Использование элементов сказкотерапии
в работе логопеда с детьми с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Использование сказок в коррекционной логопедической работе способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи, автоматизации и дифференциации звуков.
Выделяют следующие виды логосказок:
Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.
Артикуляционные сказки.
Артикуляционные сказки.
Так же детям можно предложить артикуляционные сказки на основе русских народных сказок, так на примере сказки «Репка». репка.pptx
Фонетические сказки
В тетрадях размещены задания на словобразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом, подбор слов, противоположных и близких по значению.
Каждый рассказ направлен на работу с определенным звуком по следующим направлениям: выделение слов с заданным звуком, определение позиции звука в слове, характеристика звука, подбор слов к звуковой и слоговой схемам, звуковой анализ.
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков.
У детей со сложными речевыми нарушениями, безречевых детей может наблюдаться речевой негативизм, отсутствие подражательной речевой деятельности. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз.
Фонетические сказки
Лексико-грамматические сказки
Они направлены на обогащение, уточнение, активизацию словарного запаса, формирование грамматических категорий.
Основная цель работы при их использовании: развитие и закрепление лексико-грамматических умений и навыков у обучающихся.
Сказки, способствующие формированию связной речи
На индивидуальных занятиях один ребенок разыгрывает знакомые сказки.
Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно персонажей (это и пальчиковый театр, сказки на липучках, на прищепках, просто персонажи). При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.
На подгрупповых и групповых занятиях несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку, также используя персонажей.
Сказки, способствующие формированию связной речи
Сказки, способствующие формированию связной речи
При работе с детьми с ТМНР, например, при чтении сказки «Репка», обращаем внимание и показываем, как мы зовем бабку, внучку, жучку, кошку, мышку – АУ, ИДИ, ребенок, увлеченный сюжетом, без принуждения и повторения, начинает звукоподражать, подражать эмоциям, действиям.
Использование логопедических сказок в коррекционной работе позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний, совершенствовать психические процессы, развивать все стороны речи.
«Через сказку – верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка - это ключик, с помощью которого можно открыть истоки, и они забьют животворными ключами»
В. А. Сухомлинский
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.