ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Оценка 5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
24.09.2018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Данный материал рассказывает об использовании современных педагогических технологий в преподавании изобразительного искусства. Материал рассказывает об игровых технологиях, технологии КТД, проектной технологии, здоровьесберегабщей технологии, дифференцированной технологии, личностно-ориентированной технологии. Изобразительное искусство играет огромное значение в системе дополнительного образования детей и подростков. На базе технологий строятся и методы и приёмы.Данный материал рассказывает об использовании современных педагогических технологий в преподавании изобразительного искусства. Материал рассказывает об игровых технологиях, технологии КТД, проектной технологии, здоровьесберегабщей технологии, дифференцированной технологии, личностно-ориентированной технологии. Изобразительное искусство играет огромное значение в системе дополнительного образования детей и подростков. На базе технологий строятся и методы и приёмы.
СОТ_Подкорытова.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ВОСХОД» Г.О. САМАРА МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» Автор­разработчик: Подкорытова Людмила Олеговна 1 Самара, 2018 Образовательные   технологии   дополнительного   образования   детей сориентированы на решение сложных психолого­педагогических задач: научить ребенка   самостоятельно   работать,   общаться   с   детьми   и   взрослыми, прогнозировать   и   оценивать   результаты   своего   труда,   искать   причины затруднений и уметь преодолевать их. Понятие   «педагогическая   технология»(греч.techne  мастерство   +  logos учение) дословно переводится как учение о педагогическом мастерстве, а так же   педагогическая   технология   –   оптимальный   способ   действия(достижения цели) в заданных условиях. На   протяжении     всего   опыта   образовательной   деятельности   педагог   ДО должен   найти такую методику работы в детском объединении по обучению изобразительному искусству, которая позволила бы каждому воспитаннику не только   получать   знания,   умения   и   навыки,   но   и   творчески,   по   ­   новому осмысливать   и   преодолевать   проблемные   ситуации,   способствовала   бы выработке умения самостоятельно добывать необходимую информацию и умело использовать её в разных коммуникативных ситуациях.  Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных   видов   деятельности   детей   и   умении   педагогически   грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.  Практико   ­   деятельностная   основа   дополнительного   образования выражается   не   только   в   том,   что   ребенок   принимает   участие   в   создании конкретного   творческого   продукта,   но   и   пытается   самостоятельно   решить жизненно   важные   для   него   проблемы.  Они   могут   быть   связаны   с  общение   с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, профессиональной ориентацией,   поиска   повышения   своего   статуса   в   группе.   Педагогом   ДО 2 большое   внимание   уделяется   личному   опыту   ребёнка,   который   обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы В   процессе   реализации   дополнительной   общеобразовательной общеразвивающей   программы   по   изобразительному   искусству   используются следующие образовательные  технологии: 1. Технология личностно­ориентированного обучения;   2. Технология ИКТ(информационно­компьютерная); 3. Технология КТД(коллективного творческого дела); 4. Здоровьесберегающие технологии; 5. Технология сотрудничества и сотворчества; 6. Технология проектов; 7. Игровые технологии 3 Современные педагогические технологии, используемые в изобразительном искусстве № Название технологии Характеристика Как используется 1. Технология сотрудничества и сотворчества 2. Игровые технологии Технология   реализует   демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Совместно с детьми вырабатываются цели,   содержание   занятий,   даётся оценка,   находясь   в   состоянии сотрудничества и сотворчества Игра   является     самым   древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на занятии ­ эффективная взаимодействия организация педагога   воспитанников, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного   интереса.   Игра   ­ и       Принцип   сотворчества   педагога   и   обучающихся реализуется на основе следующих правил: 1. Педагог   должен   постоянно   работать   над   собой, заниматься саморазвитием творческих способностей, речевой культуры.   2. Сотворчество доверительного, требует   демократического, творческого стиля общения. 3. Педагог должен совместно с учащимися (студентами) искать   резервы   качества   проведения   внеклассных занятий и мероприятий. Применение   на   занятиях   игровых   технологий   в комплексе   с   другими   методами   и   приёмами   организации занятий   укрепляет   мотивацию   воспитанников,   помогает увидеть   индивидуальность   детей,   поддерживает   интерес, увлечённость процессом, вызывает положительные эмоции, т.е.   создаёт   благоприятный   эмоциональный   настрой занятия.   Для   обучающихся   игр     ­   это   способ самореализации, самовыражения, повышения самооценки. 4 у творчество, игра ­ труд. В процессе игры воспитанников привычка вырабатывается сосредотачиваться, мыслить развивается самостоятельно, внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись,   дети   не   замечают,   что они   учатся:   познают,   запоминают новое,   ориентируются   в   необычных ситуациях,   развивают   навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников   включаются   в   игру   с огромным желанием. Игровые технологии, применяемые на занятиях в детском объединении следующие:   подвижные игры(физкультминутки, игры в животных, игры на внимание;   игры – соревнования (дети делятся на подгруппы и       с героями  диалоги рисуют на время коллективные работы); книг, сказом, мультфильмов(занятие с участием сказочных героев) Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает   процесс   обучения   интересным   и   занимательным, создаёт   у   учащихся   бодрое   рабочее   настроение. Предотвращает   преодоление   трудностей   в   усвоении учебного материала.     Организация совместной деятельности детей и взрослых, при которой   все   члены   коллектива участвуют планировании, подготовке   и   осуществлении   и анализе любого дела в     Использовались игровые приемы обучения – загадки, инсценировки, игры­викторины, что способствовало более прочному   усвоению   знаний,   вызывая   интерес   и одновременно развивая сообразительность и находчивость. Игровые   формы   используются   так   же   и   во   время проведения экскурсий в различные музеи и на выставки.  Этапы коллективного творчества 1­ый этап. Коллективное планирование работы и выбор объекта труда  Учащиеся   с   учётом   их   пожеланий   объединяются   в группы (микроколлективы).   Выбор объекта труда.   Взаимное убеждение, что предстоящее КТД принесёт пользу.  5 3. Технология КТД(коллектив творческого ного дела)  После выбора объекта труда, педагог конкретизирует задачу и даёт задания всем группам 2­й этап. Коллективное создание рисунков.  Коллективная подготовка.  Обсуждение полученного задания, составление плана работы, распределение между собой обязанностей  Педагог   помогает   в   распределении   конкретной   поддерживает   эмоциональный   фон, работы, осуществляет личностный подход.  3­й этап.  Практическая работа в каждой группе.  Педагог   помогает   советами   и   рекомендациями   по технологии   изготовления   изделий,   поддерживает рабочий настрой, чувство уверенности в своих силах, стремление   преодолеть   трудности,   поощряет   успех каждого ребёнка.  4­й этап. Коллективный анализ выполненной работы.  Выставка готовых работ(рисунков). Каждая группа представляет свою работу, свой рисунок. Выслушивает мнение о ней всего коллектива.   Происходит   обсуждение,   вносятся   пожелания, замечания.   Педагог   помогает   учащимся   правильно   оценить представленные   работы,   подчёркивает   значимость коллективного   творческого   дела,   помогает   в организации выставки лучших работ.  Коллективные творческие дела должны быть способом – 6 4. ИКТ ­ технологии           Использование   ПК   на   занятиях изобразительной деятельностью открывает   перед   учащимися огромные   творческие   возможности, способствует разностороннему развитию   детей,   активизации   их интереса, познавательного формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.     У   педагога   ДО появляется   возможность   внедрять новые,   нетрадиционные   формы организации   учебного   процесса, широко,   использовать   методы деятельностного активного, обучения   организации творческой работы учащихся   при   Сегодня   внедрение   компьютерных технологий   в   учебный   процесс является   неотъемлемой   частью обучения.   что компьютерных использование   Общепризнанно,   общим и конкретным –   проходящие под девизом: Каждое дело – творчески,  а иначе – зачем? В   своей   деятельности   педагог   ДО     использует информационно­компьютерные   технологии   следующим образом:  Использование   готовых   разработок   занятий, мероприятий,   технологических   карт   найденных   в интернете;  Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления   информационных   стендов   в   учебном классе(сканирование,   интернет­ресурсы,   принтер, обработка в графическом редакторе изображений и фотографий);  Создание   наглядных   методических   пособий средствами   Power   Point(проведение   презентаций   на занятиях   при   объяснении   нового   материала; наглядная   демонстрация   процесса,   который невозможно   или   достаточно   сложно   изобразить   с помощью доски или плакатов);  Совместно   изучение   интернет   ­   источников   и материалов   по   дополнительной   образовательной программе(обсуждение   произведений   искусства   на основе энциклопедий, отсканированных   графических   схем   и   изображений или полученных из интернета материалов; Работа с Интернет­ресурсами позволяет педагогу ДО мультимедийных     познакомиться с системой образовательных порталов:  Информационный   портал   «Дополнительное 7 образование»;  Министерство   образования   и   науки   самарской области;  Министерство образования и науки РФ;  Информационный   портал   «Образование   и   наука Самарской области»;  Информационный   портал   «Современный образовательные технологии» В   процессе   работы   с   цифровыми   ресурсами воспитанники   сами отбирают необходимый материал для изучения или повторении темы.             в и технологий образовании неизбежно,   поскольку   существенно эффективность повышается обучения качество формирующихся   знаний   и   умений. Применение компьютерных программных   средств   на   занятиях позволяет   не   только   разнообразить традиционные формы обучения, но и решать   самые   разные   задачи: повысить   наглядность   обучения, обеспечить   его   дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес   к   более   глубокому познанию, развивать познавательную активность обучающихся. 5. Здоровьесберег ающие технологии Сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Известно,   что   здоровье   –   один   из   важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социально   и   экономического   развития   любой   страны.   В Конвенции   по   правам   ребёнка   прописаны   его   законные права   –   право   на   здоровый   рост   и   развитие,   право   на родителей, их любовь и заботу.     Под здоровьесберегающими технологиями образовательными  в широком смысле можно понимать все технологии,   использование   которых   в   образовательном процессе   идёт   на   пользу   здоровья   обучающихся: педагогические   приёмы,   направленные   на 8   методы, здоровья   профилактику   различных   заболеваний   и сохранение   физического,   психологического   детей, формирование потребности в здоровом образе жизни. На   занятиях   по   изобразительному   искусству здоровьесеберегающие применяются технологии:  Рациональное   чередование   учебной   и   досуговой     следующие деятельности;  Индивидуальное   дозирование   объёма   сложности даваемого материала обучающимся;.  Мониторинг состояния содержания учебного кабинета, инструментов и материалов;  Беседы   и   просветительская   работа   с   обучающимися детского объединения. Применяя здоровьесберегающие технологии, педагогом ДО учитываются: 1. обстановка   и   гигиенические   условия   в   помещении, температуру   и   свежесть   воздуха,   рациональность освещения   помещения   и   доски,   наличие   или отсутствие монотонных, неприятных раздражителей; 2. виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, рассказ, рассматривание учебных пособий, ответы на вопросы,   среднюю   продолжительность   и   частоту чередования различных видов учебной деятельности; 3. число   видов   преподавания   (словесный,   наглядный, аудиовизуальный,   самостоятельная   работа)   –   не менее трех; 4. использование   на   уроке   методов,   способствующих 9 активизации, самовыражению учащихся.   инициативе   и   творческому Основные принципы здоровьесберегающих технологий, применяемых   при   реализации   дополнительной общеобразовательной   общеразвивающей   программы   по изобразительному сикусству:  Принцип не нанесения вреда.  Принцип   приоритета   действенной   заботы   о   здоровье обучающегося.  Принцип   соответствия   содержание   организации обучение возрастным особенностям обучающихся.  Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.  Приоритет активных методов обучения.  Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье. На   занятиях   в   детском   объединении   педагогом   ДО применяются следующие методы и приёмы: 1. Дети   свободно   передвигаются   по   кабинету   в   ходе выполнения практической работы;     2. Разумное   видов чередование учебной деятельности(применение   на   занятиях   различных   например: видов   деятельности, самостоятельная различными изобразительными   средствами,   беседы,   просмотр видеоматериалов,   наглядных пособий   позволяет   детям   избежать   переутомления, поддержанию   интереса   к   происходящему   на 10   таких   как,     рассматривание   работа   с 3. Использование протяжении   всего   времени   детям   с   разными темпераментами);   элементов релаксации(улыбкотерапия, упражнение «Послушай и нарисуй»); занятии на     4. Музыкотерапия(возможность   для   поддержания душевного здоровья воспитанников. Звучание музыки на   занятии   даёт   ребёнку   возможность   успокоиться, снять   нервное   напряжение   и   вдохновляет   детей   на творчество. Обучающиеся испытывают эстетическое удовольствие   от   своей   деятельности   и   организации занятия);   5. Обязательное применение занятиях физкультурных и динамических пауз позволяет снять усталость,   напряжение   и   сохранить   физическое здоровье; на     6. Ранжирование   учебного   материала   по   степени сложности, новизны и актуальности         что нужно Самое важно, отметить здоровьесберегающие   технологии   позволяют   эффективно развивать   творческие   способности   ребёнка   –   тем   самым осуществляя   работу   по   формированию   здорового   образа жизни.  В соответствии с данной технологией для каждого ученика педагогом ДО составляется индивидуальный план работы, который   носит   индивидуальный   характер   работы   и учитывает   индивидуальные   особенности   каждого воспитанника детского объединения. 11 6. Личностно­ ориентирован­ ная технология   развитие(а Максимальное   не формирование   заранее   заданных) индивидуальных   познавательных способностей   ребёнка   на   основе использования   имеющегося   у   него опыта жизнедеятельности В   технологии   личностно   –   ориентированного   обучения центральная   часть   отводится   индивидуализации   детской личности,   следовательно,   методическую   основу   этой технологии и дифференциация обучения в детском объединении индивидуализация     составляют     7. Метод проектов Комплексная обучающая технологии,   которая   позволяет индивидуализировать     учебный процесс,   даёт   возможность   ребёнку проявить   самостоятельность   в планировании,   организации   и контроле своей деятельности Этапы выполнения проекта Этап 1 Задача 2 Деятельность обучающихся 3 Начинание Определение темы, уточнение целей, вы бор рабочей группы Уточняют      информацию, обсуждают задание Анализ проблемы, Формирует  задачи, Деятельность ПДО 4 Мотивирует обучающихся,    объясняет        цели проекта,  наблюдает Помогает   в анализе  и синтезе (по     просьбе), наблюдает Планирование Принятие решения определение источников информации,     постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде уточняют ин формацию     (источники),   выбирают и обосновывают свои критерии успеха Сбор и уточнение ин формации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности Работают с информацией, про водят синтез и анализ идей, выполняют исследование Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект Наблюдает,  консультиру ет Наблюдает,  советует (по просьбе) Выполнение Выполнение проекта Оценка     результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и Участвуют в коллективном самоанализе проекта Наблюдает,  направляет процесс 12 неудач) и причин это го, анализ достижения поставленной цели Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка Защита   проекта и самооценке Защищают проект, участвуют в коллективной оценке  результатов проекта анализа  (если   это необходимо) Участвует в коллективном анализе и оценке результатов  проекта 13 Таким образом, современные педагогические технологии, используемые в своей деятельности педагогом ДО для изучения изобразительного искусства, в сочетании с современными педагогическими и информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. 14

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2018