Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
английский язык
Взрослым
30.04.2017
метод проектов является одним из востребованных в раннем обучении детей иностранному языку. Его применения способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка, формированию мотивации к получению учащимися знаний. Благодаря деструктивному характеру проектного обучения младшие школьники не только приобретают знания по изучаемому языку, но у них развивается творческая направленность и активность. Главная задача педагога – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда будет достигнут результат. А его получение зависит от четкой организации деятельности учителя.курсовая работа
курсовая.doc
Содержание
Введение………………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования метода проектов на
этапе
начальном
языка
на
английского
уроках
обучения.........................
Определение
1.1
понятия проект
как метод обучения,
его особенности и признаки……………….......................................…..…..
510
1.2 Типология проектов по иностранным языкам........................................1115
Глава 2. Применение проектной методики в изучении английского языка
в начальной школе ………………………………………………
2.1 Особенности организации проектной деятельности на уроках английского
языка..................................................................................................................
1523
2.2 Методические рекомендации по организации проектной работы на уроках
английского языка...............................................................................2326
Заключение……………………………………………………………....…2728
Литература …..………………………………………………………………...29
1 Введение
В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость
реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал
центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность
учащихся находилась в центре внимания педагоговисследователей. Многие
считают, что приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год,
важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться,
работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и
умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые
знания, профессии, потому что этим придется заниматься всю сознательную
жизнь.
Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой
необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка.
Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние
педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную
учебнопрактическую деятельность. Одной из наиболее органичных и
эффективных форм преподавания английского языка является метод
проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Возникнув в 20ые годы в США, он привлёк внимание и русских педагогов.
Идеи американских педагогов Дж. Дьюи и Х.В. Килпатрика получил
дальнейшее развитие . Метод проектов активно развивался в США,
Великобритании, Германии, Италии и многих других странах.
В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом
поисковую учебнопознавательную деятельность. Педагог опирается при этом
на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению
.
Метод проектов, сравнительно новый метод в преподавании английского
языка, способствует активному вовлечению учеников в различные виды
2 практической деятельности и позволяет развивать их творческие и
индивидуальные способности.
Предметом является выявление роли поэтапной, последовательной работы
над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности на
уроках английского языка.
Цель исследования состоит в том, чтобы разработать методические
рекомендации по организации проектной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.
Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения
иностранному языку на основе ретроспективного анализа научно
2.
3.
4.
5.
6.
теоретической литературы
Рассмотреть типологию проектов;
Показать технологию применения проектной методики на уроках
английского языка;
Проанализировать опыт использования проектной методики в
системе учебных и внеклассных занятий на младшей ступени обучения
иностранному языку.
Выявить роль и особенности применения метода проектов в обучении
английскому языку ;
Разработать методические рекомендации по использованию метода
проектов на уроках английского языка.
Теоретическая значимость состоит в том, что результаты нашей работы
дополняют теорию и методику обучения иностранному языку с
использованием проектной методики.
Практическая значимость состоит в подборе и систематизации
международного опыта педагогов в использовании проектной методики
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
3 Теоретические аспекты
1.
на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
использования метода проектов
1.1. Определение понятия проект как метод обучения, его
особенности и признаки.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно
выполняемый учащимися комплекс действий по решению
для учащегося проблемы,
значимой
завершающихся созданием продукта.
Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который
даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании,
организации и контроле своей деятельности.[1]
Основоположниками метода проектов явились американский философ и
педагог Дж. Дьюи, а также его ученик В.Х. Килпатрик, который дает
следующее определение. «Термин «проект» должен означать каждое
единство целенаправленного опыта, каждую возможность деятельности,
при которой цель, как внутренний стимул определяет цель деятельности,
опыта и определяет
управляет процессом
приобретения
собственное направление или свою внутреннюю мотивацию».
В свою очередь Е.С. Полат отмечает, «если мы говорим о методе проектов,
то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы (технологию),
которая должна
завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом,
оформленным тем или иным образом». Гузеев В.В. дает следующее
определение: «Проект – это специально организованный учителем и
самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут
быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой
выбор, результат труда, создание творческого продукта». А.В. Хуторской
рассматривает образовательный проект как форму организации занятий,
предусматривающую комплексный характер деятельности всех участников по
4 получению образовательной продукции за определенный промежуток времени
.
Основная цель метода проектов – предоставление учащимся
возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения
практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из
различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль
координатора, эксперта, дополнительного источника информации .
Воспитательный потенциал
языка увеличивается
иностранного
с введением в учебный процесс
технологий,
привлекающих
новых технологий.
опыт
и творческий
Использование
потенциал,
выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за
школьные рамки.
из
Одной
обеспечивающей
технологий,
личностно
ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он
практически вбирает в себя и другие современные технологии, например
такие, как обучение в сотрудничестве.
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика
даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее
насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую
деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только
полученные в ходе игры результаты своего труда.
Метод проектов зародился
во второй половине XIX века
в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических
концепциях
основоположником
которой был американский философидеалист Джон Дьюи (1859 1952).
«прагматической педагогики»,
Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно
людям, что дает практический результат и направлено на благо всего
общества. Кроме того, в его понимании характера развития ребенка была
заложена идея о том, что ребенок в онтогенезе повторяет вслед за
человечеством путь познания окружающего мира. Идеи Джона Дьюи
5 достаточно широко реализовались в 18841916 годах в различных учебных
заведениях его учениками и последователями — американскими педагогами
Е. Пархерст и В. Кильпатриком. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон
план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где
использовались в школьном и вузовском обучении в 20х годах XX века. Они
хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. СорокеРосинскому, А.С.
Макаренко и многим другим. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были
реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. С 1931 года в
отечественной педагогике метод проектов не практиковался. И только в 80е
годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел
изза рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации. Тем не
менее современное переосмысление основных идей Дьюи можно увидеть в
деятельностноличностном подходе к воспитанию, который предполагает:
связь с жизнью;
развитие социальной активности детей в воспитательном процессе;
развитие умения адаптироваться к действительности;
умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах
деятельности
Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода,
среди которых наиболее значимые следующие:
Участники проекта подхватывают проектную инициативу от коголибо
из жизни;
Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до
сведения всех;
Участники проекта организуют себя на дело;
Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
Участники проекта вступают в дискуссию [11].
Проект в проективном образовании и метод проектов отличаются друг от
друга. В методе проектов проект – это средство обучения, средство усвоения
определенного учебного материала; в проективном образовании – разработка
проекта – цель обучения. То есть, говоря о методе проектов, мы
6 имеем в виду способ достижения конкретной дидактической (методической)
и получения реального
цели
через разработку
проблемы
практического результата.
В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться
в конце 80х годов XX века. Начиная с этого времени, ведущие издательства
США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов
в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие
для преподавателей – D.L. FriedBooth «Project Work» .
Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного
обучения возникли в России практически параллельно с разработками
американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.
Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,
пытавшихся активно использовать проектные
методы в практике
преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно
широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно,
и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён.
С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот
метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он
активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии,
Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других
странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод
проектов нашли широкое распространение.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими
для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди
которых главными являются следующие:
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к
условиям реального общения;
акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и
групповой);
выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и
непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
7
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности
работы в соответствии с темой и целью проекта;
наглядное представление результата.[4]
Современный учебный проект рассматривается как организационная
форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия)
ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и
составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В
школе его можно рассматривать как совместную учебнопознавательную,
исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся
партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленную на достижение общего результата по решению
какойлибо проблемы, значимой для участников проекта. []
Таким образом, учебный проект с точки зрения учащегося это возможность
делать чтото интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально
используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение
интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и
задачи, когда результат этой деятельности найденный способ решения
проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение.
Учебный проект с точки зрения учителя это дидактическое средство,
позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности
по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих
из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Таким образом,
итогом работы ученика над проектом может быть
как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации
умозаключение,
так
сформированные
выводы,
знания),
и продукт материальный
альбом,
туристический проспект с целью представления своей «малой родины»,
(страноведческий
коллаж,
участие в благоустройстве
двора,
улицы,
что может сопровождаться
8 написанием письма
ведением дневника на иностранном языке,
зарубежному сверстнику, созданием газеты и т.д.). Хорошо, когда оба вида
продукта выступают в их диалектическом единстве.
Отсюда вытекают основные принципы построения проектной деятельности на
уроке:
Ориентированность на самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение
определенного отрезка времени.
Решение проблемы. Это предусматривает, с одной стороны,
использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с
другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений
применять знания из различных областей науки, техники, технологии,
творческих областей.
«Осязаемость» результатов проектной деятельности, т.е, если это
теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая –
конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в
реальной жизни).
Использование совокупности исследовательских, поисковых,
проблемных методов, творческих по самой сути.[16]
1.2. Типология проектов по иностранным языкам
В настоящее время существует множество классификаций проектов. По
одной из таких классификаций английские специалисты в области методики
преподавания языков Т. Блур и М. СентДжон различают три вида проектов:
Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а
каждый ученик изучает определенный аспект выбранной темы.
Миниисследование, состоящее в проведении индивидуального
социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
9 3.
Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное
чтение по интересующей ученика теме и подходящий для индивидуальной
работы [11].
Исследователи считают последний тип самым легким для практического
использования и потому самым популярным. Однако описанная ими
структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только
тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового
и внимательного чтения,
справочниками и библиотечными каталогами.
В связи с этим кажется справедливой точка зрения Р. Джордана, который
работать
умения
со
считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для
изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время «мини
исследование» и «работу с литературой» можно рассматривать и как
разновидности группового проекта, который является наиболее важным для
методики [10].
Проекты, выполняемые в рамках образовательного процесса, можно
классифицировать по нескольким основаниям.
По типу продукта,
результатом проектной деятельности,
являющегося
проекты можно разделить на
продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные.
Проекты,
технологические,
основанные на доминирующей деятельности учащихся,
исследовательские,
подразделяются на практикоориентированные, творческие,
информационные.
По продолжительности проекты бывают: минипроекты, краткосрочные,
ролевые,
недельные, долгосрочные.
Но мы остановим своё внимание на рассмотрении точки зрения доктора
педагогических
исследователя
известного
наук,
в области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полата, которая
определяет метод проектов как «определенным образом организованную
поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную
или групповую, которая предусматривает не просто достижение того
10 1.
2.
3.
4.
5.
или иного результата, оформленного в виде конкретного практического
выхода, но и организацию процесса достижения этого результата» [14].
В трудах автора мы видим наиболее проработанную типологию проектов
в соответствии с их признаками:
Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий,
ролевоигровой, ознакомительноориентировочный.
Предметносодержательная область: монопроект (в рамках одной
области знаний) или межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий),
скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Характер контактов (среди участников одной школы класса, города,
преподавания региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта.
В соответствии с первым признаком Е.С. Полат выделяет следующие типы
проектов:
Исследовательские. Данный тип требует хорошо продуманную систему
проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели,
заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость,
продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы
обработки результатов.
Творческие. Творческие проекты не имеют детально проработанной
структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой
самими учащимися схеме. Однако прежде чем начать разработку такого
проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых
результатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.
Ролевоигровые. В таких проектах также структура только намечается и
остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для
себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта.
Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и
деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут
вырисовываться ближе к концу работы.
11 Практикоориентированные. Такой тип отличает четко обозначенная с
самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою
очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих
участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм,
звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д. Проект
подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже
сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого,
участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во
время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация
обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и
возможных способов иностранных применения их на практике. [16]
Согласно второму признаку проекты могут быть:
Монопроекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным
темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют
четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким
обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений,
приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и
форма.
Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное
время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать
достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей
среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д.
Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей
предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и
итоговой презентации [11].
По третьему признаку – характеру координации – проекты могут быть:
С открытой координацией. В таких проектах координатор (педагог)
непосредственно участвует в
а также координируя деятельность всех участников.
работе,
организуя и направляя
её,
12 Со скрытой координацией. Учитель не вмешивается в работу над проектом,
но, изучая дневники и отчеты учеников, беседуя с членами группы, он
внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика
или помощника.
По характеристике контактов проекты бывают:
Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ,
округов, города).
Международные. Они могут иметь место при школьных обменах. Кроме
этого, возможность разрабатывать международные проекты совместно с
учащимися разных стран и континентов представляют учителю современные
информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно
и называются телекоммуникационными проектами.
Телекоммуникационные. Познавательная совместная творческая или
познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров, находящихся на
значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной
телекоммуникации и имеющая общую цельисследование какойлибо
проблемы при помощи согласованных методов, способов деятельности,
направленных на презентации, кот достижение общего результата.
Участие в телекоммуникационном проекте помогает ученику включиться
в определенные среды: информационные, социальные, языковые; способствует
формированию глобального мышления, осознанию себя гражданином мира,
прививает чувство социальной ответственности, расширяет кругозор ученика,
помогает высказать свое отношение к проблеме, помня о правилах написания
письма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей,
имеющих другое
живущих в других географических условиях,
вероисповедание и национальные традиции, быть может, подругому
взглянуть на свой мир, толерантно отнестись к точке зрения партнера по
проекту [21].
Работа над проектом – это, в первую очередь, самостоятельная работа
ученика по решению какойлибо проблемы, требующая умения поставить
13 наметить способы её решения,
проблему,
подобрать необходимый материал и т.д.
Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои
спланировать работу,
интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность,
настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки,
а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает
адаптацию в обществе,
социальную
профессиональную
и
что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.
2.1.
английского языка.
Особенности организации проектной деятельности на уроках
При реализации стратегий личностноориентированного обучения и
воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль
учителя. Он становится организатором самостоятельной работы учащихся,
используя разнообразные формы и методы учебной деятельности,
позволяющие раскрыть субъектный опыт ученика, стимулирует учащихся к
высказываниям на иностранном языке, использованию различных способов
выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ,
помогает ученикам выбирать наиболее значимые и интересные для них виды и
формы работы поощряет стремления каждого находить свой способ решения
проблемы, в ходе урока анализировать работу одноклассников, выбирать и
осваивать наиболее рациональные пути, позволяя каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность, создавая обстановку для естественного
самовыражения на иностранном языке, давая возможность реализовать себя в
познании, учебной деятельности, поведении, общении.
Опираясь на вышеизложенное, рассмотрим подробно каждый этап работы над
проектом.
14 Первый этап –поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы
проекта. На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать
условия для становления субъектности личности.
Как показывает практика, чаще всего вопрос, как и при помощи каких
технологий воспитывать, является наиболее сложным для учителя. Согласно
Бондаревской,
Е.В.
в противовес идее
коллективизма, уравниловки, ориентации на среднего ученика, одинаковому
современное воспитание,
подходу к каждому, стремлению «дотянуть» каждого до одного уровня без
учета индивидуальных особенностей, возможностей и желания, базируется на
индивидуализации, социализации, культурной идентификации и духовно
нравственном саморазвитии личности – всё это необходимо учитывать при
формулировке темы проекта [7].
Следующей задачей является необходимость включения всех учащихся в
работу над самим проектом.
Первый этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта.
Он также важен и для самого учителя, так как на этом этапе происходит и его
собственная презентация в глазах учеников, способность эффективно
поддерживать их при разработке проекта, избегать осложнений, решать
возникающие проблемы.
Разрабатывая тему проекта, учитель продумывает конкретные ситуации
учебной деятельности для каждого ученика, в зависимости от его личного
потенциала, интересов, темпа усвоения материала. Выбор тематики проектов
зависит от конкретной ситуации. Тематика проектов может касаться какого
либо теоретического вопроса, с целью углубить знания учеников по нему.
Чаще же темы проектов относятся к какомуто практическому вопросу,
актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его
собственного жизненного опыта и включения в различные среды.
Введение темы проекта, её обсуждение, комментирование также способствует
развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся: они
поставлены перед необходимостью самостоятельного выбора аргументов для
15 своего высказывания, использования соответствующих языковых и речевых
средств.
Второй этап – аналитический: Согласование общей линии разработки
проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над
проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой
работы. Обсуждение первых результатов в группе.
Используя метод проектов при обучении и воспитании учащихся на уроках
английского языка, педагог создаёт условия для самостоятельной работы
учащихся, активизирует их творческую активность. Работа над проектом –
это самостоятельно планируемая деятельность учащихся. Она выражается в
том, что ученики запрашивают дополнительную информацию у учителя или
добывают её из различных источников, консультируются друг с другом и, при
необходимости, с учителем, высказывают своё отношение к выполняемым
заданиям, принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса
овладения иностранным языком, таким образом, в центр процесса обучения
ставится сам школьник, его реальные потребности.
Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются
взаимопонимание между учениками и учителем и хорошие отношения между
самими учащимися в паре или группе.
На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для
разработки различных его проблем. При их формировании учителю
необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные
симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее
благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта
учеников с различным интеллектуальным и творческим потенциалом,
оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над
проектом в группе или паре.
Третий этап – практический: оформление работы над проектом. Презентация
проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. На этом этапе
происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации,
16 подготовка к заключительному занятию проводятся учащимися
самостоятельно, но учитель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с
членами группы, знакомясь с анкетами и дневниками каждого или группы в
целом.
Четвёртый этап – презентационный. Один из важных этапов осуществления
учебного проекта является презентация. Она завершает, подытоживает работу
над проектом и важна как для учащихся, так и для учителя, которые должны
планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала
работы над проектом.
Результат может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета
(фильма), слайдшоу, webсайта и прочего. Вид и форма продукта
определяются при постановке цели и задач проекта.
Результат необходимо публично продемонстрировать, презентовать, т.е.
рассказать и показать, опубликовать, представить на общее обозрение. Для
подростка возможность получить признание результативности его
самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе
презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки
личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления,
рефлексии. Детям всегда хочется показать свою работу взрослым и
сверстникам, получить от них подтверждение своей значимости,
компетентности, успешности.
Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных
особенностей учащихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе
презентации важно поддержать положительную тональность в оценке
результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать
конструктивную и доброжелательную дискуссию па оценке предъявленного.
Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка
результатов проекта и общего хода над ним, а так же планирование тем
будущих проектов. Учитель на данном этапе слушает отчеты участников
17 проекта, задаёт вопросы, а так же записывает наиболее типичные ошибки
участников дискуссии для их дальнейшего обсуждения.
Так же не менее важна на данном этапе оценка усилий каждого ученика и
группы в целом: креативность, качество использования источников, потенциал
и возможности каждого, качество отчёта или подготовленной презентации.
Учитель проводит личные беседы с каждым участником и анализирует
выполнение плана работы над проектом, а так же взаимоотношения в группе,
планирует дальнейшие этапы работы каждого, развивая у учащихся
самокритичность, стремление к самообразованию, желание добиться
дальнейших успехов.
Учащиеся так же могут принимать участие в беседе, планируя индивидуально
или с учителем дальнейшие шаги, как в изучении языка, так и в участии в
дальнейших проектах, стремясь тем самым к самосовершенствованию и
самовоспитанию.
Таким образом, рассмотрев основные этапы работы над проектом и
особенности каждого из них, мы можем сказать, что при поиске необходимой
информации, при работе с необходимым языковым материалом, при
совместной работе в группах, обсуждении собранной информации учащиеся
используют все четыре вида .
Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего
звена, но мой опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов
может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников.
Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать
со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не
обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо
научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует
значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с
проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей, что
окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков.
18 Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать
постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения,
поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков
презентации до реализации долгосрочных проектов.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема “My favourite
animal” лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся
выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они
узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта,
класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на
альбомных листах формата А4. На предварительном уроке учитель
рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает работы
ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки
работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается
грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в
проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята представляют
свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. В конце
урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает
советы над, чем можно поработать. На этом проект “Мое любимое животное”
не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические структуры,
учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце
года получается полноценный рассказ, который мы можем оформить в
небольшую книгу собственного изготовления.
Во втором классе содержится несколько тем, где проектная работа может
начинаться с одного листка и заканчиваться целой книгой.
Например, такие темыкак “My mother”, “My birthday”, “My friend”, “Favourite
food”,
“My jobs”.Постепенно накапливается целая библиотека книг,
собственного изготовления. Мы назвали ее“Wonderland of projects”
(“Чудесный остров проектов”). Ребята очень гордятся своими работами.
Мы проводим выставку для родителей и одноклассников. Материал таких
19 книжек является прекрасным пособием для чтения других детей. Причем
читают обычно такие рассказы с большим увлечением, чем обычно. Ценность
представленного опыта заключается в том, что детские работы используются
много раз не только в данном, но и в других классах.
Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном
краткосрочными. Они длятся 12 недели. И требования к представлению
проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями
школьников. Начальный этап работы с проектами показал необходимость
разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются,
вводятся новые приемы представления и оформления проектов.
В 3м классе проекты усложняются по форме и по содержанию. Длительность
проекта не превышает одного месяца и ограничивается рамками изучения
одной лексической темы (46 уроков). Например, проект “День рождения”
начинается с составления приглашений (а также ответов на подобные
приглашения), выбор подарка, изготовления открытки и написания
поздравления. Оформление материалов проектной деятельности проходит
при помощи информационнокомпьютерных технологий (Microsoft Word,
Paint и Draw, Microsoft Excel). Ребята учатся печатать текст, используя разные
шрифты, размеры, цвет. Выделяют заголовок, вставляют картинку или
фотографию. Учатся составлять таблицы, например таблица семейных дней
рождений. Далее ребята пишут сценарий, составляют меню. И в результате
проектной деятельности по теме “День рождения” выступает урокпраздник.
В 3 классе защита большинства проектов проходит в групповой форме. Это
может быть проведение праздника, подготовка сценки, газеты, брошюры.
Почти каждая тема может быть предметом проектной деятельности: Пойдем
в кино; Мой дом; Мировые достопримечательности; Занятия спортом и др.
Выполнение групповой проектной работы способствует созданию
доброжелательной атмосферы и духа сотрудничества в коллективе
участников проекта. Критерии оценки проектов в 3 классе усложняются.
20 В 4 классе проект “ Все обо мне” долгосрочный. Проект длится весь учебный
год и объединяет все рассказы, диалоги, стихи, письма, презентации,
выступления, составленные ребенком в течение года.
Темы проекта: Мои каникулы, Успехи в школе (письмо другу по переписке),
Книга дней рождений, Любимые животные, Мое будущее, Когда мне было
шесть, Моя страна, Воображаемое путешествие, Мои приключения. Кроме
проектов предложенных в рамках урока, ребята начинают свои собственные
исследования. например у нас в 4 классе ребята выпускают газету NEWS, в
которой они печатают различные задания страноведческого характера,
подбирают и ищут информацию об известных людях, событиях. а также
любители фото создали в газете рубрику Look around, где они размещают свои
фото с предметами или вещами с надписями на английском языке.
В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк
творческих работ, который мы назвали “ Мой языковой портфолио”. Ребята в
шутку его называют “My bridge to Cambridge” (“Мост в
Кэмбридж”).Собранный материал не только показывает, какой учебный путь
прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап
обучения английского языка.
Рамки урока не позволяют вместить все возможности проектной
деятельности, поэтому долгосрочным проектам мы также занимаемся во
внеурочное время.
2.2. Методические рекомендаций по организации проектной работы
При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к
таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года
желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания,
усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым
желательно было бы провести проект. Это необходимо для того, чтобы дать
возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать
возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне
21 воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения
какойто значимой проблемы, для приобретения нового знания.
Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в
течение года 23. Поэтому необходимо в конце предыдущего учебного года,
при подготовке к новому учебному году на каждой кафедре разработать и
представить на методический совет предложения по проектам по своим
предметам с тем, чтобы учебная часть могла заранее составить график
проведения проектов в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект
требует заметных усилий со стороны ученика, которого никто на это время не
освобождает от текущей работы. Поэтому надо предусмотреть такую
ситуацию, при которой единовременно один ученик работал бы над одним
проектом и имел некоторый перерыв между работой над проектами по разным
предметам.
Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 56 уроков
(если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита
проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.
Перед проектной деятельностью учитель должен четко определить для себя
основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы их
решения. Он также определяет, какие знания, умения, навыки из ранее
усвоенных потребуются учащимся при работе над проектом; какие новые
знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы над
проектом; что им может потребоваться для успешной работы (источники
информации, иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные
средства обучения, инструменты, приборы); какими методами они
предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может
потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с
документами, поиск информации в Интернете).
Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако на уроке
вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в
качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму
22 проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой
деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь
ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученики
высказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя и даже,
более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не
навязывает ребятам своего мнения. В этом суть метода проектов,
исследования как такового. Учащиеся сами должны прийти к выводу о
правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при
этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами,
доказательствами, фактами.
Итак, на первом уроке учитель предлагает ученикам ту или иную ситуацию в
любом удобном для него, но достаточно наглядном виде, содержащую
приготовленную (задуманную) в скрытом виде проблему, которую ребята
должны «уловить» и сформулировать. Задача учителя – так показать
ситуацию, чтобы учащиеся как можно ближе к ней сформулировали
проблему, но совершенно самостоятельно. Далее учитель предлагает
попробовать найти способы решения этой проблемы и здесь можно задавать
наводящие вопросы, которые не уведут ребят слишком далеко от задуманного
учителем сценария. Задача учеников – дать как можно больше
аргументированных гипотез. Это метод «мозговой атаки». Все предложения
записываются на доске без комментариев. Затем начинается их коллективное
обсуждение. В результате на доске остается четырепять гипотез (по
количеству задуманных учителем исследовательских групп). И вот тогда
учитель предлагает каждой из групп взяться за работу по одной из этих
гипотез (обычно по той, которую ктото из данной группы выдвигал). На этом
же уроке учитель предлагает уже в рамках каждой исследовательской группы
обсудить возможные методы исследования, источники информации. Все
предложения группы обсуждаются всем классом, вносятся коррективы,
предложения.
23 В конце концов, в результате такого коллективного обсуждения предлагаемые
методы исследования утверждаются (но опять же не навязываются группе;
если группа по какойто причине не согласна с мнением большинства, ей
предоставляется право идти своим путем, но искать доказательства своей
правоты). На протяжении последующих уроков учитель может работать даже
по другим темам программы, но обязательно отводить часть урока на работу
над данным проектом. Здесь могут использоваться разные методы. Основная
поисковая деятельность происходит во внеурочное время. На уроке могут
проводиться какието эксперименты, лабораторные работы, требующие
специального оборудования, обсуждения в группах или коллективно и т.д.
И, наконец, на сдвоенном уроке происходит защита проектов (по гипотезам).
Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления
результатов своей проектной деятельности она изберет, какую систему и
средства доказательств она представит. Учитель на таких уроках –
практически сторонний наблюдатель. После защиты гипотезы группой
остальные ребята имеют право, как оппоненты, задавать членам
исследовательской группы любые вопросы по данной теме. Класс либо
соглашается с представленной системой доказательств, либо высказывает
сомнения в их достоверности или достаточности. Тогда группе предлагается
либо продолжить исследование, либо принять другую точку зрения. Группа
имеет право выбора. После того как все гипотезы нашли (или какаято
оказалась отвергнутой) свое подтверждение, ребятам предлагается заглянуть
немного вперед и спрогнозировать новые проблемы, возникающие в
результате полученных знаний.
В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителями с учетом
учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных
интересов, интересов и способностей учащихся. В других, тематика проектов
может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно,
24 ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто
познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какогото теоретического вопроса
школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому
вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов
относятся к какомуто сложному вопросу, актуальному для практической
жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному
а из разных областей,
предмету,
их творческого мышления,
исследовательских навыков. Таким образом, происходит вполне естественно
интеграция знаний.
Тем для проектов – неисчерпаемое множество и перечислить хотя бы
наиболее, так сказать, «целесообразные» – дело совершенно безнадежное,
поскольку это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как
либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий»,
компьютерная газета, альманах и т.д.)
В заключение хочется отметить, что метод проектов является одним из
Заключение
востребованных в раннем обучении детей иностранному языку. Его
применения способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка,
формированию мотивации к получению учащимися знаний. Благодаря
деструктивному характеру проектного обучения младшие школьники не
только приобретают знания по изучаемому языку, но у них развивается
творческая направленность и активность. Главная задача педагога –
заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда будет
достигнут результат. А его получение зависит от четкой организации
деятельности учителя.
25 Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся
– индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в
течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие
учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера
Собирая и анализируя
до равноправного партнера и консультанта.
информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются
друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации
преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром
эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде
всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям
жизни человека индустриального общества.
Немаловажное значение
что дети работают
в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем
и тот факт,
имеет
языковой подготовленности.
занятий менее
подготовленные
При традиционной форме проведения
В работе
ученики отмалчиваются.
над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию
в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере
ответственность за
несет
представить результаты своей работы.
Цели и задачи нашей работы были достигнуты. Были успешно разработаны
выполнение
и должен
проекта
методические рекомендации по организации проектной работы, а так же
раскрыто понятие проектной деятельности, выявлены особенности и
требования к использованию метода проектов на уроках английского языка.
Мы разработали методические рекомендации по проектной работы:
При использовании метода проектов учитель заранее тщательно
готовится к таким урокам.
Тематика проектов может касаться какогото теоретического вопроса
школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому
вопросу, дифференцировать процесс обучения.
26
Учитель на таких уроках должен стать практически сторонним
наблюдателем.
В итоге мы пришли к выводу, что поэтапная работа над проектом
способствует успешной организации проектной деятельности на уроках
английского языка.
Хочется закончить свою работу словами китайской мудрости, которая
гласит: «слушаюзабываю, вижузапоминаю». На мой взгляд, эти слова в
полной мере можно отнести ко многим педагогическим технологиям, в том
числе и к проектной методике. Ученик, работая на уроке, построенном по
этой технологии, получает знания не только из уст учителя, а путём
самостоятельной работы. Учитель же, как дирижёр, лишь управляет
процессом получения знаний. Жизнь ставит перед учителями новые задачи,
заставляет искать иные формы и методы работы.
Список литературы
1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика
преподавания языков). Златоус, 1999.748с.
2. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников
при обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе.1999.№6
С.1721.
3. Бабанский К.С. Методы обучения в современной общеобразовательной
школе.Москва: Просвещение, 1985.213с.
4. Барменкова О.И. О работе над проектом.//Иностранные языки в школе.
1997.№3С.2527.
5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностноориентированного
воспитания. РостовнаДону, 1995.147с.
27 6. Гульчевская В.Г., ГульчевскаяН.Е. Современные педагогические
технологии. РостовнаДону: ИздательствоРИПК и ПРО,1999. 346с.
7. Зимняя И.А., Сахаров Т.Е. Проектная методика обучения английскому
языку.//Иностранные языки в школе.1999.№3С.915.
8. Компьютерные телекоммуникации в школе: Пособие для учителя/ Под
редакцией Е.С. Полат .Москва,1995.218с.
9. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка.
Москва,2003.317с.
10. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. РостовнаДону,2005.474с.
11. Мазур И.И. Управление проектами. Москва,2005.655с.
12. Мартынова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского
языка.//Иностранные языки в школе.1999.№4С.1921.
13. Миролюбов А.А. Изучение иностранных языков: средство развития
личности ученика.//Советская педагогика. 1989.№6С.1314.
14. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образовании: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов/ Под
редакцией Е.С. Плат. Москва: Издательский центр «Академия».
Москва,1999.211с.
15. Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку:
проектная работа. Иркутск, 2003.432с.
16. Полат Е.С. Метод проектов на уроках английского языка.// Иностранные
языки в школе.2000.№2,3С.1719,2324.
17. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве.// Иностранные языки в школе.
2000.№1С.411.
18. Уляшкина Г.В. Опыт организации внеклассной работы по созданию
мультемедийного шоу. Москва,2000.263с.
19. Фрей К. Проектный метод. Берлин: Бельц, 1997.349с.
28
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Использование технологии проектной деятельности на уроках английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.