«Использование современных образовательных технологий и методик в начпльной школе, как средство повышения качества образования»
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
12.03.2019
Актуальность проблемы применения современных образовательных технологий в начальной школе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной начальной школе.
ПЕД ТЕХНДокумент Microsoft Office Word.docx
Пшеничная Светлана Евгеньевна
МБОУ «Никитская средняя общеобразовательная школа»
Город Ялта Республика Крым
«Использование современных образовательных технологий и методик в
начпльной школе
, как средство повышения качества образования»
Актуальность проблемы применения современных образовательных технологий в
начальной школе вызвана интеграционными и информационными процессами,
происходящими в обществе, становлением новой системы образования,
ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Современный подход к преподаванию заключается в построении его на
технологической основе. Новые образовательные технологии приходят на помощь
учителю, который должен владеть личностноориентированными, развивающими
образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности
ребенка
школе.
Исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют
идею развития, выделяя три важных постулата:
обучению
начальной
к
в
современной
школа является важнейшим фактором развития личности;
школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития
российского общества;
систему образования и школу необходимо постоянно развивать.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии школы мы сегодня
будем говорить о педагогических (образовательных) технологиях .
В педагогике всегда возникали вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как
учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.
Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее
определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя
полностью уподоблять образование производству. Тем не менее, в педагогике
появилось понятие педагогических технологий.
«Технология»
это детально прописанный путь осуществления той или иной
деятельности в рамках выбранного метода. Технология это совокупность
приемов, применяемых в какомлибо деле, мастерстве, искусстве (толковый
словарь). В научнопедагогической литературе имеются различные трактовки
понятия «педагогическая (образовательная) технология». «Педагогическая технология»
это такое построение деятельности учителя, в
котором входящие в него действия представлены в определенной
последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
М.В. Кларин
«Системная совокупность и порядок функционирования всех
личностных, инструментальных и методических средств, используемых для
достижения педагогических целей»
Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все
входящие в него действия представлены в определенной целостности и
последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого
результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер»
В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов
обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные
образовательные цели»
В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической
деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение
учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся
и учителя»
ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего
процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм
образования».
Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии
являются:
1) диагностическое целеполагание и результативность предполагают
гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
2) экономичность выражает качество педагогической технологии,
обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя и
достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость
отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной
3)
4)
обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
5) применение различной техники и разнообразных дидактических материалов и
наглядных пособий.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и
зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой
актуальной научнопрактической проблемы различные авторы подходят посвоему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и
его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
* традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные
виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств,
обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к
содержанию, методам, формам организации учебнопознавательной деятельности, к
уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика
на паритетное и многое другое;
* игровые технологии;
* тестовые технологии;
* модульноблочные технологии;
* интегральные технологии и т.п.;
Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе
пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?
Традиционные технологии – технологии построенные на объяснительно
иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель
основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного
содержания.
В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них
являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый
ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное
включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.
То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал,
заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.
Ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и
строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.
Ещё А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её
находить».
Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные
стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический
характер обучения, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения
на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные
пособия, таблицы, технические средства обучения.
Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать
многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом
конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были
задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных
действий. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать
поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс
массового производства.
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие
постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей
степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны
самостоятельно,
гибко
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Новые жизненные условия, в
которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых
людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но
мыслящими, инициативными, самостоятельными. Современное информационное
общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
активно действовать,
принимать решения,
ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения
разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь
возможность найти в ней свое место;
самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать
пути рационального их решения, используя современные технологии; четко
осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены;
быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения
определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения,
сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения,
устанавливать статистические и логические закономерности,
делать
аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения
новых проблем);
быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах,
уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях,
предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности,
интеллекта, культурного уровня.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать
личность, удовлетворяющую этим требованиям.
Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации
ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для
запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в
качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной
деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека
действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе
деятельности.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее
адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются:
1. обучение в сотрудничестве
2. метод проектов
3. игровые технологии
4. дифференцированный подход к обучению.
Проблемное обучение. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций
и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению,
в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками,
развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать
слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся
быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в
своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,
повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность
развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно
подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он
возник в самом начале XX века. Но суть ее остается прежней стимулировать
интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение
некоторой суммой знаний и умение практически применять полученные
знания, развитие критического мышления.
Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя
из интересов учащихся,
дающий возможность учащемуся проявить
самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно
познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми".
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение
определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом
обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Исследовательские методы в обучении. Дает возможность учащимся
самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и
предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это
важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционносеминарскозачетная система Данная система используется в
основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в
ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его
как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и
других видов обучающих игр. В отличие от игры вообще педагогические
игры обладают существенным признаком четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, учебнопознавательной
направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,
которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. При
планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу,
учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал
используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент
соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество
трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть
индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка
к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять
психологопедагогические диагностики личности.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение
осуществляется путем общения в динамических или статических парах,
динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое
внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и
используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии
заключаются в следующем: Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа
памяти;
Актуализируются полученные опыт и знания;
Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного
изложения материала.
технологии. Изменение
курсов,
Информационнокоммуникационные
и
использование
неограниченное обогащение содержания образования,
интегрированных
ИНТЕРНЕТ.
Здоровье сберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют
равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать
мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного
учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ,
нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
доступ
в
Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и
воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок
способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и
творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными
становятся технологии:
v Информационно – коммуникационная технология
v Технология развития критического мышления
v Проектная технология
v Технология развивающего обучения
v Здоровьесберегающие технологии
v Технология проблемного обучения
v Игровые технологии
v Модульная технология
v Технология мастерских
v Кейс – технология
v Технология интегрированного обучения
v Педагогика сотрудничества. v Технологии уровневой дифференциации
v Групповые технологии.
v Традиционные технологии (классноурочная система)
В перспективе я планирую продолжать работу по использованию современных
образовательных технологий в воспитании и образовании студентов. Хочется
отметить, что все образовательные технологии взаимосвязаны между собой. И
только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её
главным автором – Педагогом! Каждый педагог – творец технологии, даже если
имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.
Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет
главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
«Использование современных образовательных технологий и методик в начпльной школе, как средство повышения качества образования»
«Использование современных образовательных технологий и методик в начпльной школе, как средство повышения качества образования»
«Использование современных образовательных технологий и методик в начпльной школе, как средство повышения качества образования»
«Использование современных образовательных технологий и методик в начпльной школе, как средство повышения качества образования»
«Использование современных образовательных технологий и методик в начпльной школе, как средство повышения качества образования»
«Использование современных образовательных технологий и методик в начпльной школе, как средство повышения качества образования»
«Использование современных образовательных технологий и методик в начпльной школе, как средство повышения качества образования»
«Использование современных образовательных технологий и методик в начпльной школе, как средство повышения качества образования»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.