Использование игровых технологий
на уроках русского языка и чтения
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
Игра — самое любимое, самое естественное занятие детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроках письма и чтения является приобретение конкретных практических навыков, закрепление и перевод знаний в опыт.
Использование игровых технологий на уроках письма и чтения в обучении и развитии ребёнка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках письма и чтения способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации. Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего урока?
Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке?
Как сделать так, чтобы учиться было интересно?
Чему нужно обучать на уроках письма и чтения?
Использование игровых технологий на уроках поможет ответить на все эти вопросы. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.
Игры, применяемые на уроках русского языка, многогранны и разнообразны. Их классификация может быть различна. Можно выделить следующие основные группы.
1.По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные.
2. По характеру игровой методики: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры-драматизации
3. По форме использования на уроке и содержанию: настольные; дидактические; подвижные; деловые; интеллектуальные.
1.
Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной
игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача.
2. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной
деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют
некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро.
Это снижает интерес к игре. Разновидности этих игр: словесная дидактическая
игра, сопровождаемая передачей мяча от учителя к обучающемуся, различные формы
диктантов ( например, зрительный), различные виды письма.
3. Подвижные игры: со стихотворением, сюжетные игры с личным участием детей и
т.д.
4. Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных
знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать.
5. Интеллектуальные игры, классическими примерами которых являются шашки и
шахматы, вызывают у ребят большой интерес. К ним относятся загадки, шарады,
метаграммы, анаграммы, логорифы, рассказы-загадки.
4. По характеру педагогического процесса игры делятся на:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические.
5.По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО
Требования к подбору игр
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
4. Орфоэпические минутки.
Игры можно классифицировать в зависимости от того, на каком этапе урока они могут использоваться.
Как бы не классифицировались игры, их значение в развитии обучающихся велико. Игру можно считать выполнившей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:
1.
Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у
школьников умения учиться;
2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как
учение.
Применение игровых технологий помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Немаловажно
также и то, что игра на уроках письма и чтения способствует обогащению
словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный
эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и
воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость,
целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации и,
конечно, позволяет детям чувствовать себя детьми.
Систематическое включение занимательного материала в уроки позволяет не только
обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому
взглянуть на предмет.
1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на уроках письма находить возможность для отработки произносительных норм. Это могут быть орфоэпические минутки.
Например:
(Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.
(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.
(КвартАл - устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квартАл.
Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.
Или могут рифмовки, которые можно проговаривать хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
Например:
ДремОта и зевОта уходят за ворота. (потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвее. ( наклоны)
2. Лексико-фразеологические игры
«Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
2. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.
1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
3) Волков бояться - друга обмануть.
4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.
Ключ: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.
3. Восстановить пословицы, части которых соединены неправильно. Указать, какие предложения получились: сложносочиненные или простые с однородными членами.
1) Семь раз отмерь, а реч(?) короткая.
2) Без грамоты хоть плач(?) а корень свеж(?).
3) Веревка хороша длинная, а один раз отрсж(?).
4) Стар дуб, а с грамотой хоть вскач(?).
Ключ: правильно- 1 +3;2 + 4;3 + 1;4 + 2.
3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
«Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положени
Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), воздушный шарик (собака Шарик).
4. Кроссворды, чайнворды, ребусы на уроках письма и чтения
Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка. Оживить опрос и активизировать работу учащихся на уроках письма и чтения помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды.
Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме.
Кроссворды не оставляют равнодушными школьников любого возраста. Педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, как составленные на базе основного программного материала с зашифрованными понятиями и терминами. В кроссвордах могут быть зашифрованы слова на какое-либо правило, изученное детьми и отрабатываемое на уроке повторения. Работа с кроссвордом не потребует от учителя каких-то особых усилий. Объяснив однажды учащимся, как их нужно решать, вы будете постепенно предоставлять ребятам всё большую самостоятельность, и результаты не заставят долго ждать: ребята очень быстро увлекаются этим занятием, появляется элемент соревновательности, и, как следствие, ребята начинают составлять свои собственные кроссворды и предлагают их для решения на уроке.
Отличительной особенностью кроссвордов, чайнвордов, ребусов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников.
Например:
· Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:
421 3467 35121
9810 104239 25131
1086 108910 28517
Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Ответы: ива гимн глава
рот тигр влага
том торг волан
Ценность использования игр на уроке заключается в том, что на
их материале можно отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова,
развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том,
что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих
свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой
в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения
учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как
устную, так и письменную.
Выводы:
1)
занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных
интересов и активизации деятельности учащихся.
2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности.
3) Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует
память, стимулирует интерес к предмету.
4) Игровые формы обучения на уроках русского языка развивают творчество детей
и создают более прочную базу знаний на данном этапе обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.