ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Компьютерные технологии представляют собой многокомпонентную структуру, необходимую для успешного обучения учащихся музыке. Применение компьютерных технологий реализует познание музыки через различные виды восприятия: телевизионное, анимационное, графическое и звуковое. Поэтому современные исследователи (И.Р. Айдарова, А.О. Бороздин, А.Е. Гимро, И.М. Красильников, Е.В. Орлова, И.Б. Правоторова, О. Тарачева) видят усиление роли компьютерных технологий в системе музыкального образования и в возможности эффективного их использования в общеобразовательной школе.
Немаловажным является факт использования компьютерных технологий в целях снятия проблемы дефицита наглядных пособий для образовательной области «Искусство» и решения задачи ее привлекательности для учащихся. Закономерно, что в этом случае развитие музыкального мышления детей становится динамичным, восприятие - многогранным, позволяя учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с другими видами искусства и областями культуры. Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки является качество используемого программного обеспечения.
Применение современных технических средств обучения позволяет учителю добиться желаемого результата на уроке музыки или музыкальном занятии и, соответственно, ставит вопрос об определении и формировании парадигм их использования. Юлановой Д. М. в исследовании «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» [4] разработана структурно-функциональная модель формирования познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий, что может стать условием их личностного становления через познание окружающей действительности, приобретение навыков коммуникации, самообразования, саморазвития и самореализации. Данный процесс не завершается в школе, а последовательно развивается на протяжении всей жизни человека, охватывая все новые и новые граня его личностного и мировоззренческого становления путем музыкального восприятия и последующего его осмысления.
Модель включает в себя три взаимодополняющих блока: целевой, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный, где каждый из них несет определенную смысловую нагрузку в решении исследуемой проблемы. Практическим отражением целевой установки структурно-функциональной модели стали:
- индивидуально-социально-художественный опыт обучающихся, проявляющийся в музыкальных потребностях и в музыкальной развитости (любовь к музыкальному искусству, ее эмоциональное восприятие, потребность в общении с различными образцами музыки, музыкальная наблюдательность);
- музыкальная образованность младших школьников (владение опорными знаниями о шедеврах мирового музыкального искусства, умениями и навыками их применения в музыкальной деятельности);
- музыкально-компьютерная грамотность младших школьников (сформированность первичных теоретических знаний о музыке и компьютерных технологиях, владение навыками и умениями использования музыкальных и компьютерных средств при достижении познавательной цели в процессе художественно-творческой деятельности).
Таким образом, развивая потребности, интересы, эмоции, мотивы и волю, можно способствовать формированию познавательной активности обучающихся путем приобщения их к музыке (и вокальной деятельности в том числе) средствами компьютерных технологий и заложить основы их музыкальной и познавательной культуры [4].
В музыкальном быту все большее распространение приобретает новый класс музыкальных инструментов, куда входят клавишные синтезаторы, семплеры, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и др. Являясь одним из множества продуктов охватившей современный мир промышленной революции, эти электронные инструменты стремительно совершенствуются вместе с развитием компьютерных технологий. Достаточно сказать, что быстродействие компьютера за последние два десятка лет увеличилось в сотни тысяч, а адресуемая память - в сотни миллионов раз. Это означает, что уже сегодня широкому кругу становятся доступны музыкальные инструменты, которые отличаются значительными выразительными ресурсами. С их помощью достигается оркестровая насыщенность фактуры звучания, живость исполнительского интонирования.
При этом управление богатыми звуковыми возможностями оказывается проще и доступнее, чем игра на традиционных инструментах. Массу технических проблем берет на себя электроника и, чтобы ярко озвучить музыкальную композицию, совсем не обязательно обладать виртуозной беглостью пальцев и массой других узкопрофессиональных навыков, которые необходимы исполнителю на механических инструментах и вырабатываются ценой многолетних специальных упражнений.
Широкий простор для творчества и высокое качество звучания при относительно несложной технике управления цифровым инструментарием делает его особенно привлекательным для музыканта-любителя. По тем же причинам данный инструментарий обусловливает появление музыкально-педагогической деятельности, благодаря которой реально достижимым становится решение важнейшей педагогической проблемы - приобщение к музыкальному творчеству самых широких масс учащихся.
Результаты диссертационного исследования «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования» доктора педагогических наук Красильникова И.М. [2] доказывает, что современное музыкальное и, в частности, вокальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера (Computer-assisted instruction), обучение с развлечением (Edutainment), технология интерактивного мультимедиа (Interactive multimedia), интернет.
Все больший интерес к подобному использованию данного инструментария наблюдается и в отечественной системе художественного образования, включающей учреждения базового и дополнительного образования. Однако гораздо более перспективным в данной системе видится использование компьютеризированного инструментария с целью развития нового вида учебно-художественной деятельности - электронного музыкального творчества.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, поставленных перед современной школой. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Сегодня роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. Наша главная задача научить ребёнка работать с информацией, научить учиться, развивать его мышление, активизировать познавательную и творческую деятельность. И в этом нам помогают современные технологии. Одна из них – технология проектной деятельности.
В работе над проектом взаимодействуют различные формы урочной и внеурочной деятельности школьников, создающие широкую образовательную среду, которая способствует художественно-эстетическому воспитанию.
В процессе реализации проекта изменяются ролевые функции учителя и ученика. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией учителя является консультирование, позволяющее ученику реализовать свои творческие задумки, логическую технологическую цепочку.
В практике используются различные виды проектов:
- Игровые - ролевые проекты - драматизация песен, ролевые игры, разыгрывание фрагментов биографии композиторов.
- Исследовательские проекты - изучение биографии композитора, «История музыкальных стилей», «Есть ли у симфонии будущее», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов».
- Сценарные проекты - сценарий концерта, музыкального мероприятия.
Творческие проекты – мультимедийные проекты - «Звучащие картины», «Можем ли мы увидеть музыку»
- Информационные проекты – публичное выступление с сообщением по какой-либо теме, материалы для стендов и.т.д.
- Практико-ориентированные проекты - дидактический материал по какой-либо теме, создание кроссворда, музыкальной игры и т.д.
Особый интерес обучающихся вызывает проектная деятельность, связанная с использованием компьютерных технологий.
Для подобной деятельности в школе должен быть оборудован специальный кабинет музыкально-компьютерных технологий, имеющий базовые параметры конфигурации музыкально-компьютерного образовательного комплекса оптимальные для решения поставленных задач.
Учебно-практическое оборудование:
1. компьютеры с доступом в Интернет, имеющих компоненты для мультимедийной работы:
– миди-клавиатура (наличие является необходимым условием существенного расширения возможностей обучения и музыкального творчества, превращая компьютер в музыкальный инструмент)
– динамический микрофон
– головные наушники закрытого типа
2. Медиапроектор (визуальная информация демонстрируется на настенном экране с помощью мультимедийного проектора)
3. Микшерский пульт (для коллективной работы, совместного прослушивания выполненных заданий и ансамблевого музицирования все компьютеры через микшерский пульт подключены к усилителю)
4. Музыкальные инструменты: фортепиано
5. Детские музыкальные инструменты.
В начальной школе ребята 2-4 классов начинают изучение основ информатики для овладения умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для дальнейшей работы с применением музыкально-компьютерных технологий.
Уроки и занятия целесообразно проводить на основе УМК «Музыка и информатика», разработанным в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии».
Занятия ориентированы на овладение минимумом содержания образовательной области «Информатика и ИКТ»; особенность комплекса в том, что обучение построено исключительно на музыкальном материале. Также ребята учатся элементарным приемам игры на midi-клавиатуре, что позволяет впоследствии работать в музыкальных программах, владеть музыкальной информацией, создавать свои музыкальные проекты, и, как итог, воспринимать музыку как художественное явление.
Дополнительно в работе используются материалы электронных образовательных энциклопедий и программ с игровыми сценариями, куда входит большое количество наглядного и иллюстративного материала, тестов, игр, заданий, музыкальных фрагментов и видеоматериалов.
На уроках в средней школе необходимо использовать возможность работы со звуком, заложенные в любом современном компьютере (ОС Windows) (микшерский пульт, звукозапись, проигрыватель Windows Media)
Используемые программы:
- Movie Maker – бесплатная программа для создания /редактирования видео, которая входит в комплект операционных систем семейства Microsoft Windows.
- Аудиоредактор Audacity – бесплатная программа для совершенствования навыков работы со звуком,
- PhotoScape и Photoshop – графические редакторы
- программа FotoMorph использует технологию морфинга - визуальный эффект, создающий впечатление плавной трансформации одного объекта в другой (в основе действия известная техника анимации морфинг, которая позволяет создать красивый и интересный эффект перехода одного изображения в другое. Удивительные и необыкновенные анимационные фото создаются в несколько легких шагов)
- Power Point для создания мультимедийных презентаций
Темы творческих мультимедиа проектов способствуют интеграции предметов художественно-эстетического цикла, связаны с музыкальными и художественными предпочтениями обучающихся, их внутренним миром, дают возможность учащимся реализовать свой творческий потенциал и одновременно освоить новые задачи из области применения ИКТ и МКТ, что позволяет в дальнейшем прийти к осознанному выбору профессии звукорежиссера или режиссера видеомонтажа.
Кроме того, учащиеся имеют возможность ежегодно принимать участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней, представляя свои проекты и используя возможности музыкально-компьютерных технологий для подготовки к конкурсам и олимпиадам в номинации мультимедийный проект, Всероссийской дистанционной олимпиады, Олимпиады по музыке.
Перспективы дальнейшей работы над данной темой мы связываем с реализацией музыкальных проектов с использованием МКТ в процессе собственной профессиональной музыкально-педагогической деятельности со школьниками; в расширении тематики музыкальных проектов; в выстраивании последовательно усложняющихся музыкальных проектов с использованием МКТ для школьников разных возрастов.
1. Изотова С.В. Проектная деятельность с использованием музыкально-компьютерных технологий для расширения границ образовательного пространства. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-s-ispolzovaniem-muzykalno-kompyuternyh-tehnologij-dlya-rasshireniya-granic-obrazovatelnogo-prostranstva-4229657.html
2. Красильников И.М. «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования» [Электронный ресурс]: https://www.dissercat.com/content/elektronnoe-muzykalnoe-tvorchestvo-v-sisteme-khudozhestvennogo-obrazovaniya
3. Кутищева А.А. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ [Электронный ресурс]. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4008/1/18Katisheva.pdf
4. Юланова, Д.М. Компьютерные технологии в музыкальном образовании [Текст] / Д.М.Юланова // Научно-педагогическое наследие А.П.Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России. - Н-Новгород: ВГИПУ, 2008. - С. 210-212.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.