"Использование интерактивных методов обучения на уроках биологи при изучении детей с ЗПР"

  • Семинары
  • docx
  • 27.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методика проведения уроков для детей с ЗПР
Иконка файла материала 27.04 зпр.docx

« Использование интерактивных методов обучения на уроках  биологии  при обучении   детей с ЗПР» .

 

                                  Методика «10 слов»

Цель: вызвать уровень развития слуховой памяти.

Материал: карточки с напечатанными словами.

Методика проведения: ребенку зачитываются 10 слов – существительных по теме : « Царство Растения»

(водоросли,цветок,корень,стебель,лист,мхи,пестик,тычинка,дерево,чашелестник)

Ребенку нужно повторить как можно больше слов.

Критерии оценки следующие:

I уровень: воспроизведение 8-10 слов, свидетельствуют об отличной слуховой механической памяти.

II уровень: воспроизведение 5-6 слов, свидетельствует о хорошем уровне слуховой механической памяти.

III уровень: воспроизведение 2-3 слов, свидетельствует об очень низком слуховой механической памяти.

Методика «Нелепицы в природе»

Цель: выявить уровень развития словесно-логической памяти.

Материал: картинки «Экологические проблемы региона», изображающие нелепые ситуации.

Методика проведения:

ребенку предлагается посмотреть на картинку, затем картинку у него забирают. Если ребенок в течение 15 секунд молчит, то следует задать следующие вопросы:

1. Понравилась ли тебе картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается следующий вопрос.

2. Что тебе понравилось?

Если ребенок не начинает перечислять фрагменты ситуации, то задается следующий вопрос.

3. Что там нарисовано?

Если фрагментов воспроизведено мало и воспроизведение вялое, то требуется стимуляция в форме вопросов.

4. А еще что? Может быть, вспомнишь?

Фиксируются дополнительные ответы; если их нет, то задается вопрос.

5. Смешная картинка?

Если просто утвердительный ответ, то задается новый вопрос.

6. Что же там смешного?

Если нет четкого отношения к ситуации как к нелепой, то задается следующий вопрос.

7. А может быть такое в жизни?

Может быть, здесь что-то перепутано?

Критерии оценки:

При оценке результатов учитывается как сам факт адекватного понимания ребенком ситуации, так и его эмоциональная реакция.

I уровень: ребенок сразу оценивает ситуацию как нелепую, перечисляет фрагменты которые запомнил.

II уровень: допускаются неточности.

III уровень: нет четкого отношения к ситуации, как к нелепой.

Методика Д. Векслера

Цель: выявить уровень развития зрительной памяти.

Материал: 4 рисунка графических изображений, чистый лист, карандаш.

Методика проведения: ребенку предлагается 4 рисунка. На каждую из картинок разрешается посмотреть в течении 10 секунд. Затем он должен их воспроизвести на чистом листе бумаги.

Критерии оценки :

I уровень: 14 баллов

II уровень: 7-10 баллов

Развитию слуховой памяти способствовали следующие игры и упражнения:

« Игра в слова»

1. Постарайся запомнить: цветок, пестик, тычинка, лес, дерево, цветок, водоём,

Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

2. Постарайся запомнить: аквариум, рыба, водоросль, стол, улитка, свет, температура

Проверь себя.

3. Постарайся запомнить: царство,водоросли,мхи,грибы,растения,корень,лист,стебель

Проверь себя.

4. Запомни рассказ и повтори дословно: В отличие от высших растений,у низших растений тело не расчленено на части (корень,стебель,лист)

Проверь себя.

Игра в слова «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».

ВНИМАНИЕ!

 Крокодил ,змея,лягушка,волк,лиса…..

ЗАДАНИЕ 1.

Перечисли животных, которых ты знаешь.

ЗАДАНИЕ 2.

Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

ЗАДАНИЕ 3.

Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4.

Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Коррекционно-развивающие задания

Задания с опорой на образец. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом учебный материал вначале нужно разобрать с учащимися по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради. Рис. 3.7. Иллюстрация к басне 49 З

Задания, направленные на развитие мелкой моторики учащихся.

Этому способствует работа с пластилиновыми моделями, которые выполняют учащиеся. Кроме того, такая работа помогает воспитывать усидчивость, сосредоточенность, трудолюбие, развивает восприятие, повышает интерес учащихся как к работе в тетради, так и к уроку биологии в целом.

Виды коррекционно-развивающих упражнений:

1. Цветная аппликация.

 2. Штриховка.

3. Копирование изображения по образцу.

4. Сколько насекомых изображено на рисунке? Перечислите насекомых?

Игровые упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:

 1. «Найди смысловые связи» ( выдаются раздаточный материал)

 2. «Бессмысленные слова» – учащимся предлагается из предложенных сочетаний букв выписать знакомые слова и определить, что их объединяет.

а)легкиеносгортаньтрахеи;

в)кровьэритроцитылейкоцитытромбоциты

3. Найди лишнее.

4. «Раздели на группы». Раздели на группы живые организмы:

волк, карась, дуб, маслёнок, папоротник, крот, сайгак, лисички, сосна, сом. В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся задание может быть дополнено таблицей.

растения

гриб

животное

рыба

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология индивидуализированного обучения

Упражнение «ВОПРОСЫ НА ВЫБОР»

На ватмане рисуется игровое поле, состоящее из 12 квадратов с карманами. Каждый квадратик имеет свое название.

 В карманы кладутся карточки с вопросом разного уровня сложности. Первый ряд карточек соответствует легкому уровню сложности, второй – среднему, третий – высокому.

В зависимости от выбранного поля ученик имеет возможность набрать определенное количество баллов. Кармашки с обозначением

 А1, Б1, В1 – 2 балл;

А2, Б2, В2 –4 балла;

 А3, Б3, В3 – 5 балла.

Это упражнение может быть использовано на любой теме курса биологии.

Кейс-технологии

Кейс № 1. Для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Алевтина Григорьевна всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своем подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налет.

– Что это?!! – с ужасом спрашивала Алевтина Григорьевна у соседки по лестничные клетки. Соседка сказала, что, скорее всего это грибы». Вопросы к тексту: Могут ли это быть грибы? А другие организмы (например, растения)?

Кейс № 2. Сказка «Как дружат деревья и грибы» В молодом осиннике однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками – молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый посвоему. Задание: Какое биологическое явление описывается в этой сказке? Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница. Кейс № 3. На уроке биологии по теме «Лекарственные растения» в 6 классе кейс может быть представлен в виде стихотворения (табл. 3.6). Лечит мята невралгию, А свекла гипертонию, Земляника гонит соль, А шалфей – зубную боль, Арбуз кушай при нефрите, А бруснику – при артрите. Чтобы было больше сил, Не забудь про девясил, Клюква вылечит цистит, Редька – кашель и бронхит, Головную боль – калина, А простуду – чай с малиной. Печень подлечи рябиной, Сердце – мятой и калиной, Зверобой не забывай Чай с ним чаще потребляй. Пей шиповника настой, - Будешь бодрый, молодой!

 Задание: Какое биологическое явление описывается в этой сказке? Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.