Использование ЦОР и ЭОР в процессе обучения математике с внедрением ФГОС.

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 17.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

выступление на августовской конференции в секции учителей математики и информтики "Использование ЦОР и ЭОР в процессе обучения математике с внедрением ФГОС". Использование ЦОР и ЭОР на уроках стало ещё актуальнее с вступлением в силу ФГОС. учитель математики К. И. А.выступление
Иконка файла материала Использование ЦОР и ЭОР в процессе обучения математике %28ФГОС%29. .docx

Использование ЦОР и ЭОР в процессе обучения математике с внедрением ФГОС.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря 2010 г. № 1897 был утверждён  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС).

ФГОС включает в себя:

 - требования  к структуре основных образовательных программ,

 - условия реализации основных образовательных программ, 

 - результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Три вида результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

          ЛИЧНОСТНЫЕ

          МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

          ПРЕДМЕТНЫЕ

В результате изучения предметной области «Математика» обучающиеся:

·        получают представление о математических моделях

·        развивают логическое и математическое мышление

·        овладевают математической логикой

·        учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты

·        овладевают умениями решения учебных задач

·        развивают математическую интуицию

Использование ЦОР и ЭОР  на уроках стало ещё актуальнее с вступлением в силу ФГОС. На уроках я активно использую ресурсы http://fcior.edu.ru/ и http://school-collection.edu.ru/.

Важными следствиями активного использования ЦОР нового поколения в школьном математическом образовании станут:

Ø  переход от репродуктивного процесса обучения к активно - деятельностному;

Ø  поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;

Ø  выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;

Ø  стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;

Ø  реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.

Основные инновационные качества ЭОР:

1. Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса:

*    получение информации;

*    практические занятия;

*    аттестация (контроль учебных достижений).

При работе с традиционным учебником обеспечивается только получение информации.

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения.

3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории, в том числе дистанционно.

Четыре типа ресурсов раздела «Математика»  в Единой коллекции

1.     Источники информации – тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты.

2.     Образовательный инструментарий - инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса.

3.     Методические материалы по формированию уроков.

4.     Регламенты и нормативные документы.

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образования продукты – это мультимедиа ЭОР.

Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов (с помощью графики, фото, видео, анимации и звука).

Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты логически связаны.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Начиная работать с цифровыми и электронными образовательными ресурсами (ЦОР и ЭОР) на уроках математики я понимала, что именно яркий, динамичный, выразительный, вызывающий интерес наглядный материал помогает включить учащихся в активную работу. То, что учащийся видит на интерактивном экране зачастую с музыкальным сопровождением и анимацией, надолго остаётся у него в памяти.

В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. В своей работе я использую в основном ресурсы из коллекций Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

1.                 На сайте ФЦИОР  http://fcior.edu.ru/ и http://school-collection.edu.ru/ ЭОР представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

  Структурной единицей образовательной модульной мультимедиа системы является тематический элемент (ТЭ). Например, ТЭ «Первый признак равенства треугольников», ТЭ «Отношения и пропорции», ТЭ «Производная» и т.д.

Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

*    модуль получения информации (И-тип);

*    модуль практических занятий (П-тип);

*    модуль контроля (К-тип).

Каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт. И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для обучения  новому материалу, если ученику не совсем был понятен материал, то он имеет возможность дома ещё раз поработать с этой темой. П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков. К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме.

Для каждого ЭУМ разработаны аналоги – вариативы. Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа (И, или П, или К), посвященные одному и тому же тематическому элементу данной предметной области.

Вариативы могут отличаться друг от друга:

Ø глубиной изложения материала;

Ø методикой;

Ø характером учебной работы;

Ø технологией представления учебных материалов;

Ø наличием специальных возможностей;

Ø способом достижения учебной цели.

Важными следствиями использования ЦОР в школьном математическом образовании по замыслу разработчиков станут:

Ø переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному;

Ø поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;

Ø выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;

Ø стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;

Ø реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.

Основные характеристики ЭОР, размещенных во ФЦИОР:

*    модульная архитектура (учебный электронный модуль (ЭОР) – законченный мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу);

*    доступность (свободное размещение в Интернет, небольшой объем, для воспроизведение, как правило, требуется установка специального плеера);

*    вариативность (уровень сложности, ориентация на различные учебники; стиль изложения учебного материала; форма предъявления учебного материала);

*    мультимедийность (мультимедийные средства: текст; аудио; видео; модели; анимации; иллюстрации и их различные комбинации);

*    интерактивность (интерактивные средства: интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные задания).

В коллекции ФЦИОР в разделе «Основное общее образование» для предметной области «Математика» имеются модули и задания различной направленности.

По функциям в учебном процессе:

Ø информационный модуль на знакомство с понятием;

Ø практическое задание на знакомство с понятием;

Ø контрольное задание на знакомство с понятием;

Ø модуль – практикум;

Ø модуль, содержащий задания повышенной сложности;

Ø модуль, содержащий задания исследовательского типа.

По типам заданий:

Ø задания, направленные на проверку уровня овладения понятием;

Ø задания, направленные на закрепление учащимися понятий;

Ø задания, направленные на отработку умений и навыков учащихся;

Ø задания, направленные на проверку овладения учащимся умений;

Ø задания, направленные на проверку усвоения умения;

Ø задания, направленные на проверку знаний и умений;

Ø задания, направленные на проверку усвоения способов действий.

По специальным потребностям:

Ø модуль для слабовидящих учащихся;

Ø модуль для слабослышащих учащихся с признаками отставания в развитии.

По профилю класса:

Ø задания для учащихся естественнонаучного или технического профиля;

Ø задания для учащихся гуманитарного профиля

По уровням сложности:

Ø модуль для слабых учащихся;

Ø модуль для сильных учащихся.

2.                 Вторая коллекция – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ была создана в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО).

В настоящее время в Единой коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов. В ней представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу.

Раздел «Математика» в Единой коллекции содержит различные ресурсы, которые объединены в следующие четыре типа:

1. Источники информации – тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты.

2. Образовательный инструментарий. Эти инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса.

3. Методические материалы по формированию уроков.

4. Регламенты и нормативные документы. Это учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений, которые призваны помогать организовывать образовательный процесс с использованием цифровых ресурсов.

Таким образом, использование ЦОР и ЭОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

 

Использованные информационные источники.

1. Кузнецова М.В. Конспект лекций «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. «Математика». Академия АйТи.

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/


 

Скачано с www.znanio.ru