Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Оценка 4.6

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Оценка 4.6
Исследовательские работы +5
doc
Междисциплинарный 5
Все классы
06.01.2017
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Инновационный опыт Лукина.doc
Инновационный опыт педагогической деятельности Лукиной Ирины Геннадьевны Лукиной Ирины Геннадьевны Использование интерактивных методов Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе   обучения на уроках в начальной школе   Учителя начальных классов МКОУ «Алнерская основная  школа» д.Алнеры Сухиничского  района Калужской области Содержание Теоретическая база опыта 1. Уровень инновации 2. Масштаб инновации 3. Ступень обучения, на которой осуществляется инновация 4. 5. Обоснование актуальности опыта и его новизна 6. 7. 8. 9. 10. Адресность опыта 11. Используемая литература Ведущая идея опыта Трудоемкость опыта Технология педагогического опыта Результативность опыта Приложения  3 3 3 3 9 10 11 11 18 20 21 23 1 0 Мои   ученики   будут   узнавать   новое не от меня;  они будут открывать это новое сами. Моя главная задача ­   помочь   им   раскрыться,     развить собственные идеи. И.Г.Песталоцци 1. Уровень инновации. Инновация  осуществлялась  на  уровне образовательного  учреждения.  Опыт реализовывался   на   базе   МКОУ   «Алнерская   основная»   Сухиничского   района Калужской области. 2. Масштаб инновации Применение   технологии   интерактивных   методов   обучения     на   уроках   в начальной   школе   носит   локальный   характер   новшества,   а   применение   данной технологии   и   во   внеурочной   деятельности,   обеспечивает   учебному   процессу системный характер. Описание   инновационного   опыта   педагогической   деятельности «Использование   интерактивных   методов   обучения   в   начальных   классах»   носит информационно­методический   характер   и   содержит   практические   рекомендации педагогам   для   решения   задач   повышения   уровня   мотивации,   познавательной активности и творчества младших школьников. 3. Ступень обучения, на которой осуществляется  инновация. Инновационный опыт был реализован в моей профессиональной деятельности на ступени начального общего образования и частично в основной школе (русский язык и литература 5, 6 класс) Использование   технологии   ИМО   позволило   мне   сделать   уроки современными,   отвечающими   потребностям   обучающихся   и   повысить   уровень мотивации учащихся и их активность на уроках.  4. Теоретическая база опыта. В России использование интерактивных методов широко практиковалось в 20­ х гг. XX в. (проектный, лабораторно­бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского   (60­егг.),   а   также   “педагогики   –   сотрудничества”   (70­80­е   гг.)   ­ Шаталова,  Амонашвили,  Лысенковой   и других.  Интересен  и  опыт  американских коллег, поскольку в последние десятилетия XX в. там проводились многочисленные эксперименты   и   научные   исследования   в   области   интерактивных   методов, разработаны   детальные   руководства   для   учителей.   Все   эти   методы   и  наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе. 1 0 Более 100 лет назад Л.Н.Толстой развивал новые для России представления о школе. Они основывались на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность   и   выработку   нравственных   убеждений.   Идеи,   вытекающие   из опыта Л.Н.Толстого сегодня актуальны как никогда. Получается,   что   все   эти   педагоги   сходятся   во   мнении,   что   именно деятельность формирует знания, которые человек будет применять в своей жизни. Это   не   заученная   или   зазубренная   научная   информация   (так   называемые обезличенные знания), а знания, которые ученик «пропустил» через собственный, субъективный опыт.  Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в начальной школе за счет «использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» (ФГОС, п. 22), основанных на диалоге,   кооперации   и   сотрудничестве   младших   школьников   с   учителем   и одноклассниками.   В   полной   мере   указанными   характеристиками   обладают интерактивные   технологии,   педагогический   потенциал   которых   может   быть использован для развития универсальных учебных действий у младших школьников. Поэтому главной задачей моей деятельности стало создание условий для того, чтобы ребёнок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим.  Что же такое интерактивные методы обучения? Слово  «интерактив»  пришло   к   нам   из   английского   языка.   «Inter»   ­   это «взаимный», «act» ­ действовать. Интерактивное обучение ­ диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется  взаимодействие  учителя и ученика. Его можно представить схемой: Ученик  Ученик  Учитель Учитель Ученик Ученик Ученик Ученик Интерактивное   обучение  –   это   обучение   с   хорошо   организованной обратной   связью   субъектов   и   объектов   обучения,   с   двусторонним   обменом информации между ними. Интерактивные технологии обучения  – это такая организация процесса обучения,   в   котором   невозможно   неучастие   ученика   в   коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.  Интерактивная   модель  своей   целью   ставит   организацию   комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация   интерактивного   обучения   предполагает   моделирование   жизненных 1 0 УчительУченик УченикУченикУчительУченик УченикУченик ситуаций,   использование   ролевых   игр,   общее   решение   вопросов   на   основании анализа обстоятельств и ситуации. Классификационные параметры интерактивного обучения таковы:  По уровню применения – общепедагогическое;  По философским основам – диалектическое;  По концепции усвоения – ассоциативно­рефлекторное;  По ориентации на личностные структуры – информационные + операционные;  По характеру содержания ­ общеобразовательное;  По типу управления – «репетитор» + система малых групп;  По организационным формам – альтернативное классно­урочному;  По подходу к ребенку – сотрудничество;  По преобладающему методу – диалоговое, пояснительно­иллюстративное;  По направлению модернизации – альтернативное;  По категории обучающих – массовое. Под   технологией   интерактивного   обучения   (ТИО)   я   понимаю   систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого   создаются   условия   для   переживания   учащимися   ситуации   успеха   в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Использование   технологии   интерактивного   обучения,   требует   от   учащегося «вхождения в неизвестность»: в его жизненном опыте не представлены ни новые правила деятельности, ни алгоритмы действий, не определен его новый статус в изменившейся ситуации (особенно это касается учащихся начальных классов). Для   того   чтобы   процесс   адаптации   к   новым   методам   работы   начался   и прошел   успешно,   учащемуся   необходимо   выйти   за   прежние   рамки   «зоны комфорта»,   расширить   ее   границы,   почувствовать   себя   в   безопасности   в   новой ситуации. Преодоление страхов, неуверенности перед новой ситуацией, понимание и принятие   учащимся   новых   требований   будет   в   свою   очередь   влиять   на эффективность его учебной деятельности. Для подтверждения данного положения предлагаю рассмотреть деятельность любой группы обучающихся, в которой можно выделить два аспекта (деловой и социально­психологический), которые тесно взаимосвязаны и оказывают влияние на образовательный процесс. Деловой аспект содержит:  работу учащихся над содержанием учебного материала;  выполнение ими различных учебных заданий;  получение и запоминание информации. Социально­психологический аспект, который включает в себя:  желания и страхи учащихся;  чувства и переживания учащихся;  симпатии и антипатии;  атмосферу доверия или недоверия;  ощущение безопасности. 1 0 Достижения   баланса   между   деловым   и   социально­психологическим   аспектом учебной деятельности необходимо создание атмосферы комфорта и безопасности. Благоприятная   психологическая   атмосфера,   на   мой   взгляд,   способствует постепенному принятию учащимися новой для них ситуации, созданной методами интерактивного обучения. Но   и   учитель   должен   быть   готов   к   применению   ТИО.   Поэтому   существуют требования   к   готовности   педагога  к   организации   процесса   интерактивного обучения:  владение   педагогами   проблемно­поисковыми   методами   обучения (эвристические, ТРИЗ, игровые), методами мотивации и стимулирования учебно­познавательной деятельности (диагностика, собеседование);  учет интересов учащихся и их субъектного опыта в процессе обучения;  уровень коммуникативной культуры педагога. В   ходе   работы   над   опытом   я   выявила   ещё   и   ряд   требований   к  условиям применения ИМО (Приложение 1) и особые Правила интерактивного обучения. (Приложение 2) Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов. Я в своей работе использую следующие:  творческие задания;  работа в малых группах;  обучающие игры (ролевые, имитационные, образовательные);  изучение   и   закрепление   нового   материала на   интерактивной   лекции (мини­ лекция);  эвристическая беседа;  разработка проекта (метод проектов);  использование   общественных   ресурсов,   социальные   проекты   и   другие внеаудиторные   методы   обучения,   например   просмотр   и   обсуждение видеофильмов, виртуальные экскурсии, приглашение специалиста, спектакли, выставки;  обсуждение   и разрешение   проблем   ­формула1, «дерево решений», «ковёр идей»);  метод кейсов. (Приложения 3­6) Структура   урока  при   использовании   интерактивной   технологии   обучения («мозговой   штурм», ПОПС состоит из 8 этапов:  1.   Мотивация.  При   организации   этого   этапа   необходимо   менять   способы мотивации от одного занятия к другому.  1 Формула ПОПС ­ учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция  О – объяснение (или обоснование)  П – пример  С – следствие (или суждение)  Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение   (объяснение,   обоснование   своей   позиции)   начинается   со   слов:   «Потому   что   …».   Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». 1 0 2.   Целеполагание.  Сообщение   целей   учащемуся   позволяет   дальнейшую деятельность   сделать   целенаправленной.   Педагог   учит   учащихся   формулировать цели урока.  3. Предоставление новой информации. Этот этап позволяет отобрать то, что учащиеся знают, а что им незнакомо и непонятно.  4. Интерактивные упражнения.  В их качестве практикую работа в малых группах.   Наилучшим   вариантом   является   наличие   в   каждой   группе   учащихся   с разным   уровнем   информативности,   что   позволяет   обучающимся   дополнять   и обогащать знания друг друга. Каждая группа должна выступать кратко и наиболее информативно.  5.  Новый  продукт.  Учитывая   усвоенный   учащимися   объём   информации   им даётся возможность сделать свои выводы и выразить свою точку зрения.  6.   Рефлексия.  На   этом   этапе   провожу   подведение   итогов   проделанной деятельности учащихся. Этот этап позволяет учащимся выделить новые усвоенные знания, и определить в каких случаях они могут быть применены.  7. Оценивание. Сложность этого этапа заключается в том, что оценка должна стимулировать учащихся для дальнейшей работы.  8.   Домашнее   задание.  После   проведения   урока   с   использованием интерактивных методов обучения даю задания, которые предполагают творческое переосмысление изученного материала.  Алгоритм проведения интерактивного занятия. 1. Подготовка занятия Содержание  этапа:   Подбор темы занятия  Определение дефиниций2  Выбор формы интерактивного занятия  Создание необходимых условий проведения  Определение практического блока  Заготовка раздаточных материалов 2. Вступление Сообщение темы и цели занятия:  знакомство с ситуацией  установление условий  представление участник  ознакомление с терминами Определение общих правил  быть активным  уважать мнение участников  быть доброжелательным  не перебивать  быть открытым для взаимодействия  быть заинтересованным 2  ДЕФИНИЦИЯ   (лат.   definitio   ­   определение)   ­   логическая   операция.   В   данном   случае   раскрывающая содержание (смысл) имени посредством описания существенных и отличительных признаков предметов или явлений, обозначаемых данным именем 1 0  стремиться найти истину  придерживаться регламента  креативность 3. Основная часть Выяснение позиций участников Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами Интерактивное позиционирование:  выяснение набора позиций аудитории  осмысление общего для этих позиций содержания  переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом  формирование нового набора позиций на основании нового смысла 4. Выводы (рефлексия)   Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии: 1) Что произвело на вас наибольшее впечатление? 2) Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало? 3) Есть ли что­либо, что удивило вас в процессе занятия? 4) Чем вы руководствовались в процессе принятия решения? 5) Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы? 6) Как вы оцениваете свои действия и действия группы? 7) Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения? Любые методы  обучения  имеют  свои  сильные  и слабые  стороны, поэтому само   по   себе,   использование   прогрессивных   форм   обучения   ещё   не   является гарантией   успеха.   Поэтому   особую   важность   приобретает   умение   учителя организовать работу в группах и руководить ею. В своей работе я выделила следующие риски и эффекты: Эффекты 1. Эффективное усвоение знаний. Риски 1. Трудность в преподнесении большого количества   материала   на   занятиях. (Исключение: активная лекция) 2. Учителю требуется много времени на подготовку занятия. 3.   Сопротивление   учащихся   новым подходам и методам (выход учащихся из привычной «зоны комфорта»). 4.   Не   готовность   учащихся   к взаимодействию друг с другом (не умеют работать   в   группах,   высказываться, слушать и т.п.). 2. Снижение утомляемости. 3. Повышение учебной мотивации   Развитие   навыков   социального 4. взаимодействия:   работа   в   группе, разрешение   конфликтов,   обоснование своей позиции и т.п. 5. Перенесение части нагрузки во время учебного занятия на учащегося. 6.   Учащиеся   не   имеют   возможности отсидеться,     нужно   думать   самому,   не полагаясь   на   других.   Работают   как 1 0 сильные, так и слабые учащиеся. 7.   У   учащихся   проявляется   интерес   к изучаемому предмету. 8.   Учителю   интереснее   работать. Появляется   возможность   анализировать свою   деятельность,   делиться   своими «находками». 5. Обоснование актуальности опыта и его новизна. Помните   пример   Тома   Сойера,   искусно   превратившего   скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища? Цель, содержание и даже техника занятия остались прежними – покраска забора, но как изменилась мотивация, эффективность и качество работы?! Значит, можно, даже в условиях существующих   ограничений,   внедрить   в   привычную   практику   новые   формы   и методы   реализации   образовательных   программ,   тем   более   что   серьезная потребность в этом уже давно существует.  Из   концепции   ФГОС   НОО:   «Целью   и   смыслом   современного   образования является   развитие   личности…   на   основе   универсальных   учебных   действий, познания и освоения мира» [с. 6]. Метапредметные, предметные и личностные результаты представляют собой универсальные   учебные   действия,   которые   могут   быть   применены   на   любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок. Введение универсальных учебных действий в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование четко сориентировано не только на обучение, но и на развитие   ребенка,   т.е.   должно   носить   амплификационный3  характер:   обогащая возможности именно данного возраста. Таким   образом,   государство   и   общество   даёт   заказ   на   выпускников, обладающих   вероятностным   мышлением,   то   есть   способных   ориентироваться   в незнакомой ситуации.   Поэтому и обучение должно строиться иначе, по­другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного   процесса   –   использование   педагогом   в   своей   деятельности   методов интерактивного обучения. Проведённые   мною   исследования   показали,   что   значение   мотивации   для успешной учёбы у обучающихся в нашей школе выше, чем значение интеллекта. Отсюда   следует,   что   высокая   позитивная   мотивация   может   играть   роль компенсирующего   фактора   в   случае   недостаточно   высоких   способностей обучающихся. В связи с этим передо мной встала задача создания на уроках такой среды, в которой бы отсутствовало принуждение, и каждый ребёнок имел возможность найти 3  Теория амплификации ­ методологическая основа современных развивающих образовательных программ. Термин   «амплификация»   был   использован   А.В.Запорожцем   применительно   к   психическому   развитию ребенка.   Амплификация,   по   Запорожцу,   —   это   широкое   развертывание   и   максимальное   обогащение содержания специфически детских форм деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств 1 0 своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои возможности. Привычной   и   желанной   формой   деятельности   для   младшего   школьника является игра – значит, надо использовать эту форму организации деятельности для повышения   мотивации   детей   к   обучению.     Интеграция   игры   и   учебно­ воспитательного процесса служит для достижения образовательных целей. Поэтому следует   использовать   интерактивные   методы   обучения,   поскольку   они способствуют   высокой   степени   мотивации,   максимальной   индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Новизна опыта состоит в разработке интерактивных упражнений, методов и приёмов,   которые   могут   использоваться   на   учебных   занятиях   и   внеклассных мероприятиях.   Накоплении   методического,   дидактического,   наглядного   и раздаточного   материала   к   учебным   темам.   Данный   опыт   отражает   систему совершенствования   практики   преподавания   в   начальной   школе,   исходя   из требований к современному уроку в рамках ФГОС НОО. 6. Ведущая идея опыта Благодаря   интерактивным   методам   обучения,   учащиеся   вовлекаются   в насыщенный   образовательный   процесс   по   собственной   воле.   Их   мотивация определяется в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. При использовании ИМО снимаются рамки принуждения к обучению –   эффективное,   насыщенное,   полноценное,   качественное   обучение   становится выбором   самого   обучающегося.   Данная   технология   обеспечивает самостоятельность   обучающихся   в   постановке   целей     и   определении   путей   их достижения,   организации   командной   работы   и   построении   истинных   субъект­ субъектных отношений.  Таким образом, идея моего опыта состоит в целенаправленном и системном использовании   интерактивных   методов,   которые   обеспечивают   качественное обучение,   воспитание,   развитие   и   социализацию   обучающихся,   приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. 7. Трудоемкость опыта Подготовка   к   уроку   с   использованием   интерактивных   методов   обучения подразумевает под собой кропотливый труд по отбору приемов для каждого этапа урока. Нельзя добиться каких бы то ни было результатов, применяя интерактив время от времени – это системная работа.  Использование групповых форм обучения не является гарантией активности со стороны учащихся. Пассивность может быть вызвана боязнью негативной оценки своего мнения окружающими, не желанием высказывать мнение, идущее в разрез с мнением группы, просто ленью и желанием отсидеться за спинами команды, или наоборот   доминирующей   позицией   лидера,   подавляющего   своей   волей   и авторитетом   группу.   Поэтому   учитель   должен   строить   свою   работу   так,   чтобы устранить эти препятствия. Для этого необходимо:  1) следить, чтобы группа, по возможности, не превышала 5­6 человек, что в условиях моего класса (4 человека) полностью соблюдается; 1 0 2)   установить   правила,   которыми   коллектив   будет   руководствоваться   в работе. Неплохо, если в обсуждении правил примут участие сами ученики;  3) стараться дать возможность высказаться всем желающим;  4) следить за соблюдением регламента выступлений, а также за тем, чтобы выступающие говорили чётко и по существу;  5) направлять ход дискуссии, не позволять её уйти в сторону, или пойти по ложному пути. Правилами   для   учащихся   могут   быть   следующие:   не   шуметь,   слушать команды ведущего, не перебивать, не критиковать, не лениться, не обижать и не обижаться, соблюдать очерёдность, регламент и т.п. 8. Технология педагогического опыта. Ребёнок   не   устаёт   от   работы,  которая отвечает его функциональным жизненным потребностям.                                                    С. Френе Более   ста   лет   назад   Л.Н.Толстой   признавал   за   учащимися   право   на творчество,  активность, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Разве что­то изменилось с тех пор?! Только взяв за основу интерес детей, их права и свободы, учитель может определить порядок учения и методы преподавания. Так что опыт Толстого актуален в наше время как никогда. Я работаю  с младшими школьниками, а это значит необходимо учитывать специфические   возрастные   особенности:   неустойчивое   внимание,   преобладание наглядно­образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходимо чтобы мыслительная деятельность была активной и интересной.      Я пришла к выводу, что деятельность при    применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения   вызывал   у   ребенка   интенсивное   внутреннее   побуждение   к   знаниям, напряженному умственному труду. Из своей практики я установила, что развитие ребёнка происходит более активно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую   зоне   его   ближайшего   развития,   если   учение   вызывает положительные   эмоции,   а   педагогическое   взаимодействие   участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии. Применяя   на   своих   уроках   интерактивные   методы   обучения,   я   обратила внимание   на   то,   что   учебная   ситуация   преобразуется   в   личностно­значимую ситуацию, а учебная информация из обобщенной (скорее обезличенной) в событие самого ученика, который является участником этого события.  В   интерактивном   обучении   учитель   выступает   в   роли   помощника (консультанта) в работе, одного из источников информации. Активность педагога уступает место активности учащихся. Задачей учителя становится создание условий для развития и активизации инициативы обучающихся. Так же необходимо, чтобы познавательная   активность   развивалась   в   трех   обязательных   направлениях: физическом,   социальном   и   познавательном.   Эти   три   компоненты   должны присутствовать на каждом уроке. 1 0 Сразу   же   возникает   вопрос:   с   чего   начать?   Я   для   начала   познакомила учащихся с игрой  «Карусель» (Приложение 7), которая позволяет использовать все три вида активности, и ввела её в учебный процесс. Во время этой игры дети овладевают   навыками   контроля,   учатся   тактично   поправлять   соседа,   объяснять причину правильного (неправильного) ответа.  Затем я использовала игру «Ручеёк» (Приложение 7/1). Во время этой игры дети овладевают навыками контроля, учатся тактично поправлять соседа, объяснять причину правильного (неправильного) ответа. Игры   с   необычным   сюжетом   позволяют   повысить   заинтересованность   в познании нового в несколько раз. Такой игрой для моих учеников стала  «Школа юных   следователей»,     которая   создает   целую   интерактивную   образовательную среду и выходит за рамки урока и продолжается во внеурочной деятельности и дома. Продолжением включения в учебный процесс новых форм обучения является применение следующих форм организации урока: практикум, проект (монопроект), диалог   и   т.д.,   где   развивающее   содержание   вкладывается   в   следующие   формы работы: 1. Фронтальная работа в кругу (сократический метод) 2. Статические группы (постоянного состава: гемогенные или гетерогенные) 3. Мигрирующие группы (находящиеся в движении) 4. Статичные пары (постоянного состава) 5. Пары сменного состава (находящиеся в движении) 6. Центры активного обучения 7. Творческие мастерские (лаборатории) и т.д. Фронтальная работа в кругу   Что может быть привычней для учителя фронтальной  работы? Давайте её сделаем интерактивной! Для этого сядем в круг, где учитель находится не «над» учениками, а общение происходит на одном уровне «глаза в глаза».  «Круг» я использую:  В   начале   урока   (выход   на   тему   урока,   цель   и   задачи,   проводится пропедевтическая   работа).   Сюда   же   можно   отнести   устный   счет (математика), словарный диктант (русский язык).  В середине урока (фиксация, обобщение результатов поиска, исследований, т.е. промежуточные итоги).  В конце урока (подведение общего итога, обсуждение домашнего задания, рефлексия). Для  организации взаимодействия  «в кругу»  в своей  практике я использую метод   «Слушаю   –   чувствую   –   осознаю   –   выражаю   в   общении   с   другими»   М.К. Ковалевой («Мир детской жизни»). Его суть состоит в том, что каждый ученик, участвующий в разговоре, должен повторить то, что сказал предыдущий собеседник, и дополнить его ответ. Этот метод развивает внимание и понимание друг друга. Групповые формы работы.   Это форма работы на уроке особенно понравилась мне и моим ученикам. 1. Статичные группы При   комплектовании   групп   беру   в   расчет   два   признака:   уровень   учебных успехов   учащихся   и   характер   межличностных   отношений.   Гомогенные   группы   – 1 0 однородность   этих   признаков,   гетерогенные   –   разнородные.   В   ходе   работы   я обратила внимание на то, что решение учебных и воспитательных задач лучше всего осуществляются   в   гетерогенной   группе,   так   как   присутствие   сильного   ученика создает благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Особое внимание необходимо уделять отбору учебного материала. Поэтому я учитываю следующие требования:  По структуре задание должно разбиваться на отдельные подзадачи и подпункты.  Задание должно быть достаточно трудным, проблемным (желательно), допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. (Приложение 8) Я, как учитель, выполняю следующие функции:  Объяснение цели работы  Разбивка на группы  Раздача заданий  Коррекция   групповой   работы   (попеременное   участие   в   работе   групп   без навязывания своей очки зрения)  Подведение итогов (совместно с учащимися). Участие в оценке результатов работы (после самооценки). Примеры работы в статичных группах Обучение грамоте. Тема: «Алфавит. Обобщение».  Класс  делится   на  2   пары. Дети коллективно дают полный письменный ответ теории по предложенному плану.  1­я группа – «Что я знаю о гласных звуках?» 2­я группа – «Что я знаю о согласных звуках?» Большую   роль   играет   и   расстановка   мебели   в   классе   для   проведения групповых занятий. Для удобства парты сдвигаются секторами: (следует отметить, что у меня в классе такой возможности   нет   (маленький   кабинет,   две парты, 4 ученика). Но это не сильно влияет на работу. Т.к. я организую работу в парах) Необходимо отметить, что время работы ограничивается, и каждой группе предлагается карточка с блиц­опросом: 1. Что это? (гласный/согласный) 2. Какой буквой может обозначаться? 3. Когда бывает мягким? 4. Какие пары образует? 5. Когда обозначает два звука? 6. Приведи несколько примеров (докажи) Через   определенное   время   по   сигналу   учителя   представитель   от   группы отчитывается за выполненную работу. 2. Мигрирующие группы Комплектование групп и отбор материала остаются прежними. А вот роль учителя немного меняется. Я выступаю как организатор, консультант­фалиситатор. Мигрирующие группы можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного. Каждая группа – это «мини­лаборатория», которая собирает   доказательства   научного   предположения   о   чем­либо.   Такой   урок­ 1 0 мастерская   развивает   творческий   потенциал   каждого, экспериментаторства. Пример использования мигрирующих групп на уроке. Окружающий мир. Тема: «Свойства воды»   будит   дух Используя прием «в кругу» повторяем известные свойства воды. Предлагаю учащимся   открыть   «мастескую­лабораторию»   и   собрать   самостоятельно   новые сведения   о   воде.   Происходит   деление   на   группы   при   помощи   цветных   фишек, геометрических   фигур   и   др.   Группы   получают   маршрутный   лист   и   начинают движение.  1 лаборатория: знакомство с поверхностным натяжением воды. 2 лаборатория: сравнение поведения капель воды на разных поверхностях. 3 лаборатория:  сравнение поведения капель воды и других жидкостей при движении по навощенной бумаге. 4 лаборатория: растворение в сосудах с водой соль, песок и другие вещества. 5 лаборатория: собирать сведения о способах использования воды. Проделав опыт, учащиеся фиксируют результат на карточке и по сигналу переходят к следующему столу. После прохождения маршрута, группы собираются в круг и рассказывают о том, что узнали в ходе исследований. Данные обо всех свойствах воды заносятся в сводную таблицу или кластер при помощи помощников­ контролеров. 3. Статичные пары. Работа   учеников   в   статичных   парах   нам   хорошо   знакома.   Интерактивная интерпретация этого приема состоит в том, что ученики начинают работу в паре, а по окончании выполнения задания, каждый участник меняет партнера и в новой паре выполняет новое задание и т.д. Получается, что диалог проводится в разных парных   сочетаниях.   В   то   же   время   учебный   процесс   строго   организовываю   и выстраиваю с помощью карточек, которые способствуют вести каждому учащемуся свой «сочетательный» диалог. 4. Пары сменного состава (ПСС) Теоретической основой этой формы работы стала педагогическая концепция А.Г.Ривина (сочетательный  диалог) и её развитие в исследованиях  В.К.Дьяченко (коллективный метод обучения).  Цель данной формы работы:  Повторить, закрепить пройденный материал  Подготовить учащихся к изучению нового материала. Но, прежде чем организовывать работу в ПСС, мне нужно было научить детей приемам ведения учебного сочетательного диалога. Наиболее   подходящими   для   ПСС   являются   игры,   приведенные   выше: «Карусель», «Ручеёк»,  «Школа юных следователей». 5. Соединение ПСС и разноуровневых групп. Применять этот прием, используя игру «Суета», можно:  На уроках ОРКСЭ при работе с притчами  На уроках русского языка при работе с деформированным текстом, при подготовке к изложению  На уроках окружающего мира 1 0  На уроках литературного чтения при обобщении. 6. Соединение пар сменного состава и центров активного обучения. Для этого я использую игру  «Разбегалочки»  (Приложение 7/2) и  Центры активного обучения (Приложение 9). В ходе урока дети работают не только индивидуально, в парах, в группах, но и   ещё   в   различных   Центрах   (чтения,   математики,   науки,   творчества).   Такое совмещение   форм   работы   позволяет   обогатить   содержание   карточек дополнительным   развивающим   материалом,   что   активизирует   у   детей наблюдательность,   память,   внимание,   мышление,   учит   ориентироваться   в окружающей обстановке, дружно работать единой командой. 7. Центры активного обучения. Центрами активного обучения является весь класс, вся его учебная среда (места хранения наглядно­дидактического материала, полочки с книгами, играми, счетным   материалом   и   т.д.).   Именно   в   этих   центрах   происходит   закрепление   и обобщение изученного материала (примерно за 10 минут до конца урока).  В своей работе я использую центры: математики, науки, чтения и письма, драматизации и искусства.  Например: Центр чтения и письма Загадки, стихи, запись Центр науки Составление слов с данной букв буквой, определение гласный/согласный, твердый/мягкий Центр рисования Оформление странички с буквой, вырезание, лепка Подробнее в Приложении 9. Для того чтобы лучше понять, как использовать интерактивные технологии на практике, приведу примеры их использования мною в структуре урока. Конечно, это   субъективный   опыт,   и   каждый   учитель   вправе   сам   выбирать   интерактивные упражнения для достижения наибольшего эффекта.  1. Мотивация.  Материал,   представленный   во   время   мотивации, подытоживается и становится «мостиком» для представления темы урока. Для   этого   я   использую   приемы,   создающие   проблемные   ситуации, вызывающие  у детей  удивление, интерес  к знаниям  и процессу их получение. В качестве таковых применялись:  короткий рассказ учителя;  беседа;  наглядная демонстрация;  несложная мультимедийная технология. Этот элемент урока должен занимать не более 5% времени занятия. 1 0 На данном этапе я использовала следующие упражнения:  «Найди лишнее, «Раздели   слова»,  «Ледокол»,   «Бананы»,  «Микрофон»,  «Задом   наперед», «Книга жалоб» (Приложение7/3). 2.   Сообщение   темы    Объявление, представление   темы   и   ожидание   учебных   результатов   обеспечивает   понимание учениками содержания их учебной деятельности, т.е. того, чего они должны достичь на   уроке   и   чего   от   них   ждет   учитель.   Я   стараюсь   привлечь   к   определению ожидаемых результатов всех учеников.   и   ожидаемых   учебных   результатов. Этот   этап   урока   должен   занимать   не   более   5%   времени   занятия.   Можно использовать такое упражнение, как «Дешифровщик» (Приложение 7/3). 3.   Актуализация   знаний  –   это   фаза   урока,   на   протяжении   которой   ученикам предлагаю  подумать  над  тем, что они уже знают из темы, поставить  вопросы  и установить   цель   учебной   работы.   Цель   этого   этапа   урока   –   дать   ученикам достаточно информации для выполнения практических заданий. Это может быть:  мини­лекция;  чтение раздаточного материала;  выполнение домашнего задания;  овладение информацией с помощью ТСО или наглядности. Эта часть урока занимает около 10 – 15% времени. Упражнения: «Мозговой штурм», «Карусель» (мозговая атака), «Углы», «Пять слов – три слова», «Интервью в три шага» (Приложение 7/3). 4. Осознание смысла – этап урока, на протяжении которого ученики осуществляют поисковую деятельность и в результате конструируют или усваивают новое знание. Соединяют новое с уже знакомым, и, таким образом, расширяют полученные знания. Интерактивное  упражнение  –   центральная  часть   урока,  ее  целью  является усвоение учебного материала, достижение результатов урока. Интерактивная часть должна занимать 50­60% времени на уроке.  Для   этого   этапа   подходят   упражнения:   система   обозначений  «Помощь», «Ажурная   пилка»,   чтение   с   предвидением,   метод   «ПРЕСС»,   «Займи позицию», «Хорошо или плохо» (Приложение 7/3). 5. Рефлексия  – этап урока, на котором ученики производят обзор открытых ими идей, значение которых они усвоили; ученики спрашивают, интерпретируют, спорят, дискутируют, изменяют и расширяют полученные знания. Вывод – это самая важная часть интерактивного урока. Детям необходимо установить факты (что случилось?), проанализировать причины (почему это случилось?), и спланировать действия (что нам делать дальше?). В своей работе я использовала  упражнения  «Синквейн», «Незаконченное предложение», «Тестирование», «Трехминутное эссе» (Приложение 7/3). Продолжением   включения   в   учебный   процесс   активных   форм   обучения является   переход   к   самостоятельной   деятельности:   создание   творческих   и проектных работ, выявление уровня самооценки, самоконтроля, самовыражения. 9. Результативность 1 0 Интерактивные   методы   обучения,   за   счёт   высокомотивированной самостоятельной   разнообразной   деятельности   обучающихся   в   процессе   урока, обеспечивают 80­90% эффективность освоения материала. Я   считаю,   что  результатом   применения   той  или  иной  технологии   должны быть не только учебные достижения обучающихся, но и их участие в предметных, общепредметных олимпиадах и творческих конкурсах. Это подтверждает интерес учащегося к учению и желание получать новые знания. Поэтому каждого ученика, независимо от его учебных достижений, я поддерживаю и стимулирую к участию в дистанционных мероприятиях.  Анализируя результаты работы в выбранном направлении, хочется выделить следующие положительные моменты своей деятельности:  повышение   мотивации   учащихся   к   учебной   деятельности   (анкета, Приложение 10);  развитие познавательных компетенций (на основе наблюдений);  обеспечение индивидуальных маршрутов развития;  повышение результативности обучения;  формирование   информационной   культуры,   умений   осуществлять обработку информации;  включение   детей   в   современное   пространство   информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика. Работа   над   инновационным   опытом   позволяет   совершенствовать   и   мое педагогическое   мастерство   и   повышать   личную   мотивацию.   Я   участвовала   во Всероссийской   дистанционной   педагогической   конференции   «Интерактивные методы   обучения   как   средство   формирования   ключевых   компетенций обучающихся»,   где   представила   свой   доклад   «Правила   и   приёмы   организации интерактивного   обучения»   (теория   и   примеры   использования).   Подготовила пособие  «Копилка интерактивных  методов  обучения», которую опубликовала  на сайте   «Социальная   сеть   работников   образования   «Наша   сеть» (http://nsportal.ru/node/1476794)  Для   подтверждения   эффективности   ИМО   я   проводила   промежуточные мониторинговые исследования сформированности восьми УУД учащихся начальных классов   (Т.В.   Меркулова,   А.Г.Теплицкая,   Т.В.Беглова   «Школьный   старт») (Приложение 11). Хочется отметить положительную динамику в развитии каждого учащегося. Сентябрь                                              Декабрь    1 0 Диагностика, проведенная в сентябре и декабре 2014 года (1 класс), показала,   уровень   сформированности   у   детей   универсальных   учебных   действий что   повысился.  (Приложение 12)         Таким   образом,   очевидно,   что   использование   интерактивных   методов обучения   обеспечивает   положительную   динамику   уровня   сформированности универсальных   учебных   действий   учащихся   начальной   школы.   Необходимо продолжать дальнейшую работу в этом направлении. Успешность работы по системе  прослеживается в положительной динамике результативного участия  моих учеников в конкурсах и олимпиадах разного уровня. (Приложение 13)        Мои   ученики   активно   участвуют   и   занимают   призовые   места   во Всероссийских,   областных   и   районных   мероприятиях   и   конкурсах   учебной   и творческой направленности (Приложение 13). Итак, почему же я говорю «ДА» интерактивным методам?  Потому что они обеспечивают: Высокую мотивацию Прочность знаний Творчество и фантазию Активную жизненную позицию Ценность индивидуальности Демократичность  Командный дух Свободу самовыражения Акцент на деятельность Взаимоуважение  Коммуникабельность     10. Адресность опыта 1 0 Применение   интерактивных   форм     не   только формировать   познавательную   активность   учащихся,   но   так   же   обеспечивает учителю преимущества в организации урока:   обучения   позволяет     1. 2. Повышается плотность урока. Появляются   широкие   возможности   для   осуществления индивидуального подхода к детям. 3. Растет   уровень   обученности,   воспитанности   класса,   к   чему   так стремится каждый учитель. 4. Изменяется   роль   учителя:   он   не   только   наставник,   объясняющий   и заставляющий,  он  ­  партнер,  который  проявляет  себя  и  как  исполнитель,  и как регистратор, и как контролер, и как наблюдатель, находясь то внутри учебной игры, то вне её. Работа   адресована   учителям   начальной   школы.   Учителям   среднего   и старшего звена можно использовать после доработки в соответствии с предметом и возрастом обучающихся.   1. Аствацатуров   Г.   О.   Технология   современного   урока   и  творчества   учителя Библиографический список школы. 2002 г. 2. Беспалько   В.П.   Педагогика   и   прогрессивные   технологии   обучения.   –   М., 2001.  3. Воронцов А.Б. «Проектные задачи в начальной школе» Москва, Просвещение, 2010 4. Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. – Владимир; ВОИУУ, 2004г. Составитель: Козина Е. В.  5. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003 6. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 2003. 7. Кларин М. Интерактивное обучение. – Педагогика. 2000, № 7. 8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия   к   мысли:   пос.   для   учителя   /   Под   ред.   А.Г.   Асмолова.   –   М.: Просвещение, 2010. – 152 с.  9. Калинина,   Учебная   самостоятельность   младшего   школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.:   Н.В. 1 0 АРКТИ, 2008. – 80 с.  10. Лазарев   Т.В.   Образовательные   технологии   новых   стандартов.   Активные методы обучения. Петрозаводск. 2012. 11. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г. 12. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г. 13. Пакулина   С.А.,   Савушкина   Т.П.   Психолого­педагогические   особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников.//Начальная школа.­2009.№3­с.10­13. 14. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6. 15. Селевко   Г.К.   Педагогические   технологии   на   основе   активизации, интенсификации   и   эффективного   управления   УВП.   М.:   НИИ   школьных технологий, 2005.  16. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005. 17. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8. 18. Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.  19. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2. 20. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. 2007 г. 21. Хуторской   А.   Ключевые   компетенции   как   компонент   личностно­ ориентированного образования // Народное образование. – 2003. ­ №2. 22. Яковлев И.М. Методика и техника урока. – М., 2003. Интернет­ ресурсы universitet.ru/etobook/  1. "Профессиональные   секреты   интерактивного   обучения":  http://www.moi­ 2. Интерактивные обучения. http://www.golubka.org/materials/tot_ho_11.pdf  методы       Режим   доступа: 3. Современные интерактивные методы обучения в общеобразовательной школе. Режим доступа: http://ciot.msu.ru/files/seminar­inter­edu.pdf  4. Интерактивные технологии в обучении детей младшего школьного возраста. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/materialy­mo/interaktivnye­ tekhnologii­v­obuchenii­detei­mladshego­shkolnogo­vozra  5. Интерактивные   методы   обучения. Режим   доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/obshchepedagogicheskie­ tekhnologii/interaktivnye­metody­obucheniya  6. Интерактивные   методы   обучения   как   способ   формирования   ключевых компетенций   учащихся   (на   примере   метода   проектов). Режим   доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/raznoe/interaktivnye­metody­obucheniya­ kak­sposob­formirovaniya­klyuchevykh­kompet  7. Презентация   "Интерактивные   методы   обучения".   Режим   доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/materialy­mo/prezentatsiya­interaktivnye­ metody­obucheniya  8. Интерактивные методы обучения. Режим доступа: http://katerina­bushueva.ru/  1 0 9. Инновационные   методы   обучения.   Режим   доступа: http://uu.vlsu.ru/files/Innovachionnie_MO  10. Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС­ПК. ­ [Электронный ресурс] http://www.gouzeev.ru/togis­pk.pdf   1 0

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников

Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017