ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
Ребенок не
рождается с готовой способностью к мышлению. Первые мыслительные процессы
возникают у него в результате познания свойств и отношений окружающих его
предметов в процессе их восприятия и действия с ними. Следовательно, развитие
восприятия и мышления находится в тесном единстве. Первые проблески детского
мышления носят практический, действенный характер. Это наиболее ранняя форма
мышления называется наглядно-действенной и способствует формированию других,
более сложных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления. При
нормальном развитии ребенка первые проявления наглядно-действенного мышления
наблюдаются в конце первого – в начале второго года жизни. В дошкольном
возрасте ребенок способен решать доступные для него практические задачи, во
многих случаях он может самостоятельно найти выход в той или иной проблемной
ситуации. Однако для совершенствования наглядно-действенного мышления даже у
нормально развивающихся детей необходима педагогическая организация
деятельности, при которой успешно происходит обучение способам ориентировки в
окружающем, обобщение опыта действия с предметами. Без специального обучения
наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей значительно отстает в
развитии. В результате чего далеко не всем детям к концу дошкольного периода
доступно выполнение даже таких практических задач, как перемещение предмета
рукой, его использование или элементарное изменение. Между тем дети с
нормальным интеллектом легко решают эти задачи уже в младшем дошкольном
возрасте. Умственно отсталые дети часто не осознают наличие проблемной
ситуации, а если и понимают ее, то не связывают поиски решения с необходимостью
использования вспомогательных средств. Так, ложка, ножницы, лопатка и др.
созданы человеком как вспомогательные средства или орудия, овладение которыми
не всегда правильно осмысливается детьми. Когда они с помощью взрослого
применяют эти средства, то недостаточно еще обобщают собственный опыт действия
и не могут использовать его в решении новых задач в отсутствие предмета. У
детей с нарушением интеллекта отсутствует активный поиск, они часто остаются
равнодушными как к результату, так и к процессу решения практических задач,
даже в тех случаях, когда задача игровая. Умственно отсталый дошкольник в
отличие от нормально развивающегося сверстника недостаточно ориентируется в
пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценить свойства объекта и
отношения между ними, испытывает ряд трудностей моторного характера. В связи с
тем, что оценка свойств орудия у детей-олигофренов весьма затруднена, они не
отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные
действия, т. е. фактически у них отсутствуют подлинные пробы, в то время как
метод проб и ошибок – основной в решении новых наглядно-действенных задач.
Предлагаемая система дидактических игр и упражнений, разнообразных поручений
дана в порядке нарастающей сложности, что позволяет познакомить детей со
способами предметных действий, помочь осмыслить свою самостоятельную
деятельность. Педагог должен научить детей выполнять действия со
вспомогательными предметами-орудиями. Индивидуальный опыт складывается в
результате самостоятельных действий и подражания взрослому при словесном
обобщении этих действий педагогом и ребенком. Необходимо стремиться разбудить
интерес к решению простейших мыслительных задач, активизировать мыслительную
деятельность ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.