ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ GOOGLE ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Бабушкина Жанна Викторовна,
учитель биологии,
МБОУ «Еланская СОШ», Новокузнецкий район
В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. Как отмечает Е.С. Полат, дистанционное обучение – это новая форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой.
Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными, обусловленными возможностями информационной среды Интернет, ее услугами. Форма дистанционного обучения сама подсказывает, что подход к обучению здесь может быть только личностно-ориентированным. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и, конечно же, доступ к Интернету.
Для бюджетного образовательного учреждения, которое находиться в сельской местности наиболее приемлемым для осуществления дистанционного обучения являются облачные сервисы Google.
Проведем анализ предлагаемых нам компанией Google бесплатных интернет-сервисов и возможные варианты их применения при дистанционном обучении. Сразу отметим, что мы рассмотрим только те наиболее значимые сервисы, которые могут стать инструментами для создания собственного уникального комплекса учебно-методических материалов, предназначенных для дистанционного обучения.
Первая служба, о которой пойдет речь, называется «Сайты Google» и может являться основой всего учебно-методического комплекса. Учебный материал в этом случае представляется в виде сайта, то есть в виде, достаточно привычном для современных обучающихся. «Сайты Google» позволяют легко создавать собственные страницы в сети даже тем, кто не знаком с основами сайтостроения. Поэтому многие учителя, которые в полной мере не овладели информационными технологиями, получат возможность без особых усилий создать собственный Интернет-ресурс. На сайте учитель может создавать различные разделы, выкладывать фото и видеоматериалы, делиться ссылками на интернет-источники и поддерживать контакты со своими учениками.
Для организации общения преподавателя с обучающимися в режиме off-line может быть использован сервис «Blogger», также предоставляемый компанией Google. Блоги, созданные с помощью данного сервиса удобно использовать для выкладывания информации по урокам, домашним работам. Имеет почти такие же возможности, как и в гугл-сайтах, но более легкий в работе, а так же обучающиеся могут оставлять комментарии под каждым постом (сообщением) или совместно с учениками наполнять сайт контентом. Блоги могут применяться для дистанционного контроля рефлексии, самостоятельной работы и консультаций по реферативным и проектным работам.
Также в изучении биологии может оказаться
полезным сервис «Карты Google». С помощью данного сервиса педагог может
выделить определенный участок на карте, «привязать» к нему фотографии животных
и растений, обитающих на данной территории, и затем разместить карту на своем
сайте либо разослать ученикам по почте. Эта технология с успехом может
применяться на занятиях по краеведению. К примеру, учителю необходимо
рассказать классу о животных, обитающих на территории своего региона или любого
другого региона на территории нашей страны. Возможно, ученикам сложно будет
представить, какая именно территория под этим подразумевается. С помощью карт
Google учитель отметит на карте границы нужной территории или продемонстрирует
ее в заранее подготовленной презентации.
Hangouts – сервис Google, с помощью которого проводить
видео-конференции и вебинары.
Google Документы. Форматы документов (текст, таблица, презентация, рисунок). Возможности использования – множество. По сути, они мало чем отличаются от привычных Word документов. А область применения зависит от мастерства и фантазии педагога. Это и публикация домашних, индивидуальных и дополнительных заданий, рекомендации и ссылки на различные ресурсы. Таблицы можно использовать для создания списков класса, отчетов, листов продвижения по предмету или проекту; составления задач, используя графики, рисунки. Презентация – инструкция, самопрезентация, выставка, портфолио. Рисунки – это блок-схемы, диаграммы, другие типы изображений, готовые рисунки. Интерактивный рабочий лист ученик может скачать его, решить задачу и отправить учителю на почтовый ящик или распечатать и принести учителю на урок. Сделать копию документа и выполнить задачу в интернете, а учителю выслать ссылку на документ (при наличии аккаунт). Один и тот же документ может быть использован множество раз.
Google Формы - это опросы, анкеты, викторины, тесты и т.п. На основе, которых созданы различные викторины, а также тесты для закрепления тем, пройденных на уроках. Создавая тесты в Google формах, можно легко проверить знания учащихся и оценить их, а так же графически представить их.
RealtimeBoard особенно удобен, когда вам необходима совместная работа: прекрасно подходит для того, чтобы проводить мозговой штурм вместе с классом; интеграция с Google Docs просто превосходна – ученики могут работать и с доской, и с документами в одном пространстве; можно удобно делать заметки во время уроков. Вместо того, чтобы заставлять учеников переписывать материалы, школьники могут сделать свои собственные заметки, снабдить их подписями и иллюстрациями и показать всему классу.
При изучении биологии нельзя обойтись без наглядных материалов. К сожалению, не в каждом учебном заведении можно найти различные биологические объекты и пособия, облегчающие усвоение и понимание материала. Для решения этой проблемы существуют сервисы «Поиск картинок» и «Поиск видео», которые позволят учителям и их ученикам находить различные фото и видеоматериалы, а также делиться своими. Как правило, в школах не всегда есть возможность показать ученикам как выглядит, к примеру, то или иное растение, особенно если оно занесено в Красную книгу и в естественных условиях встречается крайне редко. Понятно, что в школьном гербарии оно вряд ли будет представлено, поэтому учитель с помощью поиска картинок сможет найти в интернете фотографии интересующих растений и показать их на уроке, используя мультимедиа средства. А при изучении ископаемых организмов, в частности, рептилий, учитель без труда сможет отыскать с помощью поиска видео интересные документальные фильмы про динозавров и посмотреть их вместе со своими учениками на уроке даже в режиме онлайн.
В заключении хочется отметить, что использование сервисов Google позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных и надпредметных результатов, универсальных учебных действий, но и обучаться дистанционно.
Список литературы:
1. Ермохина А. Р. Применение сервисов Google для работы с Интернет-ресурсами в практической деятельности учителя биологии [Текст] / А. Р. Ермохина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 72-75.
2. Ефремова, М.В. Возможности использования сервисов Веб 2.0 в современном образовании [Текст] / М.В.Ефремова // Педагогический журнал. – 2011. – Вып. 1. – С.34-41.
3. Использование возможностей сервисов Google в образовательной деятельности [Электронный ресурс] / http://rcmediateka.rusedu.net/post/389/33957. Дата обращения: 29.10.2015
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.