Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана Концепция духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Основным содержанием духовно‑нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально‑исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно‑нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
В таблице 1 описано использование потенциала предметов «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Технология» в воспитании у учащихся 1,2 классов базовых национальных ценностей.
Таблица 1
Использование потенциала предмета в воспитании базовых национальных ценностей
Предмет, тема |
Ценности |
Фрагмент урока |
|||||||||
Базовая национальная ценность: Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству |
|||||||||||
Математика Тема «Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20, 36 – 22» (2 класс) |
Гордость за достижения наших спортсменов |
Задача (2 класс, часть 1, стр. 59 № 2): В кружке фигурного катания занимаются 5 мальчиков, а девочек на 4 больше. Сколько ребят занимаются фигурным катанием в этом кружке? - Кто из ребят нашего класса занимается в кружке фигурного катания? - О каких достижениях российских фигуристов можешь рассказать? |
|||||||||
Окружающий мир Темы: «Что такое Родина?», «Что мы знаем о Москве?», проект «Моя малая родина» (1 класс), «Где мы живем?», «Россия на карте» (2 класс) |
Основы гражданской идентичности, патриотизм, чувство гордости за свою Родину |
«Что такое Родина?» - Как называется наша Родина? Показать на карте, где находится Россия. - Представьте себе, что вы беседуете с человеком, который никогда не бывал в нашей стране, что бы вы ему могли рассказать, какая она, Россия? Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят по суше и по воде. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой уже спешат на работу. В одно и то же время в одной части России может светить яркое солнце, а в другой идти дождь или идти снег. Более 100 народов населяют Россию: русские, татары, евреи, башкиры, буряты, якуты, чукчи, ненцы… и т. д. |
|||||||||
Русский язык Тема: «Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах людей. ЭКС Заглавная буква в именах писателей края» (2 класс) |
Гордость за достижения великих людей России |
Задание: Прочитай. Распредели имена собственные в таблицу: Самуил Яковлевич Маршак, Александр Сергеевич Пушкин, Агния Львовна Барто, Лев Николаевич Толстой…
- Кто они, эти люди? - Какие произведения этих писателей вам знакомы? - Почему их произведения переведены на другие языки мира? |
|||||||||
Технология Тема: «Полеты человека. Знакомство с видами летательных аппаратов» (1 класс) |
Гордость за создателя ранцевого парашюта, первого человека, побывавшего в космосе, космонавта Ю. А. Гагарина. |
-Как вы думаете, для чего используют парашют, каково его значение для людей? -«Парашют» переводится как «против» и «падать» — это устройство для торможения объекта. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др. -Практическое применение парашютов началось при освоении полетов на воздушных шарах. -В ХХ-м веке стала бурно развиваться авиация. Потребовались парашюты для спасения летчиков. Парашюты прежней конструкции были громоздки и не могли применяться в авиации. Специальный парашют для летчиков создал русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников. В 1911 год он зарегистрировал свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия. Что интересно, Глеб Евгеньевич по профессии был актёром и идея поместить парашют в ранец пришла ему в голову в театре, когда он увидел, как девушка вытаскивает из сумочки шёлковый шарф. - Ребята, о каком изобретении вы узнали? Кто был изобретателем? - А кто отважился первым полететь в космос? - Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеоролик, как Юрий Гагарин отправился в космос, а после вы скажите, чем же помог Юрию Гагарину парашют. |
|||||||||
Базовая национальная ценность: Гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; |
|||||||||||
Математика Тема «Приёмы вычислений для случаев вычитания вида 35 – 7» (2 класс) |
Труд работников сельского хозяйства как служение Отечеству, забота о благосостоянии школы. |
2 класс, 1 часть, стр. 67 Задача: В хозяйстве было 8 тракторов. Купили ещё 2 новых трактора, а 1 трактор передали школе для обучения старшеклассников. Сколько тракторов стало в хозяйстве? - О чем говориться в задаче? - Как вы понимаете слово «хозяйство»? - Какую работу выполняют работники сельского хозяйства? Какая техника им помогает? Для кого они стараются? - Для чего передают трактор школе? |
|||||||||
Окружающий мир Тема «Что мы знаем о народах России?», «Путешествие по России» (1 класс) |
Воспитание уважительного отношения к народам России через ознакомление с его многообразием народов, культур и религий |
Тема «Что мы знаем о народах России?» - Как называется наша страна? (Россия) Главное богатство каждой страны – это её население. В России проживает около ста сорока миллионов человек. Если посмотреть в главный документ Российской Федерации - Конституцию, то мы увидим, что начинается она со слов «Россия – многонациональная страна». -Что обозначают эти слова? - О чем будем говорить на уроке? - Люди каких национальностей проживают в нашей стране? - Какие отличия? - Что объединяет все народы друг с другом? |
|||||||||
Русский язык Тема: «Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей», «Слова близкие и противоположные по значению», (1 класс), «Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка РФ», «Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями» (2 класс) |
Воспитание бережного и вдумчивого отношения к русскому языку, слову.
|
Тема ««Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка РФ» - На каком языке вы разговариваете? – Все жители нашей
страны России общаются на русском языке, он является не только национальным
языком русского народа,
|
|||||||||
Технология Тема «Способы общения и получения информации. Важные телефонные номера» |
Служение Отечеству – служба спасения и помощи; закон и правопорядок. |
Самостоятельная работа с самопроверкой - Ребята, существуют службы спасения, которые оказывают людям незамедлительную помощь, помогают в беде круглосуточно. - У вас на листах по номерам записаны слова и словосочетания. Напротив каждого запишите телефон, куда бы вы позвонили. 1. Пожар (01) 2. Милиция (02) 3. Скорая помощь (03) 4. Утечка газа (04) 5. Беда, экстренный случай (112) - Как вы думаете, если мы позвоним по этому телефону и скажем, что нам нужна помощь, кто к нам приедет? (01 - врачи, доктора, медсестры, 02 - …) - Переверните листы. Ставьте цифры и рядом пишите «да» или «нет» 1. Я знаю, как пользоваться телефоном 2. Я знаю, когда обращаться за помощью 3. Я знаю, по какому телефону обращаться за помощью 4. Я знаю, что сказать 5. Я знаю свой адрес и телефон 6. Я никогда не наберу эти номера, ради баловства - У вас 6 «да», то я могу быть за вас спокойна. Вы знаете, как поступать в экстремальной ситуации. |
|||||||||
Базовая национальная ценность: Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода |
|||||||||||
Математика Тема «Числа 6, 7. Письмо цифры 6» (1 класс) |
Ценность семьи, уважение и помощь родителям |
Беседа по иллюстрации к задаче: - Где происходит действие? - Кто изображён на рисунке? - Что делают мама и дочка? - Какое у них настроение? - Почему они радуются? - Какие совместные дела бывают у вас с мамой на кухне? |
|||||||||
Окружающий мир Тема «Как живет семья?», проект «Моя семья» (1 класс) |
Ценности семьи, необходимости укрепления семейных связей, отношений между членами семьи |
Задание «Закончи предложение» - Если бы к вам на урок пришли самые близкие к вам люди, что бы вы им сказали. Я начну предложение, а вы закончите. - Мои мама и папа для меня самые… - Я хочу, чтобы мама и папа… - Я люблю своих родителей за… - Я доверяю своим родителям… - Я хочу пожелать своим родителям.. - Я люблю, когда бабушка… - Мне нравиться с дедушкой… - Считаю свою семью самой… |
|||||||||
Русский язык Тема «Родственные слова. Выделение корня в однокоренных словах» (2 класс) |
Уважение к родителям, знание своих корней, гордость за старших. |
Русский язык, 2 часть, упр. 77 Задание: - Вдумайтесь в значение слова родственники. Кого так называют? А знаете ли вы родственников из своего рода? Можете ли составить свою родословную: кем был твой дед, прадед? Спросите об этом своих родителей и родных. |
|||||||||
Технология Тема «Проект «Чайный сервиз». Правила сервировки стола. Правила поведения за столом» (1 класс) |
Семейные традиции, уважение к родителям, культура быта. |
Чем на кухне вкусно пахнет? Что же там готовится? Это пахнет пирогами, Ешьте на здоровьице! Чай Иришка наливает, Сливки к чаю добавляет. Как же здорово с родными Чаю выпить с пирогами! (Л.Лоева) - Кому наливает чай Иришка? (Всем родным) - Что готовят к чаю? Кто печет вкусный пирог? (Иришка с мамой или с бабушкой) - Как в вашей семье устраивают чаепития? |
|||||||||
Базовая национальная ценность: Труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; |
|||||||||||
Математика Тема «Закрепление: решение примеров и задач изученных видов» (2 класс) |
Ценность труда, взаимопомощь, совместный труд. Ценность семьи, отношений между членами семьи
|
Задача (2 класс, стр. 30): Когда брат полил 5 грядок, а сестра - 3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети? - О чём говориться в задаче? - Что растёт на грядках? - Почему их надо поливать? - Кто поливал грядки? Запишем краткую запись. - Сколько грядок полил брат? Сестра? - Кто больше? Почему? - Что спрашивают в задаче? Каким знаком отмечаем вопрос «Сколько вместе…» - Каким действием будете решать задачу? - Почему выбираете знак «+»? (работа вместе, дружно идет быстрее, успеваешь больше) |
|||||||||
Русский язык Тема «Перенос слова. Правила переноса» (2 класс) |
Уважение к труду, творчеству
|
Русский язык, часть 1, стр. 73, упр. 113 Прочитайте. Определите тему текста. Берёста – это верхняя часть берёзовой коры. На Руси очень ценили берёсту. Из неё делали обувь, игрушки, украшения, посуду…. Берёсту использовали для письма… Показ презентации об изделиях из берёсты. |
|||||||||
Технология Тема: «Использование растений человеком. Знакомство с профессиями связанными с земледелием», «Рукотворный мир как результат труда человека (архитектура)» и др. (1 класс) |
Уважение к труду, творчеству и созиданию. |
Тема: «Рукотворный мир как результат труда человека (архитектура)» Какие бывают дома по размеру? (Большие и маленькие) - По высоте? (Высокие и низкие) - По расположению на местности? (Городские и деревенские) - Из каких материалов строят дома и как они называются. Закончи предложение. - Если дом построен из кирпичей, то это какой дом? (Кирпичный) - Если дом построен из панелей, то он какой? (Панельный) - Если дом построен из бревен, то он какой? (Бревенчатый) - Из каких основных частей состоит дом? (презентация) – Как вы думаете, легко или трудно построить дом или другое любое здание? Почему? – Приходилось ли вам самим что-нибудь строить? Например, из снега, кубиков, конструктора? - С помощью чего можно строить на уроке? (бумага, картон, бросовый материал, пластилин, конструктор…) |
|||||||||
Базовая национальная ценность: Наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; |
|||||||||||
Математика Темы: «Единица массы – килограмм», «Единица вместимости – литр», «Измерение величин. Сравнение и упорядочивание величин» (1 класс), «Час. Минута. Определение времени по часам», «Периметр многоугольника» и др. (2 класс) |
Ценность знания, практическая значимость научных знаний. |
Тема: «Единица массы – килограмм» (Учитель ставит на стол две одинаковые коробки, одна из которых пустая, а другая чем-либо наполнена) - Рассмотрите коробки. Опишите их. - Какие свойства предметов вы знаете? - Чем одна коробка отличается от другой? Учащиеся не могут обнаружить внешних отличий. Учитель предлагает одному ученику взять коробки в руки. - Что ты заметил? (одна коробка легче (тяжелее) другой) - Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое свойство предметов как масса. (На доске вывешивается карточка со словом «масса») - Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» – «масса предмета больше». - О чем пойдет речь сегодня на уроке? - Чему будем учиться? |
|||||||||
Окружающий мир Темы: «Что у нас над головой?», «Что такое хвоинки?», «На что похожа наша планета?» и др. (1 класс) |
Научная картина мира |
Тема: «На что похожа наша планета?» Однажды Муравьишка задался вопросом: На что похожа наша планета? А вы, ребята, как думаете? - Когда мы смотрим в окно, земля кажется плоской. Если Земля плоская, значит, можно идти-идти по ней и дойти до края Земли. Но пока никому из людей это не удавалось. - А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами? - Кто же прав? |
|||||||||
Русский язык Рубрика «Страничка для любознательных», Темы «О происхождении слов», «О знаке переноса», «Буква Ё» и др.(1 класс) |
Научная ценность знания, язык – средство общения и форма передачи информации, средство хранения и усвоения знаний, часть культуры народа. |
«О происхождении слов» В старину существовало слово ЛОПА. Оно обозначало «широкий лист». От этого слова образовались слова лопух (растение с широкими листьями) и лопата (орудие труда, напоминающее лист). Да и слово лопоухий теперь понятно: имеющий большие уши, напоминающие листы лопуха. - Что обозначает слово лопух? Лопата? Лопоухий? - От какого старинного слова оно произошло? - Назовите общее свойство этих слов (широкий лист). - Где можем узнать значение неизвестных нам слов? (в орфографическом словаре) |
|||||||||
Технология Тема: «История возникновения ёлочных игрушек» |
Ценность знания |
Презентация ««История возникновения ёлочных игрушек» - Что такое «съедобные» украшения? - Чем украшали ёлки бедные семьи? - Назовите, кого изображали на первых елочных игрушках? (ангелочков и фей) - Как появились первые стеклянные игрушки? И т. д. |
|||||||||
Базовая национальная ценность: Искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; |
|||||||||||
Русский язык Тема: «Части текста» 2 класс |
Нравственный выбор, раскрытие первоначального смысла понятий «жадность» и «глупость» |
Русский язык, часть 1, стр. 20, упр. 18. Задание: Прочитайте басню Л. Н. Толстого «Собака и её тень» - О ком говорится в басне? - Расскажите, как случилось, что собака потеряла мясо? - Какой вы представляете себе эту собаку? - Как вы поняли, что собака глупая и жадная? - Подумайте, в каком случае о человеке можно сказать, что он поступил, как в басне собака с мясом? |
|||||||||
Окружающий мир Темы: «Как зимой помочь птицам?», «Почему мы любим кошек и собак?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему мы часто слышим слово «экология»?», проект «Мои домашние питомцы» (1 класс) |
Чувство ответственности |
- Что для птиц зимой страшнее - голод или холод? - Действительно, для птиц страшнее голод. За кроткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. - Мы можем им помочь? - Как мы это можем сделать? |
|||||||||
Русский язык Работа с картинами в «Картинной галерее» на страницах учебника 1 и 2 классов |
Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие
|
Русский язык, часть 1, стр. 111, упр. 177 Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника картину С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» - Почему художник дал картине такое название? Что на ней изображено? Обратите внимание на ребёнка: где он стоит? Что привлекло его внимание? Как выпавший снег изменил вид за окном? Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство? |
|||||||||
Технология Тема: «Правила приёма гостей. Быт народа коми» |
Гостеприимство, культура поведения |
Видеофильм «Винни Пух в гостях у кролика» - Как вы оцениваете поведение Винни Пуха? - Чему можно поучиться у Кролика?
|
|||||||||
Базовая национальная ценность: Природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; |
|||||||||||
Математика Тема «Способы проверки сложения и вычитания» (2 класс) |
Экологическое созидание, бережное отношение к хрупкому миру природы. |
Математика 2 класс, 2 часть, стр. 6 Задача: Из посаженных в парке 75 саженцев зимой вымерзли 10. Сколько саженцев прижилось? - О чем говориться в задаче? - Объясните значение слова «саженцы». - Где работали люди? - Почему люди сажают деревья, кустарники в парке? - Сколько саженцев посадили? - Сколько саженцев вымерзли? Почему? - Легко разбить парк в городе, селении? - Можем принять участие в высаживании саженцев? - Как относиться к саженцам? |
|||||||||
Окружающий мир Темы: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?», «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (1 класс) |
Развитие эмоциональной отзывчивости |
Тема «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» Стихотворение читают ученики: Я бабочка-красавица Крылья голубые. И разве вам не нравятся Глаза мои большие? От восхода до заката Я летаю на лугу. И ловить меня не надо, Потому что не смогу: Опылять ромашки, розы Землянику с лебедой Это, значит, для природы Обернётся всё бедой. Нет семян и нет растений, Чистый воздух вдруг исчез. И тогда порой осенней В золотой не сходим лес. - О какой беде рассказала нам бабочка? |
|||||||||
Русский язык Тема «Перенос слова. Правила переноса» |
Красота родной земли, бережное к ней отношение
|
Русский язык, часть 1, стр 72, упр 111 Прочитайте. У зайчих первые зайчата родятся весной, когда ещё снег корочкой – наст. И называются они настовичками. Последние в году зайчата родятся осенью. Их охотники зовут листопадничками. - О ком рассказ? - Что вас удивило? - Почему зайчат так называют: настовички, листопаднички? |
|||||||||
Технология Темы: «Знакомство с видами насекомых. Бережное отношение к природе», «Виды домашних животных. Бережное отношение к животным», «Вода. Бережное отношение к воде» и др. (1 класс) |
Родная земля, экологическое воспитание. |
Тема: «Вода. Бережное отношение к воде» - Как вы думаете, что произошло бы в природе, если бы совсем исчезла вода? - Как вы думаете, смог бы человек жить без воды?
|
|||||||||
Базовая национальная ценность: Человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. |
|||||||||||
Математика Темы «Число 3. Письмо цифры 3», «Задачи, содержащие отношения «меньше на …» (1 класс)
|
Многообразие культур, этнокультурная составляющая
|
- Опишите игрушки; посуду. - Такие необычные игрушки (посуду) изготавливают дымковские мастера (мастера Хохломы).
|
|||||||||
Русский язык Тема «Гласные звуки и буквы. Их признаки. Буквы е ё, ю, я и их функции в слове» |
Многообразие народов, сотрудничество.
|
Русский язык, часть 1, стр. 90, упр. 139 Прочитайте слова, в которых есть буква э. Из каких языков они к нам пришли? В скобках после каждого слова дана подсказка. Поэт (греч.), эскалатор (англ.), эму (порт.), дуэт (итал.), экзамен (лат.), эстафета (фр.)… |
|||||||||
Технология Тема: «Народный промысел - хохломская роспись. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий», «Народный промысел - городецкая роспись. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий» и др (2 класс) |
Многообразие культур |
Тема: ««Народный промысел - хохломская роспись. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий» Работа по учебнику с. 24 - Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему? - Посмотрите иллюстрации, какие цвета и
элементы использует хохломской мастер в своей росписи? Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому или чёрному фону. - В чём особенность хохломской росписи? |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.