Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 25.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование потенциала предметов "Математика", "Русский язык", "Окружающий мир", "Технология" в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету.
Иконка файла материала Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету.docx

Использование потенциала предмета в воспитании у школьников ценностного отношения к предмету

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации разработана Концепция духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Основным содержанием духовно‑нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально‑исторических,  культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно‑нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

В таблице 1 описано использование потенциала предметов «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир», «Технология» в воспитании у учащихся 1,2 классов  базовых национальных ценностей.

Таблица 1

Использование потенциала предмета в воспитании базовых национальных ценностей

Предмет, тема

Ценности

Фрагмент урока

Базовая национальная ценность:

Патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству

Математика

Тема «Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20, 36 – 22» (2 класс)

Гордость за достижения наших спортсменов

Задача (2 класс, часть 1, стр. 59 № 2): В кружке фигурного катания занимаются 5 мальчиков, а девочек на 4 больше. Сколько ребят занимаются фигурным катанием в этом кружке?

- Кто из ребят нашего класса занимается в кружке фигурного катания?

- О каких достижениях российских фигуристов можешь рассказать?

Окружающий мир

Темы: «Что такое Родина?», «Что мы знаем о Москве?», проект «Моя малая родина» (1 класс), «Где мы живем?», «Россия на карте» (2 класс)

Основы гражданской идентичности, патриотизм, чувство гордости за свою Родину

«Что такое Родина?»

- Как называется наша Родина?

Показать на карте, где находится Россия.

- Представьте себе, что вы беседуете с человеком, который никогда не бывал в нашей стране, что бы вы ему могли рассказать, какая она, Россия?

Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят по суше и по воде.

Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой уже спешат на работу. В одно и то же время в одной части России может светить яркое солнце, а в другой идти дождь или идти снег.

Более 100 народов населяют Россию: русские, татары, евреи, башкиры, буряты, якуты, чукчи, ненцы… и т. д.

Русский язык

Тема: «Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах людей.  ЭКС Заглавная буква в именах писателей края» (2 класс)

Гордость за достижения великих людей России

Задание: Прочитай. Распредели имена собственные в таблицу: Самуил Яковлевич Маршак, Александр Сергеевич Пушкин, Агния Львовна Барто, Лев Николаевич Толстой…

Фамилия

Имя

Отчество

 

 

 

 

 

 

-  Кто они, эти люди?

- Какие произведения этих писателей вам знакомы?

- Почему их произведения переведены на другие языки мира?

Технология

Тема: «Полеты человека. Знакомство с видами летательных аппаратов» (1 класс)

Гордость за создателя ранцевого парашюта, первого человека, побывавшего в космосе, космонавта Ю. А. Гагарина.

-Как вы думаете, для чего используют парашют, каково его значение  для людей?

 -«Парашют» переводится как «против» и «падать» —  это устройство для торможения объекта. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др.

-Практическое применение парашютов началось при освоении полетов на воздушных шарах.

-В ХХ-м веке стала бурно развиваться авиация. Потребовались парашюты для спасения летчиков. Парашюты прежней конструкции были громоздки и не могли применяться в авиации. Специальный парашют для летчиков создал русский изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников. В 1911 год он зарегистрировал свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия. Что интересно, Глеб Евгеньевич по профессии был актёром и идея поместить парашют в ранец пришла ему в голову в театре, когда он увидел, как девушка вытаскивает из сумочки шёлковый шарф.

- Ребята, о каком изобретении вы узнали? Кто был изобретателем?

- А кто отважился  первым полететь в космос?

- Сейчас я предлагаю вам просмотреть видеоролик, как Юрий Гагарин отправился в космос, а после вы скажите, чем же помог Юрию Гагарину парашют.

Базовая национальная ценность:

Гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

Математика

Тема «Приёмы вычислений для случаев вычитания вида 35 – 7» (2 класс)

Труд работников сельского хозяйства как служение Отечеству, забота о благосостоянии школы.

2 класс, 1 часть, стр. 67 Задача: В хозяйстве было 8 тракторов. Купили ещё 2 новых трактора, а 1 трактор передали школе для обучения старшеклассников. Сколько тракторов стало в хозяйстве?

- О чем говориться в задаче?

- Как вы понимаете слово «хозяйство»?

- Какую работу выполняют работники сельского хозяйства?  Какая техника им помогает? Для кого они стараются?

- Для чего передают трактор школе?

Окружающий мир

Тема «Что мы знаем о народах России?», «Путешествие по России» (1 класс)

Воспитание уважительного отношения к народам России через ознакомление с его многообразием народов, культур и религий

  Тема «Что мы знаем о народах России?»

- Как называется наша страна? (Россия)

Главное богатство каждой страны – это её население. В России проживает около ста сорока миллионов человек. Если посмотреть в главный документ Российской Федерации - Конституцию, то мы увидим, что начинается она со слов «Россия – многонациональная страна».

 -Что обозначают эти слова?

- О чем будем говорить на уроке?

- Люди каких национальностей проживают в нашей стране?

- Какие отличия?

- Что объединяет  все народы друг с другом?

Русский язык

Тема: «Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей», «Слова близкие и противоположные по значению»,  (1 класс), «Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка РФ», «Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым  и  орфографическим словарями» (2 класс)

Воспитание бережного и вдумчивого отношения к русскому языку, слову.

 

Тема ««Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка РФ»

- На каком языке вы разговариваете?

– Все жители нашей страны России общаются на русском языке, он является не только национальным языком русского народа,
но и государственным языком
РФ и языком межнационального общения.

 

Технология

Тема «Способы общения и получения информации. Важные телефонные номера»

Служение Отечеству – служба спасения и помощи; закон и правопорядок.

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Ребята, существуют службы спасения, которые оказывают людям незамедлительную помощь, помогают в беде круглосуточно.

- У вас на листах по номерам записаны слова и словосочетания. Напротив каждого запишите телефон, куда бы вы позвонили.

1. Пожар (01)

2. Милиция (02)

3. Скорая помощь (03)

4. Утечка газа (04)

5. Беда, экстренный случай (112)

- Как вы думаете, если мы позвоним по этому телефону и скажем, что нам нужна помощь, кто к нам приедет? (01 - врачи, доктора, медсестры, 02 - …)

- Переверните листы. Ставьте цифры и рядом пишите «да» или «нет»

1. Я знаю, как пользоваться телефоном

2. Я знаю, когда обращаться за помощью

3. Я знаю, по какому телефону обращаться за помощью

4. Я знаю, что сказать

5. Я знаю свой адрес и телефон

6. Я никогда не наберу эти номера, ради баловства

- У вас 6 «да», то я могу быть за вас спокойна. Вы знаете, как поступать в экстремальной ситуации.

Базовая национальная ценность:

Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода

Математика

Тема «Числа 6, 7. Письмо цифры 6» (1 класс)  

Ценность семьи, уважение и помощь родителям

Беседа по иллюстрации к задаче:

- Где происходит действие?

- Кто изображён на рисунке?

- Что делают мама и дочка?

- Какое у них настроение?

- Почему они радуются?

- Какие совместные дела бывают у вас с мамой на кухне?

http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=12057

Окружающий мир

Тема «Как живет семья?», проект «Моя семья» (1 класс)

Ценности семьи, необходимости укрепления семейных связей, отношений между членами семьи

Задание «Закончи предложение»

- Если бы к вам на урок пришли самые близкие к вам люди, что бы вы им сказали. Я начну предложение, а вы закончите.

- Мои мама и папа для меня самые…

- Я хочу, чтобы мама и папа…

- Я люблю своих родителей за…

- Я доверяю своим родителям…

- Я хочу пожелать своим родителям..

- Я люблю, когда бабушка…

- Мне нравиться с дедушкой…

- Считаю свою семью самой…

Русский язык

Тема «Родственные слова. Выделение корня в однокоренных словах» (2 класс)

Уважение к родителям, знание своих корней, гордость за старших.

Русский язык, 2 часть, упр. 77

Задание:

- Вдумайтесь в значение слова родственники. Кого так называют? А знаете ли вы родственников из своего рода? Можете ли составить свою родословную: кем был твой дед, прадед? Спросите об этом своих родителей и родных.

Технология

Тема «Проект «Чайный сервиз». Правила сервировки стола. Правила поведения за столом» (1 класс)

Семейные традиции, уважение к родителям, культура быта.

Чем на кухне вкусно пахнет?

Что же там готовится?

Это пахнет пирогами,

Ешьте на здоровьице!

Чай Иришка наливает,

Сливки к чаю добавляет.

Как же здорово с родными

Чаю выпить с пирогами!   (Л.Лоева)

- Кому наливает чай Иришка? (Всем родным)

- Что готовят к чаю? Кто печет вкусный пирог? (Иришка с мамой или с бабушкой)

- Как в вашей семье устраивают чаепития?

Базовая национальная ценность:

Труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

Математика

Тема «Закрепление: решение примеров и задач изученных видов» (2 класс)

Ценность труда, взаимопомощь, совместный труд.

Ценность семьи, отношений между членами семьи

 

Задача (2 класс, стр. 30):

Когда брат полил 5 грядок, а сестра  - 3 грядки, им осталось полить 4 грядки. Сколько всего грядок должны полить дети?

- О чём говориться в задаче?

- Что растёт на грядках?

- Почему их надо поливать?

- Кто поливал грядки? Запишем краткую запись.

- Сколько грядок полил брат? Сестра?

- Кто больше? Почему?

- Что спрашивают в задаче? Каким знаком отмечаем вопрос «Сколько вместе…»

- Каким действием будете решать задачу?

- Почему выбираете знак «+»? (работа вместе, дружно идет быстрее, успеваешь больше)

Русский язык

Тема «Перенос слова. Правила переноса» (2 класс)

Уважение к труду, творчеству

 

Русский язык, часть 1, стр. 73, упр. 113

Прочитайте. Определите тему текста.

Берёста – это верхняя часть берёзовой коры. На Руси очень ценили берёсту. Из неё делали обувь, игрушки, украшения, посуду…. Берёсту использовали для письма…

Показ презентации об изделиях из берёсты.

Технология

Тема: «Использование растений человеком. Знакомство с профессиями связанными с земледелием», «Рукотворный мир как результат труда человека (архитектура)» и др. (1 класс)

Уважение к труду, творчеству и созиданию.

Тема: «Рукотворный мир как результат труда человека (архитектура)»

Какие бывают дома по размеру? (Большие и маленькие)

- По высоте? (Высокие и низкие)    

- По расположению на местности? (Городские и деревенские)    

- Из каких  материалов  строят дома и как они называются. Закончи предложение.

- Если дом построен из кирпичей, то это какой дом? (Кирпичный)  

- Если дом построен из панелей, то он какой? (Панельный)    

- Если дом построен из бревен, то он какой? (Бревенчатый)  

- Из каких основных частей состоит дом? (презентация)

– Как вы думаете, легко или трудно построить дом или другое любое здание? Почему?

– Приходилось ли вам самим что-нибудь строить? Например, из снега, кубиков, конструктора?

- С помощью чего можно строить на уроке? (бумага, картон, бросовый материал, пластилин, конструктор…)

Базовая национальная ценность:

Наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Математика

Темы: «Единица массы – килограмм», «Единица вместимости – литр», «Измерение величин. Сравнение и упорядочивание величин» (1 класс), «Час. Минута. Определение времени по часам», «Периметр многоугольника» и др. (2 класс)

Ценность знания, практическая значимость научных знаний.

Тема: «Единица массы – килограмм»

(Учитель ставит на стол две одинаковые коробки, одна из которых пустая, а другая чем-либо наполнена)

- Рассмотрите коробки. Опишите их.

- Какие свойства предметов вы знаете?

- Чем одна коробка отличается от другой?

Учащиеся не могут обнаружить внешних отличий. Учитель предлагает одному ученику взять коробки в руки.

- Что ты заметил? (одна коробка легче (тяжелее) другой)

- Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое свойство предметов как масса. (На доске вывешивается карточка со словом «масса»)

- Вместо слов «предмет легче» в математике принято говорить «масса предмета меньше», а вместо слов «предмет тяжелее» – «масса предмета больше».

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Чему будем учиться?

Окружающий мир

Темы: «Что у нас над головой?», «Что такое хвоинки?», «На что похожа наша планета?» и др. (1 класс)

Научная картина мира

Тема: «На что похожа наша планета?»

Однажды Муравьишка задался вопросом: На что похожа наша планета? А вы, ребята, как думаете?

- Когда мы смотрим в окно, земля кажется плоской. Если Земля плоская, значит, можно идти-идти по ней и дойти до края Земли. Но пока никому из людей это не удавалось.

- А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами?

- Кто же прав?

Русский язык

Рубрика «Страничка для любознательных», Темы «О происхождении слов», «О знаке переноса», «Буква Ё» и др.(1 класс)

Научная ценность знания, язык – средство общения и форма передачи информации, средство хранения и усвоения знаний, часть культуры народа.

«О происхождении слов»

В старину существовало слово ЛОПА. Оно обозначало «широкий лист». От этого слова образовались слова лопух (растение с широкими листьями) и лопата (орудие труда, напоминающее лист). Да и слово лопоухий теперь понятно: имеющий большие уши, напоминающие листы лопуха.

- Что обозначает слово лопух? Лопата? Лопоухий?

- От какого старинного слова оно произошло?

- Назовите общее свойство этих слов (широкий лист).

- Где можем узнать значение неизвестных нам слов? (в орфографическом словаре)

Технология

Тема: «История возникновения ёлочных игрушек»

Ценность знания

Презентация ««История возникновения ёлочных игрушек»

- Что такое «съедобные» украшения?

- Чем украшали ёлки бедные семьи?

- Назовите, кого изображали на первых елочных игрушках? (ангелочков и фей)

- Как появились первые стеклянные игрушки? И т. д.

Базовая национальная ценность:

Искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Русский язык

Тема: «Части текста» 2 класс

Нравственный выбор, раскрытие первоначального смысла понятий «жадность» и «глупость»

Русский язык, часть 1, стр. 20, упр. 18.

Задание: Прочитайте басню Л. Н. Толстого «Собака и её тень»

- О ком говорится в басне?

- Расскажите, как случилось, что собака потеряла мясо?

- Какой вы представляете себе эту собаку?

- Как вы поняли, что собака глупая и жадная?

- Подумайте, в каком случае о человеке можно сказать, что он поступил, как в басне собака с мясом?

Окружающий мир

Темы: «Как зимой помочь птицам?», «Почему мы любим кошек и собак?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему мы часто слышим слово «экология»?», проект «Мои домашние питомцы» (1 класс)

Чувство ответственности

- Что для птиц зимой страшнее - голод или  холод?

- Действительно, для птиц страшнее голод. За кроткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.

- Мы можем им помочь?

- Как мы  это можем сделать?

Русский язык

Работа с картинами в «Картинной галерее» на страницах учебника 1 и 2 классов

Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие

 

Русский язык, часть 1, стр. 111, упр. 177

Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника картину С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

- Почему художник дал картине такое название? Что на ней изображено? Обратите внимание на ребёнка: где он стоит? Что привлекло его внимание? Как выпавший снег изменил вид за окном? Как вы думаете, какое чувство испытывает малыш? Передалось ли вам это чувство?

Технология

Тема: «Правила приёма гостей. Быт народа коми»

Гостеприимство, культура поведения

Видеофильм «Винни Пух в гостях у кролика»

- Как вы оцениваете поведение Винни Пуха? - Чему можно поучиться у Кролика?

 

Базовая национальная ценность:

Природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Математика

Тема «Способы проверки сложения и вычитания» (2 класс)

Экологическое созидание, бережное отношение к хрупкому миру природы.

Математика 2 класс, 2 часть, стр. 6

Задача: Из посаженных в парке 75 саженцев зимой вымерзли 10. Сколько саженцев прижилось?

- О чем говориться в задаче?

- Объясните значение слова «саженцы».

- Где работали люди?

- Почему люди сажают деревья, кустарники в парке?

- Сколько саженцев посадили?

- Сколько саженцев вымерзли? Почему?

- Легко разбить парк в городе, селении?

- Можем принять участие в высаживании саженцев?

- Как относиться к саженцам?

Окружающий мир Темы: «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?», «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (1 класс)

Развитие эмоциональной отзывчивости  

Тема «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»

Стихотворение читают ученики:

Я бабочка-красавица

Крылья голубые.

И разве вам не нравятся

Глаза мои большие?

От восхода до заката

Я летаю на лугу.

И ловить меня не надо,

Потому что не смогу:

Опылять ромашки, розы

Землянику с лебедой

Это, значит, для природы

Обернётся всё бедой.

Нет семян и нет растений,

Чистый воздух вдруг исчез.

И тогда порой осенней

В золотой не сходим лес.

- О какой беде рассказала нам бабочка?

Русский язык

Тема «Перенос слова. Правила переноса»

Красота родной земли, бережное к ней отношение

 

Русский язык, часть 1, стр 72, упр 111

Прочитайте.

У зайчих первые зайчата родятся весной, когда ещё снег корочкой – наст. И называются они настовичками. Последние в году зайчата родятся осенью. Их охотники зовут листопадничками.

- О ком рассказ?

- Что  вас удивило?

- Почему зайчат так называют: настовички, листопаднички?

Технология

Темы: «Знакомство с видами насекомых. Бережное отношение к природе», «Виды домашних животных. Бережное отношение к животным», «Вода. Бережное отношение к воде» и др. (1 класс)

Родная земля, экологическое воспитание.

Тема: «Вода. Бережное отношение к воде» 

- Как вы думаете, что произошло  бы в природе, если бы совсем исчезла вода?

Как  вы думаете, смог бы человек жить без воды? 

 

Базовая национальная ценность:

Человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Математика

Темы «Число 3. Письмо цифры 3», «Задачи, содержащие отношения «меньше на …» (1 класс)

 

Многообразие культур, этнокультурная составляющая

 

- Опишите игрушки; посуду.

- Такие необычные игрушки (посуду) изготавливают дымковские мастера (мастера Хохломы).

http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=12055 http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=12055

http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=12055

Русский язык

Тема «Гласные звуки и буквы. Их признаки. Буквы е ё, ю, я и их функции в слове»

Многообразие народов, сотрудничество.

 

Русский язык, часть 1, стр. 90, упр. 139

Прочитайте слова, в которых есть буква э. Из каких языков они к нам пришли? В скобках после каждого слова дана подсказка.

Поэт (греч.), эскалатор (англ.), эму (порт.), дуэт (итал.), экзамен (лат.), эстафета (фр.)…

Технология

Тема: «Народный промысел - хохломская роспись. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий», «Народный  промысел - городецкая роспись. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий» и др (2 класс)

Многообразие культур

Тема: ««Народный промысел - хохломская роспись. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий»

Работа по учебнику с. 24

- Эту посуду называют золотой хохломой. Как вы думаете, почему?

- Посмотрите иллюстрации, какие цвета и элементы использует хохломской мастер в своей росписи?
Прочитайте.

Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому или чёрному фону.

- В чём особенность хохломской росписи?