Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.
Оценка 4.9

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
воспитательная работа
4 кл
05.11.2017
Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.
Статья учителя и социального педагога, работающего в школе VIII вида, с обучающимися с ограниченным интеллектом, посвящена самой доброй из тем - сказкам. В статье даны рекомендации воспитания моральных ценностей педагогом специальной (коррекционной) школы у детей, состоящих в школьной группе риска.
Statya_2.docx
Использование сказок при формировании у младших школьников таких понятий, как «добро»  и «зло». Сказка ­ это, иными словами, правда жизни.  (Леонид С. Сухоруков)        С территорий возникновения первых сказок – древней Индии и фантастических стран Востока — шла сказка своим завоевательным  путем, охватывая огромные районы,  овладевая   мыслью  человека,  внося   новые  веяния  в  круг   его   жизненных начал   и   разрушая   в   нем   вековые   предрассудки.   Сказка   вносила   новую   струю   в жизнь, полную свежести и прелести, развивала величайшие дары человека – ум и фантазию, которые всегда давали человеку так много импульсов для его развития.       Своим движением сказка объединяла отдельные народы, давала одному народу вести о другом, хотя бы и в туманных, фантастических образах, возбуждая живой интерес к жизни в чужих землях.            Что, как не сказка заставило финикийских мореходов отважиться попытать счастья в путешествиях к далеким странам с целью разузнать, что делается вне их родины. Уже позже их чудесные рассказы о далеких, таинственных землях не раз служили   поводом   смелым   и   решительным   людям   к   отважным   предприятиям   и далёким плаваниям.       В глубокой древности сказочные повествования не только возбуждали интерес в людях к дальним странам и побуждали путешественников к действиям, они ещё и стремились   облагораживать   человека,   воздействовать   на   формирование   в   нем правильных основ.       Сказка указала преимущество человека перед животным, определила человеку необходимость стать выше самого себя. Она с очевидностью показала, как человек должен смотреть на основные понятия о  добре и зле, и в какую сторону должны клониться его идеальные воззрения. Сказка развилась до степени обличительности только в более или менее развитых государствах.             Сказка   –   это   тот   памятник,   вечно   живущий   и   вечно   юный,   которому современная культура должна выказывать полное уважение и благодарность в силу 1 того, что в основе всякой культуры ею заложено первичное понятие человека о сущности добра и зла.         В любом возрасте человек сталкивается с такими явлениями, как добро и зло. Взрослый человек  в силу своего возраста и житейского опыта может отличить два таких понятия, как добро и зло. А вот ребёнку, вступающему во взрослую жизнь, ещё   только   предстоит   столкнуться   с   такими   понятиями,   как   добро   и   зло.   И взрослому человек (родителю), а так же педагогу необходимо продолжать работу по   формированию   представлений   у   младшего   школьника   о   многогранности   и сложности   бытия,   о   существующих   в   жизни   добре   и   зле   и   нравственной ответственности   человека   о   содеянном.   Развивать   умения   анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.  Так как младший   школьный   возраст   ­   важный   период   в   жизни   ребенка.   В   это   время происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально­нравственных требований, приучение к их выполнению. Именно в этот период и происходит формирование у детей основ нравственных представлений, являющихся   важнейшим   условием   формирования   нравственной   культуры. Подражательная   активность,   характерная   для   ребёнка   младшего   школьного возраста, ведущая эмоция ­ интерес, несомненно, определяют выбор сказки, как основного средства нравственного воспитания ребёнка данного возраста.          В такой работе главным помощником послужит сказка, так как она показала, как человек должен смотреть на основные понятия о добре и зле.           В данной статье речь пойдёт об особенных детях, о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и имеющими интеллектуальную отсталость. Так как особенности   развития   психики   ребёнка   с   нарушением   интеллекта   таковы,   что зачастую многое из мультфильма или сказки, услышанной по аудиоисточнику, он не в состоянии понять и запомнить. Умственно отсталому ребенку просто необходимо слушать сказку в живом исполнении, а лучше даже не в чтении, а в рассказывании. При   прослушивании   сказки   ребенок   будет   представлять,   стараться   вообразить какие­то сказочные образы. В связи с этим у него будет развиваться мышление, воображение. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное 2 развитие   детей,   ознакомление   со   сказкой   создает   реальные   психологические условия   для   формирования   социальной   адаптации   ребенка   с   отклонениями   в развитии. А это является одной из главных задач учителей, работающих с данной категорией   детей.   Во   все   времена   сказка   способствовала   развитию   позитивных межличностных   отношений,   социальных   умений   и   навыков   поведения,   а   также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое   во   все   времена   использовали   и   должна   использоваться     педагогами     и родителями.         На уроке чтения при изучении сказок о добре и зле целесообразно использовать такие пословицы и поговорки: ­ Не хвались серебром, а добром; ­ Делай добро и жди добра; ­ Злой плачет от зависти, а добрый от радости; ­ Жизнь дана на добрые дела; ­ Следовать добру – взбираться на гору, следовать злу – скользить в пропасть; ­ Тёплое слово и в мороз согреет; ­ Плохо тому, кто добра не творит никому; ­ Добро поощряй, а зло порицай; ­ Добрым быть – добрым и слыть; ­ Учись доброму – худое на ум не пойдёт; ­ На добрый привет – добрый ответ и т. д. Стихотворения о добре и зле: Доброта, доброта, Доброта вам не малость, В доброте есть любовь, И, конечно, есть жалость! Пусть все люди на свете Очень любят друг друга, Пусть не встанут меж ними, Холода, злые вьюги! 3 Доброту вы дарите, От души и спонтанно, И пусть этот поступок Не покажется странным!   * *  Как бы жизнь не летела­ Дней своих не жалей, Делай доброе дело Ради счастья людей. Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле Делай доброе дело­ Тем живём на земле. (А. Лесных)   * * А как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами, А может не слова — дела важны? Дела — делами, а слова — словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. (М. Лисянский)  * * В доме добрыми делами занята, Тихо ходит доброта Утро доброе у нас Добрый день и добрый час Добрый вечер, 4 Ночь добра Было доброе вчера И откуда спросишь ты В доме столько доброты.  * * Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта — она от века Украшенье человека… и т. д. Рассматривать такие сказки, где добро побеждает зло:  ­ Курочка Ряба; ­ Морозко; ­ Мужик и медведь; ­ По щучьему веленью; ­ Сестрица Алёнушка и братец Иванушка; ­ Белая уточка; ­ Василиса Прекрасная; ­ Ведьма и Солнцева сестра; ­ Гуси – лебеди; ­ Коза – Дереза и т. д.  Разучить песню: 5 ДОБРОТА  Текст песни  (Слова Н. Тулуповой) Добрым быть совсем, совсем  не просто.  Не зависит доброта от роста,  Не зависит доброта от цвета,  Доброта — не пряник, не конфета.  Припев:  Только надо, надо добрым быть  И в беде друг друга не забыть.  И завертится земля быстрей,  Если будем мы с тобой добрей.  Добрым быть совсем не просто.  Не зависит доброта от роста,  Доброта приносит людям радость  И взамен не требует награды.  Доброта с годами не стареет,  Доброта от холода согреет.  Если доброта, как солнце, светит,  Радуются взрослые и дети. Использовать игровой материал:        Разбирать на примере добрые и злые поступки: 6 Использовать притчи при составлении  урока о добре и зле: Притча о бабочке        «В древности жил­был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии   многих   людей.   Завистник   и   хитрец   придумал   целый   план,   как   это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках». Притча «Два города» 7 «Однажды   один   человек   сидел   около   оазиса,   у   входа   в   один   ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: ­ Я ни разу не был здесь. Какие люди живут в этом городе? Старик ответил ему вопросом: ­ А какие люди были в том городе, из которого ты ушел? ­ Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда. ­ Здесь ты встретишь точно таких же, – ответил ему старик. Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: ­  Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе? Старик ответил тем же: ­ А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел? ­ О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей и мне было не легко с ними расставаться. ­ Ты найдешь таких же и здесь, – ответил старик. Купец,   который   неподалеку   поил   своих   верблюдов,   слышал   оба  диалога.   И   как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: ­ Почему ты дал двум людям абсолютно разные ответы на один и тот же вопрос? ­ Сынок, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях откуда пришел, здесь тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья и в другом городе, и здесь найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся для нас тем, что мы находим в них.» Притча «Чёрная точка»               «Однажды   мудрец   собрал   своих   учеников   и   показал   им   обычный   лист бумаги,  где   нарисовал   маленькую   черную   точку.   Он   спросил   их:   «Что   вы видите?»  Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А   разве   вы   не   видите   этот   белый   лист   бумаги   —   он   так   огромен, больше,  чем эта черная точка!» Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом  что­то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги». Притча «Гвозди»          «Жил­был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня 8 каждый   раз,   когда   сыну   удастся   сдержаться,   он   может   вытащить   из   столба   по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:  ­ Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет  таким,  как  прежде.  Когда  ты  говоришь  человеку   что­нибудь  злое, у  него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.»     Использование данного  материала на своих уроках поможет не только раскрыть смысл добра и зла, но и способствовать формированию умений объяснять понятия «добро»   и   «зло»,   а   также   совершенствовать   навыки   культуры   общения   через пословицы   и   поговорки,   формировать   потребность   совершать   добрые   дела, воспитывать доброжелательные уважительные отношения друг к другу.           Так как   в каждой волшебной сказке  есть определенные закономерности развития   сюжета.   Главный   герой   появляется   в   доме   (в   семье),   растет,   при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается   не   просто   жизнеописание   героя,   а   в   образной   форме   рассказывается   об основных этапах становления и развития личности.  Также необходимо создавать сказочную игровую среду. Для этого необходимо создать   условия,   где   ребенок   с   ограниченными   возможностями   может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» ­ нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь»   побуждает   действовать   ребенка   в   соответствии   с   общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем­то ссорится, производить вокруг себя разрушение ­ сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть добрые, полюбившиеся   ему   сказочные   существа,   живущие   в   ней.   Поэтому   осознание ответственности за свои поступки приходит ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого.          Ведущий советский педагог – новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Дети живут   своими   представлениями   о   добре   и   зле,   чести   и   бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже своё измерение времени».  И   главной   задачей   для   родителей   и  педагогов     является сохранения всеми силами чистоты маленького человека. Понятно, что идеальным человек   не   станет   и   наступит   время,   когда   он   сам   будет   формировать   свою личность. Но заложенные основы добра в детстве дадут свои плоды. Внутренняя борьба добра со злом происходит постоянно, очень часто жизнь подкидывает нам разные ситуации, когда нам приходится принимать те или иные решения, делать 9 выбор.   Минимизировать   зло,   действовать   исходя   из   добрых   побуждений   может каждый из нас. Ведь чем больше будет в мире добра, тем лучше для всех нас. Ссылки на использованные сайты: 1. http://mamamozhetvse.ru/stixi­o­dobrote­dlya­detej.html 2. https://znanija.com/task/15713369 3.http://studbooks.net/556608/psihologiya/osobennosti_ispolzovaniya_materiala_skazok_rabote_mladshimi_umst venno_otstalymi_shkolnikami 4. http://detskiychas.ru/school/rodnoye_slovo/istoriya_skazki/ 10

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.

Использование сказок при формировании понятий "добро" и "зло" у младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017