Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку
Оценка 4.9

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
английский язык
Взрослым
01.04.2017
Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Эмоциональность, творческое воображение, ценностные установки также являются составными частями критического мышления.
Клиновицкая СВ Использование технол крит мышления Гимназия 12.docx
Клиновицкая С. В., учитель английского языка КГУ «Общеобразовательная школа №12» Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку                    «Критическое мышление это необходимый навык в 21 веке   и   мы   хотим,   чтобы   наши   граждане   им   искусно владели.   О   важности   критического   мышления   нужно говорить, ему нужно обучать. И начинать надо с детей, молодежи».  Председатель Движения «Казахстан­2050»   Данат Жумин.  17  января   2014  года,  обращаясь   с   Посланием   народу   Казахстана,  Глава государства   отметил,   что   «результатом   обучения   школьников   должно   стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации», поскольку   критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям,   методам.   Критическое   мышление   –   необходимое   условие   свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Набор   ключевых   навыков,   необходимых   для   критического   мышления, включает   в   себя   наблюдательность,   способность   к   интерпретации,   анализу, выведению   заключений,   способность   давать   оценки.   Критическое   мышление применяет   логику,   а   также   опирается   на   метазнание   и   широкие   критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина,   творческое воображение,   ценностные   установки   также   являются   составными   частями критического мышления.   кругозор   и   справедливость.   Эмоциональность,   Исходя из этого, при использовании технологии развития критического мышления   овладение   новыми   знаниями   начинается   не   со   знакомства   с известными   способами   решения   определенной   задачи   или   проблемы,   а   с создания условий, которые формируют потребность получить решение именно этой задачи. Отвечая на личностно значимые вопросы, которые возникают на пути к цели, человек быстрее и глубже может освоить новый материал.  Для   того   чтобы   учащийся   мог   воспользоваться   своим   критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет: готовность   к   планированию  (упорядоченность   мыслей,   выстраивание последовательности изложения); гибкость  (склонность воспринимать идеи других, выносить собственные суждения, обладая  разнообразной информацией); настойчивость (не откладывать решение трудных задач на потом);  готовность исправлять свои ошибки (критически мыслящий человек не будет   оправдывать   свои   неправильные   решения,   а   сделает   выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения); осознание   (умение   наблюдать   за   собой   в   процессе   мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений); поиск   компромиссных   решений   (принятые   решения   должны восприниматься     другими   людьми,   иначе   они   так   и   останутся   на   уровне высказываний). Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая   модель   трех   стадий   организации   учебного   процесса:   «Вызов   – осмысление – размышление». Первая стадия – вызов. Задачи стадии: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;  вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности. Роль учителя на этом этапе работы:  стимулировать   учащихся   к   вспоминанию   того,   что   они   уже   знают   по изучаемой теме,  способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах,  фиксировать  и систематизировать информацию.  Учащиеся:  развивают в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей;  активно участвуют в учебном процессе;  готовятся формулировать свои суждения. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Вторая стадия – осмысление. Задачи стадии: получить новую информацию, осмыслить ее,  соотнести с уже имеющимися знаниями,  проанализировать новую информацию и уже имеющиеся знания. Роль учителя на этом этапе работы: стать непосредственным источником новой информации,  ясно и привлекательно изложить информацию.             Учащиеся:  осуществляют контакт с новой информацией;   пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;  акцентируют   свое   внимание   на   поиске   ответов   на   возникшие   ранее вопросы и затруднения;  стремятся   отследить   сам   процесс   знакомства   с   новой   информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;   готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.  На   стадии   осмысления   содержания   осуществляется   непосредственный контакт   с   новой   информацией   (текст,   фильм,   лекции,   материал   параграфа). Работа   ведется   индивидуально   или   в   парах.   В   групповой   работе   должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Третья стадия – рефлексия. Задачи стадии: целостно осмыслить, обобщить полученную информацию,   формировать   у   каждого   из   учащихся   собственное   отношения   к изучаемому материалу.        Роль учителя на этом этапе работы: вернуть учащихся к первоначальным записям­предположениям;  внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся:  соотносят   «новую»   информацию   со   «старой»,   используя   знания, полученные на стадии осмысления содержание,   систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. На   стадии   рефлексии   осуществляется   анализ,   творческая   переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. Главное   при   обучении   английскому   языку   ­     формирование коммуникативной   компетенции,   обеспечивающей   комфортные   условия   для познавательной деятельности и самосовершенствования.  Технология  формирования критического мышления через чтение и письмо предполагает   достаточно   широкий  спектр   различных   стратегий   (приемов) обучения.  Для решения же вышеназванных задач, учитывая специфику предмета наиболее часто используемыми для меня стали следующие:     1.  Кластер  ­   способ   графической   организации   материала,  позволяющий сделать   наглядными   те   мыслительные   процессы,   которые   происходят   при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы   мышления.   Иногда   такой   способ   называют   «наглядным   мозговым штурмом».  Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до   изучения   тем   или   формой   систематизации   информации   по   итогам прохождения материала. Так, создавая кластер «My Motherland», ученики 6 класса определили круг ситуаций, раскрывающих тему:  my  house,  my  friend, my  school. Эти ситуации стали   содержанием   их   деятельности   на   последующих   уроках.   Составление кластера   на   стадии   рефлексии   позволяет   структурировать   информацию, переосмыслить   связи   элементов,   создает   основу   для   прочного   запоминания. Насколько эффективной была работа ученика, можно определить при сравнении кластеров, составленных им в начале и в конце работы над темой. Например, в начале изучения темы  «Sport in Kazakhstan» в 7 классе  учащиеся ассоциировали очень ограниченный набор слов: go in for sport, do morning exercises, volleyball, tennis,  swim,  sportground.   Финальный   кластер   содержал   названия   11   видов спорта,8   прилагательных,   8   глаголов.   Одна   из   групп   рассказала   о   своих ассоциациях,   продемонстрировав   умения   монологической   речи,   другая скомбинировала кластер с коллажом. 2.   Очень   продуктивным   является     такой   метод   работы   с   текстом     как оформление его в таблицу, которая представляет собой результат некоторой классификации, оформленный в виде нескольких столбцов и строк. Создание таблиц   –   важнейший   метод   структурирования,   полезный   как   на   стадии осмысления, так и переработки материала. 3.Таблицу   я   так   же   использую   в   сочетании   с   другим   методом:   таблица «тонких» и «толстых» вопросов, которая может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые   учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы.   Учащимся   предлагается   сформулировать   вопросы   к   теме   в   форме «тонких»   и   «толстых»   вопросов.   Далее   учитель   записывает   на   доске   ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить,   аргументируя   свои   предположения.   По   ходу   работы   с   таблицей   в левую   колонку   записываются   вопросы,   требующие   простого   односложного ответа   (тонкие).   На   стадии   рефлексии   дается   задание   составить   еще   3­4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов “Thin” questions Who …? What … ? When … ? Where … ? “Thick” questions Why … ? Explain why … ? Why do you think that … ? Was his/her choice right or wrong to Was it … ? What was the name …? Are you agree that … ? etc. your mind? What is the most important idea of the  story? What is the difference between … ?  If you were … would you … ? etc.  4. Очень продуктивен на уроках английского языка метод Инсерт (insert). При   чтении   текста   учащиеся   на   полях   расставляют   пометки.   После   чтения текста   с   маркировкой   учащиеся   заполняют   маркировочную   таблицу   Инсерт, состоящую из 4­х колонок. «v» You should put a tick if you knew this fact before. (то, что вы  читаете,  соответствует  тому, что вы  знаете или  думали, что  знаете) «+» New information (то, что вы  читаете является  для вас новым) «­» Thought differently (то, что вы  читаете  противоречит  тому, что вы уже знали или  думали, что  знаете) «?» Don’t understand, have questions (то, что вы  читаете,  непонятно, или вы  хотели бы  получить более  подробные  сведения по  данному вопросу ) При   изучении   темы   “Pleasures  of  life”     предлагается   индивидуально составить кластер по теме. Далее учащиеся делятся на группы, каждой группе предлагается   свой   текст.   Работая   над   текстом,   учащиеся   делают соответствующие пометки на полях. Учитель задает следующие вопросы: What fact did you know before? What new information have you found in the text? Are there any facts in the text you don’t understand? После   систематизации   маркированной   информации   в   виде   таблицы, проводится обсуждение каждого столбца в парах или группах. Хорошо знакомые учителям упражнения типа “Say true, false or don’t know” не   только   решают   прагматическую   задачу   проверки   понимания   текста,   но   и способствуют   формированию   критического   мышления,   если   в   самом   тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить.  Важным моментом и камертоном всего урока является его начало, а так же этап дачи домашнего задания. Подготовка к уроку начинается с перемены. На доске наглядность по теме. Тема и цели урока записаны на доске заранее. Это даёт   возможность   тревожным   ученикам   и   ученикам­флегматикам   больше времени на раздумье и возможность на уроке быть успешными.  Домашнее   задание   даётся   дифференцированно.   Ученик   с   недостаточной мотивацией   к   обучению   может   просто   пересказать   собранную   информацию, используя   банк   данных.   Ученику   со   средними   и   хорошими   способностями можно   предложить   ответить   на   вопросы   из   банка   вопросов.   Сильный   и творческий   ученик   может   попробовать   найти   информацию   из   банка   для дополнительной информации и оформить его в форме эссе или презентации. В качестве примера урок в 8 классе разработанный на основе технологии критического   мышления   с   использованием   таких   методов   и   приемов,   как кластер,   антиципация   (предположение),   инсерт   (чтение   текста   с   пометками), рафт (монологическое высказывание от разных лиц), синквейн. Перед   уроком   предполагается,   что   на   каждом   этапе   учебного   занятия педагог оказывает помощь и поддержку уч­ся в учебной и исследовательской деятельности.   При   этом   он     учитывает   индивидуальные,   возрастные   и психологические особенности уч­ся.            Данная технология позволяет учителю:   давать   уч­ся   возможность   высказывать   свою   точку   зрения   по   поводу изучаемой   темы   свободно,   без   боязни   ошибиться   и   быть   справленным учителем,  фиксировать   все   высказывания:   любое   из   них   будет   важным   для дальнейшей работы Тема: Наурыз. Цель урока: формирование лексических навыков, развитие навыков устной речи на основе предложенного текста. Развивающий компонент цели урока:  развитие языковых, познавательных способностей   учащихся,   развитие   готовности   к   коммуникации   на   основе предложенного речевого материала. Образовательный компонент цели урока: расширение лингвистического и общего   кругозора,   развитие   способности   анализировать,   выделять   главное, совершенствование навыков поискового чтения. Воспитательный   компонент   цели   урока:  создание   условий   для формирования   у   учащихся   толерантного   отношения   к   традициям   и   обычаям других народов. Практический   компонент   цели   урока:   практическое   использование приобретённых   знаний   в   развёрнутом   монологическом   высказывании   для обеспечения коммуникативных потребностей. ХОД УРОКА. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Орг.  момент. Проверяет готовность уч­ся к  уроку. Приветствует уч­ся.  Вводит уч­ся в языковую  среду.Good morning. Nice to meet  Готовятся к  работе. на столах  приготовлены  письменные  Методы и средства обученияв т.ч.  на основе RWCT* Набор  картинок  на доске –  тема Введение в  языковую  среду. Речевая  зарядка Целеполага ние и  мотивация I. ВЫЗОВ принадлежности  (учебники,  тетради, ручки,  маркеры, листы  бумаги). Уч­ся отвечают на  вопрос учителя,  высказывая свои  предположения. «Праздник» Слайды с  иллюстраци ей  праздника и рифмовкой  загадкой. Уч­ся отвечают на  вопросы,  формулируют тему урока, записывают  тему урока в  тетрадь. мозговой  штурм антиципаци я (предполож ение) кластер Уч­ся отвечают на  поставленный  вопрос. Уч­ся работают в  парах, подбирают  ассоциации,  составляют  кластер, делают  выводы. Уч­ся отвечают на  вопрос учителя,  высказывая свои  предположения. you. How are you? I hope you are  well today.  Учитель проводит речевую  зарядку с помощью рифмовки: This holiday is for children  at least that's what they say, It's time of wide­eyed wonder. It’s time gifts to buy,  And gifts to make, What for the holiday? Учитель, мотивируя  познавательную деятельность уч­ ся, ставит вопрос: What is the theme of our lesson?  So the theme of our lesson is  Naurys. Создает условия для  определения  "знаю­хочу знать" по теме для  осознания целей урока. Учитель предлагает уч­ся  прослушать музыку, задает  вопрос. Well, I`d like you to listen to the  music. What images come to your  mind while listening? Учитель просит уч­ся положить  перед собой распечатку с  текстом What is the text about? Учитель предлагает уч­ся  составить кластер. Work in pairs. Write, please, in  your sheets of paper. "Naurys is the favourite holiday in my country".  And as every holiday it has its own :   Continue my sentence and  complete the cluster. What do you know about this holiday? II.  Осмылени е  III.  Рефлексия After  reading Before  reading Учитель создает условия для  осознания и осмысления  материала по теме. Here are some questions about  Naurys. Think a little and give your answers just in two or three words. Questio ns Учащимися заполняется вторая  колонка, где вписываются  ключевые слова ответов. Далее  следует чтение с пометками на  полях: V – знал, + ­ узнал впервые, ­ ­  думал по другому, ? – требует  дополнительной информации. После прочтения текста ведётся  устное обсуждение по  предложенным вопросам.  Учащиеся сравнивают свои  исходные варианты ответов с  полученными после чтения и  обсуждения. Проверяет правильность  выполнения задания. Далее идут упражнения по  прочитанному тексту  Учитель предлагает уч­ся  составить в группе  монологическое высказывание. express your attitude towards the  Текст с заданиями инсерт (чтение текста с пометками Уч­ся работают с  текстом учебника,  делают пометки на  полях учебника. Уч­ся в парах  представляют  задание. Уч­ся выполняют  предложенные  учителем  упражнения. Уч­ся работают в  группе, обсуждают и составляют  прием  РАФТ (монологич еское  высказыван ия от  разных  лиц). Синквейн Подведение итогов  работы. holiday (foreign guest, adult,  teenager)  Учитель предлагает уч­ся вновь  обратиться к кластеру и  дополнить его новой  информацией Let`s return to our cluster and add  new information to it. Учитель предлагает уч­ся  составить синквейн. We have to make only 5 points: 1. What are we talking today  about? (1 word) 2. Give me 2 adjectives  characterizing this holiday. 3. Give me 3 verbs. 4. Give me a sentence (only 4  words), describing this holiday. 5. Give me only one word, a  synonym which will complete a  cinquain. Учитель предлагает уч­ся  подвести итоги урока, оценить  работу на уроке. Учитель предлагает уч­ся  записать домашнее задание. Image you are  Write an account of  монологическое  высказывание по  теме Уч­ся добавляют  полученную  информацию к  кластеру, тем  самым расширяя  его. Уч­ся составляют  синквейн, затем  идет  представление  синквейна перед  всем классом. Уч­ся подводят  итоги урока,  оценивают свою  работу на уроке,  высказывают свое  мнение о  достижении цели  урока. Уч­ся записывают  домашнее задание. * Выделены методы и приемы на основе RWCT Литература  1.Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.: ил.­ (Серия «Мастера  психологии») ISBN 5­314­00122­5  2.Bruer J. T. (1993). Schools for thought. Cambridge, MA: MTT Press.  3. Загашев И. Умение задавать вопросы.СПб,2003  http://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html  4.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; — М.: Генезис, 1999. — 272 с. 5. Заир Бек С.И.Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир Бек,  Муштавинская И.В. – М.: Просвещение, 2004. – 175 с.:ил.  6. Загашев И.О.Учим детей мыслить критически/ Загашев И.О. – СПб.: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. –  192 с. 7.Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.­ 2004.­ №2.­ С. 7.  8.Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно­методическое осмысление //  Методист. ­ 2002. ­ № 2. ­ С. 31. 9.Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ.  Издат. дома «Первое сентября».­ 2005.­ №3.­ с. 27­29. 10. Клустер Д. Что такое критическое мышление?  http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm 11. Сухова Л.В.Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка.//  Иностранные языки в школе.­2006.­№1.­С.ЗО.

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо при обучении английскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017