Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.9

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
психологическая работа +2
Все классы
01.10.2018
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями
использование ЭОР делает коррекционный процесс интересным и увлекательным, способствует повышению у детей мотивационной готовности к логопедическим занятиям, что позволяет интенсифицировать работу по формированию речевых и коммуникативных навыков, развитию высших психических функций, обеспечивая базу для успешной социальной адаптации учащихся в современном обществе.
Субракова Н.О. статья.doc
Субракова Н.О. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики  Хакасия «Аскизская школа­интернат», с.Аскиз Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучащимися интеллектуальными нарушениями Целью является подготовка учащихся к труду и самостоятельной жизни в современном обществе.  Основой  успешной социальной  адаптации  является  правильная  речь ребенка, способствующая   развитию   коммуникабельности,   мыслительной   деятельности, познавательной активности. Для полноценного речевого общения и познания окружающей жизни   необходим   достаточный   уровень   сформированности   всех   сторон   речи (произношения, грамматического строя, словарного запаса). В настоящее время отмечается увеличение количества поступающих в школу учащихся с системным недоразвитием речи средней и тяжелой степени. Выраженные нарушения фонетико­ фонематических и лексико­ грамматических компонентов речи затрудняют формирование чтения и письма, развитие коммуникативных   умений   и   навыков,   приводят   к   неуверенности   в   себе   и   речевой замкнутости, препятствуя формированию полноценной учебной деятельности школьников. Важно своевременно восполнить пробелы в речевом развитии учащихся, сформировать познавательный   интерес   к   языку,   обеспечить   речевую   базу   для   осознанного   изучения грамматического материала на уроках русского языка. Для успешной   реализации этих задач необходим постоянный поиск и внедрение новых педагогических технологий. На   современном   этапе   наиболее   способствующими   оптимизации   логопедической работы являются информационно­коммуникационные технологии,  использование которых — одно из условий совершенствования и повышения эффективности работы по коррекции нарушений речи учащихся. Особую роль в этом процессе играют электронные образовательные ресурсы, так как интерактивная   и   мультимедийная   наглядность   способствует   лучшему   представлению изучаемого   материала,   повышению   мотивации   обучения   учащихся.   Учащимся   с нарушением   интеллекта   для   формирования   речевых   навыков   требуется   многократное повторение   материала.   В   тоже   время   у   детей   наблюдается   повышенная   утомляемость, низкий уровень работоспособности. Использование электронных образовательных ресурсов позволяет   обеспечить   вариативность   и   разнообразие   предлагаемых   заданий, индивидуализировать   коррекционный   процесс,   повысить   заинтересованность   и познавательную активность детей. Полисенсорный характер  воздействия мультимедийных средств   активизирует   компенсаторные   механизмы,   так   как   позволяет   задействовать сохранные анализаторы, способствуя повышению результативности коррекционной работы с учащимися. На   логопедических   занятиях   используется   мультимедийная   продукция, способствующая   закреплению   и   автоматизации   речевых   навыков   путём   выполнения учащимися  заданий  в  компьютерной  программе  Л.  Р.  Лизуновой  «Игры  для  Тигры», компьютерных   играх   «Весёлый   диктант»,   «Баба   Яга   учится   читать»,   «Гарфилд   — первоклассникам. Грамматика и письмо. Основы лексики», «Алфавит», «Учимся читать». Осуществляется  работа по программно — методическому комплексу «Русский язык. 2 класс», представляющий мультимедийную систему диагностических тестов и диктантов. Коррекции нарушений устной и письменной речи наиболее оптимальными для учащихся школы являются ИИСС «Учимся правильно говорить» (Л. Е. Шевченко), «Моя любимая азбука» и «Русский язык (первые уроки), 1 класс». Существует   большое   количество   разнообразных   компьютерных   игр,   программно­ методических   и   учебных   комплексов,   но   возможности   их   использования   для   работы   с учащимися коррекционной школы ограничены. В связи с этим в среде программ Microsoft PowerPoint  осуществляется   разработка   электронных   иллюстративных   приложений   к логопедическим   занятиям.   Они   объединяют   визуальную   информацию   (предметные   и сюжетные   картинки,   тексты,   графические   изображения,   символику),   динамическую информацию   (анимацию),   аудио   (звуки,   слова,   музыку).   Электронные   приложения   к занятиям   представляют   собой   комплексы   фонетических,   фонематических,   лексических, словообразовательных, морфологических и синтаксических упражнений (в зависимости  от темы   занятия),игр   по  коррекции   нарушений   всех   сторон   речи,  игровых   упражнений   по развитию   внимания,   мышления,   пространственного   восприятия,   памяти,   воображения. Разработка и применение авторских электронных ресурсов, использование предлагаемой мультимедийной   продукции   осуществляется   с   учетом   следующих   принципов коррекционной деятельности: — патогенетического (учёт механизмов нарушения); — онтогенетического; — учёта симптоматики и степени выраженности нарушения речи; — опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их  взаимодействие; — поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину); — постепенного усложнения речевого материла и зданий с учетом «зоны ближайшего  развития»(по Л. С. Выготскому); — системности (формирование речи как единой функциональной системы); — общедидактических (доступности, наглядности, учёта индивидуальных и возрастных  особенностей ребёнка, сознательности и активности). Во всех разрабатываемых электронных образовательных ресурсах задания даются в игровой форме, при этом часто создается проблемная ситуация, самостоятельное решение которой доступно ребенку. Предусматривается как фронтальная, так и индивидуальная работа   с   учащимися.   Задания   в   электронных   приложениях   имеют   разноуровневый характер, разрабатываются для детей, имеющих различную степень недоразвития той или иной речевой функции. Это позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс, обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка по индивидуальному образовательному   маршруту,   разработанному   в   соответствии   со   стартовым   уровнем   и потенциальными   возможностями   развития   речи,   психическими   и   поведенческими особенностями. Электронные   ресурсы   используются   для   диагностики   нарушений   различных компонентов    речи,    закрепления    и    автоматизации    речевых    навыков,      проверки результативности   логопедической   работы.   Для   изучения   нового   материала разрабатываются   мультимедийные   презентации,   в   которых   моделируются   какие­либо ситуации или действия. Так, например, именно интерактивность материала способствует лучшему   пониманию   учащимися   значений   приставок   при   образовании   приставочных глаголов  (Карлсон  вылетел  из  окна,  облетел  домик и  т. д.),  дифференциации  глаголов совершенного и несовершенного вида (Кораблик плыл, плыл, плыл… и приплыл). В целях оптимизации создан и пополняется банк данных электронных образовательных ресурсов.   Опыт   работы   показывает,   что   наиболее   целесообразной   является   блочно   — модульная разработка электронных пособий различной тематики. Таким   образом,   создан   ЭОР   «Формирование   дифференциации   звонких   и   глухих согласных»,  состоящий  из  шести  блоков: «Б­П», «В­Ф», «Д­Т», «С­З», «Г­К», «Ж­Ш». Игры и упражнения внутри блоков сгруппированы в модули:  «Звук»,  «Слог»,    «Слово», «Предложение», «Текст», в каждом из которых по 3–12 игровых заданий. Поиграть детям предлагают сказочные герои, в названии которых есть соответствующие парные согласные. Например, в блоке «Б­П» представлен следующий материал: 1 модуль   —   сравнение   артикуляции   и   произношения   оппозиционных   звуков  б­п  по схематическим изображениям положения органов артикуляции, игра «Угадай, какая буква живет в домике?». 2 модуль  — дифференциация  смешиваемых  звуков в слогах:  звуковой анализ  и синтез слогов, игры «Повторяй­ка», «Упрямый попугай», «Скажи наоборот». 3 модуль   —   дифференциация   оппозиционных   звуков   в   словах:   сравнение   слов   — квазиомонимов, определение наличия звуков в названиях картинок, звуковой и слоговой анализ и синтез слов (игра «Кубики»), отгадывание загадок и ребусов, раскладывание на две группы картинок с оппозиционными звуками в названии (игры «День рождения Бори и Паши»,   «Собираем   урожай»,   «Доктор   Айболит»,   «Отправь   поезд»,   «Уборка»),   вставка пропущенных  букв  в  словах  (игры  «Путешествие»,  «Рыбалка»,  «Подпиши    рисунки», «Найди грибы», «В зоопарке»). Содержание некоторых игр. Игра «Отправь поезд». Игровая ситуация:  «Помоги Буратино рассадить  пассажиров  в вагончики». На перроне появляются животные — игрушки. Ребенок по инструкции кликает на вагончик с буквой  б или п. Правильный ответ: животное оказывается в вагончике (звуковое    сопровождение «Голос   животного»).   Ошибка:   животное   остается   на   месте,   появляется   знак   «стоп» (звуковое   сопровождение   «Подумай!»).   Помощь:   при   клике   мышкой   по   картинке   с животным интонировано произносится его название. Итог:поезд отправляется (звуковое сопровождение «Движущийся поезд, гудок»). Игра «Подпиши рисунки». Игровая ситуация «Буратино нарисовал свои любимые игрушки, но не смог подписать их, потому что путает буквы б­п. Помоги ему вставить буквы правильно». Ребенок называет картинку,   кликает   ЛКМ   по   пропущенной   букве   б   или   п.   Правильный   ответ:   буква вставляется в слово (звуковое сопровождение «Правильно»). Ошибка: буква становится красной,   возле   рисунка   появляется   клякса   (звуковое   сопровождение   «Подумай»).   При затруднении   ребенку   предлагается   помощь   («Щелкни   по   картинке»)   в   виде интонированного произношения этого слова. Игра «Путешествие». Игровая ситуация: «Помоги кораблику доплыть до острова сокровищ». В море появляется волна со словом, если в нем пропущена буква б — ребенок кликает по ней мышкой, если буква   п   —   пропускает.   Правильный   ответ:   кораблик   плывет   вперед   (звуковое сопровождение   «Шум  волн»),   на  игровом  поле   появляется   флажок.   Ошибка:   кораблик остается на месте (звуковое сопровождение «Зловредный пиратский смех»), приплывает акула. Волны появляются и исчезают автоматически. Итог:   пиратский   корабль   уплывает,   кораблик   доплывает   до   острова,   игрок   получает сундук   с   сокровищами   (звуковое   сопровождение   «Ура!»).  Проверка   осуществляется кликом по кнопке «спасательный круг». 4 модуль   —   дифференциация   оппозиционных   звуков   в   предложениях:   составление предложений   со   словами­квазиомонимами,   придумывание   предложений   по   сюжетным картинкам, дополнение предложений словами по предметным картинкам, моделирование предложений, вставка пропущенных букв в предложениях (игры «Так бывает или     нет?», «Найди ошибки», «Путаница»), синтез предложений из слов со смешиваемыми звуками. 5 модуль — автоматизация умения различать звонкие и глухие согласные в связной речи:   вставка   пропущенных   букв   в   текст,   составление   рассказа   по   серии   сюжетных картинок, включающих слова со смешиваемыми звуками. В связи с тем,  что  нарушения речи   у   обучающихся   школы   имеют   системный   характер,   электронные   пособия разрабатываются с учетом необходимости логопедическое воздействия на речевую систему в целом. Автоматизация и дифференциация звуков проводится на материале упражнений, способствующих уточнению и обогащению словарного запаса, формированию структуры предложения,   развитию   навыков   словоизменения   и   словообразования.   Например,   в электронной игре «Доктор Айболит» дети сначала помогают «записать» больных животных на прием (определяя, какой из   парных согласных  звук слышится  в названии), а затем отвечают на вопрос, кому помог доктор Айболит (закрепляя в речи беспредложную форму дательного падежа существительных). Опыт   работы   показывает   целесообразность   применения   логопедических   онлайн   — альбомов   различной   тематики.   Например,   формированию   фонематического   восприятия учащихся способствует онлайн — альбом «Звонкие и глухие согласные». Для разработки собственных авторских онлайн —альбомов создан раздел «Мой диск» в приложении Диск Google, осуществлена регистрация. Альбомы создаются в виде блогов с соответствующими теме   названиями,   выбирается   шаблон   «динамический   просмотр».   Такое     расположение позволяет  оперативно находить необходимый альбом,  а  благодаря внутренним ярлыкам — ориентироваться в имеющемся различного уровня сложности. электронном материале Работа с электронными пособиями способствует развитию коммуникативных умений и навыков,   адекватных   учебной   деятельности:   умения   понять   и   принять   учебную   задачу, целенаправленно   и   последовательно   выполнять   учебные   действия   в   соответствии   с заданием, осуществлять самоконтроль, подводить итоги своей деятельности. Играя или выполняя электронные упражнения, дети постепенно овладевают элементарными навыками работы   с   компьютером,   уровня самостоятельности, речевой и поведенческой активности.   наблюдается   повышение   их   самооценки, Таким   образом,   использование   ЭОР   делает   коррекционный   процесс   интересным   и увлекательным,   способствует   повышению   у   детей   мотивационной   готовности   к логопедическим   занятиям,   что   позволяет   интенсифицировать   работу   по   формированию речевых   и   коммуникативных   навыков,   развитию   высших   психических   функций, обеспечивая базу для успешной социальной адаптации учащихся в современном  обществе. Литература: 1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. —  М.: ВЛАДОС, 1998. —224 с.139 2. Феклистова И. В. Использование компьютерных технологий в логопедической  работе/ //Коррекционная педагогика. 2011. — N 1 (43).

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с обучающимися интеллектуальными нарушениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018