Использование элементов фитнес-йоги на занятиях физической культурой в колледже

  • docx
  • 02.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья.docx

Использование элементов фитнес-йоги на занятиях физической культурой в колледже

 

Андреева Ольга Петровна, преподаватель        

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Центр-колледж прикладных квалификаций, Мичуринск, Россия

 

Йога – это физические нагрузки, которые являются мощным антидепрессантом, которые стимулируют рост интеллектуальной и творческой активности, а также это путь к здоровому образу жизни. Когда говорят о йоге, чаще всего имеют в виду раздел хатха-йоги, связанный с физическими упражнениями. Основу методики составляют три типа упражнений: физические (асана), дыхательные (пранаяма), медитация.

Анализируя системы физического воспитания можно отметить, что:

- программы  по физической культуре, недостаточно полно отражают возможности гимнастических упражнений (их разнообразие, доступность, регламентированность) в решении задач гармоничного развития обучающихся;

- слабо используются элементы новых популярных видов современных оздоровительных систем(ритмической, атлетической, стретчинга, аэробики, фитнес-йоги и других), которые, в случае их адаптации к учебным занятиям физическими упражнениями, могут расширить круг частных задач, решаемых с помощью гимнастики, и повысить эффективность гимнастических упражнений.

Специфика урока физической культуры состоит в том, что обучающийся всегда на виду, и если он допускает ошибку, то это тут же становится заметно окружающим. Но в каждой группе есть обучающийся с так называемым синдромом зеркала – боязнью своего отражения в глазах однокурсников.

Можно заметить, что организация фитнес-занятия схожа с уроком: здесь тоже есть подготовительная, основная и заключительная части. Принципиальная разница – в средствах, предлагаемых фитнесом. Таким образом, и поставленные задачи будут решены, и урок в целом выиграет в разнообразии, динамичности, и интерес обучащихся повысится.

В программе по физической культуре есть такой вид спорта, как гимнастика. Сейчас она переживает свое второе рождение. Появляются новые виды гимнастики – такие, как атлетическая гимнастика для юношей, аэробика или ритмическая гимнастика для девушек. В наше время есть  возможность более полноценно использовать урочное время для занятий с использованием одного (или нескольких) видов современных оздровительных систем. Все эти виды физических упражнений имеют ряд положительных особенностей, влияющих на состояние здоровья: защита от сердечных заболеваний; аэробные тренировки увеличивают жизненную емкость легких, что влияет на продолжительность жизни; укрепление костной и мышечной систем (мышцы и кости становятся сильнее); хорошая возможность регулировать веси т.д.

Фитнес-йога проводится с музыкальным сопровождением, что обогащает занятия эстетическим содержанием, выразительными, точными и красивыми движениями. При занятиях фитнес-йогой решаются многие педагогические задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные):всестороннее, гармоническое развитие форм тела и функций организма человека, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья; формирование важных музыкально-двигательных умений и навыков; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения.

Все упражнения фитнес-йоги можно разделить на три группы – это стрейчинг (упражнения на растяжку), асаны (специальные позы) и дыхательные упражнения.

Объем средств (содержание и виды движений), используемых для решения этих задач, зависит от основной цели занятия. Элементы фитнес-йоги можно не только использовать в различных частях, но и строить на них занятия, структура которого в этом случае будет такая же, как и классического урока физической культуры. В нем выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную).

Занятия фитнес-йоги проводятся под музыку, так как от этого во многом зависят эффективность и привлекательность занятий для обучающихся. В подготовительной части используется умеренный темп, создающий эмоциональный настрой урока. Музыка управляет темпом движений, в заключительной медленная, спокойная музыка используется как фон.

Перед началом выполнения упражнений обязательно нужно ознакомить обучающихся с простейшими правилами безопасности при выполнении асан йоги: - при занятиях дышите глубоко, непрерывно и ритмично через нос, старайтесь не задерживать дыхание, поскольку это напрягает тело; - во всех позах сидите или стойте прямо, чтобы тело приняло правильное положение, вытяните позвоночник. Вес тела должен быть распределен равномерно; - точно принимайте положение, указанное для каждой позы. Эта информация очень важна и позволяет получать максимальную пользу от занятия. Не пытайтесь форсировать растяжку. Стремление чрезмерно растянуть мышцы приводит к их рефлекторному сокращению (защитная реакция), а порой и к травмам.

В подготовительной части специальной разминки основное внимание уделяется тем группам мышц и связок, которые будут задействованы в основной части. Чтобы в дальнейшем избежать травмы, следует включать в занятия также упражнения на растягивание (стретчинг) с небольшой амплитудой. Сначала можно провести обычную разминку, которая активизирует деятельность центральной нервной системы и внимание обучащихся. Эти упражнения способствуют подготовке опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части урока. Но можно провести разминку с использованием подготовительного комплекса йоги «Приветствие солнцу».

Но основная масса асан заимствована из классической Хатха Йоги. Это позы Кобры, Полусаранчи, Саранчи, Лука, Касания головой колена, Наклона вперед сидя, Плуга, Стойка на плечах, Рыбы,и, конечно, Мертвая Поза – всего девять базисных асан и 2 асаны глубокого расслабления.

В основной части занятия для решения поставленных задач, связанных с формированием у обучающихся определенных двигательных навыков, удобно применять фронтальный способ выполнения упражнения. Это наиболее распространенный способ организации обучающихся при выполнении упражнений йоги. При этом хорошо заметен обучающийся, который по какой-то причине не успевает за остальными. Преподаватель может демонстрировать асаны (позы) йоги сам или применять мультимедийное оборудование для демонстрации презентации с асанами йоги. Применение мультимедийного оборудования в основной части урока позволяет организовать работу преподавателя и студентов наиболее эффективно. Преподаватель имеет возможность следить за правильностью выполнения асан (поз): положение тела, дыхание, длительность выполнения упражнения; вносить коррективы, исправлять ошибки обучающихся, давать методические указания.

Основная часть занятия должна быть направлена на обогащение индивидуального опыта специальными прикладными физическими упражнениями (асанами-позами йоги). Во время изучения и выполнения обучающимися асан нужно использовать индивидуальный подход. Это обусловлено тем, что все обучающиеся имеют разный уровень физического развития, и не каждый сможет сразу правильно выполнить ту, или иную асану. Так же обучающиеся должны понять что, упражнения (асаны-позы йоги), направлены на растяжку позвоночника, равномерное дыхание, статические нагрузки, формирование правильной осанки, развитие подвижности суставов. В ходе выполнения асан(поз) обучающиеся должны усвоить - в йоге каждая асана (поза) имеет свое оздоровительной значение. Это значение озвучивается при показе позы. В зависимости от темы занятия группа выполняет разные упражнения (асаны). Асана – это специальная поза, которая выглядит статичной, но наполнена внутренней динамикой. Асаны стоя являются фундаментом всех остальных асан. Они укрепляют тело, увеличивают жизненную силу и физическую выносливость, улучшают кровообращение, тонизируют, снимают нервное напряжение.

Наклоны вперед восстанавливают, снимают усталость, успокаивают нервную систему. Скручивания оживляют позвоночник, тонизируют внутренние органы, устраняют вялость, омолаживают. Прогибы назад помогают бороться с сутулостью. Правильное выполнение восстанавливающих поз не требует особых усилий, но вместе с тем они оказывают невероятно благоприятное воздействие. В основном это простые, легкие позы, которые может выполнить любой из пришедших на занятия. Вторая половина занятий – реабилитация, чтобы успокоиться и привести тело в порядок после нагрузки. Несмотря на кажущуюся легкость и простоту, занятия фитнес-йогой обладают неограниченным потенциалом для тех, кто хочет развиваться и нацелен на успешную работу со своим телом.

Во время выполнения асан йоги (растяжка позвоночника, равномерное дыхание, статические нагрузки) в процессе занятия идет развитие физического качества гибкость и координации.

Заключительная часть имеет восстановительную направленность. В ней применяются упражнения на расслабление, дыхание, и упражнения на гибкость (стретчинг). Их воздействие направлено на мышцы, получившие самую большую нагрузку. Упражнения для стретчинга в заключительной части занятия подбирают таким образом, чтобы снять мышечное напряжение. С одной стороны, такие упражнения нормализуют дыхание и ЧСС, с другой – стретчинг способствует развитию гибкости суставов и эластичности мышц.

В заключительной части занятия можно так же провести рефлексию в форме беседы. Узнать об ощущениях обучающихся и их эмоциональном состоянии и т.д. Здесь можно акцентироваться на оценку индивидуального здоровья обучающихся, на их уровень овладения навыками сотрудничества в коллективных занятиях физическими упражнениями.

 

Список литературы

1.Агеева Г.Н. Методика обучения студентов специального учебного отделения с использованием элементов йоги. Социальные и медико-биологические аспекты здоровьесбережения населения средствами адаптивной физической культуры: материалы всероссийской научно-практической конференции / под ред. О.В. Балберовой. – Салават: Типография ФОБОС. – 2013. – С. 185–187.

2.Амплеева, В. В. Возможности и перспективы использования средств и методов йоги в системе физического воспитания студентов вуза / В. В. Амплеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 198-200.