Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
Оценка 4.8

Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
20.04.2019
Использование школьного  музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
В данной статье рассказано , как и в каких направлениях внеурочной деятельности можно использовать школьный краеведческий музей, который решает вопросы развития, обучения и воспитания подростающего поколения. Описаны эффективные формы работы в музее. Так же описано через какие проограммы внеурочной деятельности можно использовать. Описаны музейные экскурсии и другие направления работы.
БОУ Новосанжаровская СОШ Харченко Г.В.docx
Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС  автор: Харченко Г.В, учитель начальных классов, зам. директора по ВР  БОУ «Новосанжаровская СОШ»         Слайд. Современная   школа   стоит   на   пороге  разработки   апробации   и внедрения   федеральных   государственных   стандартов   общего   образования второго   поколения   (ФГОС).   Обязательным   компонентом  ФГОС   является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в   рамках   вариативной   части   образовательного   плана.   В современном обществе  резко повысился  социальный престиж интеллекта и научного   знания,   педагогическая   установка   в   первую   очередь   на   развитие мышления   превращает   эмоционально­духовную   сущность   ребенка   во вторичную   ценность.   Поэтому   сегодня   необходимо   научить   детей чувствовать, думать и творить.     Слайд.   Реализация программ внеурочной деятельности чётко должна быть направлена   на  поэтапное   достижение  трёх   уровней   результатов: приобретение   школьником   социальных   знаний,   формирование   позитивных отношений   школьника   к   базовым   ценностям   общества   (человек,   семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной   реальности   в   целом;   получение   школьником   опыта самостоятельного   социального   действия.   А   одним   из   основных   средств решения   данной   задачи   становится   осуществление  взаимосвязи   и преемственности  общего   и   дополнительного   образования.   То   есть, дополнительное   образование   становится   не   просто   дополнением,   часто оторванным   от   образовательного   процесса,   а   частью   этого   образования. Внеурочная   деятельность   сегодня  –   это   образовательная   деятельность, которая   осуществляется   в   формах   отличных   от   классно­урочных   и направленная   на   достижение   планируемых   результатов   основной образовательной программы.  Слайд.         В БОУ «Новосанжаровская   средняя общеобразовательная школа»   внеурочная   деятельность   имеет   выраженную   воспитательную   и социально­педагогическую   направленность   и   реализуется   в   пяти направлениях. Каждое   из   этих   направлений   реализует   определенные   наклонности ребенка,   в   то   время   как   в   совокупности   они   способствуют   гармоничному развитию личности учащегося, что, собственно, и является конечной целью воспитательной   работы   в   школе   и   отражено   в   концепции   воспитательной системы.         Слайд. Наша сельская школа – это носитель духовных и общественных ценностей, очаг культуры на селе. Ее деятельность во многом определяет, каким   будет   молодое   поколение,   а   значит,   и   наше   будущее.   Те преобразования, которые происходят в стране, требуют, чтобы молодежь не только   имела   хорошие   знания,   но   и   проявляла   гражданскую   активность, заинтересованность, патриотизм. Слайд  Важнейшей   задачей   современной   школы   России   является воспитание российской гражданской идентичности, которая включает в себя:    прошлому   и   настоящему   уважение   к   Отечеству, ­патриотизм, многонационального народа России;  ­знание   истории,   языка,   культуры   своего   народа,   своего   края,   основ культурного наследия народов России;  ­усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;  ­ воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. Слайд     Помочь молодому поколению в решении этих задач сегодня может такой уникальный социальный институт, как  МУЗЕЙ. Особое место в современных   образовательных   учреждениях   России   отводится   школьным краеведческим   музеям,   которые   призваны   комплексно   решать,   вопросы развития,   обучения   и   воспитания   подрастающего   поколения   на   основе собранных   детьми   экспонатов,   средствами   экскурсионной   и   музейной деятельности.  Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность   сделать   своими   союзниками   в   организации   учебно­ воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования.  Слайд.  В   нашей   школе   есть   огромный   потенциал   для   внеурочной деятельности. Это школьный музей, основанный в 2007  году  и с первых дней своего существования он стал одним из воспитательных центров открытого образовательного     пространства.   Наш   музей, «Музей   семейных   реликвий»­ единственный в своём роде  в нашем Русскополянском районе, а может быть и единственный в области. Идея создания именно такого музея, позволяет нам иметь   в   качестве   выставочных   материалов   предметы   быта   русских, украинских,   казахских   жителей   села,   которые   долгое   время   хранились, передавались от поколения к поколению, но оберегались от «чужого глаза». Забытые,   уникальные   вещи   хранит   наш   музей!   Это   и   вышитые   русские   и украинские   рушники,   горшки,   утюги,   угловой,   посудный   шкаф   «мысник», казахские коржины, войлочные ковры, сундуки,  старинные монеты и многое другое. Слайд. Наиболее эффективными и востребованными в нашей школе являются следующие формы:  кружковая работа,  образовательные экскурсии,  музейные уроки,  исторические   игры,   практические,   творческие   конкурсы   и викторины.        Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной деятельностью проводимой в школе.  Например:  программа     клуба   "Юные   музееведы",   духовно­   развитию   творческих   способностей   у   детей,   нравственного направления, предназначенная для обучающихся 1­ 3 классов. Данная   программа   клуба   «Юный   музееведы»  способствует   возрождению духовности, дает дополнительные   знания   школьникам   по   истории   своего   края,   обычаям, культуре в соединении с воспитанием патриотизма, чувства ответственности за   настоящее   и   будущее   нашей   Родины,   формирует   у   воспитанников потребность   сохранить   исторические   материалы   и   культурные   ценности. Программа ориентирована на системный подход в изучении этнокультурных традиций   на   основе   музейных   коллекций,   экспедиционной   деятельности, включает   в   себя   научные   и   прикладные   аспекты   этнографии.  Программа предназначена для учащихся начальной  школы, для детей 1­4  классов.  Цель     программы  – организация   музейной  работы,   способствующей приобретению  первоначальных знаний о музееведении и практических навыков работы в музее. Данная программа в полной мере реализует ресурс музея как центра духовно  – нравственного воспитания и развития личности. Материал подобран по  принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы, обучающихся в  процессе реализации каждого последующего раздела. Значимая сторона  программы ­ постоянное углубление историко­краеведческого материала.  Уже первый уровень усвоения программы предполагает приобретение  школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и  повседневной жизни, приобретение школьниками опыта межличностного  взаимодействия, овладение способами рефлексии; освоение инструментов  воздействия, понимание партнера. Внеурочная деятельность в рамках реализации данной программы  предусматривает различные виды деятельности:  игровую;  познавательную; досугово­развлекательную; краеведческую; проблемно­ценностное общение и художественное творчество. К концу первого года обучения по программе «Юные музееведы» учащиеся   будут:   1. Иметь представление О музееведение вообще;  2. Будут знать 2.1 Основные факты и события из истории школы, поселка, района; 2.2.  Правила ведения музейной и поисковой документации; 3. Будут уметь 3.1  Вести учет музейного фонда; 3.2  Обеспечивать сохранность экспонатов; 3.3  Создавать музейные экспозиции; 4. Будут владеть 1.1  Навыками развитой устной речи; 1.2  Навыками исследовательской деятельности.     Слайд. Образовательные экскурсии Именно образовательная направленность таких занятий должна учитываться педагогами в первую очередь. Возможно, проведение виртуальных экскурсий с использованием мультимедийного сопровождения и Интернета и проведение непосредственно музейных экскурсий. Музейные экскурсии мы организуем в соответствии   со   структурой   нашего   музея,   который   состоит   из   четырёх рабочих   зон:   Русско­украинский   быт   ;   Казахский   быт;     История   школы; Учебная зона.  Слайд.  Экскурсии   в   школьном   музее   проводят   подготовленные экскурсоводы. На экскурсиях посетители видят в реконструированном музее уголок крестьянской избы, в ней собраны предметы быта 19, начала 20 веков. Здесь стол, на нем самотканая скатерть. Этажерка для книг, с различными предметами крестьянского быта. На полу — старые самотканые половики в полоску. Прялка, а рядом, куделя с шерстью, как будто пряха отлучилась на минутку.   На   столе   различные   чугуны   и   другие   кухонные   принадлежности старой русской избы. Во время экскурсий ребята это видят своими глазами. Слайд.  На   каждом   занятии   и   экскурсии   учащиеся   имеют   возможность прикоснуться   к   изучаемым   предметам  (нарушая   музейное   правило «экспонаты   руками   не   трогать),   так   возникает   ситуация   «познание   через руки», дающая наибольший образовательный эффект. Наш музей изначально задумывался и создавался как средство познания окружающего мира, быта, культуры   через   рассматривание   и   манипулирование   имеющимися экспонатами. Можно много раз рассказывать детям как выглядит чугунок, ухват и как не просто было хозяйке с ними управляться, а можно один раз дать   учащимся   попробовать   проделать   это   самому,   и  опыт   действия сохранится в памяти на всю его дальнейшую жизнь.  Слайд. На  музейных занятиях учащимся перелагается  дополнить музейную экспозицию новым экспонатом: так на одно из занятий в 3 классе были принесены   вышитые   изделия   девочек,   мам   и     бабушек   учащихся   данного класса; на другом выполненные учащимися макеты русской печи и т.д. Этот приём   позволяет   показать   учащимся,  что   изучаемые   предметы   могут   быть увидены   ими   в   быту,   в   повседневной   жизни,   важно   учить   распознавать изученное в новых обстоятельствах. Слайд. Программа многих экскурсий предусматривает прослушивание части лекции с просмотром слайдов, фильмов­ это с одной стороны вызывает живой интерес   детей   к   изучаемым   предметам,   а   с   другой   стороны   придаёт значимость   изучаемому   предмету   (уникальная   вещь,   которая   есть   в Московском   музее   и   есть   у   нас)   .   Для   этого   в   нашем   музее    установлен ноутбук,   реферативные   и исследовательские работы детей и педагогов отражающие направления музея    собраны   обучающие   диски,   проектор,       собранный   в   музее, Слайд.  Материал,   используется   учителями­ предметниками   и   классными   руководителями   в   работе.   Они   регулярно проводят   внеурочные   занятия,   уроки,   мероприятия   используя   музейный материал.       Лучшей   формой   закрепления   и   осмысления,   полученных   на музейных   занятиях   знаний   и   впечатлений   выступает  практическая   и творческая   деятельность.   Мы,   оборудовав   в   музее   учебную   зону, практикуем   использование   такой   деятельности.   Руководитель   кружка предлагает ребятам следующие практические задания: «дотронься до всего, что     выполнено   из   дерева»,   «вырежи   из   картона   недостающую   часть экспоната»,   «покажи   как   это   работает»   такой   вид   практических   заданий необходим. Слайд.  На   другом   занятии   предлагается   ребятам   обыграть     крестьянский семейный обед в 18 веке, обыгрывание ситуации «подбери ухват», «поставь чугунок в печь».  Музейные занятия   включают в себя  эффект погружения, который может быть   не   только   зрительным,   но   и   тактильным   (одевание   костюмов, манипулирование   предметами   и   др.).   Погружение   может   быть   и   через обоняние (запах свежих пирогов, снадобья от болезней, горящей керосиновой лампы и др.) Такой опыт познания, через эффект погружения   останется в памяти навсегда. и   их     Дети   выполняют   много   заданий   в   игровой   форме,   на   каждом   занятии работают   с   различными   видами   словарей.   В   качестве   наглядности используются презентации, дети имеют возможность работать с настоящими музейными экспонатами. Всё это находит положительный отклик со стороны первоклассников родителей. При   этом   любое   содержание   должно   быть   донесено   до   учащихся   в соответствии   с   методиками   и   возрастными   особенностями   младших школьников. Таким   образом,   формами   построения   занятий   являются   путешествие, экскурсия, викторина. Каждое   занятие   строится   в   соответствии   с   системно­деятельностным подходом, при этом главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной   степени   самостоятельной   познавательной   деятельности школьника. Таким образом, во время занятий по данной программе ребенок имеет   возможность   проявить   свои   творческие   и   интеллектуальные способности. В конце учебного года в ходе публичной презентации своего «портфеля   достижений»   каждый   сможет   представить   свои   творческие работы, поделки, созданные за период реализации программы.  сюжетно ролевая игра,   –         духовно­   Следующая   программа   кружка   «Музееведы»,  Слайд. нравственного направления, предназначенная  для обучающихся 7 класса. Программа   «Музееведы»   предполагает   организацию   деятельности обучающихся   от   простого   собирательства   предметов   и   артефактов   к описанию   конкретных   экспонатов   и   событий,   самостоятельному исследовательскому   поиску   и,   наконец.   К   овладению   элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа   имеет   интегрированный   характер.   При   реализации   содержания этой   программы   расширяются   знания,   полученные   детьми   при   изучении школьных   курсов   истории,   изобразительного   искусства,   обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, и др. В   условиях   партнёрского   общения   обучающихся   и   педагога   открываются реальные   возможности   для   самоутверждения   в   преодолении   проблем, возникающих   в   процессе   деятельности   людей,   увлечённых   общим   делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных   компьютерных   технологий,   что   может   быть   предметом совместной   творческой   деятельности   руководителя   школьного краеведческого музея и учащихся. Значительное число занятий направлено на ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность ­ самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей.   Создавая   собственный   творческий   проект   (   выставку,   маршрут экскурсии). Научно­ исследовательскую работу,   школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно­полезных и личностно значимых формах деятельности. По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи   мира,   жизнь   и   деятельность   выдающихся   людей,   внёсших   вклад   в развитие   музейного   дела,   основы   музееведческой   деятельности,   методику проведения   поисково­исследовательской   работы,   основные   термины, применяемые в музейном деле. Выпускники   должны уметь: общаться   с   людьми,   вести   исследовательские краеведческие   записи,   систематизировать   и   обобщать   собранный краеведческий   материал,   оформлять   его   и   хранить,   вести   элементарную поисковую и научно­исследовательскую работу. Слайд. Занятия кружка «Умка» с программой «Я – исследователь» для   обучающихся  1  класса.   Занятия     проводятся   для   выявления   наиболее способных   к   творчеству   учащихся   и   развитие   у   них   познавательных интересов, интеллектуальных творческих и коммуникативных способностей. На   занятиях   первоклассники   познакомились   с   терминами   «Проект», «Проблема»,   «Источники   информации».   В   рамках   работы   кружка   была организована экскурсия в школьный  музей. Слайд.  Школьный   музей   обладает   огромным   образовательно­ воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические   документы   и   предметы   быта.   Учащиеся   учатся   выбирать   и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и   критикой,   составлением   научно­справочного   аппарата,   формулированием гипотез,   предположений,   идей,   их   проверкой,   оформлением   выводов исследования   и   выработкой   рекомендаций   по   использованию   достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем. Учащиеся школы имеют возможность работать в музее с материалами для написания исследовательских работ. Работая над исследованием,   ученик   получает   возможность   обрести   навыки   работы   с документами   и   архивами,   овладеть   методикой   научного   исследования   и основами подготовки письменной работы. Но самое главное – про водящееся исследование   дает   возможность   школьнику   соприкоснуться   с   эпохой, почувствовать   ее.   Так   ученица     2   класса     Гартунг   Вероника     в   2012году выступила на районной НПК с работой   «Словарь бабушкиного детства», и заняла призовое место.     «Я   по   улице   иду» Слайд.   Программа   внеурочной   деятельности   предназначена   для   обучающихся   1   класса.     Реализация   данной   программы будет   способствовать   духовно­нравственному   воспитанию   обучающихся посредством   изучения   родного   края,   воспитания   бережного   отношения   к традициям,   культуре   и   истории   села.   Занятия     по   изучению   родного   села помогут   обучающимся   овладеть   рядом   умений   и   навыков,   которые   будут необходимы   им   и  в  учебной   деятельности,  занятия    будут   способствовать формированию   нравственных   убеждений,   творческих   способностей.   В поисках   новых   деятельных   форм,   способствующих   духовно­нравственному развитию   обучающихся,  я  обратилась   к   новому   направлению   педагогики  – музейной   педагогике.       «Взаимодействие   с   музеями  позволяет   не   только расширить   рамки   изучения   школьных   дисциплин,   обогатить   содержание учебных   предметов,   но   и   создает   ориентиры   для   совершенствования»,­ отмечено в образовательном  проекте «Наша новая школа».     Предполагается интерактивное изучение  истории и настоящего положения своего   села   через   использование   музейных   форм   работы:   проведение экскурсий, организацию встреч со старожилами села, создание выставочных экспозиций. Цель данной программы: Воспитание у детей нравственности и духовности посредством   изучения   родного   края,   бережного   отношения   к   традициям, культуре и истории своего народа. Например, работая по теме «Освещение улиц ­ от прошлого к настоящему. Светит,   но   не   греет».   Ребята   совершили   ряд   экскурсий,   а   в   музее   как завершение темы провели конкурс лепки «Свечи разные нужны, свечи разные важны!». И оставили их в музее. Такое интерактивное изучение  истории и настоящего положения своего села с   одной   стороны   выполняет   функцию   приобщения   к   культуре   к историческому и социальному опыту жителей родного края, с другой стороны именно   здесь   дети   могут   выразить   свою   активность   в   различных   формах деятельности. Это важно для впечатлительной детской души, для которой при этом   знания   об   исторических   предметах   превращаются   в   личную причастность к истории села. Предполагаемые результаты реализации программы: 1.Результаты первого уровня. Обучающиеся приобретут знания об истории посёлка, интересных и памятных местах села, о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп. 2.   Результаты   второго   уровня.  У   обучающихся   будет   сформировано ценностное   отношение   к   родному   краю,   к   его   культуре,   труду,   людям­ односельчанам, к членам своей семьи,  к другим людям. 3.Результаты   третьего   уровня.   Обучающиеся   приобретут   опыт организации   и   проведения   акций   «Дом   с   табличкой»,   «Трудовой   десант», опыт общения с людьми другого поколения, опыт организации  совместной деятельности с другими детьми, выпуска стенгазеты.  Слайд. Программа «Школа добрых дел».   служить   исследовательской   деятельности, Музей   призван   способствовать   формированию   у   учащихся   гражданско­ патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой,   целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.       Далеко не всем школьникам доступны «большие музеи», поэтому каждая школа,   село   создают   свои   музеи,   которые   с   одной   стороны   выполняют функцию   приобщения   к   культуре   к   историческому   и   социальному   опыту жителей родного края, с другой стороны именно здесь дети могут выразить свою   активность   в   различных   формах   деятельности.   Через   опыт практического взаимодействия с людьми, предметами, окружающим миром учащиеся и педагоги получают возможность экспериментировать, создавать, открывать.  Мало   говорить   о   любви   к   родному   краю,   надо   знать   его   прошлое   и настоящее,   богатую   духовную   культуру,   народные   традиции,   природу.   И именно   школьный   музей   способствует   духовному   обогащению   ребенка, проявлению   его   лучших   человеческих   качеств.   В   последние   десятилетия бурного   развития   человечества   воспитание   культуры   гражданственности   у школьников   является   все   более   актуальной   проблемой.   Необходима поддержка   становления   активной   жизненной   позиции   школьника,   а   музей может ее стать. Музей   в   школе   способствует   социализации   подростков,   является   инициирует   личностно средством   творческой   самореализации, ориентированное   воспитание   и   образование,   является   маленьким исследовательским   центром   по   сохранению,   возрождению   и   развитию локальных культурно­исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного  музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного  музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного  музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного  музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного  музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного  музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного  музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного  музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС

Использование школьного  музея во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2019