«Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса».
«Прикладная направленность обучения математике состоит в ориентации содержания и методов обучения на применение математики в технике и смежных науках, в профессиональной деятельности, в сельском хозяйстве и в быту"
Ю.М.Колягин.
Средства реализации прикладной направленности школьного курса математики:
использование в процессе обучения прикладных задач;
изучение разделов прикладного характера: элементов теории вероятности, математической логики и др.;
выполнение практических и лабораторных заданий, связанных с наблюдением и выделением математических закономерностей в окружающей природе;
использование компьютерных программ, связанных с моделированием реальных объектов и обработкой статистической информации;
подготовку лекций и кратких сообщений о методах использования математического аппарата в разных науках, в разных профессиях, в разных направлениях человеческой деятельности;
выполнение учебных проектов с прикладным содержанием;
введение курсов по выбору, содержащих прикладные аспекты;
проведение интегрированных уроков ;
использование межпредметных связей;
включение в учебный процесс задач, описывающих ситуации, возникающие в жизни;
Требования, предъявляемые к прикладной задаче :
в содержании прикладных задач должны отражаться математические и нематематические проблемы и их взаимная связь;
задачи должны соответствовать программе курса, вводится в процесс обучения как необходимый компонент, служить достижению цели обучения;
вводимые в задачу понятия, термины должны быть доступными для учащихся, содержание и требование задач должны “сближаться” с реальной действительностью;
способы и методы решения задач должны быть приближены к практическим приемам и методам;
прикладная часть задач не должна покрывать ее математическую сущность.
Примеры прикладных задач
1. Из металлической треугольной пластинки нужно вырезать круг наибольшего радиуса. Как определить центр этого круга?
2. Двор имеет треугольную форму. Где нужно вкопать столб для подвески светильника, чтобы наилучшим способом осветить ближайшие к столбу точки сторон треугольника?
3. Лесная поляна имеет форму треугольника. В какой её точке безопаснее развести костёр?
4. Постройте точку, одинаково удалённую от сторон заданного треугольника.
Класс | Предмет | Учебная тема | Математическое содержание |
9,10 | Физика | Равноускоренное движение | Линейная функция, производная функции |
7,8, | Движение, | Прямая и обратная пропорциональная зависимость | |
9,10 | Механика | Векторы, метод координат, | |
11 | Оптика | Симметрия | |
9,10 | Кинематика | Векторы, действия над векторами | |
10, | Информатика | Алгоритм, программа | Уравнения, неравенства |
6 | География | Изображение земной поверхности | Масштаб, координаты на плоскости |
8,9 | Химия | Масса, объем и количество вещества, | Уравнения, проценты |
8 | Черчение | Техника выполнения чертежей и правила их оформления. | Параллельность, перпендикулярность прямых, измерение отрезков и углов, окружность, масштаб, параллельное проецирование |
10, | Экономика | Проценты, уравнения, неравенства |
Проблема осуществления межпредметных связей в процессе обучения
Категория педагогических работников | Факторы, влияющие на недостаточное применение межпредметных связей |
Молодые специалисты | Не имеют опыта и умений применения знаний по родственным своей профессии предметам |
Учителя с опытом работы | Недостаточно владеют методиками планирования и реализации межпредметных связей на уроках и во внеклассной деятельности |
Учителя со стажем работы свыше 15 лет | Уже не имеют, как правило, достаточных знаний по родственным предметам, нуждаются в усвоении новых трактовок общепредметных понятий, особенностей новых учебных программ по смежным предметам, необходимых для реализации межпредметных связей |
МАТЕМАТИКА
ЭКОНОМИКА
Математика имеет хороший инструмент. Экономика обладает хорошим материалом. Экономико-математические методы - это совмещение хорошего инструмента с хорошим исходным материалом. Генрих Герц
Экономика как наука об объективных причинах функционирования и развития общества еще со времен Адама Смита пользуется разнообразными количественными характеристиками, а потому вобрала в себя большое число математических методов. Современная экономика использует специальные методы оптимизации, составляющие основу математического программирования, теории игр, сетевого планирования, теории массового обслуживания и других прикладных наук.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.