Использование предметно-развивающей среды для формирования элементарных математических представлений дошкольников
«Нет такой стороны
воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности,
которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего
ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей
степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей
жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Замечательное высказывание Е.И. Тихеевой подходят к обсуждению темы создания предметно-развивающей среды.
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать, как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Что же такое развивающая математическая среда?
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Соответственно развивающая математическая среда – единство специально организованного образовательного пространства и вне образовательной сфер, которое способствует математическому развитию дошкольника, развитию способности самостоятельно и творчески мыслить.
Обучение математике основывается на конкретных образах и представлениях
Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.
Развивающая математическая среда направлена на решение следующих задач:
1. Целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности;
2. Формирование качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность;
3. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение.
Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
При этом мы должны помнить, что личность формируется в деятельности и эффективность влияния предметно-развивающей среды на математическое развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом развития ребенка. Математическое содержание игровой деятельности при взаимодействии с предметно-развивающей средой способствует формированию у детей способности свободно ориентироваться в пространстве и времени, развитию самооценки, самоконтроля, самостоятельности, формированию навыков самоорганизации, самопознания, самовыражения, которые помогут им легко адаптироваться к школьной жизни.
Современные образовательные программы, разработанные в контексте ФГОС ДО, уделяют особое внимание организации развивающей математической среды и ее зонированию.
В нашей группе есть место для игр и пособий по математике. (математический центр)
Имеется достаточное количество раздаточного материала. Значение раздаточного материала заключается, прежде всего в том, что он дает возможность придать процессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.
Формирование у детей представлений и понятий о величине и форме просто невозможно без наглядности. В связи с этим используются разнообразные фигуры как эталоны формы, графические и модельные изображения формы. Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по размеру и цвету.
В учебной зоне размещены стенды для закрепления количества и счёта, цифр. Домик с счётным материалом, домик для изучения состава числа из двух меньших в старшей и подготовительной группе. При необходимости цифры и счётный материал можно менять, убирать. Есть мобильный цифровой ряд, который можно использовать для игр с цифрами и числами на занятиях. (какая цифра спряталась, назови число, назови числа после 5…)
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:
- предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;
- чтобы научить детей сравнивать количества в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);
- наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Принципы построения предметно-развивающей среды:
• содержательно-насыщенной
• полифункциональной
• трансформируемой
• вариативной
• доступной
• безопасной
Насыщение
предметно-развивающей среды
должно быть разумным. Игры должны соответствовать возрасту детей и
задачам, которые решаются на данном этапе. Педагогу необходимо своевременно
изменять предметно-развивающую среду за счёт новых атрибутов, игрушек, игрового
оборудования в соответствии с новым содержанием игр. Конечно же, важна и
доступность предметно - развивающей среды для детей: игры, игрушки, различные
игровые атрибуты должны располагаться не выше вытянутой руки ребенка.
Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду, которая бы стимулировали самую разнообразную умственную деятельность и развивала бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Воспитатель должен иметь возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития». Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений понятий.
Работая по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста важным условием в организации развивающей среды является отбор педагогом игр, игрушек, игрового оборудования, оптимальных с точки зрения количества и качества.
С целью математического развития детей дошкольного возраста предлагается размещать в группе:
-игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности
(геометрический конструктор, пазлы)
-учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги)
-оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы)
Традиционные игры для изучения и закрепления основных математических понятий: количества и счёта, цвета и форма, игры с цифрам, пространственные представления, величина.
Помимо традиционных настольных игр, мы используем игры с резиночками, с прищепками, пуговицами.
Лэпбук «Раз, два, три,…начинаем мы считать».
Игры головоломки для плоскостного конструирования танграм, листик, вьетнамская игра, головоломка Пифагора, волшебный круг…
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Поэтому в группе имеются игры на развитие логики и мышления.
Например, игры Воскобовича, такие как «Фонарики», «Геоконт», «Цветные платочки», «Прозрачные цифры», «Весёлая восьмёрка»
И множество других игр на сенсорное развитие, развитие памяти, мышления, внимания, игры с кубиками, мозаики, пазлы, лото, домино.
Для рационального использования группового пространства мы используем не только столы, но и стены, выносные доски, наборное полотно.
Настенное игровое полотно «Божьи коровки» для закрепления количества и счёта, цифр, развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Можно использовать в индивидуальной работе с детьми, самостоятельных игр.
Имеется съёмное математическое полотно. Одевается на мольберт при необходимости. Можно использовать на занятиях в качестве демонстрационного материала, для самостоятельной игры 1-2 человек. Ребёнок может уединиться развернуть, переставить мольберт в нужное место. Сегодня развивающая предметно-пространственная среда должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт. Это пособие для обучения счёту до десяти. Учить находить соответствие количества и числа, знакомить с цифрами. В старшем дошкольном возрасте сравнение чисел, составление и решение математических примеров.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. А правильно организованная развивающая среда помогает выстраивать образовательный процесс.
Таким образом, влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. При этом одной из основных задач видится моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.