«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Оценка 4.6

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Оценка 4.6
Семинары
doc
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
20.02.2020
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Проблемно-диалогическое обучение мастер-класс.doc

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

 «Ставьте ребенку вопросы, доступные его пониманию

и предоставьте ему решать их.

Пусть он узнает не потому, что вы сказали,

а что сам понял».

французский философ Ж.Ж.Руссо

 

1.  Место проблемного обучения в современном образовании

В современном государстве для реализации планов инновационного развития страны необходимы инициативные участники, способные творчески мыслить и находить нестандартные решения. Это обстоятельство определяет формирование принципиально новой системы непрерывного образования, ключевой характеристикой которой становится не столько сама передача знаний, умений и навыков учебной деятельности, сколько развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей.

В целях приобретения опыта самостоятельной учебной деятельности, получения удовлетворения от процесса интеллектуального труда, радости от преодоления сложностей и найденных решений, догадок и озарений, а, следовательно, и поддержания постоянного интереса к изучаемому, я применяю технологию проблемного обучения.

Идея активизации познавательной деятельности обучающихся имеет большую историю, начиная с учений античности и кончая современными психолого-педагогическими исследованиями. Неоценимый вклад в развитии теории проблемного урока внесли А.Н.Леонтьев и С.Л. Рубинштейн, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности.

                              2.  Технология проблемного урока

В современной педагогике есть много различных мнений относительно технологии проблемного обучения. Суть проблемного урока я вижу в «творческом достижении и усвоении знаний». Поскольку основным инструментом в технологии проблемного обучения является проблемный диалог, в учебно-воспитательном процессе я использую две его разновидности:

ü   подводящий диалог - система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих их к открытию мысли;

ü   побуждающий диалог – отдельные стимулирующие вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.

Каждый из диалогов имеет свои преимущества. Подводящий диалог способствует развитию логического мышления и незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью. Побуждающий же диалог, развивает творческие способности и обязателен при обучении одаренных, способных школьников. Но, поскольку, в классе учатся дети с разной образовательной потребностью, приходится варьировать эти два вида диалога.

Я согласна с мнением педагогов-«проблемщиков», что работа обучающихся на этапе введения знаний сродни научному творчеству ученого–исследователя, включающему в себя четыре звена: постановку учебной проблемы, поиск решения, открытие нового знания и выражение нового знания в доступной для обучающихся форме.

«Творческое достижение знаний»

Учебную проблему можно поставить тремя методами, используя:

ü подводящий к теме диалог, который шаг за шагом подводит школьников к формулированию темы урока;

ü сообщение темы урока с мотивирующим приемом («яркое пятно»,  «актуальность»);

ü побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Каждый из этих методов, в умелых руках педагога, так или иначе обеспечит внутреннюю мотивацию обучающихся к усвоению новых знаний, но истинно «творческое достижение знаний» все же начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. Одни противоречия вызывают у обучающихся чувство удивления, другие же – затруднение. Предлагаю рассмотреть приемы создания проблемных ситуаций, которые использую на уроках введения нового материала.

Проблемные ситуации с удивлением.

Прием 1 –одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения.

Урок русского языка по теме «Три склонения имен существительных» (учебник Т.Г.Рамзаевой), 4 класс.

Учитель

Ученики

На доске запись: 

бежит   по тропинке

бежит   у   тропинки

- Что общего в словосочетаниях?

 

- Чем отличаются слова?

 

- Почему разные окончания?

- Определите падежи имен существительных.

- Сформулируйте вывод.

На доске запись: 

бежит по земле

бежит по степи

- Определите падежи имен существительных.

- Что вас удивило?

 

- Состоят из трех слов.

- Одинаковые части речи.

- Разные предлоги, разные окончания у имен существительных.

- Существительные стоят в разных падежах.

- По тропинке (в Д.п.), у тропинки (в Р.п.)

 

- Окончание имени существительного зависит от его падежа.

 

 

По земле (в Д.п.), по степи (в Д.п.)

 

Падежи существительных одинаковые, а окончания все равно разные.

Ученики удивлены (возникновение проблемной ситуации).

 

Прием 2 – стараюсь столкнуть разные мнения учеников.

                   Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

Актуализация изученного

-Прочитайте слова на доске?

-Соль, Анна, майка, объявил

-Объясните орфограммы

Объясняют

-Что это? (Читает загадку о березе)

-Это береза!

-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

Задание на новый материал.

-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

Проверка задания.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Бер-еза      бере-за

Бе-реза      берез-а

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

Побуждение к проблеме

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

Тема

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

 

               Прием 3 – обнажаю житейское представление обучающихся вопросом или заданием «на ошибку», а затем предъявляю научный факт (с помощью эксперимента или наглядности).

Урок окружающего мира «Где живут белые медведи? Где живут пингвины?»  с применением ТСО, 4 класс.

Учитель

Ученики

В первой половине урока обучающиеся знакомятся с географическим положением Северного полюса, его климатическими особенностями и животным миром.

- А теперь мы с вами совершим путешествие на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия.

- Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (предъявление научного факта)

 

 

 

 

- Летнее платье, рубашку с коротким рукавом и шорты, носки, босоножки…

 

Лед, снег…

Реакция удивления (возникновение проблемной ситуации)

 

1. Русский язык, 3 класс.

Учитель: На доске два столбика слов. 1-й столбик: редкий, мягкий, легкий; 2-й столбик: редко, мягко, легко. Что вы можете о них сказать?

Ученики: Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором - наречия. Учитель: Разберите по составу слова каждого столбика.

 (Шаг 1. Ученик у доски производит разбор слов по составу, выделяет окончание -о в словах второго столбика.)

 Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречие?

Ученики: Неизменяемая часть речи.

Учитель: Но тогда у наречий чего не может быть? (Шаг 2.)

Ученики: Окончания.

Учитель: Итак, что вы сначала думали по поводу "о"? А что оказалось потом? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что же такое "о" в наречиях? (Проблема как вопрос.)

 

Проблемные ситуации с затруднениями.

В их основе лежит противоречие между необходимостью выполнить задания учителя и невозможностью этого сделать.

Прием 4 – даю задание не выполнимое в принципе.

   анализ

   учитель

     ученики

Невыполнимое задание, побуждение к осознанию и

побуждение к проблеме

Что такое  склонение?

Изменение по падежам

Какие части речи мы научились склонять?

Имена существительные и прилагательные

Попробуйте просклонять

глагол прыгать.

Получилось?

(испытывают затруднения, проблемная ситуация)

-Нет.

-       В чем затруднение?

- Какой возникает вопрос?

Глаголы не склоняются

-Как изменяются глаголы?(учебная проблема как вопрос).

 

Урок русского языка «Несклоняемые имена существительные» (учебник Т.Г.Рамзаевой), 4 класс.

Учитель

Ученики

- Просклоняем существительное «окно».

 

- Просклоняем существительное «кино».

 

Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен.

Обучающиеся испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации)

 

 

Прием 5 – предлагаю практическое задание, с которым обучающиеся до настоящего момента не сталкивались.

Урок математики  по теме «Сравнение дробей с одинаковым знаменателем» (учебник Л.Г.Петерсон), 4 класс

Учитель

Ученики

- Сравните дроби:

1/6 …1/8;      1 …1/5;      1%...1/10;

1/20…1/2;      1/25…1/52,   

 

¾…2/4.

 

Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен.

 

Испытывают затруднение, поскольку способ выполнения задания еще не известен (возникновение проблемной ситуации)

 

Прием 6 – предлагаю практическое задание, похожее на предыдущее, а после его выполнения аргументировано доказываю, что задание выполнено неправильно.

Урок математики «Площадь прямоугольного треугольника» (учебник Л.Г.Петерсон), 4 класс.

Учитель

Ученики

- На доске изображены прямоугольники и квадраты. Найдите их площадь.

- Найдите площадь этих фигур.

              5 см

 


4 см

 

 


 4 см

 

              5 см

- Проверим правильность выполнения задания с помощью палетки.

 

Дети легко справляются с заданием, способ выполнения которого известен.

 

 

 

S = 5 · 4 = 20 см2

 

 

 

S = 5 · 4 = 20 см2

 

Площадь треугольника 10 см2  (осознают, что задание выполнено не правильно, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации).

                         Сообщение темы с мотивирующим приемом.                      

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Пример:

Урок  русского языка по теме  «Дательный падеж»

АНАЛИЗ

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

Постановка    проблемы

«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения

-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:

Такой падеж как …..

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

 

-Кто догадался, о каком падеже идет речь?

-О дательном

Тема

-Значит, тема нашего урока?

(Фиксирует тему на доске)

-Дательный падеж

 

Проблемная ситуация действительно возникла, если я вижу, что у класса появился эмоциональный отклик: дети удивленно, с недоумением на меня смотрят. От столкновения с противоречием, у обучающихся рождается интерес к новой теме – внутренняя познавательная мотивация, так необходимая любому учителю. И теперь, используя побуждающий диалог, подвожу детей к осознанию противоречия проблемной ситуации и формулированию учебной задачи.

При выполнении следующего шага побуждающего диалога, дети самостоятельно формулируют учебную задачу, которая в свою очередь может звучать как тема урока («Какова будет тема урока?») или как вопрос, ответом на который и будет новое знание («Какой у вас возникает вопрос?»).

Таким образом, проговорив самостоятельно учебную проблему обучающиеся продвигаются на полпути к открытию нового знания, ибо «четкая формулировка проблемы – это уже половина ее решения».

Вторая фаза проблемного урока – поиск решения и открытие нового знания. И снова, как на этапе постановки учебной проблемы, использую подводящий или побуждающий диалог.

Подводящий диалог уверенно, шаг за шагом подводит обучающихся к открытию нового знания, при котором практически невозможны неправильные ответы учеников.

Для «творческого достижения знаний» применяю побуждающий диалог, который включает в себя два принципиально разных шага:

ü   выдвижение гипотез (выдвинуть гипотезу – значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка);

ü   проверка гипотезы (приведение аргументов («это так, потому что…») или контраргументов («это не так, потому что…»), т.е. принятие или отвержение гипотезы).

Выдвижение гипотезы начинается с общего побуждения – призыва к мыслительной работе: «Какие у вас есть догадки? предположения?». Если ребята молчат или предлагают только ошибочные гипотезы (а такое бывает нередко), я предлагаю подсказку, которая прозрачно намекает на решающую гипотезу. Но бывает, что обучающиеся сразу предложили решающую гипотезу, тогда в качестве провокации предложить свою ошибочную теорию (приготовленную во время подготовки к уроку), с которой и начинаю проверку.

Когда ребята предложили свою гипотезу, начинаем ее проверку с общего побуждения «Согласны с предположением? Почему?» (для устной проверки) или «Как нам проверить догадку? Что нужно сделать?» (если проверка требует выполнения практической работы). И снова, если ребята сами не могут выполнить проверку, ввожу подсказку, наталкивающую на довод за или против гипотезы.

«Творческое усвоение знаний»

Я глубоко убеждена, что проблемный урок должен обеспечить не только «творческое достижение», но и «творческое усвоение» знаний, которое углубляет понимание нового материала и развивает речь обучающихся. Творческое воспроизведение знаний обеспечивается продуктивными заданиями, выполняя которые ученик должен самостоятельно выразить полученное на уроке знание. Предлагая ученикам выполнить продуктивное задание, сразу оговариваем критерии оценки «Нам важна точность и простота».

В соответствии с формой выражения мысли выделяю три типа продуктивных заданий:

ü   на формулирование нового знания или вопросов по теме урока;

ü   на составление опорного сигнала;

ü   на создание художественного образа.

Когда новое знание открыто, предлагаю «обличить» его в словесную формулировку и сравнить с готовым образцом в учебнике, т.е. подключаю речедвигательную, слуховую и зрительную память для лучшего усвоения материала урока. В конце урока или на следующем уроке часто предоставляю ребятам возможность задать вопросы друг другу по изученной теме. Таким образом, в проговаривании нового материала упражняются сразу двое: тот, кто спрашивает, и тот, кто отвечает.

Второй используемый мной тип продуктивного задания – составление обучающимися опорного сигнала: символа, схемы, таблицы, опорных слов, после которого организую сравнение ученических творческих продуктов. В результате обсуждения («Вы согласны? Есть ли изменения? дополнения?») на доске появляется один опорный сигнал, который мы будем использовать в дальнейшем на практике.

Создание художественного образа – третий тип продуктивных заданий, конкретными формами которого являются: метафора, загадка, стихотворение. Предлагая задание на создание художественного образа, привожу пример его выполнения и рекомендую желающим придумать собственный вариант.

«Острые углы» проблемного урока

Подготовка проблемного урока и для меня, и для начинающего учителя-«проблемщика» - дело непростое, поэтому исходя из приобретенного мною опыта, к вышеизложенной теории необходимо добавить некоторые нюансы.

1) Поскольку введение нового материала является основным и трудоемким этапом урока, поэтому его следует начинать не позднее десятой минуты занятия. Первые же десять минут посвятить актуализации знаний, тщательно подбирая действительно необходимые занятия.

2) На этапе выдвижения и проверки гипотез учителю важно следить за своей реакцией. Нельзя, создав проблемную ситуацию, учителю самому в первые минуты «бросаться в бой» - формулировать проблему, предлагать гипотезы и т.д. Нельзя отвергнуть ошибочную гипотезу («неправильно», «не так») и нельзя похвалить школьника за решающую («молодец!», «верно!»).  Реагировать на гипотезы нужно словом «так» и поддерживающим кивком головы. И только тогда, когда истина восторжествовала необходимо похвалить ученика, первым высказавшего решающую гипотезу.

3) Целесообразно различать две зоны доски: опорную и рабочую. Опорная часть доски заполняется по ходу занятия (тема, опорные слова и сигналы) и служит максимальному усвоению нового материала. А на рабочей части доски ведутся текущие записи, которые стираются  по мере необходимости.

4) Чтобы избежать нелогичности урока, возможных ошибок, неуверенности, учителю  при подготовке урока в конспекте нужно не только составлять перечень заданий, но и тщательно прописывать свой диалог с обучающимися.

5) При прописывании диалога на случай, если ребята сразу выдвинут решающую гипотезу и сходу ее аргументируют, заготовить одну – две ошибочные гипотезы, чтобы  предоставить детям материал для размышления.

3.  Результативность использования проблемного обучения

Подведя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение:

ü   развивает познавательные и творческие возможности, речь обучающихся;

ü   воспитывает инициативную личность ребенка;

ü   развивает внутреннюю мотивацию к обучению;

ü   способствует стойкому качественному усвоению знаний.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО

Каждый из диалогов имеет свои преимущества

Каждый из диалогов имеет свои преимущества

Прием 1 –одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения

Прием 1 –одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения

Прием 1 –одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения

Прием 1 –одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие точки зрения

Ученики: Это родственные слова

Ученики: Это родственные слова

Урок русского языка «Несклоняемые имена существительные» (учебник

Урок русского языка «Несклоняемые имена существительные» (учебник

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием…

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием…

Вторая фаза проблемного урока – поиск решения и открытие нового знания

Вторая фаза проблемного урока – поиск решения и открытие нового знания

Предлагая ученикам выполнить продуктивное задание, сразу оговариваем критерии оценки «Нам важна точность и простота»

Предлагая ученикам выполнить продуктивное задание, сразу оговариваем критерии оценки «Нам важна точность и простота»

На этапе выдвижения и проверки гипотез учителю важно следить за своей реакцией

На этапе выдвижения и проверки гипотез учителю важно следить за своей реакцией
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020