Использование технологии проблемного диалога на уроках химии.
Оценка 4.7
Семинары
docx
администрации +1
Взрослым
12.01.2017
Использование технологии проблемного диалога на уроках химии.
В мире, который динамично и активно развивается, человеку необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объемом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. Современное образование должно стать процессом личностного развития ученика. Социальный заказ государства направлен на формирование компетентной, высокоинтеллектуальной и конкурентоспособной личности.
семинар проблемный диалог.docx
Использование технологии проблемного диалога на уроках химии
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я хочу начать свое выступление со слов М.М.Бахтина
«Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит… вопрошать, внимать,
ответствовать, соглашаться…». Сл.1
А что, повашему, означает «жить»? (высказывается аудитория).
Вот сколько решений этой проблемы мы нашли. А помог нам в этом диалог.
Попробуйте предположить, о какой технологии сегодня мы будем говорить?
Правильно, о технологии проблемного диалога. Сл.2 «проблемнодиалогическое
обучение».
"Вы помните крупные значки на груди у торговцев "Гирболайфом"? Там было
написано "Если хочешь похудеть спроси меня "как"? "Как?" это вопрос века. Ибо
ответ на него технология, а технология это ключ к успеху.
Технология проблемного диалога это ключ к успеху в педагогической
профессии. Технология отвечает на вопрос как учить и позволяет заменить урок
объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.
Для технологии проблемнодиалогического обучения ключевым является творчество.
А теперь обратимся к сложному прилагательному «проблемнодиалогическое
обучение».
что означает первая часть в этом прилагательном? Вторая?
В сложном прилагательном «ПДО» первая часть означает, что на уроке открытия
нового знания должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и
поиск решения.
Сл.3 звенья творчества
Что происходит на этих этапах?
Да, постановка учебной проблемы – это этап формирования темы урока или вопроса
для исследования. Поиск решения – это этап формирования нового знания по
предмету, т.е. мыслительная работа по выдвижению и проверки гипотез. (на слайде 3
появляются к 1 тема, цели, к 2 выдвижение и проверка гипотез).
(на слайде 3 появляются 3выражение нового знания, 4 реализация продукта).
Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке
изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного
творчества. Разумеется, проделать такую работу дети могут только в диалоге с
учителем. Вот и вторая часть нашего прилагательного. Поскольку проблема и решение
педагогу известны заранее, к ним есть два пути: тропа догадок и дорога логического
вывода. Это значит, что педагог волен выбирать между двумя видами диалога. Какими? Да это, побуждающий от проблемной ситуации диалог и
подводящий к теме диалог сл.4
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые
помогают ученику работать понастоящему творчески. На этапе постановки проблемы
учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для
осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска
решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким
образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему,
гипотезу и её проверку.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам
вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает
логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово
подводит учеников к формулированию темы или вопроса для исследования. На этапе
поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к
открытию «прямой дорогой», что возможно и без проблемы. У учащихся вызывается
интерес к новому материалу, познавательная мотивация. Учебная проблема
существует в двух формах и побуждение к формулированию проблемы представляет
собой одну из двух реплик: «Какова тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
Мне всегда хотелось, чтобы на моих уроках было интересно всем, но интересы у всех
разные, как же их учесть, как соединить? Поэтому возникает проблема: как
организовать и использовать учебный диалог на уроках химии, чтобы активизировать
учебнопознавательную деятельность школьников.
А какой вид диалога мы использовали, когда формулировали тему моего
выступления? Правильно, подводящий диалог.
Итак, тему и проблему для исследования мы сформулировали, а теперь,
пожалуйста, обратите внимание на цветные ладошки на ваших столах. Напишите,
пожалуйста, на них то, что ожидаете от сегодняшнего семинара..
Ну а теперь рассмотрим, какую структуру имеет проблемнодиалогический урок?
(слайд5).
Для себя я определила следующие этапы :
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной
проблемы учениками. Задаем вопрос: Почему не получается?
2. Выдвижение версий решения проблемы. Открытие субъективно нового знания,
путем выдвижения и анализа гипотез.
3. Актуализация имеющихся знаний.
4. Составление плана решения проблемы.
5. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. (слайд5).
Хочу заметить, что данная модель не жёсткая. В рамках каждой темы возможны
существенные вариации при сохранении основных этапов.
Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является
проблемная ситуация. Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке?
Остановлюсь более подробно на описании приемов создания проблемной ситуации и
деятельности учителя во время ее создания, которые я использую в своей практике, на
предметном материале химии.
Знаменитый французский физик Луи де Бройль много лет назад точно подметил:
«Знания – это дети удивления и любопытства».
Безусловно, проблемная ситуация может возникнуть на уроке стихийно, но для
достижения поставленных педагогических целей (одной из составляющих которых
является формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий)
учитель должен спроектировать ее заранее, четко продумав все этапы ее
возникновения и разрешения учениками.
Однако прежде, чем приступить к проектированию проблемной ситуации, необходимо
определить саму проблему. Проблема – это всегда противоречие, и это противоречие
учителю нужно найти в учебном материале.
Что может выступать в качестве противоречия для создания проблемной ситуации на
уроке? (слушаем несколько высказываний)
Это могут быть: сл.6
− несоответствие жизненного опыта школьников реальной (новой) ситуации, научным
сведениям;
− несоответствие уже имеющихся знаний и новых фактов;
− столкновение нескольких точек зрения, проблемы выбора;
− прогноз (развитие) событий, предполагаемый результат;
− недостаток (или недоступность) информации.
Реакции детей на проблемные ситуации можно разделить на два больших типа:
«с удивлением» и «с затруднением».
Рассмотрим проблемные ситуации с затруднением. Сл.7
Первый прием, который я использую : даю учащимся задание, не выполнимое
вообще.
Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднения.
Это побуждает к поиску новых знаний.
Сл. На уроке в 8 классе по теме «Аллотропия» на слайде демонстрирую
аллотропные видоизменения углерода( графит, алмаз), фосфора (красный и белый
фосфор). Аллотропные видоизменения – это соединения, образованные одним
химическим элементом, но имеющие разные свойства. Графит – мягкое вещество,
серого цвета, с металлическим блеском, проводит электрический ток. Применяется в
карандашах. Алмаз, напротив, самое твердое природное вещество, прозрачное.
Возникает проблемная ситуация: почему вещества, образованные одним
химическим элементом, проявляют разные физические свойства?
Начинаем вести с ребятами диалог: Можем ли мы сразу ответить на вопрос?
(осознание проблемы). Почему не можем? Что нужно знать? (формулировка
проблемы). Данная ситуация решается в ходе знакомства учеников с понятием аллотропии.
Еще один прием: дать учащимся практическое задание, не сходное с
предыдущим.
Сл. На уроке в 8 классе по теме реакции обмена, предлагаю учащимся определить
типы химических реакций, где один тип еще не изучали. При отсутствии знаний по
новой теме, у обучающихся может быть много вариантов решений.
Далее организую с классом побуждающий диалог.
Например:
Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на
предыдущее? Какой возникает вопрос? или какая будет тема урока?»
Учащиеся формулируют тему урока, определяют цели, ставят задачи и
приступают к решению проблемы.
А теперь предлагаю проблемные ситуации с удивлением и попрошу вас
выступить в роли учеников.
Попробуйте самостоятельно вывести название первого класса соединений из строк
сатирического стихотворения Б. Салимова:
В Махачкале на днях по перекрестку
На «Волге» ехал знатный футболист.
Он наскочил на конную повозку,
И в «Волгу» угодил мотоциклист.
В больнице экспертиза состоялась,
И выяснились странные дела:
Из всех из них, в итоге оказалось,
Лишь только лошадь трезвая была! [2].
Какие соединения мы будем сегодня изучать? Ответ спирты.
Разве в стихотворении есть слово «спирт»? Но это же понятно!
вы выстроили логическую цепь рассуждений так, чтобы абсолютно любому человеку
было понятно, что речь о спирте.
Также и дети, думают, спорят, выстраивают.
– А теперь следующий вопрос: Сл. можно ли выпить 200 граммов 40%‐го спирта
и при этом: А) умереть? Б) опьянеть? В) быть абсолютно трезвым (т.е. тест
не показывает наличие алкоголя в крови)?Почему? (выслушиваем аудиторию)
На третий вопрос и мои ученики дают единодушный ответ: «Нет, такого быть не
может!»
Я готова подтвердить практическим путем на собственном примере, что данная
ситуация вполне возможна.
В классе тоже стояла гробовая тишина, ошарашенный вид и удивленные глаза были у
всех.
В стакан с водой высыпается несколько ложек купленного в аптеке сорбита
(сахарозаменителя для больных сахарным диабетом). ии
В этот момент учащиеся разоблачили мой обман. Это ничего не подтверждает!
Это вообще не спирт! Вы спрашивали про спирт, а не про этот порошок!!!».
У вас практически у всех есть мобильные телефоны с выходом в Интернет, наберите
в поисковой строке слово «сорбит» и прочтите первую фразу на первом, выпавшем в
списке ответов сайте».
Сорб т – шестиатомный спирт, обладающий сладким вкусом
учащимся самостоятельно объяснить, почему возникла проблема в начале
сегодняшней темы и поставить проблемный вопрос для изучения. Как правило, он
звучит не совсем так, как хотелось бы педагогу, но ведь это вопрос, реально
заинтересовавший учеников, какие еще бывают спирты, кроме того, что в составе
алкоголя? как они действуют на человека?, который может «подтянуть» и остальное
химическое содержание темы! Замечу, что при дальнейшем изучении темы «Спирты»
у педагога еще неоднократно возникает возможность создания проблемных ситуаций
для обучающихся, что постоянно поддерживает учебный тонус последних на занятии.
. Предлагаю
Сл. Выход из проблемной ситуации.
Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно
выйти. Я использую следующие варианты:
заострение противоречия и формулирование проблемы учителем;
осознание противоречия и постановка проблемы самими учениками;
проговаривание вместе со школьниками, подталкивание при этом их мысли (в
случае, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как
правило, сильный ученик; остальные, не понимая, в чем дело, молчат).
Следовательно, я вывожу учеников из проблемной ситуации на побуждающий
диалог или при помощи подводящего диалога.
Сл.8. Еще один прием – сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть
метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо
интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости
темы для самих учащихся (прием «актуальность»). «Яркое пятно» это может быть
ребус, видеосюжет, картина, отрывок из текста, любой интригующий материал из
жизни. Примеры: при изучении «фосфора» в 9 классе, показываю отрывок из
кинофильма « Шерлок Холмс и Собака Баскервилей”.
Далее начинаю с ребятами диалог.
Из какого фильма этот отрывок?
Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент №15. Но могло ли быть
такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан
Дойл? Выясним сегодня на уроке.
Каковы же преимущества технологии проблемного диалога? Для себя я выделила
следующие преимущества:
Сл.9 Преимущества технологии проблемного диалога 1. Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной
деятельности учащихся.
2. Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.
3. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм
и средств обучения.
4. В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового
материала большинством учеников.
5. Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся
мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
Я считаю, что использование технологии проблемного обучения помогает мне в
организации моей деятельности. Наблюдения показывают, что ребята учатся, смело
высказывать свою точку зрения, отстаивать её или принимать чужую, но верную.
Я же в свою очередь отмечаю более высокий уровень познавательной активности,
глубину и осознанность усвоения учебного материла. Анализ процесса и результатов
учебной деятельности, учащихся 12 школы (сл. 1012) свидетельствует о том, что
большая часть детей способна самостоятельно сформулировать проблему, предложить
способы ее решения, реализовать эти способы и выйти на результат: «Ура! Сам
докопался до истины! Сам (или в сотрудничестве с ребятами и учителем) открыл для
себя новое знание и понял, как его буду использовать!» А это есть мой главный
методический результат!
Подводя итог проделанной работе, хочу отметить, что технология проблемного
диалога – это совершенно особая педагогическая технология. Она может быть
реализована на любом предметном содержании любой образовательной
системы. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает учащихся к
умственному напряжению, способствует формированию у школьников универсальных
учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
«Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам». (Сократ) сл.13
Проанализировав свои результаты за столь короткое время работы, хочу надеяться,
что нахожусь на правильном пути использования технологии проблемного диалога. Но
в моей практике этот процесс не прекращается до сих пор: зачастую находятся новые
нестандартные решения, оттачиваются мелкие детали.
И закончить свое выступление я хотела бы притчей.
Эта история произошла давным–давно. В древнем городе жил добрый мудрец и злой
человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос,
чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал между
сомкнутыми ладонями и подумал:
« Спрошу – кА, я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он
скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит, а если скажет, что живая, я
сомкну ладони, и бабочка умрёт». Так завистник и сделал. Поймал бабочку, посадил между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: «Какая у меня бабочка живая
или мертвая»?
Мудрец ответил: «Всё в твоих руках!»
И в наших руках – сделать так, чтобы дети знали, что они делают, чувствовали,
пропускали урок через себя, были творцами.
Обратимся к нашим бумажным ладошкам. Какие ожидания вы отметили от
сегодняшнего семинара. Это были ваши гипотезы. Подтвердились ли они в ходе
семинара?
Спасибо за внимание!
Использование технологии проблемного диалога на уроках химии.
Использование технологии проблемного диалога на уроках химии.
Использование технологии проблемного диалога на уроках химии.
Использование технологии проблемного диалога на уроках химии.
Использование технологии проблемного диалога на уроках химии.
Использование технологии проблемного диалога на уроках химии.
Использование технологии проблемного диалога на уроках химии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.