«Использование дидактических игр в коррекции слоговой структуры слова с детьми с ТНР»
У детей с ТНР наблюдается системное нарушение речи, то есть нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики и связной речи, в том числе, страдает и слоговая структура слова. Дети затрудняются в произношении слов из 2-3 слогов с прямыми и обратными слогами, слов со стечением согласных, не могут правильно повторить предложение, согласовать части речи. Они искажают порядок слогов, сокращают или замещают слоги в словах. Речь становится неразборчива и аграмматична. Это может стать следствием дисграфии и дислексии. Работая над коррекцией речевых нарушений, я обратила внимание на то, что овладение произношением слоговой структуры слов представляет для таких детей большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.
В процессе работы над слоговой структурой слова опираюсь на следующие принципы:
- принцип интеграции (возможность использования через разные виды образовательной деятельности: игровой, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной);
- создание новых условий для коррекционного воздействия на детей в области коррекции слоговой структуры слова через обновление содержания речевого центра и логопедического уголка, дидактических игр и пособий логопедического кабинета;
- современные подходы дают возможность стимулировать творческую активность и воображение, привлекают интерес детей, совершенствуют эмоционально-речевую сферу, психические процессы, тем самым активизируя деятельность детей и способствуя эффективной коррекции слоговой структуры слова.
Содержание коррекционного образования предусматривает развитие всех сторон устной речи: лексики, грамматики, звукопроизношения моих воспитанников с диагнозом ОНР.
Тема моего опыта работы раскрывает пути и средства обновления содержания коррекционного образования дошкольников через внедрение новых программ, педагогических технологий и методических рекомендаций нового поколения.
Система коррекции слоговой структуры слова дает хорошие результаты и адаптирована к детям логопедической группы. Конспекты, перспективные планы, дидактические игры и пособия, которые я использую в своей работе, позволяют мне работать системно и в определенной последовательности.
Работая над темой «Использование дидактических игр в коррекции слоговой структуры слова с детьми с ТНР» в течение нескольких лет, я добилась положительных результатов - уровень сформированности слоговой структуры у моих воспитанников значительно вырос.
Задачи, выполняемые в ходе реализации темы:
- создание необходимых условий для формирования слоговой структуры слова у дошкольников;
- обеспечение методического сопровождения опыта работы;
- оптимизация эффективных средств и методов воздействия на формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР;
- разработка критериев диагностики по оценке сформированности слоговой структуры слов у детей.
Коррекцию нарушений слоговой структуры слова веду с учетом всех компонентов речи, последовательно, с позиций индивидуального подхода, постоянно, с использованием игровых и дидактических приемов, разнообразного дидактического материала.
Работа над коррекцией слоговой структуры:
- подготовительный этап (фонетико-фонематическая база);
- уточнение семантики слова до начала отработки его слогового состава, а затем их параллельное закрепление;
- фонетическая доступность всех слов (наличие в них только правильно произносимых звуков);
- использование в качестве вспомогательного средства специальной зрительной и жестовой символики;
- значительное увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- самостоятельная речь дошкольника.
Формы работы с детьми:
- упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений на музыкальных занятиях;
- совместная деятельность логопеда с детьми вне занятия: игры и упражнения на формирование и преодоление нарушений слоговой структуры речи согласно перспективному планированию;
- совместные с воспитателем игры и упражнения на развитие слухового внимания и слуховой дифференциации слогов;
- заучивание стихотворных текстов по принципу «от простого к сложному»;
- заучивание чистоговорок и скороговорок;
- игровые методы и примеры закрепления правильного произнесения сложных слоговых структур.
Формы работы с родителями:
- консультации по формированию слоговой структуры речи;
- индивидуальные рекомендации родителям по работе с ребёнком дома.
Направления работы, которые я использую:
- обследование состояния слоговой структуры слова;
- оставление перспективного плана работы по исправлению нарушений слоговой структуры слова;
- определение и подбор приемов работы.
Основываясь на результатах первичной диагностики и задачах программы, я разработала перспективный план по коррекции слоговой структуры слов у детей с ТНР.
Свою работу по использованию дидактических игр в коррекции слоговой структуры слова с детьми с ТНР разделила на 4 этапа: подготовительный, коррекционный, закрепляющий, заключительный.
1 этап – подготовительный (создание фонетико-фонематической базы речи) – провожу с целью: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка через развитие речеслухового восприятия и рече-двигательных навыков.
2 этап – коррекционный. Цель этого этапа: непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка через развитие звукопроизношения, фонематического слуха, навыков деления слов на слоги, звукового и звукослогового анализа и включение в работу речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
3 этап – закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова. Цель этого этапа: совершенствование умений воспроизводить слова различной слоговой структуры на материале художественного слова. Здесь детям предлагаю тексты, содержащие звуки, которые в начале обучения могли употребляться неверно (например, шипящие, соноры). К началу данного этапа, как правило, звукопроизношение уже исправлено. Использую прием отраженного проговаривания и заучивание слов, словосочетаний, предложений, рифмовок, стихов, скороговорок, рассказов.
4 этап – заключительный. Его цель – использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи. К этому этапу ребенок уже овладел правильным произношением всех звуков речи. Здесь полученные навыки правильного произношения слоговой структуры слова закрепляются в самостоятельной связной речи: в составлении рассказов по опорным словам, описании предметов, придумывании конца или начала к рассказу педагога, в сравнении объектов, рассказывании по воображению, в диалоге на заданную тему и придумывании сказок по набору игрушек.
Коррекцию слоговой структуры слова осуществляю на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях по формированию правильного звукопроизношения. Использую, в основном, игровые приемы, дидактические игры и упражнения.
Среди различных форм работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова, существенное место отводится занятиям по выработке у детей речедвигательных навыков (ежедневное выполнение с детьми артикуляционной гимнастика и логоритмики). С помощью приемов логоритмического воздействия мне удалось развить у детей координацию движений и речи, различные виды внимания и памяти (слуховые и зрительные), нормализовать голосовые функции и навыки речевого дыхания, развить мелкую моторику и мимические мышцы лица, а также общие двигательные навыки. Результаты диагностики показали существенное улучшение речедвигательных навыков, а это в свою очередь способствовало исправлению нарушений слоговой структуры.
С целью повышения качества коррекционной работы я применяю элементы и других педагогических технологий: сказкотерапии, музыкотерапии, песочной терапии, арт-терапии, игровых технологий (ТРИЗ, развивающие игры В.В.Воскобовича), здоровьесберегающих технологий.
Для снятия напряжения и улучшения настроения детей, для стимуляции двигательных и речевой функций и создания положительного эмоционального фона занятий использую музыкотерапию. Это такие приемы, как прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку. Для релаксации я использую музыкальные произведения со звуками природы (шорох волн, звуки прибоя, голоса птиц, журчанье ручья, звуки леса, весенний паводок и другие). В качестве дополнения к основной методике музыкотерапия оказала положительное влияние на исправление нарушений слоговой структуры слова.
Активно использую элементы ТРИЗ и развивающие игры на этапе закрепления слоговой структуры слова в свободной речи.
На каждом логопедическом занятии с детьми применяю элементы здоровьесберегающей технологии:
- снятие нагрузки на зрение и опорно-двигательный аппарат;
- режим меняющихся рабочих мест.
Для отслеживания результатов я использовала стартовую, промежуточную и итоговую диагностику. Стартовая диагностика показала уровень сформированности слоговой структуры детей на начало года, выявила типичные ошибки каждого ребенка, помогла наметить пути коррекции речевых нарушений. Промежуточная диагностика помогла обнаружить пробелы и сбои в формировании слоговой структуры слов, скорректировать перспективные планы, спланировать дальнейшую работу. Итоговая диагностика дала возможность отследить уровень сформированности слоговой структуры слова у детей, показала положительные результаты.
Анализ результатов итоговой диагностики показал, что дети с высоким уровнем сформированности слоговой структуры заинтересованы на занятиях, регулярно посещали детский сад, у них лучше развиты фонематические процессы, родители уделяют внимание занятиям с детьми, выполняют задания логопеда. У детей со средним уровнем менее устойчивое внимание и менее развитые фонематические процессы, они не регулярно посещали детский сад, родители выполняли рекомендации логопеда частично.
Результаты диагностики за 2 года дают основания утверждать, что цель моей деятельности по повышению уровня сформированности слоговой структуры слова достигнута, поставленные задачи выполнены. Созданы все условия для формирования у дошкольников навыка воспроизведения слов различной слоговой структуры. Изготовлена картотека дидактических игр и упражнений по данной теме.
Считаю, что практическая ценность моей работы в том, что она соответствует мотивации обучения и практическому достижению коррекционно-образовательных задач и дает возможность показать хорошую результативность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.