Использование кейс-метода
в процессе обучения информатике
Подготовила
учитель информатики
ГОУ ЛНР «Антрацитовская гимназия №1 им.В.Я.Ткаленко»
Гиенко Т.В.
В последнее время в школе широкое распространение получили активные методы обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Наименее изученным и используемым является метод CASE STUDY, несмотря на то, что он очень популярен на Западе и имеет более чем 20-летнию историю.
Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности учеников по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как педагогический метод, но и как эффективный метод исследования.
В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения.
Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать сисетемно-деятельностный подход.
Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику.
Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.
Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям:
1) соответствовать четко поставленной цели создания,
2) иметь соответствующий уровень трудности,
3) развивать аналитическое мышление,
4) провоцировать дискуссию,
5) иметь несколько решений.
Метод CASE STUDIES предполагает:
- подготовленный в письменном виде пример кейса из практики;
- самостоятельное изучение и обсуждение кейса учениками;
- совместное обсуждение кейса в классе под руководством учителя;
- следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
На кейсовый метод обучения возлагаются следующие дидактические задачи:
- применять верные решения в условиях неопределенности;
- разрабатывать алгоритм принятия решения;
- овладевать навыками исследования ситуаций;
- разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат;
- применять полученные теоретические знания, в том числе при изучении других дисциплин, для решения практических задач;
- учитывать точки зрения других специалистов на рассматриваемую проблему при принятии окончательного решения.
Технология работы при использовании кейсового метода приведена в таблице.
Фаза работы |
Действия учителя |
Действия школьника |
До занятия |
1. Подбирает кейс. 2. Определяет основные и вспомогательные материалы. 3. Разрабатывает сценарий занятий. |
1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы. 2. Самостоятельно готовится к занятию. |
Во время занятия |
1. Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит класс на подгруппы. 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями. |
1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы. 2. Разрабатывает варианты решения. 3. Принимает или участвует в принятии решений. |
После занятий |
1. Оценивает работу школьников. 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы. |
1. Составляет письменный отчет (проект) по данной теме. |
Старшеклассникам предлагается на рассмотрение проблемная (кейсовая) ситуация, для решения которой создаются творческие группы. Вырабатываются критерии эффективности группы (полнота, глубина проработки проблемы, использование разнообразных источников информации, оригинальность представления, участие каждого в подготовке и предоставлении результатов).
После индивидуального изучения и проработки проблемы группа переходит к ее совместному обсуждению, разрабатывает общий проект и его оформление, определяет способ его представления на занятии. В группе выбираются:
- «координатор», организующий работу;
-«секретарь», фиксирующий результаты работы группы;
- «шкипер», представляющий проект на общее обсуждение.
Каждая группа по очереди представляет подготовленный материал. Творческой группе задаются вопросы по содержанию рассматриваемой проблемы, по уточнению подходов к ее решению
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления.
Готовый кейс предоставляется школьником лично на презентации. Во время защиты необходимо показать классу свой энтузиазм и заинтересованность, но в то же время надо быть реалистичным в оценке своих возможностей.
Рекомендуется использовать наглядные материалы, чтобы удерживать внимание аудитории, подготовить копию презентации в письменном виде, чтобы дать присутствующим возможность рассмотреть вопрос в деталях.
Таким образом, если в течение учебного года такой подход применяется многократно, то у школьников вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
При изучении информатики и информационных технологий можно использовать кейсы при освоении правовых вопросов, социальных аспектов информатики, архитектуры персонального компьютера и т.д. Наиболее эффективным представляется включение в обучение мультимедиа- и видео-кейсов. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения. Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать системго-деятельностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание дисциплины.
Рассмотрим на конкретном примере использование кейс-метода в процессе обучения информатике. Кейс-метод используется во время проведения деловой игры «Сбор сведений».
Учитель обращается к ученикам: «Сейчас у нас в школе проходит сбор сведений об успеваемости школьников, сбор сведений для школьного медицинского кабинета, сбор сведений для классного руководителя. Директор школы обращается к Вам с просьбой помочь составить сведения о вашем классе».
Учащиеся должны ориентироваться в теме «Информационная модель объекта» и заблаговременно собрать сведения о своих одноклассниках.
Детям нужно разделиться на три группы.
На уроке должны присутствовать эксперты – это завуч школы, медсестра, классный руководитель.
Каждая группа будет отвечать за составление определённой информационной модели. Информационные модели должны быть представлены в табличной форме. Учитель раздаёт комплекты материалов:
Каждой команде нужно собрать сведения и об успеваемости учеников, и для медицинского кабинета и для классного руководителя.
Затем каждой команде необходимо доказать правильность содержания информации в таблице. Далее эксперты выберут те информационные модели, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности. После чего подводят итоги игры.
Таким образом, кейс-метод на уроках информатики позволяет решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации учащихся к изучению информатики, формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков организации и представления информации, создания информационного объекта на основе внутреннего представления человека, передачи информации и коммуникации, развитие социализации. То есть на уроках информатики можно успешно реализовывать системно-деятельностный подход с использованием кейс-метода обучения.
Литература
1. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
2. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE — технологий //Компьютерра.- 2000. - №13-15.
3. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Под ред .Ю.П. Сурмина. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
4. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании.- М.: ВПО, 2000.
5. http://www.casemethod.ru
6. http://metodist.edu54.ru/node/34599
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.