Приложение 7/3
1. Мотивация
Упражнение 1. «Найди лишнее»
изречение известного человека и т.п.)
Шаг 1. Подберите девиз урока (пословицу, крылатое выражение,
Шаг 2. Вставьте в слова девиза урока лишние слова. Это могут быть
названия цифр, животных, растений, школьных принадлежностей.
Шаг 3. Напишите на доске деформированный девиз.
Шаг 4. Попросите детей удалить лишние слова и прочитать девиз
урока.
Шаг 5. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте
мотивационные факторы у учеников.
Например: Без труодинда не вытадващишь и рытрибку из прчетыреуда. (Без
труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
Упражнение 2. «Раздели слова».
Шаг 1. Подберите девиз урока (пословицу, крылатое выражение,
изречение известного человека и т.п.) или тему урока.
Шаг 2. Запишите все слова слитно.
Шаг 3. Ученики должны разделить слова и прочитать девиз урока илди
тему.
Шаг 4. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте
мотивационные факторы у учеников.
Например: Использованиебольшойбуквывкличкахживотных (Использование
большой буквы в кличках животных)
Упражнение 3. «Ледокол».
Шаг 1. Подберите стихотворение, которое можно нарисовать или
показать с помощью движений, мимики и жестов, и которое напрямую
относится к содержанию урока.
Шаг 2. Начните урок с этого стихотворения (прочитайте его с помощью
рисунков или покажите движениями).
Шаг 3. Попросите учеников повторить этот «ледокол» за вами.
Шаг 4. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте
мотивационные факторы у учеников.
Например: Улыбаюсь солнышку,
Здравствуй золотое!
Улыбнусь цветочку,
Пуская он растет!
Улыбнусь дождику,
Лейсь, как из ведра!
Друзьям улыбаемся, Желаем им добра.
Упражнение 4. «Бананы»
Шаг 1. Выберите ключевое слово урока.
Шаг 2. Выберите фразу, с помощью которой вы зашифруете это слово.
Шаг 3. Зашифруйте ключевое слово в выбранной фразе без изменения
последовательности букв.
Шаг 4. Попросите детей найти и зачеркнуть фразу, чтобы получить
ключевое слово урока.
Шаг 5. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте
мотивационные факторы у учеников.
Например: зачеркните в этой строчке шесть букв так, чтобы оставшиеся
буквы составили хорошо знакомое слово: ШБЕАСТНАЬБНУЫКВ
(Зачеркивается фраза «шесть букв» и остается ключевое слово «бананы».)
Например: Тема «Существительное».Зачеркните главные слова в
предложении
урока
ГЛАВНЫСУЩЕЕСЛСТВИОВАВТЕЛЬЛОЖЕНОЕИИ (зачеркивается фраза
«главные слова в предложении»,
и оставляется ключевое
слово»существительное»)
Упражнение 5. Микрофон
ключевое
получите
и
слово
Шаг 1. Поставьте вопрос классу.
Шаг 2. Предложите детям какойнибудь предмет, который будет играть
роль воображаемого микрофона.
Шаг 3. Давайте слово только тому, кто получает «микрофон».
Шаг 4. Предложите ученикам говорить быстро и лаконично.
Шаг 5. Не комментируйте и не оценивайте ответы.
Шаг 6. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте
мотивационные факторы у учеников.
Например: урок чтения. Тема: «Сказки русских писателей». Вопрос: Какие
сказки вы читали? Назовите их авторов.
Упражнение 6. «Задом наперед»
Шаг 1. Определите тему урока.
Шаг 2. Запишите на доске тему урока с точки зрения
противоположного допущения.
Шаг 3. Рассмотрите проблему с разных сторон.
Шаг 4. Представьте, что вся информация неправильна.
Шаг 5. Начните «с нуля».
Шаг 6. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте
мотивационные факторы у учеников.
Например: Тема: «Человек – часть неживой природы».
Все имеют право обижать человека.
Чтобы быть здоровым и ничего не делать. Упражнение 7. «Книга жалоб»
Шаг 1. выберите трудную для восприятия детьми тему урока.
Шаг 2. Подготовьте небольшой ящичек и напишите на нем «Для
жалоб».
Шаг 3. Сделайте запас небольших листиков бумаги.
Шаг 4. Попросите детей записать их жалобы по поводу темы урока.
Шаг 5. После окончания жалоб, закройте ящичек.
Шаг 6. Укажите, что это очень важные причины для того, чтобы
сопротивляться этой теме.
Шаг 7. Спросите, не хотели бы они отложить свои жалобы на время
урока и открыться новым знаниям.
2. Сообщение темы и ожидаемых учебных результатов.
Упражнение 1. «Дешифровщик»
Шаг 1. Определите ключевое слово темы урока.
Шаг 2. Зашифруйте его с помощью цифр.
Шаг 3. Попросите детей расшифровать и озвучить тему урока.
Например: расшифровать тему урока.
3. Актуализация знаний
Упражнение 1. «Мозговой штурм» (работа в группах или фронтально со
всем классом)
Шаг 1. Разделите детей на группы по 57 человек.
Шаг 2. Четко определите проблему или тему для «мозгового штурма».
Шаг 3. Работайте вместе.
Шаг 4. Выберите главного (спикера группы), который ведет обсуждение
и стимулирует появление новых идей. Он должен стимулировать не качество,
а количество идей.
Шаг 5. Дайте детям время на размышление, чтобы увеличить появление
новых идей.
Шаг 6. Придерживайтесь правил «мозгового штурма»
Никакой критики.
Заимствование других идей – нормальное явление.
Желательно большое количество идей.
Оценка приходит позже.
Шаг 7. Делитесь идеями циклически, когда отдельные участники или
группы рассказывают об одной идее по очереди и идеи не повторяются.
Упражнение 2. «Мозговая атака» карусель Шаг 1. Выберите тему, которую можно разбить на подтемы или
подгруппы вопросов.
Шаг 2. Напишите каждый вопрос или подтему на отдельном листе.
Шаг 3. Разделите учеников на группы по 45 человек.
Шаг 4. Раздайте каждой группе по таблице.
Шаг 5. Выберите, кто будет записывать идеи (секретарь), и раздайте им
цветные маркеры.
Шаг 6. Укажите время, за которое надо дать ответ на вопрос.
Шаг 7. Каждая группа передает свои таблицы по кругу.
Шаг 8. Продолжайте упражнение, пока каждая группа не даст ответы
на все вопросы.
Шаг 9. Каждая группа заканчивает свое движение на таблице, с которой
начала.
Шаг 10. Изучить таблицы и обратить внимание на то, что было
добавлено другими группами.
Например: Тема «Животные». Подтемы: млекопитающие, пресмыкающиеся,
рыбы, птицы.
Упражнение 3. «Углы»
Шаг 1. на больших листах бумаги напишите различные точки зрения на
тему урока и пронумеруйте
Шаг 2. Объявите, какая точка зрения в каком углу размещена.
Шаг 3. Предложите детям присоединиться к какомунибудь углу.
Шаг 4. Среди участников того же угла найдите себе пару и обговорите
между собой причины выбора.
Шаг 5. Вместе со своим партнером объединитесь с другой парой из
того же угла, что и вы, и перескажите причины выбора вашего партнера.
Шаг 6. Выберите в каждом углу спикера, который расскажет всей
аудитории причины, названные в его углу.
Например: начиная изучать времена года, ученикам предлагается выбрать
любимое время года и назвать две причины, почему именно это время года
является у них любимым.
Упражнение 4. «Мозговая атака» «Пять слов – три слова»
Шаг 1. Объявляется тема обсуждения.
Шаг 2. Дети объединяются в группы по 4 человека.
Шаг 3. Каждый член группы самостоятельно 5 слов, пришедших на ум
во время работы над определенной темой, на отдельном листе.
Шаг 4. Участники объединяются по четверо, обсуждают эти слова и
отбрасывают повторяющиеся.
Шаг 5. На большом листе бумаги секретарь группы записывает три
слова, наиболее удачно характеризующие тему обсуждения. Листы
вывешиваются на доске. 4. Осознание смысла
Упражнение 1. Система обозначений «Помощь»
Шаг 6. Докладчики групп сообщают эти слова и объясняют всему
классу.
Шаг 7. Обратить внимание на все слова. которые записали группы,
проанализировать их и отбросить повторы.
Шаг 8. Составить короткий доклад по теме обсуждения на основе
опорных слов.
Упражнение 5. «Интервью в три шага». Группы по 4 делятся на пары,
учитель дает вопросы для интервью.
Шаг 1. Каждый проводит интервью со своим соседом по паре.
Шаг 2. Ученики меняются ролями в паре.
Шаг 3. Объединитесь в группы по 4. Каждый ученик рассказывает
своей группе, что он узнал от соседа по паре.
Например: Как вы думаете, о чем, судя по названию, идет речь в данном
рассказе?
Шаг 1. Актуализация (обсуждение пред чтением или изучением).
Групповая «мозговая атака» по теме.
Записывание информации, полученной в результате «мозговой
атаки» на доске
Классификация информации.
Шаг 2. Усвоение смысла (собственно чтение и изучение). Читая текст,
дети делают обозначения: «+» «Я это знал»; «» «Я это не знал»; «!» «Это
интересно».
Шаг 3. Рефлексия после обсуждения или прочтения.
Упражнение 2. «Ажурная пилка». Дети должны быть готовы работать в
разных группах.
Шаг 1. Каждая домашняя группа получает задание, изучает его и
обсуждает материал.
Шаг 2. Распределить роли в группе: секретарь (ведет записи),
докладчик (ставит вопросы по поводу содержания материала или
докладывает о результатах работы группы), спикер (глава), секундант (следит
за временем).
Шаг 3. Объединить детей в экспертные группы. В экспертных группах
дети становятся экспертами в теме, которая изучалась в домашней группе.
Шаг 4. Каждый ученик по очереди за определенное время должен
донести информацию до членов других групп и воспринять новую
информацию от них.
Шаг 5. Дети возвращаются в домашние группы, где делятся
информацией, полученной от членов других групп. Шаг 6. Вырабатываются совместные решения и выводы.
Упражнение 3. Чтение с предвидением (методическая структура АУР
«актуализация – усвоение – рефлексия»)
Шаг 1. Учитель выбирает хорошо изложенный и интересный материал
для учеников, отвечающий их возрасту.
Шаг 2. Учитель должен самостоятельно прочитать и понять текст, а
также поставить перед собой такие вопросы:
Почему я хочу, чтобы мои ученики прочитали этот материал?
Что ученики поймут, прочитав текст?
Что ученики должны понять, прочитав текст?
Какие проблемы или вопросы содержатся в тексте?
Каким опытом должны обогатиться и поделиться ученики,
ознакомившись с текстом?
Шаг 3. Разбейте текст на части в тех местах, которые могли бы вызвать
интерес у детей.
Шаг 4. Не делите текст на множество дробных частей. Важно выделить
основную линию событий.
Шаг 5. После каждой части текста продумайте разные типы вопросов.
Не ставьте очень много вопросов, это может привести к потере целостности
текста, а соответственно и восприятия последовательности событий.
Шаг 6. Предупредить детей. чтобы они читали текст только до
указанного места.
Шаг 7. После каждой остановки вести с детьми дискуссию. Уместно
сосредоточить внимание на вопросах:
Про что эта история?
Какая проблема описывается в произведении?
Почему вы так думаете?
Как вы думаете, что произойдет дальше?
Что вы думаете о…?
Что вы чувствовали по отношению к определенному персонажу
или событию?
Что бы вы сделали дальше?
Оправдались ли ваши ожидания?
Что вы думаете теперь?
Удивлены ли вы?
Шаг 8. А теперь прочитайте следующий отрывок и узнайте, что
случилось далее.
Шаг 9. Упорядочить процесс обработки текста по схеме АУР так,
чтобы ученики последовательно проходили стадии актуализации,
прогнозирования, понимания, построения смыслов и рефлексии. Упражнение 4. Метод «ПРЕСС»
аргументировать свои мысли)
(ученики учатся дискутировать,
Шаг 1. Раздать ученикам материалы, в которых обозначены четыре
этапа метода «ПРЕСС»:
Позиция: «Я считаю, что…»;
Обоснование: «…потому, что…»;
Пример: «…например…»;
Выводы: «Поэтому я считаю…».
Шаг 2. Объяснить ученикам каждый этап метода «ПРЕСС»:
1) Дети высказывают мысль, объясняют, в чем состоит их точка
зрения.
2) Объясняют причины появления такой мысли, то есть на чем
основываются доказательства.
3) Приводят примеры, дополнительные аргументы в поддержку
своей позиции, называют факты, которые демонстрируют их
доказательства.
4) Обобщают свои мысли
Упражнение 7. Займи позицию (полезна для работы с дискуссионными
вопросами и проблемами)
Шаг 1. Предложите ученикам дискуссионный вопрос и попросите их
определить собственную позицию по поводу этого вопроса.
Шаг 2. Напишите три плаката: За. Против. Не знаю. Озвучьте
проблемный вопрос. Например: Необходимо запретить охоту на зверей.
Шаг 3. Дети становятся возле выбранного ими плаката.
Шаг 4. Учитель выбирает нескольких учеников и просит их обосновать
свою точку зрения или предлагает всем, кто разделяет ее, обговорить и
выработать совместные аргументы в ее защиту, использовав метод «ПРЕСС».
Шаг 5. После изложения разных точек зрения учитель спрашивает, не
изменил ли кто свою точку зрения и не хочет ли перейти к другому плакату.
Упражнение 8. Хорошо или плохо. (Применяется для рассмотрения
проблемы с разных точек зрения)
Шаг 1. Сообщение проблемы для обсуждения.
Шаг 2. Дети рассматривают эту проблему с разных точек зрения,
называя хорошие и плохие стороны.
Шаг 3. Составляют таблицу «хорошо – плохо» и аргументируют свои
ответы. Например: обсуждается черта характера жадность.
Хорошо: человеку никто не мешает; он один и делает, что хочет и т.д.
Плохо: человек без друзей некомфортно, неуютно в этой жизни;
страдает нервная система, так кА постоянно возникает страх, что у него что
то попросят и т.д. 5. Рефлексия
Упражнение 1. Синквейн.
(стихотворение в пять строчек, которое
синтезирует информацию и факты в краткое высказывание, которое отражает
тему)
Шаг 1. Предлагаем тему.
Шаг 2. Делим на пары, объединяя усилия, составляем одно общее
стихотворение.
Шаг 3. Стихотворения, написаны е в парах. представляем на
обсуждение в группы.
Шаг 4. После дискуссии дети выбирают лучшее стихотворение.
Например: Солнце.
Ласковое, теплое.
Светит, согревает, излучает.
Без него невозможна жизнь.
Звезда.
Упражнение 2. Незаконченное предложение
Шаг 1. Определяем тему для высказываний.
Шаг 2. Используя «микрофон», учитель формулирует незаконченное
предложение и предлагает ученикам завершить его.
Например: На уроке для меня наиболее важным открытием было…
Эта информация позволяет нам сделать выводы, что…
Это решение было принято, потому что…
Сегодняшний урок научил меня…
Упражнение 3. Тестирование.
Ученики самостоятельно составляют тестирование по заданной теме,
проводят и оценивают его.
Упражнение 4. Трехминутное эссе (свободное письмо).
Шаг 1. Дети пишут свои мысли о прочитанном произведении.
Шаг 2. Желающие читают свои сочинения в «кресле автора», которое
ставится посередине класса.
Шаг 3. Изложение мыслей на бумаге не оценивается.
Шаг 4. Ученики уверены в своем праве высказывать мысли свободно, а
также в уважительном отношении аудитории к их рассуждениям.
Шаг 5. Получив отзывы на собственные мысли, ученики имеют широкие
возможности для их обсуждения.
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Использование интерактивных методов обучения для развития метапредметных компетенций у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.