ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
24.09.2018
Данный материал рассказывает об использовании современных педагогических технологий в преподавании изобразительного искусства. Материал рассказывает об игровых технологиях, технологии КТД, проектной технологии, здоровьесберегабщей технологии, дифференцированной технологии, личностно-ориентированной технологии. Изобразительное искусство играет огромное значение в системе дополнительного образования детей и подростков. На базе технологий строятся и методы и приёмы.Данный материал рассказывает об использовании современных педагогических технологий в преподавании изобразительного искусства. Материал рассказывает об игровых технологиях, технологии КТД, проектной технологии, здоровьесберегабщей технологии, дифференцированной технологии, личностно-ориентированной технологии. Изобразительное искусство играет огромное значение в системе дополнительного образования детей и подростков. На базе технологий строятся и методы и приёмы.
СОТ_Подкорытова.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ВОСХОД» Г.О. САМАРА
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
Авторразработчик: Подкорытова Людмила Олеговна
1 Самара, 2018
Образовательные технологии дополнительного образования детей
сориентированы на решение сложных психологопедагогических задач: научить
ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми,
прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины
затруднений и уметь преодолевать их.
Понятие «педагогическая технология»(греч.techne мастерство + logos
учение) дословно переводится как учение о педагогическом мастерстве, а так
же педагогическая технология – оптимальный способ действия(достижения
цели) в заданных условиях.
На протяжении всего опыта образовательной деятельности педагог ДО
должен найти такую методику работы в детском объединении по обучению
изобразительному искусству, которая позволила бы каждому воспитаннику не
только получать знания, умения и навыки, но и творчески, по новому
осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, способствовала бы
выработке умения самостоятельно добывать необходимую информацию и умело
использовать её в разных коммуникативных ситуациях.
Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации
естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно
управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.
Практико деятельностная основа дополнительного образования
выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании
конкретного творческого продукта, но и пытается самостоятельно решить
жизненно важные для него проблемы. Они могут быть связаны с общение с
друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, профессиональной
ориентацией, поиска повышения своего статуса в группе. Педагогом ДО
2 большое внимание уделяется личному опыту ребёнка, который обязательно
учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы по изобразительному искусству используются
следующие образовательные технологии:
1. Технология личностноориентированного обучения;
2. Технология ИКТ(информационнокомпьютерная);
3. Технология КТД(коллективного творческого дела);
4. Здоровьесберегающие технологии;
5. Технология сотрудничества и сотворчества;
6. Технология проектов;
7. Игровые технологии
3 Современные педагогические технологии, используемые в изобразительном искусстве
№
Название
технологии
Характеристика
Как используется
1.
Технология
сотрудничества
и сотворчества
2.
Игровые
технологии
Технология реализует демократизм,
равенство, партнёрство в субъектных
отношениях педагога и ребёнка.
Совместно с детьми вырабатываются
цели, содержание занятий, даётся
оценка,
находясь в состоянии
сотрудничества и сотворчества
Игра является
самым древним
приёмом обучения. Игровые формы
обучения на занятии эффективная
взаимодействия
организация
педагога
воспитанников,
продуктивная форма их обучения с
элементами
соревнования,
неподдельного интереса. Игра
и
Принцип сотворчества педагога и обучающихся
реализуется на основе следующих правил:
1. Педагог должен постоянно работать над собой,
заниматься саморазвитием творческих способностей,
речевой культуры.
2. Сотворчество
доверительного,
требует
демократического, творческого стиля общения.
3. Педагог должен совместно с учащимися (студентами)
искать резервы качества проведения внеклассных
занятий и мероприятий.
Применение на занятиях игровых технологий в
комплексе с другими методами и приёмами организации
занятий укрепляет мотивацию воспитанников, помогает
увидеть индивидуальность детей, поддерживает интерес,
увлечённость процессом, вызывает положительные эмоции,
т.е. создаёт благоприятный эмоциональный настрой
занятия. Для обучающихся игр
это способ
самореализации, самовыражения, повышения самооценки.
4 у
творчество, игра труд. В процессе
игры
воспитанников
привычка
вырабатывается
сосредотачиваться,
мыслить
развивается
самостоятельно,
внимание, стремление к знаниям.
Увлёкшись, дети не замечают, что
они учатся: познают, запоминают
новое, ориентируются в необычных
ситуациях,
развивают навыки,
фантазию. Даже самые пассивные из
учеников включаются в игру с
огромным желанием.
Игровые технологии, применяемые на занятиях в детском
объединении следующие:
подвижные игры(физкультминутки, игры в животных,
игры на внимание;
игры – соревнования (дети делятся на подгруппы и
с
героями
диалоги
рисуют на время коллективные работы);
книг,
сказом,
мультфильмов(занятие с участием сказочных героев)
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов
делает процесс обучения интересным и занимательным,
создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение.
Предотвращает преодоление трудностей в усвоении
учебного материала.
Организация
совместной
деятельности детей и взрослых, при
которой все члены коллектива
участвуют
планировании,
подготовке и осуществлении и
анализе любого дела
в
Использовались игровые приемы обучения – загадки,
инсценировки, игрывикторины, что способствовало более
прочному усвоению знаний,
вызывая интерес и
одновременно развивая сообразительность и находчивость.
Игровые формы используются так же и во время
проведения экскурсий в различные музеи и на выставки.
Этапы коллективного творчества
1ый этап. Коллективное планирование работы и выбор
объекта труда
Учащиеся с учётом их пожеланий объединяются в
группы (микроколлективы).
Выбор объекта труда.
Взаимное убеждение, что предстоящее КТД принесёт
пользу.
5
3.
Технология
КТД(коллектив
творческого
ного
дела) После выбора объекта труда, педагог конкретизирует
задачу и даёт задания всем группам
2й этап. Коллективное создание рисунков.
Коллективная подготовка.
Обсуждение полученного задания, составление плана
работы, распределение между собой обязанностей
Педагог помогает в распределении конкретной
поддерживает эмоциональный фон,
работы,
осуществляет личностный подход.
3й этап.
Практическая работа в каждой группе.
Педагог помогает советами и рекомендациями по
технологии изготовления изделий, поддерживает
рабочий настрой, чувство уверенности в своих силах,
стремление преодолеть трудности, поощряет успех
каждого ребёнка.
4й этап. Коллективный анализ выполненной работы.
Выставка готовых работ(рисунков).
Каждая группа представляет свою работу, свой рисунок.
Выслушивает мнение о ней всего коллектива.
Происходит обсуждение,
вносятся пожелания,
замечания.
Педагог помогает учащимся правильно оценить
представленные работы, подчёркивает значимость
коллективного творческого дела, помогает в
организации выставки лучших работ.
Коллективные творческие дела должны быть способом –
6 4.
ИКТ
технологии
Использование ПК на занятиях
изобразительной
деятельностью
открывает
перед учащимися
огромные творческие возможности,
способствует
разностороннему
развитию детей, активизации их
интереса,
познавательного
формированию
основ
информационной
культуры,
подготовке к самостоятельной жизни
в современном мире, и дальнейшему
профессиональному
самоопределению. У педагога ДО
появляется возможность внедрять
новые,
нетрадиционные формы
организации учебного процесса,
широко,
использовать методы
деятельностного
активного,
обучения
организации
творческой работы учащихся
при
Сегодня внедрение компьютерных
технологий в учебный процесс
является неотъемлемой частью
обучения.
что
компьютерных
использование
Общепризнанно,
общим и конкретным – проходящие под девизом: Каждое
дело – творчески, а иначе – зачем?
В своей деятельности педагог ДО
использует
информационнокомпьютерные технологии следующим
образом:
Использование готовых разработок занятий,
мероприятий, технологических карт найденных в
интернете;
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для
оформления информационных стендов в учебном
классе(сканирование, интернетресурсы, принтер,
обработка в графическом редакторе изображений и
фотографий);
Создание наглядных методических пособий
средствами Power Point(проведение презентаций на
занятиях при объяснении нового материала;
наглядная демонстрация процесса,
который
невозможно или достаточно сложно изобразить с
помощью доски или плакатов);
Совместно изучение интернет источников и
материалов по дополнительной образовательной
программе(обсуждение произведений искусства на
основе
энциклопедий,
отсканированных графических схем и изображений
или полученных из интернета материалов;
Работа с Интернетресурсами позволяет педагогу ДО
мультимедийных
познакомиться с системой образовательных порталов:
Информационный
портал
«Дополнительное
7 образование»;
Министерство образования и науки самарской
области;
Министерство образования и науки РФ;
Информационный портал «Образование и наука
Самарской области»;
Информационный
портал
«Современный
образовательные технологии»
В процессе работы с цифровыми ресурсами
воспитанники сами отбирают необходимый материал для
изучения или повторении темы.
в
и
технологий
образовании
неизбежно, поскольку существенно
эффективность
повышается
обучения
качество
формирующихся знаний и умений.
Применение
компьютерных
программных средств на занятиях
позволяет не только разнообразить
традиционные формы обучения, но и
решать самые разные задачи:
повысить наглядность обучения,
обеспечить его дифференциацию,
облегчить контроль знаний, повысить
интерес к более глубокому
познанию, развивать познавательную
активность обучающихся.
5.
Здоровьесберег
ающие
технологии
Сохранение физического и
психического здоровья ребенка и
обучение навыкам сохранения его.
Известно, что здоровье – один из важнейших
компонентов человеческого благополучия и счастья, одно
из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного
социально и экономического развития любой страны. В
Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные
права – право на здоровый рост и развитие, право на
родителей, их любовь и заботу.
Под
здоровьесберегающими
технологиями
образовательными в широком смысле можно понимать все
технологии, использование которых в образовательном
процессе идёт на пользу здоровья обучающихся:
педагогические приёмы,
направленные на
8
методы, здоровья
профилактику различных заболеваний и
сохранение физического, психологического
детей,
формирование потребности в здоровом образе жизни.
На занятиях по изобразительному искусству
здоровьесеберегающие
применяются
технологии:
Рациональное чередование учебной и досуговой
следующие
деятельности;
Индивидуальное дозирование объёма сложности
даваемого материала обучающимся;.
Мониторинг состояния содержания учебного кабинета,
инструментов и материалов;
Беседы и просветительская работа с обучающимися
детского объединения.
Применяя здоровьесберегающие технологии, педагогом
ДО учитываются:
1. обстановка и гигиенические условия в помещении,
температуру и свежесть воздуха, рациональность
освещения помещения и доски, наличие или
отсутствие монотонных, неприятных раздражителей;
2. виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,
рассказ, рассматривание учебных пособий, ответы на
вопросы, среднюю продолжительность и частоту
чередования различных видов учебной деятельности;
3. число видов преподавания (словесный, наглядный,
аудиовизуальный, самостоятельная работа) – не
менее трех;
4. использование на уроке методов, способствующих
9 активизации,
самовыражению учащихся.
инициативе
и
творческому
Основные принципы здоровьесберегающих технологий,
применяемых при реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы по
изобразительному сикусству:
Принцип не нанесения вреда.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье
обучающегося.
Принцип соответствия содержание организации
обучение возрастным особенностям обучающихся.
Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих
педагогических воздействий.
Приоритет активных методов обучения.
Принцип формирования ответственности обучающихся
за свое здоровье.
На занятиях в детском объединении педагогом ДО
применяются следующие методы и приёмы:
1. Дети свободно передвигаются по кабинету в ходе
выполнения практической работы;
2. Разумное
видов
чередование
учебной
деятельности(применение на занятиях различных
например:
видов деятельности,
самостоятельная
различными
изобразительными средствами, беседы, просмотр
видеоматериалов,
наглядных
пособий позволяет детям избежать переутомления,
поддержанию интереса к происходящему на
10
таких как,
рассматривание
работа
с 3. Использование
протяжении всего времени детям с разными
темпераментами);
элементов
релаксации(улыбкотерапия, упражнение «Послушай и
нарисуй»);
занятии
на
4. Музыкотерапия(возможность для поддержания
душевного здоровья воспитанников. Звучание музыки
на занятии даёт ребёнку возможность успокоиться,
снять нервное напряжение и вдохновляет детей на
творчество. Обучающиеся испытывают эстетическое
удовольствие от своей деятельности и организации
занятия);
5. Обязательное
применение
занятиях
физкультурных и динамических пауз позволяет снять
усталость, напряжение и сохранить физическое
здоровье;
на
6. Ранжирование учебного материала по степени
сложности, новизны и актуальности
что
нужно
Самое
важно,
отметить
здоровьесберегающие технологии позволяют эффективно
развивать творческие способности ребёнка – тем самым
осуществляя работу по формированию здорового образа
жизни.
В соответствии с данной технологией для каждого ученика
педагогом ДО составляется индивидуальный план работы,
который носит индивидуальный характер работы и
учитывает индивидуальные особенности каждого
воспитанника детского объединения.
11
6.
Личностно
ориентирован
ная технология
развитие(а
Максимальное
не
формирование заранее заданных)
индивидуальных
познавательных
способностей ребёнка на основе
использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности
В технологии личностно – ориентированного обучения
центральная часть отводится индивидуализации детской
личности, следовательно, методическую основу этой
технологии
и
дифференциация обучения в детском объединении
индивидуализация
составляют
7. Метод проектов Комплексная
обучающая
технологии,
которая позволяет
индивидуализировать
учебный
процесс, даёт возможность ребёнку
проявить самостоятельность в
планировании,
организации и
контроле своей деятельности
Этапы выполнения проекта
Этап
1
Задача
2
Деятельность
обучающихся
3
Начинание
Определение темы,
уточнение целей, вы бор
рабочей группы
Уточняют
информацию,
обсуждают задание
Анализ проблемы,
Формирует задачи,
Деятельность
ПДО
4
Мотивирует
обучающихся,
объясняет
цели проекта,
наблюдает
Помогает в
анализе
и синтезе (по
просьбе),
наблюдает
Планирование
Принятие
решения
определение источников
информации, постановка
задач и выбор критериев
оценки результатов,
распределение ролей в
команде
уточняют ин
формацию
(источники),
выбирают и
обосновывают свои
критерии успеха
Сбор и уточнение ин
формации, обсуждение
альтернатив («мозговой
штурм»), выбор
оптимального варианта,
уточнение планов
деятельности
Работают с
информацией, про
водят синтез и анализ
идей, выполняют
исследование
Выполняют
исследование и
работают над
проектом, оформляют
проект
Наблюдает,
консультиру
ет
Наблюдает,
советует (по
просьбе)
Выполнение
Выполнение проекта
Оценка
результатов
Анализ выполнения
проекта, достигнутых
результатов (успехов и
Участвуют в
коллективном
самоанализе проекта
Наблюдает,
направляет
процесс
12 неудач) и причин это го,
анализ достижения
поставленной цели
Подготовка доклада,
обоснование процесса
проектирования,
объяснение полученных
результатов, коллективная
защита проекта, оценка
Защита
проекта
и самооценке
Защищают проект,
участвуют в
коллективной оценке
результатов проекта
анализа
(если это
необходимо)
Участвует
в коллективном
анализе
и оценке
результатов
проекта
13 Таким образом, современные педагогические технологии, используемые в
своей деятельности педагогом ДО для изучения изобразительного искусства, в
сочетании с современными педагогическими и информационными технологиями
могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить
стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне
развитой, творчески свободной личности.
14
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.