В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. В настоящее время необходимо искать новые подходы преподавания эстетических искусств. Компьютерные технологии позволяют обучающимся с интересом учиться, находить источники информации, получать новые знания. Внедрение ИКТ в образовательный процесс повышает эффективность проведения урока изобразительного искусства на всех его этапах.
Черникова Н.А.,
учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское
Самарской области.
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего
поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость,
чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом.
Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом
передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию
обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом
учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и
ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину
интеллектуальной деятельности.
Использование ИКТ в учебном процессе один из способов повышения
мотивации обучения. Они способствуют развитию творческой личности не
только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные
человеческие потребности общение, образование, самореализацию.Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить
эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы,
усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию
видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Так как каждый урок программы Б.М.Неменского построен на
зрительном ряде, использование ИКТ позволяет обучающимся побывать в
роли художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов,
которые детям порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер
не заменяет учителя, а только дополняет его.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при
объяснении нового материала, закреплении, повторении, при контроле знаний,
умений, навыков.
1. Объяснение учебного материала.
Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не
только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а
также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию
познавательной мотивации.
Использование информационнокоммуникационных технологий на
данном этапе урока позволяет повысить эффективность усвоения нового
материала, сделать эту часть урока разнообразнее и интереснее. С помощью
электронных учебных изданий («Мировая художественная культура»,
«Эрмитаж» и т.д.) обучающиеся имеют возможность совершить виртуальную
экскурсию по музеям мира, «пройтись» по залам Эрмитажа и Третьяковской
галереи, познакомиться с творчеством художников, увидеть памятники
архитектуры и скульптуры. Особенно это актуально для детей из сельских
школ, которые лишены возможности насладиться произведениями искусства
воочию. Интерактивная доска отличное средство для коллективногопросмотра произведений искусства, наглядного материала и т.д. К тому же
она может создавать нужный фон урока и даже настроение,
в любой момент можно остановить мгновение с помощью пульта и обратить
внимание учащихся на важные моменты.
На уроке изобразительного искусства с применением компьютера можно
соединить движение, изображение, звук, что действует на все органы
восприятия.
Эффективно использование интерактивной доски при объяснении
выполнения последовательности рисунка, правил перспективы – это
позволяет сократить время на пояснительный рисунок (не приходится стоять
долгое время спиной к классу, выполняя рисунок на доске). Линия оживает,
превращается в рисунок, при этом все этапы работы наглядно и быстро
демонстрируются на экране, что вызывает восторг у детей и сложная тема
воспринимается легко. Такие приемы используются на темах «Рисунок –
основа изобразительного творчества», «Линия и ее выразительные
возможности», «Правила линейной и воздушной перспективы» и т.д.
2. Закрепление материала.
Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие
тестовые задания – на экран демонстрируются изображения, выполненные в
виде слайдов в программе Power Point нужно выбрать правильный ответ
(неверные ответы исчезают при нажатии на изображение, или сопровождаются
надписью «правильнонеправильно»). Таким образом происходит закрепление
на темах «Декоративноприкладное искусство» в 5 классе во время изучения
народных художественных промыслов, в 6 и 7 классах – при изучении видов и
жанров изобразительного искусства.
3. Самостоятельная работа
Особенность предмета «изобразительное искусство» состоит в том, что
основную часть урока (2030 мин.) отводится на самостоятельную работу
школьников. От учителя, использующего средства информационных
технологий требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых
проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказыватьиндивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.
Мультимедийная поддержка уроков изо предоставляет обучающимся
возможность активного «визуального » овладения учебным материалом,
позволяет узнавать свойства изучаемого объекта. Материал для слайд
презентаций содержит теоретическую информацию, зрительный ряд, а также
слайды с изображением работ учащихся предыдущих лет, что вызывает
большой интерес учащихся.
4. Повторение изученного материала.
Использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной
мотивации, предоставляет новые возможности для творческого развития
детей и учителя, позволяет освободиться от нудного традиционного курса
обучения и разработать новые идеи и средства выражения, дает возможность
решать более интересные и сложные проблемы.
Для повторения изученного материала эффективно использование слайд
презентаций, выполненных учителем или учащимися. Дети с удовольствием в
качестве домашнего задания готовят презентацию по предложенным учителем
вопросам и повторение прошлой темы проходит гораздо эмоциональней и
наглядней, что существенно влияет на качество рисунка. В результате у
обучающихся формируются навыки нахождения и отбора нужной
информации, умение ориентироваться в огромном море информации сети
Интернет.
5. Контроль знаний, умений и навыков.
Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по
настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль
и подведение итогов проходят объективно и своевременно.
Использование компьютерных тестовых заданий, составленных учителем,
позволяет качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся,обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При этом
можно использовать два варианта тестов:
индивидуальное тестирование на компьютере, когда отметка
выставляется компьютером, с которым не поспоришь;
тестовые задания демонстрируются на экран, школьники решают
задание, выбирая правильные ответы, проверяют друг у друга, выставляя
отметку, затем сверяют правильность выставленной отметки с ответами,
показанными на экране.
Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей
деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих
действий.
Умение грамотно организовать работу на уроке, создать условия
непринужденности и заинтересованности у всех учащихся позволяет учителю
для развития художественных
использовать дополнительные средства
способностей каждого ребенка. Такая организация занятий помогает в более
короткое время вспомнить и закрепить изобразительные приемы, полнее
обеспечить овладение новыми. Применение компьютерной техники делает
урок привлекательным и понастоящему современным, происходит
индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят
объективно и своевременно.
Успех может быть обеспечен лишь тогда, когда обучающиеся наряду с
самостоятельной изобразительной деятельностью подготовлены к
восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и
декоративноприкладного искусства.