Представлена статья на тему Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня в коррекционной (специальной) школе
Ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет умственное психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении.используемые в работе с детьми с ОВЗ здоровьесберегающие технологии позволяют одновременно решать задачи охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологических аспектах.
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
первой квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск,
Челябинская область
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Использование здоровьесберегающих технологий в группе продлённого
дня в коррекционной (специальной) школе
учебного
любого
Ухудшение состояния здоровья детей школьного возраста в России стало
не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, так как
осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет умственное
психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их
социальном поведении. Именно поэтому проблеме сохранения и укрепления
здоровья детей уделяется большое внимание на всех уровнях
жизнедеятельности
заведения.
На сегодняшний день каждый третий школьник имеет хронические
заболевания и патологию,
у половины школьников отмечаются
функциональные отклонения. Рост числа заболеваний среди школьников за
последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими,
социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний
способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с
условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего
обучения и воспитания школьников, особенно младших классов. На
современном этапе актуальной в коррекционном образовании становится
задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.
Неправильное построение уроков, способы передачи информации и
технологии учебновоспитательного процесса буквально “вытравили” из
школы основы развития человека пространство, движение, физические
нагрузки, ориентировочнопоисковую активность и многое другое. Всё это
привело к тому, что дети в процессе обучения находятся в состоянии
хронического угнетения и недоразвития. В связи с этим непрерывно растёт
число детей
здоровья.
Доказано, что резерв сил и способностей человеческого организма
ограниченными
возможностями
сс
этой
в
коррекции
возникающих
составляющие
укрепления и развитии духовного,
значительно больше, чем они реализуются. Значит, для педагога, работающего
в коррекционном образовательном учреждении, жизненно важно найти
пусковой механизм к неиспользованным резервам, научиться пользоваться
ими в целях расширения функциональных возможностей, повышения
работоспособности детей, укрепления их здоровья. Поэтому внедрение и
использование здоровьесберегающих технологий приобретает всё большую
значимость для педагогических коллективов большинства образовательных
учреждений.
Здоровьесберегающие технологии это система, воспитательно
оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для
сохранения,
эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья дошкольников.
Основные
системы:
Организация рационального двигательного режима воспитанников.
Непрерывный мониторинг состояния здоровья детей и своевременная
помощь
отклонений.
Организация рационального учебновоспитательного процесса с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, а также в
соответствии
требованиями.
Создание благоприятного психоэмоционального климата в образовательном
учреждении для комфортного пребывания детей с ОВЗ.
В коррекционноразвивающем пространстве группы продлённого
коррекционного образовательного учреждения в рамках введения ФГОС дня в
накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий.
Наиболее результативными и эффективными во внеурочной деятельности
являются
технологии:
Организация и проведение недели здоровья и месячников по ЗОЖ – система
мероприятий, направленных на воспитание потребности в здоровом образе
жизни
деятельность.
Методы арттерапии. Арттерапия преследует единую цель: гармоническое
развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной
адаптации
искусства.
Функциями
являются:
1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2. Регулятивная — снятие нервнопсихического напряжения, регуляция
положительного
психосоматических
психоэмоционального
состояния.
посредством
арттерапии
санитарногигиеническими
досуговую
процессов,
моделирование
игровую
и
черезметода
механизмов
арттерапии
лепкой,
саморегуляции
3. Коммуникативнорефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений
общения,
формирование адекватного межличностного поведения,
самооценки.
следующие:
Преимущества
Арттерапия не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет
противопоказаний к участию тех или иных людей в арттерапевтическом
процессе.
Арттерапия является средством преимущественно невербального общения.
Арттерапия является средством свободного самовыражения и
самопознания.
Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает
положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную
позицию.
Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека,
и
внутренних
исцеления.
Арттерапевтические направления разнообразны.
В их числе:
изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства:
рисованием,
искусством;
имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
музыкотерапия — воздействие через
восприятие музыки;
сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
кинезитерапия — воздействие через
танцевальнодвигательную;
коррекционную ритмику (воздействие движениями),
хореотерапию;
фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;
куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, который
предполагает использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр,
упражнений, специальных заданных ситуаций с помощью персонажей
кукольного
театра);
игровая терапия – метод коррекции посредством игры;
песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где
основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка
(композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с
целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением,
успокаивают
повышают
работоспособность.
смехотерапия– это вид психотерапии, помогающий снять блоки,
перевозбуждённую нервную
декоративноприкладным
систему,в
с
изза
выходом
противостоять
способствует
стрессовым
восстановлению
расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают
настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют
эффективно
ситуациям;
цветотерапия–
индивидуального
биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.
Валеологические паузы
– система оздоровительных упражнений,
обеспечивающие восстановление детского организма после умственного труда
учащихся. К валеологическим паузам относятся: физкультминутка, минутки
здоровья,
пальминг.
Физкультминутка: их длительность составляет 1,52 минуты; они
проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (68
упражнений)
столов.
Минутки здоровья: длительность 1,52 минуты; проводятся по мере
необходимости
виде:
комплексов упражнений для снятия напряжения мышц спины, шеи, глаз, сидя
или стоя за столами; пальчиковой гимнастики; дыхательной гимнастики;
вводная
гимнастика.
Вводная гимнастика проводится обычно учителем вначале занятия.
Вводная гимнастика имеет своей целью активировать работу головного мозга,
настроить ребёнка на дальнейшую активную деятельность на уроке. Вводная
гимнастика выполняется сидя за партой. По времени комплекс вводной
гимнастики занимает 2 – 3 минуты. Он включает в себя точечный массаж и
дыхательные
упражнения.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его
физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные
упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшают
функционирование мозга. А точечный массаж – элементарный приём
самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа тонизируют
организм ребёнка и являются профилактикой простудных заболеваний.
Во время выполнения дыхательной гимнастики и точечного массажа следует
обращать внимание младших школьников на сохранение правильной осанки.
Каждое упражнение комплекса повторяется по 6 – 8 раз.
Пальминг. Слово «пальминг» происходит от английского слова palm –
«ладонь». Пальминг – это упражнения для глаз, выполняемые с помощью
ладоней. Применение пальминга позволяет существенно снизить (в
большенстве случаев – полностью снять) глазное напряжение, а также
напряжение
головном мозге.
зрительного
центра
ви
пальминга
выполнения
Перед выполнением пальминга нужно обязательно снять очки.
Порядок
следующий.
Примите удобную сидячую позу и успокойте дыхание: оно должно быть
ровным
естественным.
Разотрите ладони до максимального «горячего» состояния.
Поставьте локти на стол. При этом плечи должны быть расслаблены и
свободны
(ни в коем случае не приподняты вверх).
Закройте глаза и прикройте их ладонями. При этом необходимо соблюдать
правило: ладони кладутся на глаза крестнакрест – сначала левая, а на нее
правая. Ладони должны легко и свободно лежать на глазах, не оказывая
давления.
В таком положении нужно посидеть несколько минут. После пальминга
свободно,
без напряжения поморгайте примерно 1015 раз.
Двигательные разрядки проводятся в процессе занятий длительностью 35
минут в виде игр, содержание которых подбирается в соответствии с
программным материалом; между занятиями длительностью до 5 минут в
виде подвижных игр средней интенсивности, танцевальных движений,
физических упражнений в соответствии с возможностями и интересами детей.
Эмоциональнопсихологические
предполагают
использование
музыки в процессе занятий и между ними, в свободное от занятий время, во
время засыпания и пробуждения детей, что способствует снятию
психоэмоционального напряжения, коррекции настроения и отдельных черт
характера
ребенка.
Таким образом, используемые в работе с детьми с ОВЗ
здоровьесберегающие технологии позволяют одновременно решать задачи
охраны здоровья, как в психологическом, так и в физиологических аспектах.
Кроме того, наблюдение показывает, что использование
здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся
более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве,
раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить
профилактику
поведения.
релаксации;
асоциального
разгрузки
Источники
http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2013/09/04/ispolzovanie
zdorovozberegayushchikhtekhnologiyprirabotesdetmishttp://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2013/02/0
4/zdorovesberegayushchietekhnologii
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/dlyakompleksovdetskiisad
nachalnayashkola/2014/04/30/temaispolzovaniemetodov
http://andreevaira.ucoz.ru/publ/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_rezhime_gru
ppy_prodlennogo_dnja/1107
http://nsportal.ru/detskiisad/vospitatelnayarabota/2015/01/12/statya
zdorovesberegayushchietekhnologiiobyazatelnyy
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2013/10/10/palming
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/fizkultura/2013/01/02/metodikaprovedeniya
malykhformzanyatiyfizicheskimi
скоши.рф/main/3135.html