Использование логоритмики
в коррекционной работе логопеда
Аннотация: Все окружающее нас живет по законам ритма. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме - ритмических упражнениях и играх.
Ключевые слова: логоритмика, движения, двигательные умения, психмоторное развитие, музыкальный ритм, артикуляторный уклад.
Поиски новых путей повышения эффективности логопедической работы показали, что добиться более лучшего результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание процесса обучения. Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. Одной из важнейших характеристик речи является ее темп и ритм. На сегодняшний день помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания многие логопеды используют такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, одно из звеньев коррекционной педагогики. Логоритмические занятия - это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, нечеткость звукопроизношения, заикание.
В своей практике мы планируем логоритмические занятия, основываясь на специфических принципах, выделенных Волковой Г.А. [2, с.9]:
• принцип развития;
• принцип всестороннего воздействия;
• этиопатогенетический принцип;
• принцип учёта симптоматики;
• принцип комплексности.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Структуру логоритмических занятий отражают средства логоритмики [2, с.79]:
• ходьба и маршировка в различных направлениях;
• упражнение на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус;
• упражнения, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения для развития чувства музыкального темпа;
• упражнения для развития чувства музыкального размера или метра;
• ритмические упражнения;
• пение;
• упражнения в игре на музыкальных инструментах;
• музыкальная самостоятельная деятельность;
• игровая деятельность;
• упражнения для развития творческой инициативы;
• заключительные упражнения.
Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов детского сада в этом направлении. Воспитателям и педагогам предлагаем варианты включения логоритмических упражнений без музыкального сопровождения в жизнедеятельность в детском саду [1, с.2]:
1. Утренняя гимнастика с речевым сопровождением и звукоподражаниями.
2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.
3. Речевые игры перед едой.
4. Логоритмические паузы на занятиях.
5. Динамические паузы между занятиями.
6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.
7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
8. Подвижные игры с пением (на прогулке).
9. Игры малой подвижности (в группе).
10. Логоритмические досуги.
Логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы в формировании речевой функции, в том числе задержки речевого развития, различные нарушения звукопроизношения и особенно детям, страдающим заиканием и речевым негативизмом.
В результате использования данной методики к концу учебного у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Регулярные занятия логоритмикой способствуют улучшению речи ребенка вне зависимости от вида речевой патологии, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Список использованных источников:Начало формы
Конец формы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.