«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности »
2018-2019 учебный год
Тема : «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности »
Цели:
-формировать у учащихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья;
-привлечение к совместной деятельности родителей, других педагогов;
-обучать способам и приёмам сохранения и укрепления здоровья;
-применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Школа-это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов» говорил Василий Александрович Сухомлинский.
Поэтому ценностное отношение к здоровью у ребенка не может формироваться без участия педагогов. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Все здоровье сберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на 3 основные группы:
· Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
· Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
· Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Здоровье ученика в норме, если:
· в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
· в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
· в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
· в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
· в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов здоровьесбережения:
· «Не навреди!».
· Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося.
· Непрерывность и преемственность.
· Благоприятный психологический климат.
· Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
· Комплексный, междисциплинарный подход.
· Успех порождает успех.
· Активность.
· Ответственность за свое здоровье.
Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихся
Организация занятий.
1.вид учебной деятельности - технологии; -стиль преподавания; -отметка, оценка знаний; -объём домашних заданий
2.взаимоотношения с одноклассниками; - отношение учителей; - здоровье учителей
3 режим дня - расписание учебных занятий; -питание; -санитарно-гигиенические условия (мебель, освещение, проветривание и др.) -режим перемен
4.учебный план - выбор УМК ;-выбор программ
5. досуговая деятельность
Критерии здоровьесбережения
-Обстановка и гигиенические условия в классе
-Количество видов учебной деятельности
-Количество видов преподавания
-Наличие и место методов, способствующих активизации
-Место и длительность применения ТСО
-Поза учащегося, чередование позы
-Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
-Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке
-Психологический климат на уроке
-Эмоциональные разрядки на уроке определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности
Работоспособность в течение учебного дня 1-4 классы
У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 2-м уроке; на 3-м и особенно на 4-м уроках она уменьшается ; на 5 и на 6-м уроках работоспособность резко падает.
Работоспособность в течение рабочей недели 1-4 классы
Динамика работоспособности учащихся в течение недели также имеет свои характерные особенности. В понедельник работоспособность учащихся относительно невысока, что связано с врабатыванием после воскресного дня. Во вторник и среду работоспособность наибольшая, в четверг она несколько снижается, достигает минимума в пятницу.
Важно помнить
— Офтальмологи установили строгие нормы, определяющие оптимальный период пребывания школьника за компьютером.
— 1-4 класс- 10 минут во время которых дети могут находиться перед экраном монитора без вреда своему здоровью.
Требования к проведению физкультминуток
• Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
• Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
• Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
• Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Виды физкультминуток
• Упражнения для снятия общего или локального утомления.
• Упражнения для кистей рук.
• Гимнастика для глаз.
• Гимнастика для слуха.
• Упражнения корректирующие осанку.
• Дыхательная гимнастика
Физкультурные минутки помогают:
-снять усталость, напряжение;
-ослабить утомление на уроке;
-проводить профилактику нарушения осанки;
-поддержать работоспособность, активное внимание.
Пальчиковая гимнастика помогает: ( грабли, корзина,стул)
-стимуляция развития речи;
-профилактика нарушений зрения;
-расширить пространственную активность глаз.
Зрительная гимнастика помогает:
• Снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;
• Тренировать вестибулярный аппарат;
• Развить зрительную координацию;
• Укреплять глазные мышцы;
• Развить зоркость и внимательность;
• Профилактика возникновения и развития близорукости;
• Улучшить зрение.
Дыхательная гимнастика помогает:
• Укрепляет дыхательную мускулатуру;
• Уменьшает заболевания дыхательной системы;
• Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоравливает нервно-психическое состояние.
Экологическое пространство
• Проветривание помещений
• Озеленение кабинета
• Освещение кабинета
Двигательная активность (чередование позы, работа в паре, работа в группе, работа со схемами) оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока. Совершенствуется строение и деятельность всех органов, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.
Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления , т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности обучающегося.
Психологическое здоровье школьника
дать детям представление о душевном здоровье человека;
- учить мыслить позитивно;
- развить желание укреплять свое здоровье;
- положительно настраиваться.
Творческий характер процесса обучения на уроках , создаёт положительный настрой в классе , снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, даёт положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.
Использование оздоровительной силы природы
- это проведение занятий на свежем воздухе, подвижных игр, спортивных соревнований , дни здоровья, пешие походы, экскурсии, что способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления .
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.