Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 21.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. В настоящее время необходимо искать новые подходы преподавания эстетических искусств. Компьютерные технологии позволяют обучающимся с интересом учиться, находить источники информации, получать новые знания. Внедрение ИКТ в образовательный процесс повышает эффективность проведения урока изобразительного искусства на всех его этапах.
Иконка файла материала статья - использование ИКТ на уроках изо Черникова.docx
Черникова Н.А.,  учитель изобразительного искусства ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское Самарской области. Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства. В   системе   эстетического,   творческого   воспитания   подрастающего поколения   особая   роль   принадлежит   изобразительному   искусству.   Умение видеть   и   понимать   красоту   окружающего   мира   способствует   воспитанию культуры чувств, развитию художественно­эстетического вкуса, трудовой и творческой   активности,   воспитывает   целеустремленность,   усидчивость, чувство   взаимопомощи,   дает   возможность   творческой   самореализации личности. В   настоящее   время   возникает   необходимость   в   новых   подходах   к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи   знаний,   который   соответствует   качественно   новому   содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность   при   получении   новых   знаний,   развивает   дисциплину интеллектуальной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе ­ один из способов повышения мотивации   обучения.   Они   способствуют   развитию   творческой   личности   не только   обучающегося,   но   и   учителя,   помогают   реализовать   главные человеческие   потребности   ­   общение,   образование,   самореализацию.Внедрение   ИКТ   в   образовательный   процесс   призвано   повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. Так   как   каждый   урок   программы   Б.М.Неменского   построен   на зрительном ряде, использование ИКТ позволяет   обучающимся   побывать в роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, при контроле знаний, умений, навыков. 1. Объяснение учебного материала. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также   делает   процесс   обучения   более   интересным,   способствует   развитию познавательной мотивации. Использование   информационно­коммуникационных   технологий   на данном   этапе   урока     позволяет   повысить   эффективность   усвоения   нового материала, сделать эту часть урока  разнообразнее и интереснее. С помощью электронных   учебных   изданий   («Мировая   художественная   культура», «Эрмитаж» и т.д.) обучающиеся имеют возможность совершить виртуальную экскурсию по музеям мира, «пройтись» по залам Эрмитажа и Третьяковской галереи,   познакомиться   с   творчеством   художников,   увидеть   памятники архитектуры и скульптуры. Особенно это актуально для детей из сельских школ, которые лишены возможности насладиться произведениями искусства воочию.     Интерактивная   доска   ­   отличное   средство   для   коллективногопросмотра произведений искусства, наглядного материала и т.д. К тому же она может создавать нужный фон урока и даже настроение,  в любой момент можно  остановить мгновение с помощью пульта и обратить внимание учащихся на важные моменты.  На   уроке   изобразительного   искусства   с   применением   компьютера   можно соединить   движение,   изображение,   звук,   что   действует   на   все   органы восприятия. Эффективно   использование   интерактивной   доски   при   объяснении выполнения   последовательности   рисунка,   правил   перспективы   –   это позволяет сократить время на пояснительный рисунок (не приходится стоять долгое время спиной к классу, выполняя рисунок на доске). Линия оживает, превращается в рисунок,   при этом все   этапы работы наглядно и быстро демонстрируются на экране, что вызывает восторг у детей и сложная тема воспринимается   легко.   Такие   приемы   используются   на   темах    «Рисунок  – основа   изобразительного   творчества»,   «Линия   и   ее   выразительные возможности», «Правила линейной и воздушной перспективы» и т.д. 2. Закрепление материала. Для   закрепления   материала   школьникам   можно   предложить   короткие тестовые задания – на экран демонстрируются изображения, выполненные в виде слайдов в программе  Power  Point  ­   нужно выбрать правильный ответ (неверные ответы исчезают при нажатии на изображение, или сопровождаются надписью «правильно­неправильно»). Таким образом происходит закрепление на темах «Декоративно­прикладное искусство» в 5 классе во время изучения народных художественных промыслов, в 6 и 7 классах – при изучении видов и жанров изобразительного искусства. 3. Самостоятельная работа Особенность предмета «изобразительное искусство» состоит в том, что основную   часть   урока   (20­30   мин.)   отводится   на   самостоятельную   работу школьников.  От   учителя,   использующего   средства   информационных технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказыватьиндивидуальную   помощь   в   процессе   самостоятельной   работы. Мультимедийная   поддержка   уроков   изо   предоставляет   обучающимся возможность   активного   «визуального   »   овладения   учебным   материалом, позволяет   узнавать   свойства   изучаемого   объекта.   Материал   для   слайд­ презентаций содержит теоретическую информацию, зрительный ряд, а также слайды   с   изображением     работ   учащихся   предыдущих   лет,   что   вызывает большой интерес учащихся. 4. Повторение изученного материала. Использование   ИКТ   существенно   влияет   на   развитие   познавательной мотивации,   предоставляет   новые   возможности   для   творческого   развития детей   и   учителя, позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения и разработать новые идеи и средства выражения, дает возможность решать более интересные и сложные проблемы. Для повторения изученного материала эффективно использование слайд­ презентаций, выполненных учителем или учащимися. Дети с удовольствием в качестве домашнего задания готовят презентацию по предложенным учителем вопросам   и   повторение   прошлой   темы   проходит   гораздо   эмоциональней   и наглядней,   что   существенно   влияет   на   качество   рисунка.   В   результате   у обучающихся   формируются   навыки   нахождения   и   отбора   нужной информации,   умение   ориентироваться   в   огромном   море   информации   сети Интернет.  5. Контроль знаний, умений и навыков. Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по­ настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Использование компьютерных тестовых заданий, составленных учителем, позволяет   качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся,обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При этом можно использовать два варианта тестов:   ­   индивидуальное   тестирование   на   компьютере,   когда   отметка выставляется компьютером, с которым не поспоришь;  ­   тестовые   задания   демонстрируются   на   экран,   школьники   решают задание,   выбирая   правильные   ответы,   проверяют   друг   у   друга,   выставляя отметку,   затем   сверяют   правильность   выставленной   отметки   с   ответами, показанными на экране. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии   своей деятельности,   позволяет   учащимся   наглядно   представить   результат   своих действий. Умение   грамотно   организовать   работу   на   уроке,   создать   условия непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет учителю   для   развития   художественных использовать   дополнительные   средства   способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более короткое   время   вспомнить   и   закрепить   изобразительные   приемы,   полнее обеспечить   овладение новыми. Применение компьютерной техники делает урок   привлекательным   и   по­настоящему   современным,   происходит индивидуализация   обучения,   контроль   и   подведение   итогов   проходят объективно и своевременно. Успех  может быть обеспечен лишь тогда, когда обучающиеся  наряду с  самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлены  к  восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и  декоративно­прикладного искусства.