Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 12.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование ИКТ в процессе обучения предмету позволяет: -активизировать познавательную деятельность учащихся; -формировать их мотивацию к самосовершенствованию; -связывать учебный процесс и работу научных обществ учеников; -повышать качество учебных исследований за счет расширения контактов с ведущими центрами страны по организации эвристической деятельности учащихся; -добиваться высоких учебных результатов.
Иконка файла материала использ. икт.doc

                                         

                                          Кульбаева Лариса Абуллаевна.

                                          МОУ СОШ гп.Кашхатау Черекского                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                          района КБР.

                                          Учитель русского языка и литературы.

 

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.

 

    Использование ИКТ в процессе обучения предмету позволяет:

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-формировать их мотивацию к самосовершенствованию;

-связывать учебный процесс и работу научных обществ учеников;

-повышать качество учебных исследований за счет расширения     контактов с ведущими центрами страны по организации эвристической деятельности учащихся;

-добиваться высоких учебных результатов.

   Наша школа располагает двумя кабинетами информатики, имеется выход в Интернет, в моем кабинете (кабинете русского языка и литературы) имеется компьютер, на котором я работаю в свободное от уроков время. Все ученики прекрасно умеют пользоваться компьютером. Все это значительно облегчает использование ИКТ в работе. К тому же многие ученики имеют компьютеры дома.

   Для овладения современными информационно-коммуникативными технологиями, с целью внедрения их в свою обучающую и воспитательную работу я прошла краткосрочное обучение в ГОУ ДПО "Кабардино-Балкарский центр

дистанционного обучения" на учебной площадке КБ РЦДО по "Информационные технологии в деятельности учителя -

предметника".

   В своей работе я использую также диски с электронными учебными материалами. Например, "Репетитор по русскому языку". На уроках литературы и русского языка пользуюсь всевозможными таблицами, сведениями о писателях и т.д., скачанными из Интернета. Есть у меня в кабинете и телевизор, и DVD-плейер, и видео, которые я тоже часто использую на уроках.   

 Используя в своей работе ИКТ разработала несколько алгоритмов для подготовки к ЕГЭ.

1.Для того чтобы ученики успешно справлялись с заданиями типа А и В, разработала ряд вопросов и заданий при работе с текстом на уроке.

1.Сделайте анализ текста. Докажите каждую свою мысль. Озаглавьте.

2.Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

3.Объясните постановку знаков препинания.

4.Выполните синтаксический разбор сложного предложения.

5.Выпишите три словосочетания с различными видами связи.

6.Определите разряд прилагательных ….

7.Определите род и склонение существительного …

8.Определите, к какой части речи следует отнести слово …

9.Выпишите все местоимения из предложения…

10.Сделайте словообразовательный разбор слов…

11.Найдите слова, соответствующие схемам …

12.Выполните фонетический разбор слова …

13.Найдите в тексте эмоционально - окрашенные слова. Объясните их роль.

14.Определите виды изобразительно-выразительных средств и их роль в предложении.

    Задания можно разнообразить, чтобы не повторяться на каждом уроке.

Для того чтобы ребята хорошо справились с заданиями А-27 - А30 и с заданием С, составила памятку.

     Хочешь получить высший балл за понимание содержания исходного текста? Тогда запомни самое главное!

 

1.Внимательно читай текст. Быстрое чтение приводит к тому, что ты просто не поймешь его содержание и позицию автора.

2.Определи, какие языковые средства использует в своей статье автор, чтобы передать отношение к поднятой проблеме, теме и воздействовать на читателя.

3.Определи, какова тема, проблематика, идея этого текста.

4.Определи, в каких предложениях открыто звучит авторская позиция.

5.Определи стиль и тип речи.  

 

Эти алгоритмы были размножены мной и распространены между коллегами в нашей школе, а также между учителями района после выступления на августовском заседании МО учителей русского языка и литература. Также со своими разработками приняла участие во Всероссийском конкурсе педагогов "Образование: взгляд в будущее" в номинациях "Методические разработки по предметам", "Методические разработки внеклассных мероприятий" и в номинации "Технология развития творческих способностей детей".

         В соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Учебный предмет «Русский язык» вносит огромный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: и личностных, и регулятивных, и познавательных, и коммуникативных.

   Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации. 

   Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Работая совместно, учащиеся распределяют роли, планируют деятельность, что дает школьникам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу (в основном это робкие и слабые ученики).

   Группы могут выполнять одинаковые или разные задания. Но задачи разные. Если задания одинаковые, кто быстрее и вернее выполнит работу. Если разные задания, скорость можно не учитывать. Оптимальный состав групп 5-7 человек. Состав групп, естественно, непостоянный и определяется самими учениками. Учитель только корректирует его, учитывая взаимоотношения между ребятами. Такая работа может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: выполнения заданий и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. В группах, как и при индивидуальной работе, организуется самостоятельная работа. Но выполнение групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение является непременным условием формирования правильных понятий. При этом, я думаю, нельзя принуждать детей, нельзя выражать недовольство тому, кто от нее отказывается, нельзя плохо оценивать работу. Надо найти положительную крупицу, чтобы у ребенка был стимул выполнять любую работу и далее. 

     Совместная работа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ни в коем случае ребята не утомились, чтобы не снизилась эффективность. И обязательно надо поощрять детей, когда они высказывают свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других и терпимо относиться к чужому мнению. Но решающая роль опять-таки принадлежит в этом учителю.

   Формы групповой работы я использую в своей практике уже ряд лет. И такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результат учебного труда и способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма, занимают особое место. По творчеству М.Ю.Лермонтова я разработала три варианта урока: урок-диспут, урок-КВН и урок-викторину. Предложила ребятам выбрать один из вариантов. С большим энтузиазмом был выбран второй вариант, урок-КВН. Ребята поделились на две команды (группы), каждая из которых тоже поделилась на группы. Одна из них подбирала девиз, придумывала название команде, другая инсценировала отрывок из романа «Герой нашего времени», третья готовила вопросы команде-сопернику, четвертая рисовала иллюстрацию к одному из произведений Лермонтова, чтобы соперники впоследствии угадали, к какому произведению иллюстрация и кто или что на ней изображено. Готовясь, ребята перебрали большое количество литературы, совместно искали ответы на вопросы, выбирали отрывок для инсценировки, перечитали стихи поэта. Какой багаж знаний они получили, и как эта работа сплотила ребят!

   Сейчас в связи с демократизацией общества и мы, преподаватели, получили большую свободу в выборе методов, приемов и средств обучения. При этом особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма. Форма групповой работы прекрасно может использоваться на всех этапах урока.

    Например, урок-следствие «Следствие ведут знатоки». Тема «Деепричастие как особая форма глагола». Урок начался с повторения пройденного материала. Его подготовила и провела группа ребят. Это был блиц-опрос по теме «Причастие» с использованием интерактивной доски. После чего была предложена проблемная ситуация: провести тщательное расследование по определению слова-незнакомца. Поделившись на группы, ребята разобрали предложения: подчеркнули члены предложения, определили, какими частями речи они выражены. Их четыре. В одном из предложений деепричастие. Ребята не смогли определить, к какой части речи оно относится, ведь это для них слово-незнакомец. На доске появляется запись:

 

веселый      -      весело   -   веселящийся   -    веселясь.

 

Снова групповая работа. Ребята определили признаки первых трех слов, то есть сделали морфологический разбор. Следующий этап работы: ребята самостоятельно сделали вывод. Прилагательное обозначает признак предмета (цвет, материал, размер).  Наречие - признак действия. Причастие - признак, возникающий только при наличии действия (признак по действию). А вот признак четвертого слова ребята не смогли определить. Тут им на помощь пришел учитель. Еще одна группа ребят заранее подготовила полный отчет о результатах следствия с использованием интерактивной доски.

   Подача нового материала должна быть логическим продолжением предыдущих этапов урока. Это можно достигнуть путем использования технических средств. И в данном случае эффективна и работа в парах, и групповая работа. При закреплении нового материала можно предложить ребятам подготовить диалог (работа в паре), а можно предложить сочинение по заданному началу (групповая работа). И использование игровых элементов на уроках дает новые знания, пробуждает эмоции, развивает фантазию, возбуждает интерес к русскому языку, а также помогает вовлечь в работу большое количество учащихся и оценить их.

    Интерактивные компьютерные таблицы. Что они собой представляют? В чем их отличие от обычных печатных таблиц? Нужны ли вообще таблицы на уроке русского языка?

   Вопросов много. Ответ очевиден. Любая схема, таблица, графический алгоритм помогают выстроить отдельные языковые факты в строгую систему, упорядочить знания учеников. Ведь наглядное пособие воспитывает у детей логику мышления, помогает выявлять причинно-следственные связи, развивает внимание и оперативную память. Но таблица на печатной основе дает уже готовый результат, а для усвоения нового материала важен поэтапный процесс мышления. Тут и помогает учителю интерактивная доска. Таблица в данном случае передается на экран. На ней даны выделения цветом, шрифтом, есть графические обозначения. Изображение, по воле учителя, возникает по мере необходимости, поэтапно.

   Подобные таблицы, на мой взгляд, имеют преимущества. Их тоже можно использовать на любом этапе урока. Можно использовать только ту часть, которая относится к данному уроку. Можно предложить ребятам таблицу, не давая при этом комментариев. Группа ребят старается самостоятельно разобрать то, что увидели на доске, а затем пояснить. Можно поступить иначе: предложить ребятам воспроизвести таблицу в тетради по памяти. То, что не вспомнит один, обязательно вспомнит другой. Так, работая в группе, ребята запомнят хорошо новый материал. Ну а если ребята сами смогут составить таблицу к какому-нибудь уроку, вообще замечательно.

   Работа с самодельными наглядными пособиями, аппликациями и перфокартами на уроках русского языка способствует развитию интереса у детей, заставляет их думать, быть внимательными, позволяет запоминать сложные правила без зубрежки. Использование перфокарт особенно эффективно при повторении и закреплении темы. При повторении различных орфограмм перфокарта также отличный помощник. Например, нам надо повторить на уроке правописание корней с чередующейся гласной. Я предлагаю уже давно заготовленные самими учениками перфокарты, где в кружочки надо записывать только гласную «е» или «и». Запись на листочке под перфокартой должна соответствовать шифру, задуманному мной. Такая работа интересна ученикам, занимает мало времени и эффективна (помогает хорошо запомнить правило).

Подготовка различных наглядных пособий, перфокарт, карточек – само по себе увлекательное для учеников занятие.

   То, что есть возможность наглядно, зримо преподнести новый материал, очень важно: ведь то, что увидел ребенок, эмоционально пережил, то становится «своим», становится настоящим знанием. Ассоциативные рисунки помогут запомнить правила, вызовут зрительские и смысловые ассоциации, что в свою очередь способствует быстрому запоминанию и творческому развитию учащихся, ведь сначала мы на уроках используем рисунки, предложенные мной, а потом я предлагаю детям самим придумать, как «оживить» правило (принимаются как индивидуальные работы, так и групповые). Тут снова на помощь приходит компьютер, с его помощью можно сделать различные ассоциативные рисунки на все правила русского языка. Только больше фантазии нужно! Так на уроке «Следствие ведут знатоки» после того, как группа ребят сделала полный отчет о результатах следствия, на экране появилась запись.

                                  

  

                 

 

 

 А затем и фоторобот появился.

 

           

 

  

     Учитель должен умело сочетать различные формы работы. Сотрудничество учителя и ученика в творческой деятельности должно присутствовать, на мой взгляд, на каждом уроке.

   В процессе обучения важно не только то, что ученик делает, но в большей степени то, как он это делает, ибо только правильные действия могут привести к качественному результату.

   Основу гуманитарного, культурологического воспитания составляет правильное сочетание урочного и внеурочного общения. Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. При правильной организации учебной работы все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность оценить свои умения, ведь при освоении учебного материала каждый вносит свой индивидуальный вклад.

   Для развития коммуникативных навыков в учебной деятельности применяются и игровые технологии. Деловая игра «Корректор», которую я применяю в практике, очень хороша для проведения обобщающих уроков. На таких уроках каждый ученик выступает в роли корректора. Готовя их, можно использовать разнообразные формы работы. Например, диктант с взаимопроверкой. Ребята пишут мини-диктант или словарный диктант, затем, обменявшись тетрадями, проверяют работу друг друга. Комплексный анализ текста можно предложить в форме групповой работы и т.д. Такие игровые технологии, как «Языковой портрет слова», «Словесные рисования» тоже очень эффективны и интересны ребятам.

   Активные формы обучения позволяют решать несколько задач: развивают коммуникативные умения и обеспечивают решение воспитательных задач, приучают работать в группах. Получая новые знания и овладевая конкретными умениями, оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.

 

 

 

 

 

Использованная литература.

 

1.ФГОС (Федеральный Государственный образовательный стандарт).

2.Журнал «Русский язык в школе».

3.Журнал «Литература в школе».