Мастер-класс
«Использование интерактивных
форм обучения на уроках физики»
Задачи мастер-класса:
- создание предпосылок для профессионального совершенствования учителя;
- мотивация слушателей на освоение технологии интерактивного обучения;
- освоение приемов и методов, используемых в данной технологии.
Этапы мастер-класса:
1) Представление педагогической концепции технологии.
2) Моделирование занятия на основе данной технологии.
3) Имитация урока.
4) Рефлексия (дискуссия по результатам деятельности)
Учиться можно только весело…
Чтобы переварить знания,
Надо поглощать их с аппетитом
А. Франс
Интерактивная- inter (взаимный), act(действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
Сравнение целей традиционного и |
интерактивного подхода к обучению |
· Цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объёма знаний. · Задача обучающихся - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. · Модель односторонней коммуникации. |
· Цель интерактивного обучения- это создание педагогом условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. · Модель многосторонней коммуникации. |
Данная технология может использоваться не только на уроках физики, а всеми учителями предметниками.
Методы интерактивного обучения
ü Групповые дискуссии (мозговой штурм, круглый стол, дебаты)
ü Упражнения - энергизаторы
ü Работа в группах, парах
ü Кооперативное обучение
ü Ролевая (деловая) игра
ü Аквариум
ü Карусель
ü Дерево решений
ü Синквейн
Методов интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
Я хочу показать применение технологии на уроке физики в 7 классе по теме, которую вы сейчас узнаете сами.
Вашему вниманию представлен фрагмент мультфильма, давайте его вместе посмотрим и попробуем понять, о чем в нем ведется речь.
(фрагмент мультфильма «Почемучка. Сила трения»)
И прежде чем мы с вами ответим на вопрос Сережи и Лены: «Почему самокат останавливается?», давайте проделаем еще один маленький эксперимент. Перед вами лежит чистый лист и простой карандаш. Нарисуйте на листе все, что хотите. А теперь вернемся к вопросу Лены и Сережи, но добавим второй вопрос: «Почему пишет карандаш на бумаге?».
Тема урока: Сила трения
А как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны ответить? Давайте попробуем их сформулировать
1. Что такое сила трения?
2. Виды силы трения?
3. Почему возникает трение?
4. Применение. Польза и вред.
Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и препятствующая их относительному движению. (слайд 5)
Что бы ответить на второй вопрос, проделаем несколько экспериментов. Перед каждой группой на столе находится оборудование и карточка с описанием задания. Попробуйте его выполнить.
Группа 1: динамометр, брусок (перевернутая каретка) – трение скольжения
Группа 2: динамометр, каретка – трение качения
Группа 3: наклонная плоскость, брусок – трение покоя
Переходим
к третьему вопросу.
Продолжим наш эксперимент с карандашом и бумагой, только теперь попробуем написать не на бумаге, а на стекле. Какой вывод мы можем сделать? Почему на бумаге карандаш пишет, а на стекле нет?
Причины возникновения трения:
ü Шероховатость (неровность) поверхностей соприкасающихся тел;
ü Притяжение молекул взаимодействующих тел.
Остался один неразрешенный вопрос. Где же находит применение трение?
В технике и в повседневной жизни силы трения играют огромную роль. В одних случаях силы трения приносят пользу, в других - вред. При отсутствии силы трения нельзя было бы сшить одежду, собрать станок, сколотить ящик.
Наличие трения покоя позволяет человеку передвигаться по поверхности Земли. Идя, человек отталкивает от себя Землю назад, а Земля с такой же силой толкает человека вперед. Вспомним, как трудно ходить по скользкому льду. Чтобы легче было идти, необходимо увеличить трение покоя. С этой целью скользкую поверхность посыпают песком.
Силой трения также пользуются для удержания тел в состоянии покоя или для их остановки, если они движутся. Вращение колес прекращается с помощью тормозных колодок, тем или иным способом прижимаемых к ободу колеса.
Подведем итоги.
Предлагаю рассмотреть несколько пословиц и выяснить какую роль в них играет трение.
ü Коси, коса, пока роса (русская)
ü От безделья и лопата ржавеет (русская)
ü Не смазанное колесо ось перетрет (узбекская)
ü На льду не строятся (русская)
ü Что кругло - легко катится (японская)
ü Жнущий серп всегда блестит.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание.
Раздаточный материал
1. Оборудование для групп
Группа 1: динамометр, брусок (перевернутая каретка) – трение скольжения
Группа 2: динамометр, каретка – трение качения
Группа 3: наклонная плоскость, брусок – трение покоя
2. Карточки с заданиями
Группа 1 |
|
1. Динамометр – прибор для измерения величины силы. 2. Взять брусок, закрепить динамометр к бруску и плавно тянуть по столу.
|
Вопросы: 1. Записать показания динамометра _____ Ньютонов 2. Какой вид силы трения вы наблюдали? _________________ 1 деление = 0,1 Н |
Группа 2 |
|
1. Динамометр – прибор для измерения величины силы. 2. Взять каретку, прикрепить динамометр к ней и плавно тянуть по столу.
|
Вопросы: 1. Записать показания динамометра _____ Ньютонов 2. Какой вид силы трения вы наблюдали? _________________ 1 деление = 0,1 Н |
Группа 3 |
|
1. Установить плоскость под наклоном и поместить на ней брусок. |
Вопросы: 1. Почему брусок не падает? Что его удерживает? 2. Какой вид трения вы наблюдали? ________________________
|
3. Карандаши, ручки, 3 листа бумаги, стекло.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.