ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ
Сухомлинова Елена Александровна,
учитель математики и информатики высшей категории
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ № 38 ИМЕНИ К.Е. ВОРОШИЛОВА».
Аннотация. 2019-2020 учебный год заставил нас познакомиться с такой формой работы как дистанционное обучение. Всем нам стало ясно, что без цифровых ресурсов и без других возможностей интернета нам не обойтись. Всем учителям пришлось в краткие сроки осваивать цифровые технологии, подбирать приемлемые формы обучения дистанционно. К следующим учебным годам педагоги были уже более подготовленными. В организации дистанционного обучения в школе нам помог опыт прошлых учебных лет, а также семинары, вебинары, которые регулярно проходят и летом, и в учебное время. Остановимся на организации дистанционного обучения, как в целом, так и на уроках математики.
Ключевые слова: сайт, цифровые ресурсы, электронная библиотека, онлайн-уроки, видеоуроки.
К сентябрю 2020 все школы города были подключены к единому конструктору создания школьных сайтов. На каждом сайте была организована вкладка «Дистанционное обучение». Эта вкладка была организована очень удобно так, что действия учителя были независимы от деятельности администратора сайта. Учитель самостоятельно размещал задание и рекомендации детям. Рекомендации можно было размещать как в текстовом документе так и в виде презентаций, видео, вносить ссылки на интерактивные ресурсы.
Связь на дистанционном обучении должна быть прямой и обратной. Если учитель дал материал, то необходимо проконтролировать его изучение. Так в 2019-2020 учебном году осуществлялся он порой однотипно, дети выполняли какую-то работу и отправляли ее на почту учителю, учитель проверял и отправлял по почте оценку, резюме, замечания и т. д. Трудность заключалась в том, что на резюме и оценивание работ уходило много времени, но делать это было необходимо. Кроме того качество фоторабот было не всегда хорошим. Каков выход? Это переход на образовательную платформу и применение цифровых онлайн-ресурсов.
Хочу остановиться на ресурсах, которые использовала я. На цифровом ресурсе «Российская электронная школа» я брала видеоуроки. Небольшие по размеру, изложение доступное и понятное. Кроме того в РЭШ есть подбор тренировочных заданий в виде тестов, контрольные задания. Кроме того есть еще масса информационных ресурсов, где есть и теоретический материал и тесты: «Библиотека МЭШ», «Виртуальная академия», «Медиатека образовательных ресурсов», «Единое окно к информационным ресурсам», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». Онлайн уроки можно проводить с использованием сервиса Zoom или Skype. В конференции Zoom можно создавать демонстрацию экрана, а на экран выводить презентации, инструментом «карандаш» выделять на экране необходимые моменты. На таких уроках осуществляется обратная связь. Дети могут задать вопросы о том, что им не понятно и еще раз проработать материал. Также на таких уроках наблюдается повышенная активность учащихся.
Для проверки знаний на уроках математики и информатики я использовала ресурс Skysmart. На этом ресурсе можно самому составлять домашние задания, самостоятельные и контрольные работы. В базе данных уже находятся упражнения по всем темам любого предмета для любой параллели классов. Учитель выбирает необходимые упражнения на данный момент и включает их в задание. По окончании формирования задания генерируется ссылка на задание, именно эту ссылку учитель рассылает ученикам. Заходя первый раз по этой ссылке ученик регистрируется, в следующий раз при входе регистрация не нужна. Получив задание, ученик выполняет его, а в кабинет учителя заносится результат и автоматически выставляется оценка. Время на выполнение задания учитель может ограничить. Если ученик пытается ввести списанное решение, система распознает этот факт, и в кабинете учителя будет сообщение, что ученик пытался скопировать условие задания, возможно для поиска ответа в сети интернет.
Еще одним очень удобным ресурсом я бы назвала Online Test Pad. Это ресурс на котором можно создавать свои тесты, пользоваться тестами, созданными другими учителями Online Test Pad это многофункциональный конструктов тестов, с помощью которого можно создать целую палитру цифровых учебных задач: тестов, кроссвордов, сканвордов, опросов, логических игр, диалогов. Ученику лучше зарегистрироваться , хотя и не обязательно, достаточно ввести фамилию. К созданному тесту есть 3 способа доступа: 1) по основной ссылке (тест пройдут те, кому будет отправлена ссылка); 2) специальный html-код, который позволит встроить тест на собственный сайт, форум; 3) созданный тест опубликовать в общий доступ и тогда его сможет пройти любой пользователь сайта Online Test Pad. Учителю доступен просмотр каждого результата, статистики ответов и набранных баллов по каждому тестированию . Данные результаты удобно получать на электронную почту. В табличном виде представлены все результаты, регистрационные параметры, ответы на все вопросы, которые можно сохранить в Excel.
Для организации дистанционного обучения удобно также использовать целые образовательные платформы, к которым подключаются классы, школы в целом. Образовательные платформы отличаются от других сервисов тем, что вы можете создавать класс, давать им интерактивные задания, автоматически система ставит оценки. Вы видите результат теста, ошибки, допущенные учеником, все его оценки . На платформе видна картина успеваемости класса. Так мы можем воспользоваться платформой ЯКЛАСС, GoogleClassroom, Фоксворд, CORE, LEARNIS. Проанализируем несколько таких платформ. Google Classroom представляет собой бесплатную интерактивную платформу, которая предназначена для организации обучения в удаленном режиме. Используя платформу, преподаватель может не только создавать свои курсы и предоставлять к ним доступ ученикам, но и выдавать индивидуальные задания, ставить оценки. Важно упомянуть наличие у Google Classroom интеграции с другими сервисами данного разработчика, что значительно расширяет возможности, доступные пользователям подобной платформы.
К числу преимуществ приложения Google Classroom следует отнести:
возможность настройки каждого класса, а также приглашения в него пользователей по специальному коду, что избавляет от необходимости ведения отдельного реестра для учеников;
синхронизация с Google Drive, что дает возможность сохранять всю необходимую информацию о курсе, учениках и их отметках в облачном хранилище, исключив вероятность их утраты;
автоматизация процессов, позволяющая значительно упростить использование сервиса;
возможность установки срока сдачи работы для учеников;
удобный мониторинг образовательного процесса.
Подведем итоги, в чем же плюсы и минусы дистанционного обучения.
Цифровые технологии дают возможность быстро организовать дистанционное обучение; повысить качество обучения; сэкономить время учителя при подготовке и проведении урока. Для использования ДО необходимы для обучающихся соблюдение следующих критерий: умение приобретать знания самостоятельно; умение использовать приобретенные знания в практической деятельности; способность переносить свои умения на другие задания; самостоятельный поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных учебных задач; владение современными методами сбора, обработки и анализа данных ; работа с информацией в глобальных сетях; применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях. [1, с. 30]
При использовании цифровых ресурсов могут возникнуть такие сложности: не всегда есть возможность использовать ПК; неправильное позиционирование инструментов; дети могут относиться к инструментам, как к игрушкам; не все готовы к когнитивному результату; придется обучать дополнительным инструментам; новый формат взаимодействия; проблема со связью; детям надоедает частое использование одних и тех же инструментов. [2, c. 126] Однако приобретенный опыт учителей позволит достойно организовать дистанционное обучение.
Литература
[1] Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007, 31 с.
[2] Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО – М: Высшее образование в России, 2000, № 3, с.124-128.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.