Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Оценка 4.6

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
психологическая работа +1
1 кл
21.05.2019
Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Метод сказкотерапии пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе с педагогом, но и прочесть другие сказки самостоятельно. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с применением сказкотерапии допускает проведение индивидуальных и групповых занятий. В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания.
Сказкотерапия .doc
Использование  сказкотерапии  в коррекционной работе  с детьми с ОВЗ Подготовила педагог­психолог КГКОУ Школа 1 Березовская Н.Е 2019 год Сказкотерапия –   это   направление   практической   психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.  Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия   с   окружающим   миром.   К   сказкам   обращались   в   своем творчестве   известные   и   зарубежные   и   отечественные   психологи:   Э.Фромм, Э.Берн,   Э.Гарднер,   Вачков   И.В.,   М.   Осорина,   Е.Лисина,   Т.   Зинкевич­ Евстигнеева и другие. Сказкотерапия ­ означает   «лечение   сказкой».   Как   пишет   Вачков   И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит   в   сказке   тот   ресурс,   который   помогает   ему   решать   его профессиональные задачи. Вовремя   рассказанная   сказка   для   ребенка   значит   столько   же,   сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка   не   требуют   вслух   делать   выводы   и   анализировать,   что   с   ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. Сказкотерапия   —   это   один   из   самых   эффективных   методов   работы   с детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   младшего   школьного возраста,   которые   испытывают   затруднения   в   физической,   поведенческой, интеллектуальной сфере. А еще сказкотерапия поможет развить воображение, фантазию, артистические способности и другие возможности обучающегося. Они   же   помогут   не   бояться   трудностей,   творчески   подходить   к   жизни. Сказкотерапия поможет каждому ребенку прочувствовать многие ситуации, с которыми он может встретиться в жизни, и очень сильно раздвинуть границы его мировоззрения, восприятия и способы общения с реальностью. Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и непосредственно соприкоснется с ней. Он может   путешествовать   по   сказочным   дорогам,   переживать   удивительные приключения   и   превращения,   встречаться   со   сказочными   существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» – нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и   педагогами.   Сама   «сказочная   жизнь»   побуждает   действовать   ребенка   в соответствии   с   общечеловеческими   нормами   поведения.   Путешествуя   по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим   друзьям,   будет   с   кем­то   ссориться,   производить   вокруг   себя разрушение   –   сказка   исчезнет,   а   вместе   с   ней   могут   погибнуть   и   добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности  за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого. Метод сказкотерапии пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно   не   только   обыграть   сказку   вместе   с   педагогом,   но   и   прочесть другие   сказки   самостоятельно.   Коррекционная   работа   с   детьми   с   ОВЗ   с применением   сказкотерапии   допускает   проведение   индивидуальных   и групповых   занятий.   В   основу   работы   положен   комплексно­тематический метод  в  сочетании  с  наглядными   и  игровыми   приемами,  что   способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Ребенок учится переводить сказочные образы­представления в   понятия,   что   способствует   развитию   речи   и   построению   речевого высказывания.  Функции сказок Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.   1.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых.   Образы   сказок   обращаются   одновременно   к   двум   психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.   2.  Концепция   сказкотерапии   основана   на   идее   ценности   метафоры   как носителя информации: о жизненно важных явлениях;    о жизненных ценностях;  о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).   3.  В сказке в символической форме содержится информация о том:         как устроен этот мир, кто его создал;    что происходит с человеком в разные периоды его жизни;    какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;    какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;    какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;        как приобретать и ценить дружбу и любовь;    какими ценностями руководствоваться в жизни;    как строить отношения с родителями и детьми;    как прощать. Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию. Ткач   Р.М.   считает,   для   того   чтобы   сказка   или   история   обрела   силу   и оказала   помощь,   необходимо   придерживаться   определенных   правил   ее создания: 1.  Сказка должна быть в чем­то идентичной проблеме ребенка, но, ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. 2.  Сказка   должна   предлагать   замещающий   опыт,   используя   который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог. 3.  Сказочный   сюжет   должен   разворачиваться   в   определенной последовательности:      Жили­были. Начало сказки, встреча с ее героями. Начиная с 5 лет, рекомендуют делать главными героями фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5­6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки­притчи и бытовые сказки.      И вдруг однажды… Герой   сталкивается   с   какой­то   проблемой,   конфликтом,   совпадающей   с проблемой ребенка. Из­за этого… Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.      Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями.      Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.      Мораль сказки… Герои сказки  извлекают   уроки из своих  действий. Их  жизнь  радикально изменяется.   Сказка   оказывает   мягкое   влияние   на   поведение   ребенка, происходит   замещение  неэффективного   стиля   поведения   на   более продуктивный,   а   также   объяснение   ребенку   смысла   происходящего.  Надо сказать, что применение сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике. В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать  как русские народные сказки, так и сказки русских   и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина, т.е. героиня, а не герой.  Например,   русские   народные   сказки   «Морозко»,   «Крошечка­Хаврошечка», «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов   «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм  и другие. Есть мужские сказки («Царевна­лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). К   детским отнести: «Красная   Шапочка»   Ш.Перро,   и   русские   народные   сказки   «Гуси­лебеди», условно можно   сказкам       «Волк и семеро козлят» и ряд других сказок, как русских, так и зарубежных авторов. Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:  Ситуация   не   должна   иметь   правильного   готового   ответа   (принцип «открытости»);  Ситуация   должна   содержать   актуальную   для   ребенка   проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;  Ситуации   и   вопрос   должны   быть   построены   и   сформулированы   так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно­ следственные связи. Основные методы сказкотерапии  По мнению Чех Е.В.  можно выделить несколько методов сказкотерапии.          Рассказывание сказки.    Рисование сказки.    Сказкотерапевтическая диагностика.    Сочинение сказки.    Изготовление кукол.    Постановка сказки. Метод «Рассказывание  сказки» Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Психолог и ребенок могут сочинять сказку вместе,   одновременно   драматизируя   ее   всю   либо   отдельные   элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное   придумывание  продолжения  сказки  и  ее  рассказывание ребенком   позволяет   выявить   его   спонтанные   эмоциональные   проявления, которые   обычно   не   отмечаются   в   поведении   ребенка,   но   в   то   же   время действуют   в   нем.   Согласно   Л.   Дюсс,   если   ребенок   прерывает   рассказ   и предлагает   неожиданное   окончание,   отвечает   торопливо,   понизив   голос,   с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики);   отказывается   отвечать   на   вопросы,   у   него   появляется   настойчивое желание   опередить   события   или   начать   сказку   сначала,  –  все  это   следует рассматривать   как   признаки   патологической   реакции   на   текст   и, соответственно,  невротического состояния. Метод «Рисование сказки» Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя  или работая  с цветным  картоном,  пластилином,  клиент воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление   в   рисунках   ребенка   или   взрослого   всяческих   чудищ,   огня   или темных   красок.   Новый   рисунок   на   тему   той   же   сказки   может   быть   уже спокойнее, краски будут уже более светлые. Для рисования лучше взять   карандаши (желательно гуашь, если рисуете что­то   конкретное,   акварель,   если   приходится   рисовать   свои   ощущения, эмоции). Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки. В своей работе мы использовали русскую народную сказку «Теремок». Цель:  развитие   групповой   сплоченности,   воображения,   творческой активности, овладение невербальными средствами общения, умения взглянуть на себя со стороны, освоение новых способов поведения. Работа со сказкой Роли сказочных персонажей распределялись по карточкам, на выбор или с помощью  считалочки.  У детей была  возможность  побывать  в роли  любого сказочного героя. Перед   началом   постановки   сказки   педагог   вместе   с   детьми   дает характеристику каждому герою, наделяет его определенными обязанностями. Ребята   заучивают   текст   роли.   При   постановке   сказки   можно   использовать костюмы героев или только шапочку с изображением персонажа сказки. После   показа   сказки   педагог   предлагает   участникам   обсудить   свои впечатления: «Что понравилось  или  не  понравилось?  Получилась  ли роль? Для чего звери стали жить вместе? Какой получился теремок?» В дальнейшем детям предлагается рисование сказки, любимого сказочного персонажа. Библиография 1.    Вачков   И.В.   Сказкотерапия.   Развитие   самосознания   через психологическую сказку. – М.: Ось­ 89, 2007. ­144 с. 2.    Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. ­ 80 с. 3.    Ефимкина   Р.   П.   Пробуждение   Спящей   красавицы.   Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. ­ СПб.: Речь, 2006. ­ 263 с. 4.    Зинкевич­Евстигнеева   Т.  Д.  Формы   и  методы   работы   со   сказками. ­ СПб.: Речь, 2008. – 240 с. 5.    Зинкевич­Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. 6.   Киселева М.Б. Арт­терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. ­ СПб.: Речь, 2006. – 160 с. 7.    Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. ­ СПб.: Речь, 2007. – 296 с. 8.    Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. ­ 176 с. 9.    Ткач   Р.М.   Сказкотерапия   детских   проблем.   СПб.:   Речь;   М.:   Сфера, 2008. ­ 118 с. 10.  Чех   Е.В.   Я   сегодня   злюсь.   Расскажи   мне   сказку.   –  СПб.:   Речь;   М.: Сфера, 2009. – 144 с. 11.   Зинкевич­Евстегнеева   Т.Д.   Мастер   сказок.   50   сюжетов   в   помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. ­ СПб.: Речь. 2012. ­ 220 с. 12.  Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2019