Шукурова Шахноза Шухратовна
Учитель английского языка
ГБОУ СОШ №325
Фрунзенского района г. Санкт-Петербург
Данная статья посвящена проблеме использования метода проекта и портфолио на уроках английского языка и разработана с целью показать коллегам эффективность технологии проекта и портфолио в обучении иностранному языку на примере учебника 3 класса линии УМК «Spotlight» Н.И. Быкова и др. Статья предназначена для учителей иностранных языков, работающих в общеобразовательных школах с базовым уровнем обучения.
настроение: воодушевлённое
ключевые слова: английский язык, проектная деятельность, портфолио, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированные технологии
город: Санкт-Петербург
e-mail: shaha91@mail.ru
Проектная деятельность нашла широкое применение во многих странах мира и актуальна до сих пор главным образом потому, что дает возможность применить полученные знания на практике, формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Новизна моего опыта состоит в использовании ИКТ при создании проекта на уроках английского языка учащимися с разным уровнем подготовки и способностями.
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Итак, что же такое проект?
Проект — это временная деятельность, направленная на получение уникального результата. Иными словами, проект — это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т. д.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект — это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Портфолио – это папка или портфель (от английского слова portfoliо), в котором содержатся документы, подтверждающие ваш опыт, навык и умения в том или ином виде деятельности. Это наглядные образцы работ, проектов, демонстрирующих ваш потенциал перед заказчиком или работодателем.
Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи — и я забуду. Покажи — и я запомню. Вовлеки — и я научусь». В процессе работы над проектом учитель является куратором, помощником самостоятельной деятельности учащихся.
Современные УМК дают широкие возможности применения проектной методики, начиная уже с младшего звена.
УМК «Английский в фокусе» отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам. Являясь совместным международным проектом издательства «Просвещение» с британским издательством “Express Publishing”, в котором участвуют российские и британские авторы, данный УМК создан специально для общеобразовательных школ России. Будучи созданным в современном европейском образовательном пространстве, «Английский в фокусе—5» отвечает требованиям уровня А1 Европейских стандартов (Common European Framework/Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). С этой позиции школьники, обучающиеся по данному УМК, становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы, за повышение качества общения между европейцами — носителями разных языков и культур. Это позволит им лучше понимать друг друга, свободнее общаться, приведет к более тесному сотрудничеству. Содержание учебника соответствует требованиям Госстандарта по иностранным языкам.
Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например, метод проектов. Результатом такого процесса обучения должно стать формирование компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.
Эти технологии отражают гуманистическую сущность педагогики. Роль же учителя при этом тоже меняется. Он превращается в руководителя познавательной деятельности учащегося, всегда готового прийти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе с детьми добиться нужного результата.
Школа и учитель должны отвечать интересам, влечениям и потребностям подростка, а увлечены они в настоящее время компьютерами. Я взяла этот факт за основу и в своей практике использую ИКТ в сочетании с методом проектов. Опять же, интернет-ресурсы помогают учителю и учащимся найти необходимый материал для создания своих работ. Сайт издательства «Просвещение» — один из полезнейших таких ресурсов.
Итак, проект, с чего начать? Проект — это пять «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.
Сначала я объясняю учащимся цель задания, даю советы о том, как лучше организовать работу над проектом.
Для направления деятельности учащихся была разработана памятка:
Памятка поможет учащемуся самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.
Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащихся. Для этого необходимо убедиться, что все ребята хорошо изучили тему, по которой будут защищать проект. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости — аудио или музыкальное оформление.
Мои учащиеся осваивают проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (книжка-малышка, рисунок, плакат). Проекты — это одна из наиболее удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая живой интерес и здоровый азарт.
В проекте все зависит от фантазии, воображения, и если даже всем учащимся предлагается одна-единственная тема, то все равно проектные работы получаются разными, не похожими друг на друга.
Вовлекая учащихся в проектную деятельность, мне хотелось бы, чтобы каждый из них максимально развил и использовал свои задатки уже в школе, а в дальнейшем имея прочную базу, стал хорошим специалистом и высокообразованным человеком.
Мои учащиеся с удовольствием принимают участие в подготовке проектов, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам.
Хочу рассказать о проекте моих учащихся 3 класса.
Ребятам очень нравится учебник «Spotlight 3 класс» H.И. Быкова. Красочная иллюстрация, яркий шрифт привлекает внимания и интерес ребят.
Ребята в своем проекте «Моя семья» создавали свои идеи оформления, также должны были использовать пройденный материал по теме семья и закрепить лексику. Общение велось только на английском языке на всех стадиях работы над проектом и сдачи проекта. Таким образом, шло формирование навыков общения на английском языке.
Из самых робких, застенчивых учащихся получились настоящие креативные изобретатели.
Портфолио служит для хранения проектных работ, ребята собирают в свою копилку знания и творческий потенциал.
Использование в своей работе метода проектов позволило мне преодолеть пассивность учащихся, тем самым повысить интерес к предмету. В работе над проектами у учащихся возникает необходимость использовать свой опыт и знания других предметов.
Проектная
деятельность помогает мне создавать творческую, доброжелательную атмосферу на
уроке, а ребенку поверить в свои силы.
В заключение хотелось бы сказать, что метод проектов обладает рядом преимуществ
перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются
повышение мотивации учащихся при изучении английского языка и простор для
творческой и созидательной деятельности.
Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.
Рекомендую
коллегам использовать в системе и эффективно применять данную технологию с
целью повышения качества знаний обучающихся.
Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7 – 11 кл. / В. С. Лазарев. – Сургут, РИО СурГПУ, 2014.
https://nauka.club/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.