Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство, воображение, творческие способности.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на уроках.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразия и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.
Выступление к презентации «Мастер класс» (на районном
мо).
1-Слайд: Тема: «Использование нетрадиционных
художественных техник на уроках изобразительного
искусства»
2-Слайд: Художественное воспитание детей в современной
системе воспитания не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное
конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности
детей. Работа с различными материалами, в различных
художественных техниках расширяет возможности ребенка,
развивает пространство, воображение, творческие способности.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий
успешного развития детского художественного творчества –
разнообразие и вариативность работы с детьми на уроках.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и
разнообразные материалы, интересные для детей
неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие
другие факторы – вот это помогает не допустить в детскую
изобразительную деятельность однообразия и скуку, обеспечивает
живость и непосредственность детского восприятия и
деятельности.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет
ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с
друзьями. Помочь в этих устремлениях могут нетрадиционные
художественные техники на уроках изобразительного искусства.
3-Слайд: Цель данных техник – раскрыть и развить
потенциальные художественные способности, заложенные в
ребенке.
Задачи: Сформировать устойчивый интерес к художественной
деятельности.
Познакомить детей с различными видами изобразительной
деятельности, многообразием художественных материалов и
приемами работы с ними,
закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям
широту их возможного применения.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Прививать навыки работы в группе.Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4-Слайд: Формы работы с детьми.
5-Слайд: Методы работы с детьми.
6-Слайд: Рисование необычными материалами и оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые
положительные эмоции. Чтобы привить любовь к
изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию
начиная с начальной школы, я использую нетрадиционные способы
изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям
множество положительных эмоций, раскрывает возможность
использование хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью.
7-Слайд: Печать ладошкой. «Красивые рыбки». Рисовать
можно чем угодно и на чем угодно. Доступность использования
нетрадиционных техник определяется возрастными
особенностями детей. Так, например, начиная работу в этом
направлении, следует как рисование пальчиками и ладошкой.
8-Слайд: Печать ладошкой. «Животные» (печать ладошкой в
разном направлении, гелиевая ручка, фломастеры).
9-Слайд: «Узоры которые создали люди». Печать овощами.
«Орнамент». Разнообразие материалов ставит новые задачи и
заставляет все время, что нибудь придумывать. Умение создавать
новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но
многие профессии, жизненные ситуации требуют наличие именно
этих качеств. Поэтому именно с начальной школы необходимо
достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию
нестандартного видения мира, творческому решению задач.
10-Слайд: Отпечатки листьями «Зимний лес», «Осенний
букет»
Практическое задание: печатание овощами и листьями
11-Слайд: «Красоту надо уметь замечать» Техника выдувания,
печатание ватными палочками и мятой бумагой. «Пейзаж -
времена года»Практическое задание: техника выдувания, печатание
ватными палочками, мятой бумагой.
12-Слайд: Нетрадиционные художественные техники.
Важно, чтобы всякий раз учитель создавал новую ситуацию так,
чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее
знания, навыки, умения, - искали новые решения, творческие
подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции,
радостное удивление, желание созидательно трудиться.
13-Слайд: Нетрадиционные художественные техники.
Разнообразить нужно и цвет, и фактуру, поскольку это тоже
влияет на выразительность рисунков, аппликации, лепки и ставит
детей перед необходимостью подбирать материалы для
рисования, продумывать колорит будущего творения.
14-Слайд: С одной стороны на первый взгляд работа кажется
простой, но это не так дети без предварительного рисунка
работают сразу краской, создают сюжетные композиции,
фантазируют и придумывают на ходу. На мой взгляд
художественные нетрадиционные техники раскрепощают ребенка,
он работает с одной стороны знакомыми предметами (губка,
бумага, овощи, листья, коробок…), но предназначение у них
другое, создавать, рисовать. Ребенок для себя открывает много
нового и интересного, он создает образы знакомых ему предметов.
От сюда можно сделать вывод: Чем разнообразнее будут
условия в которых протекает изобразительная деятельность:
содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также
материалами с которыми они работают, тем интенсивнее станут
развиваться детские художественные способности.Виды и техники нетрадиционного рисования художественными
Рисование пальчиками.
материалами.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие
листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в
гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик
набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются
салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого
цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения
изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.
Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После
работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками из картофеля.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения
изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и
мисочка и печатка.Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения
изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и
блюдце и смятая бумага.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь,
кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева
красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной
стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Черешки у листьев можно дорисовать кистью.