Использование игровых элементов на уроках русского языка
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык
Взрослым
02.09.2017
В школьной практике используются разные средства, позволяющие активизировать мыслительную деятельность учащихся, пробудить у них интерес к русскому языку. Одно из них – разного рода педагогические игры.
На занятиях по русскому языку игра может быть использована как эффективное средство активизации учебного процесса.
Само слово игра не является строго научным понятием, в методике этот вид работы определяется по разному. Чаще всего выделяют два основных типа игр: учебные, или дидактические, и деловые.
Деловая игра – это имитация реальной деятельности в искусственно созданных условиях, в результате чего осуществляется развитие творческих способностей, взаимопомощь и взаимообучение, совершенствование качества знаний при комплексном их применении. Таким образом, ее задача – обучение, а следовательно, деловую игру тоже можно считать учебной.
Учебная игра- это активная самостоятельная деятельность, направленная на усвоение конкретных знаний, умении и навыков и их применение на практике.В школьной практике используются разные средства, позволяющие активизировать мыслительную деятельность учащихся, пробудить у них интерес к русскому языку. Одно из них – разного рода педагогические игры.
доклад РЯ.doc
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА» Кудайбергенова Айгуль Советовна
Учительница русского языка и
литературы
средней школы №216
имени К.И.Сатпаева
кент Айтеке би Казалинский район
Кызылординская область
ИГРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В школьной практике используются разные средства, позволяющие
активизировать мыслительную деятельность учащихся, пробудить у них
интерес к русскому языку. Одно из них – разного рода педагогические игры.
На занятиях по русскому языку игра может быть использована как
эффективное средство активизации учебного процесса.
Само слово игра не является строго научным понятием, в методике
этот вид работы определяется по разному. Чаще всего выделяют два
основных типа игр: учебные, или дидактические, и деловые.
Деловая игра – это имитация реальной деятельности в
искусственно созданных условиях, в результате чего осуществляется
развитие творческих способностей, взаимопомощь и взаимообучение,
совершенствование качества знаний при комплексном их применении. Таким
образом, ее задача – обучение, а следовательно, деловую игру тоже можно
считать учебной.
Учебная игра это активная самостоятельная деятельность,
направленная на усвоение конкретных знаний, умении и навыков и их
применение на практике.
Учебные игры различаются целями, формой проведения, временем
использования на уроке. По форме проведения выделяют фронтальные,
групповые, индивидуальные, с использованием наглядности и без нее,
результативные и ролевые.
Применительно к преподаванию русского языка в зависимости от
используемого программного материала игры можно подразделить на
фонетические, лексические, грамматические, разговорные.
В методической литературе выделяется несколько типов игр.
1. Имитативные, или подражательные, игры, где имитация – это
простое подражание произношению учителем звуков, слогов или слов.
Основным приемом для закрепления произношения в ходе таких игр является чтение и заучивание скороговорок, пословиц, отрывков из
стихотворений:
Волки рыщут, пищу ищут.
Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.
2. Игры, предусматривающие выделение звука или буквы (замену в
слове звука или буквы, называние слово с определенным звуком,
буквой в начале, в середине и в конце.)
Мегаграммы (из –загаданного слова, заменяя одну букву другой
надо получить новое).
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нем мы обитаем.
Анаграммы (путем перестановки букв в слове нужно образовать
(томдом)
новые слова):
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю.
Когда с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.
(топорропот)
К этому типу игр примыкают разного рода кроссворды:
«Лестница», «Перекресток» и другие.
Любую из названных форм работы можно проводить как
соревнование между отдельными учениками или группами учащихся,
например, между рядами. При этом игры чаще всего проводятся под
девизом «Кто быстрее», «Кто лучше», «Кто больше?»
3. Игры со слогами.
«Восстанови слово»Учитель записывает слово, в котором пропущен первый
или последний слог (… ро – на; до …), а ученики должны подобратькак
можно больше слов с этим слогам.
По продолжительности и месту в учебном процессе выделяют 3
типа игр:
I.
II.
Игра – миниатюра /25 минут/. к этому виду относятся
большинство описанных выше игр:
Игра – эпизод /515 минут/ отличается не только своей
продолжительностью, но и тем, что требует специальной
подготовки.
Основная ее функция – закрепление и активация изученного материала или
приобретение новых знаний.
III.
Игра – урок /3040 минут/ используется для обощения и
систематизации знаний по пройденной теме, для проверки знаний,
умений и навыков учащихся. Это смогут быть занятия типа КВН,
викторина ЧТО? Где? Когда?, путешествие в страну знаний другие. С помощью журнала «РЯКШ» /№6, 1994 г./ я провела в VIII классе
урок путешествие в страну знаний.
Наше путешествие началось с железнодорожной станции Поиск:
наш поезд отправляется в страну знаний. В здании «справочное
бюро», и «диспетчерская служба», и «билетные кассы». А
ученические столы и стулья это «вагоны». Сами учащиеся –
«пассажиры», «кассиры», и «диспетчеры», и «проводники» и другие.
По пути следования в каждый вагон входит проводникведущий
и предлагает пассажирам игровые задания. Побеждает тот, кто
быстрее и лучше их выполнит.
Игра «подбери антоним»
1.
веселый , начало
2. Игра «одним словом» (одним словом заменить развернутое
описание).
3. Потом диспетчер объявляет станцию «Рыбаки». Пассажиры
выходят из вагонов и собираются вокруг аквариума, из
которого удочкой надо выудить рыбку. На каждой из них
загадка.
4. Следующая станция «Сказки» (здесь ученикиполучают
карточки с отрывками из сказки, название которой должны
вспомнить)
5. Станция «Шутка». Путешественники отвечают на шутливые
вопросы.
(Что находится между берегом и рекой?)
6. Станция «Песенная». Конкурс на лучшее исполнение веселой
песни.
7. В конце поезд прибывает в страну знаний. Его величество
знание встречает путешественников и предлагает последнее
задание.
Применяя игры в обучении, преподаватель получает возможность
обучать технике принятия решений, развивать навыки взаимодействия с
другими людьми, владения ролевым поведением, вырабатывать умение
активно слушать вести, спор, отстаивать свое мнение, т.е. повышать
эффективность общения.
Я на уроках пользуюсь такими пособиями: «Воспитание у учащихся
интереса к изучению русского языка» М.Подгаецкая, «Занимательная
грамматика» Р.Б.Нуртазина,
«занимательно о русском языке»
В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь, «Путешествие в слово»
Э.А.Вартаньян.
И накопила довольно много игровых заданий, некоторые можно
практиковать на уроках по разным программным темам. Игры по теме «Составь слова».
1. Образуйте слова по схемам
¬∩
2. Из живых игр «Для проведения морфемного разбора» между
играющими определялись «роли» приставок, корней суффиксов,
окончании. Ведущий называет слово для разбора, например
распределение. Морфемы или «Части слова» должны стать на
свои места в слове. Для проверки они называют себя. Успех игры
зависит от удачного подбора слов.
3. Шарады? Какое это слово?
Начало слова – приставка со значением приближение,
присоединение. Корень из прилагательного гористый. Суффикс
употребляется
существительным или кратким
прилагательным. (Пригорок)
с
Игры по теме «Части речи»
1. Какое это местоимение?
И. са…
Р. самого
Д. самому
В. самого
Т. самим
П. о самом
Два ученика вошли в класс и увидели на доске остатки
склонения одного местоимения. Ребята заспорили. Один утверждал,
что здесь даны косвенные падежи определенного местоимения сам,
а другой настаивал на том, что на доске даны косвенные падежи
местоимения самый.
Кто из них прав?
2. Диалог: Какая часть речи задумано?
Вопрос 1: Служебная или самостоятельная?
Ответ: Самостоятельная
Вопрос 2: имя или глагол?
Ответ: ни то, ни другое
Вопрос 3: Местоимение?
Ответ: нет
Решение: Наречие
При закреплении родовых окончаний имен прилагательных
провожу игру «Молчанка», в ходе которой дети не только повторяют
грамматический материал и контролируют одноклассников, но и
отдыхают, так как в классе стоит тишина: молчат все – и учитель, и класс, и отвечающий. Согласно условию игры надо написать на доске
словосочетание, используя иллюстрации. Вызываю учащихся по одному .
каждый получает по 23 цветные иллюстрации. Вызванный ученик
записывает на доске словосочетания, например, кленовый лист ,
березовая почка. Если словосочетание написано без ошибок, класс делает
два хлопка, и ученик продолжает работу. Если же допущены ошибки,
класс молчит. Это настораживает пишущего, он старается исправить
свои ошибки, и опять раздаются долгожданные хлопки. Затем
записанные словосочетания произносятся во множественном числе.
Наши ученики – дети ослабленные, и им трудно быть
сосредоточенными весь урок, они быстро утомляются. Чтобы
сохранить интерес к учебной деятельности, к материалу. Мне
приходится использовать игровые моменты. Так дети, не думая о том,
что они учатся, все вместе тренируются в произношении, усваивают
грамматические формы, сочетаемость слов.
Например, проводится игра «Путешествие по городам». Всем
учащимся предлагаю записать вертикально на листочке название какого
нибудь города, предположим Казалинск. Раз. Два. Три.
Дети приписывают к каждой начальной букве название города.
Кызылорда
Алматы
… … …
Стоп. Путешествие прекращается.
По очереди читаем свои списки и вычеркиваем повторяющиеся
города. Выигрывает тот, у кого в списке остается наибольшее число
городов.
В средних классах очень полезна игра «лото». Проводить можно
на разном материале, отрабатывая навыки правописания либо закрепляя
и расширяя знания и сочетаемости русских слов, их синонимических
связях.
Полезно использовать на уроках загадки, стихотворения,
скороговорки, пословицы. Они помогают развивать речь учащихся и
одновременно отрабатывать навыки произношения.
Игра «Телефонистки».
Две группы играющих рассаживаются параллельными рядами на
стульях. Руководитель игры по секрету (на ухо) сообщает какую – нибудь
скороговорку или трудные для произношения словосочетания.
По сигналу «Начали» первый передает услышанное второму,
второй – третьему и т.д.
Последний, получив телефонограмму, должен громко и ясно
произнести услышанное.выигрывает та команда, которая быстрее
передаст скороговорку, не исказив содержания.
К числу популярных игр можно отнести викторины и разные
варианты конкурсов –викторин, построенных по принципу известных телевизионных игр «Что? Где? Когда?», «Брейнринг», «Поле чудес».
Такая игра может занимать целое занятие, которые называют уроком –
викториной или уроком –конкурсом.
Подобного рода уроки предполагают обязательно наличие команд,
жюри и болельщиков, быстрый темп и динамичность, что требует от
участников конкурса серьезной предварительной подготовки.
Использование игровых элементов на уроках русского языка
Использование игровых элементов на уроках русского языка
Использование игровых элементов на уроках русского языка
Использование игровых элементов на уроках русского языка
Использование игровых элементов на уроках русского языка
Использование игровых элементов на уроках русского языка
Использование игровых элементов на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.