"Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы"
Оценка 4.8
Лекции +2
doc
русская литература +2
Взрослым
22.04.2017
Материал может использоваться при подготовке к методическому семинару, выступлению на методическом объединении. В статье представлен опыт работы по использованию информационных технологий и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. Рассматриваемые технологии являются для педагогов хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений.Опыт работы по использованию ИКТ и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Современные образовательные технологии.doc
Использование современных образовательных технологий в
преподавании русского языка и литературы.
«Приохотить» ученика к учению гораздо более
достойная задача учителя, чем «приневолить» его.
К. Д. Ушинский
К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который
можно и нужно облегчить интересом, связанным с работой мысли, с
приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны
сопровождать друг друга. Учителю следует делать учение привлекательным,
не лишая его, однако, характера серьезного труда, требующего напряжения и
усилий.
Интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный
интерес – непременное условие в процессе обучения, залог успеха в
освоении знаний. Его область – познавательная деятельность, в процессе
которой происходит овладение содержанием учебных предметов и
необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых
ученик получает образование.
Одной из главных задач школы является формирование личности со
сложившимся мировоззрением. Наибольшие возможности для реализации
этой задачи предоставляются учителю русского языка и литературы, так как
литература – это и учебная дисциплина, и вид искусства, сочетающий в себе
научный и художественный способ познания мира. В произведениях
литературы через систему образов отражаются как научные достижения
человечества, так и эмоциональнонравственные отношения людей. Я
стремлюсь к тому, чтобы мои уроки русского языка и литературы
способствовали воспитанию настоящего гражданина, любящего свою
большую и малую родину, свой народ, язык и культуру, выраженную в слове.
Урок был, есть и в ближайшем будущем наверняка останется главной
формой организации обучения и воспитания в школе. Сегодня школа
направлена на создание свободного урока, появившегося как результат
личностноориентированного образования, сотрудничества учителя и
ученика.
Передо мной встала проблема выбора инновационной
педагогической технологии, отвечающей требованиям современности. Ясно,
что современный урок должен быть направлен не на репродуктивные формы
работы, а на творческие, развивающие.
Пытливость,
готовность к познавательной
деятельности, «жажда знаний» всё это различные выражения
познавательной направленности личности, в основе которой лежит
любознательность, познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к
процессу его познания.
Формированию познавательных мотивов способствуют современные
образовательные технологии. Об этом говорят многие педагогидидакты:
Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я.,
Пидкасистый П. И. и т.д.
Среди всего многообразия современных педагогических технологий,
имеющихся в арсенале учителя, хочу остановиться лишь на некоторых из
них.
Несомненно, одним из путей повышения активизации познавательной
деятельности школьников являются информационные технологии обучения.
Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить
процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные
технологии облегчают творческую работу учителя,
помогают
совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки.
Применение информационных технологий совершенствует все виды
познавательных мотивов: интерес к знаниям, к содержанию и процессу
учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных
способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно,
совершенствуются и учебнопознавательные мотивы — интерес к способам
добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания
школьников.
В своей педагогической практике использую следующие виды ИКТ:
языку).
мультимедийные презентации;
электронный учебный ресурс;
цифровые образовательные ресурсы (тренажеры по русскому
База знаний – система электронных учебных ресурсов – является
ключевым компонентом продукта и включает в себя:
готовые мультимедиа уроки, а также средства для разработки
своих уроков;
банк тестовых заданий;
медиатеки по предметам школьной программы: иллюстрации,
анимации, видео и аудиофрагменты, схемы, таблицы и т.д.;
универсальную библиотеку Кирилла и Мефодия (статьи,
толковые словари и т.п.);
электронную библиотеку полнотекстовых произведений;
электронную коллекцию популярной и классической музыки.
Создавая мультимедийные презентации, я опираюсь на следующий
алгоритм работы:
1.
Определяю цель и задачи применения презентации на уроке
(структурирование сложного теоретического материала, выстраивание
визуального ряда в рамках урока по культуре изучаемой эпохи, организация
итогового повторения и т.д.). 2.
Произвожу подбор и преобразование материала в зависимости от
целей и задач применения на уроке (выстраивание схем, подбор карт,
репродукций, и др.).
3.
Разрабатываю структуру занятия, группирую материал через
слайды в соответствии с ходом и задачами урока, возрастом учащихся.
Чаще использую презентации на уроках литературы, где обращение к
информационным технологиям существенно решает проблему наглядности.
Аудиовизуальные и экраннозвуковые информационные объекты
активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на
представленные образы, модели, знаки.
схемы,
Использование информационных технологий для активизации
познавательной деятельности на уроках филологического цикла может
происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при
знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть
создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут
отражены основные понятия,
алгоритм применения
орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления
это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового
образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера
(«Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только
сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и
увидеть свой результат. Использование цифровых образовательных ресурсов
на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при
которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и
анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и
неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой
материал необходимо повторить и т.д.)
Дальнейшую работу в заданном направлении вижу в осмыслении того,
насколько целесообразно и эффективно информационные технологии
используются на уроках; насколько они способствуют развитию личности
учащегося, формированию у него познавательного интереса. Основой для
мониторинга могут служить наблюдения за ходом учебного процесса,
результаты различных видов работ, анкетирование учащихся.
Ещё одной образовательной технологией, на которой мне хотелось бы
остановиться, является методика проектирования.
Проектная деятельность
– педагогическая технология,
ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение
и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор
для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их
дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка
к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти
знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для
участников проектной деятельности. Проект ценен тем, что в ходе его
выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания,
получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке
информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию,
сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более
высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в
дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить
творческой жизнью.
Поскольку метод проектов относится к технологиям личностно
ориентированного образования, его целеполагание направлено на развитие у
школьников:
личностно и социально значимых качеств,
познавательного интереса,
умения самостоятельно находить информацию, связанную с
текстом художественного произведения, с личностью и
творчеством изучаемого автора или историколитературным
контекстом определенной эпохи,
способности ориентироваться в этой информации,
умения анализировать, обобщать ее и представлять в виде
оформленного результата деятельности.
Метод проектов активизирует все стороны личности учащегося: его
интеллектуальную и эмоциональную сферы,
его индивидуальные
особенности и влияет на развитие таких черт характера, как
целеустремленность, настойчивость, ответственность, коммуникативность,
адаптивность, креативность. Кроме того, данный метод направлен на
развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе,
предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с
групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он
способствует развитию социально значимых качеств учащихся. В целом
современная педагогическая наука признает большое влияние метода
проектов на учащихся как в учебнопознавательном, так и в воспитательном
аспектах. Поскольку реализация проектной методики происходит в рамках
действующих программ, то, как правило, учитель выбирает в учебном году
одну из значимых тем курса литературы в данном классе, на изучение
которой может быть выделено достаточное (для реализации выше названных
целей) количество учебных часов. Тема проекта должна быть довольно тесно
связана с программой, но может строиться и на основе какогото ее аспекта.
Так, к 200летию со дня рождения Н.В. Гоголя предложила ученикам 9
класса провести научнопрактическую конференцию, для которой
необходимо было подготовить проектные исследовательские работы по
творчеству писателя. Как писал фантаст А. Азимов в рассказе «Профессия»,
человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И
только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее
творчество, задача же учителя русского языка и литературы – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие и большие
открытия.
Проекты были выполнены в виде рефератов и мультимедийных
презентаций, а также творческих работ. Срок работы над проектом – 2
месяца.
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся
№ этапа
1 этап
Название этапа
Ознакомительный
Вид деятельности учащихся
Чтение и восприятие художественных
произведений и критической литературы.
Отбор материала для исследования.
Выборочный
Исследовательский Анализ прочитанного, поиск ответов на
2 этап
3 этап
4 этап
Обобщающий
5 этап
Оформительский
проблемные вопросы.
Систематизация и обобщение результатов
аналитической и исследовательской
работы.
Оформление результатов исследования.
Итогом работы явилась защита проектов на научнопрактической
конференции, посвященной 200летию со дня рождения Н.В. Гоголя, а две
творческие работы были отправлены на Всероссийский конкурс в г. Сочи,
где из полутора тысяч работ были отобраны в финал, и ученица получила
дипломы лауреата восьмого открытого Всероссийского интернетфестиваля
«Сочи – МОСТ – 2009».
Таким образом, метод проектов является для педагогов хорошей
возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения
новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной
деятельности легко овладевают знаниями, умениями и навыками и развивают
личностные качества, необходимые для жизни, добиваясь высоких успехов
на различных уровнях.
Список используемой литературы.
1. В.П. Бедерханова. Педагогическое проектирование в инновационной
деятельности: Учебное пособие / В.П. Бедерханова, Б.П. Бондарев. –
Краснодар, 2000.
2. Е.В. Бондаревская Теория и практика личностно – ориентированного
образования., Ростов – на – Дону, 2000.
3. В.А. Коханова. Метод проектов как технология личностно
ориентированного образования на уроках литературы. М., 2002. 4. И.С. Якиманская. Технология личностно – ориентированного
образования. Журнал «Директор школы». – 2000. № 7.
"Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы"
"Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы"
"Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы"
"Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы"
"Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы"
"Использование современных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.