Г.Л. Ержемский  , прослушав симфонию №10 Д.Д. Шостаковича   под управлением  Г. фон Караяна,  часто вспоминал   пережитые   им   ощущения   во   время   концерта.   Он   неожиданно обнаружил себя и окружающих стоящими рядом со своими местами.   Вывод:  массовость   аудитории   дирижирования.   является   основанием   процесса 3.2.  Основная система жестов дирижера.      Дирижерское   руководство   оркестром   осуществляется   определенной профессиональной системой жестов. Жесты рук способны начинать, продолжать, завершать ход музыки. Они регулируют процесс движения.     Жесты встречаются в пантомиме, в ораторском искусстве, в танцах, живописи, кинематографе ( см. Приложение №1).     Жесты   можно   рассмотреть,   как   процесс   коммуникативного общения(   невербальные   формы   коммуникации).   Исследование   жеста происходило в семиотике, как в нашей стране, так и за рубежом [4 ]. Р.   Бердвистела  был   создателем   специальной   науки   о   коммуникативных движениях – кинесики .       Данные   исследования   дали   толчок   для   научного   изучения   эстетической функции жеста, а также   для популярного в настоящее время, изучения языка жестов [ 7]. Взмахи рук дирижера озвучивают не только партитуру, но и представляют дух музыки.   Жест   всегда   первичен   по   отношению   к   музыке;   жестами   дирижер исполняет­творит музыку ( см. Приложение №2).   Вывод:  21  жестоуправление   есть   второе   достаточное   основание   процесса дирижирования. Но   каков   смысл   дирижерского   жеста?   Чтобы   дирижеру   создавать   свою трактовку   сочинения   физической   силы   мало,   необходимо   волевое   начало. Дирижерское   волевое   воздействие   имеет   объединяющую   сплачивающую природу. Энергия воли может быть сосредоточена не только в кистях рук, но и во взгляде, в корпусе всего   тела. Жесты дирижера могут быть максимально насыщены   экспрессией.   Яркими   представителями   такого   сценического   образа относятся: Г.Малер, А.Тосканини, Е.Ф. Светланов, В.А.Гергиев[2].     Встречаются дирижеры, которые не все так телесно красноречивы. Они могут так уменьшать движения своих рук, что создается ощущение, будто дирижер перестал дирижировать.       Представителей   такого   сценического   образа   называют   дирижерами­ интровертами. Самым известным интровертом принято считать  О. Клемперера [3 ]. Он во время концерта позволял себе просто опускать руки на фоне игры оркестра ( см. Приложение №3) Вывод:   в открытом концерте посредством жестов рук дирижер несет новую музыкальную информацию. 3.3. Целостное восприятие музыки в практическом дирижировании. Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, Он в оркестре ­ президент! 22 Любой   музыкант   оркестра,  а   особенно   дирижер,  приступая   к   исполнению музыкального произведения, тонко чувствует и представляет звучание музыки, к достижению   каких   целей   он   стремиться.   Восприятие   музыки   у   всех разнообразное. Для того чтобы хорошо понимать музыку необходимы большие знания о жизни композитора, его отношение к людям, к искусству. Мне   очень   хотелось   почувствовать   себя   немного   в   роли   дирижера. Познакомилась с творчеством немецкого композитора Л.В. Бетховена. Выбрала для дирижирования пятую симфонию . В ходе исследования мне не хватило в первую очередь, целостного восприятия музыки, физической  силы, разнообразия жестов, эмоциональной отдачи, знаний и опыта.  Выступила с защитой своей работы перед одноклассниками и учащимися школы, ответила на все  интересующие их вопросы. В конце выступления ребятам был подарен  буклет ( см. Приложение. )  Рис. 8.  Вывод: необходимо развивать в себе лидерские качества, которые присутствуют у настоящего дирижера.  3.4. Взгляд художника на личность дирижера. Очень часто дирижеров и композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует   красками,   а  дирижер   и   композитор   музыкой.  Опытный   художник   всё видит   одновременно,   так   же   как   хороший   дирижёр   слышит   одновременно   и скрипку, и флейту, и фагот, и другие музыкальные инструменты. 23 Многие   художники,   обращаясь   к       данному   образу   пытаются   проникнуть   в замысел  дирижера ( см. Рис 9­14 )  Рис .9. Моисеева Лиана. Дирижёр         Рис .10. Гераськина Зинаида. Дирижёр Рис .11. Илья Репин                        Рис .12. Лев Русов Ленинградская симфония.  Портрет Антона Григорьевича          Дирижирует Е.А. Мравинский. 1980 г. 24 Рубинштейна. 1881 г.                                                               Рис.13. Василий Плотников                    Рис .14. Графов В. Портрет дирижёра                                Дирижёр Юрий Темирканов. 1969 г.          Валерия Георгиева.                                    Одноклассникам и друзьям мною было предложено нарисовать дирижера таким, каким они его представляют (Приложение № 4). Анализ   рисунков     и   сравнение   жестов   представлен   в   виде   таблицы(   см. Таблица№4).  Таблица №4 25 3.5. Анкетирование и опрос. Интервью.  Среди учащихся школы, друзей и знакомых  было проведено анкетирование ( см. Приложение №5).                       26 Результат опроса: На вопрос:  Что означает слово дирижер? 80% ребят знают , что означает слово дирижер, 10% не знают, 10 % сомневаются. На вопрос:  Сколько основных групп инструментов в симфоническом оркестре? 50% ответили правильно, 30% не знают и 20% сомневаются в своем ответе. На вопросы:  Кто является главным дирижером Мариинского и Большого театра? Среди моих сверстников мало кто знает  ответ на этот вопрос.    Сцена без музыкантов всегда выглядит уныло и заброшенно. Но когда оркестр на   месте,   музыканты   замирают   в   ожидании.   Миг   почти   абсолютной   тишины длиться ровно до тех пор, пока дирижёр не прервёт его одним лишь взмахом руки. Только этому человеку, стоящему спиной к зрителю, дана власть руководить этим  почти мистическим   действом,  когда  из какофонии разрозненных звуков рождается музыка… 27 При исследовании взяла интервью и обратилась за консультацией  к Абрамову Виталию   Абрамовичу   ­   директору   МБУ   ДО   «   ДШИ»   г.   Выкса,   дирижеру муниципального академического русского концертного оркестра «МАРКО» ( см. Рис. 15, 16 ).  – Как вам удаётся находить общий язык со всеми солистами? – Профессия дирижёра вообще предполагает умение находить быстрый контакт с любым человеком. Тем более что не только солисты – оркестры бывают очень разные.   Коммуникабельность   –   очень   важное   качество   для   дирижёра, необходимо ладить с людьми. ­А как бы вы определили ваш стиль руководства оркестром? – Я стараюсь помогать музыкантам. Моя первая задача – создать в коллективе по­настоящему   творческую   атмосферу   –   атмосферу   взаимопонимания   и поддержки.  ­ Когда был создан ваш оркестр? ­Оркестр народных инструментов преподавателей ДМШ г. Выксы был создан на базе   Детской   музыкальной   школы   в   1996   году,   в   целях   подъема   интереса учащихся к народному искусству. За творческий период оркестр значительно расширился, вырос его исполнительский уровень.   28 Сегодня в репертуаре оркестра свыше 60 произведений русской , зарубежной и современной   классики.   Оркестр   живет   активной   творческой   жизнью.  Рис.15.     Рис.16. В заключении  хочется сделать выводы:  в нашем городе есть свои звезды, которыми можно гордиться;  художественный   вкус,   умение   профессионально   грамотно интерпретировать музыкальное произведение отличают дирижера;  оркестровая музыка среди молодежи пользуется популярностью, интерес к музыкальному   искусству   не   угасает,   ребята   стали   активно   посещают музыкальную   школу   в   которой   дополнительно   открылось   отделение инструментов эстрадного оркестра;  дирижерские лидерские  качества  могут  пригодиться в любой профессии. 29 Литература: 1.Бортновский В. А. Дирижёры мира. М.: Издательство « ДПК Пресс», 2007­ 210с. 2.Волынский А.Л.  Леонардо да Винчи. Киев: Типография С.В.Кульженко, 1909 г. С.363. 3.Зильберквит М. Мир музыки.­ М.: Гамма­Пресс; 2017­480с. 4.Каюков   В.А.   Дирижер   и   дирижирование   /   Вступ.ст.   П.С.Гуревич,   А.Р. Кашаев.М.: Издательство « ДПК Пресс», 2014.­214с. 5.Келдыш Г.В. Музыка. М.: НИ « Большая Российская Энциклопедия», 1998­ 672с.  6.Энциклопедический   словарь.   СПб:   Типо­Литография   И.А.   Ефрона,   1893. С.654. 7.http://dic.academic.ru; 8.http://molmk.by/images/; 9.https://ru.wikipedia.org; 10.http://liubavyshka.ru/. 30 Приложение №1     Пантомима Ораторское искусство Танец Театр клоунады « Лицедеи» г.Санкт­Петербург Живопись   В.В. Путин ­  президент Российской Федерации Кинематограф Индийский танец Опера «Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи «Руслан и Людмила» М.И. Глинка «Золушка» 1947г   Режиссёры:  Надежда Кошеверова,   Михаил Шапиро 31 Приложение №2   Фотография дирижера ои Влад мир Теод рович Спивак в  ии ои ( 1944г.), советский и российский  дирижёр, скрипач, педагог. Евгений Федорович Светланов (6  сентября 1928 — 3 мая 2002)  советский и российский дирижёр,  композитор и пианист Вал рий Абис лович Г ргиев( 2 мая  аи еи еи 1953г. Осетия) советский и российский  Дополнительная информация Этот   человек,   сумевший   стать настоящей   легендой   в   своей   Талантливый   скрипач, профессии. виртуозный   дирижер,   основатель популярного   оркестра  «   Виртуозы Москвы»  Принадлежит к числу гениальных  творцов не только XX века, но и всей  истории мирового музыкального  искусства. Он талантлив во всем ­ как  дирижер, композитор, пианист,  публицист, теоретик, критик,  общественный деятель, просветитель,  рецензент. Дирижер Лондонского симфонического и Мюнхенского филармонического  оркестров. Несколько десятилетий он  остается бессменным худруком  Мариинского театра. Его талант  восхищает, ему удалось открыть  32 дирижёр,  Приложение № 3.  « Дирижеры –экстраверты» русскую музыку западному зрителю. Австрийский   композитор,   оперный   и Итальянский дирижёр. симфонический дирижёр. Г. Малер ( 1860­1911) А. Тосканини (1867­1957)  « Дирижеры­интроверты» Немецкий дирижёр и композитор. В его репертуаре   широко   представлены Американский композитор, пианист,  дирижёр и популяризатор  произведения   И.­С.Баха,   Бетховена, Брамса,   Брукнера,   Генделя,   Малера, Мендельсона, Моцарта, Стравинского... академической музыки. О. Клемперер ( 1885­ 1973) Л. Бернстайн ( 1918­1990) 33 Приложение №4                       « Профессия дирижер –глазами детей » автор: Куваев Иван            автор: Калповский Кирилл     автор:   Миронова   Мария     (акварель)             автор: Мокина Мария 34 Приложение №5 Анкета для опроса Ф.И. класс 1. Что означает слово дирижер? А – управлять Б – заправлять В  ­ решать 2. Сколько основных групп инструментов в симфоническом оркестре? А­ 4 Б­3  В­ 5 3. Кто   является   главным   дирижером   Мариинского   театра   в   Санкт­ Петербурге? А­   Туган Сохиев                            Б ­ Валерий Гергиев В – Василий Синайский  4. Кто является дирижером Большого театра в Москве? А­   Туган Сохиев                            Б ­ Валерий Гергиев В – Василий Синайский  35 36

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА" Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая

"ИСКУССТВО ДИРИЖИРОВАНИЯ, КАК ВЫСШАЯ ФОРМА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА"  Гуманитарное отделение Секция искусствоведческая
Скачать файл