ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
музыка
Детсад
21.05.2018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данный материал можно использовать на семинарах, педагогических советах. Музыкально-оздоровительная работа предполагает использование разных современных технологий, в том числе здоровьесберегающих, которые включают в себя: дыхательная, артикуляционная гимнастики, фонопедические упражнения, речь с движением или игры со словом, логоритмика, психогимнастика. Даны примеры и описание игр, что позволяет повысить уровень речевого развития, снизить уровень заболеваемости, стабилизировать умственную работоспособность.
здоров-сберегающие технологии.docx
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ольга Михайловна Пылихина музыкальный руководитель МДОУ  «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»,  Серпуховский район; Юлия Владимировна Жулдыбина, музыкальный руководитель  МДОУ «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок»,  Серпуховский район. Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным   становится  вопрос  о  состоянии  здоровья  детей.  Поэтому  особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных   технологий   по   охране   и   укреплению   здоровья   детей, формированию здорового образа жизни. На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях применяется большое   в   том   числе количество   современных   педагогических   технологий, здоровьесберегающие.  Художественно­эстетическое   направление   в   ДОУ   способствует   развитию музыкальных способностей детей и параллельно решает задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Система музыкально­оздоровительной работы предполагает использование на каждом   музыкальном   занятии   здоровьесберегающих   технологий.   В   нашем детском саду мы применяем следующие виды оздоровления: дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; логоритмика; речь с движением или игры со словом; психогимнастика;       фонопедические упражнения Дыхательная   гимнастика  корректирует   нарушения   речевого   дыхания,   силу   и   правильное помогает   выработать   диафрагмальное   дыхание, распределение выдоха. В начале обучения главная задача – научить правильно дышать. Этому разделу отводим   особое   внимание,   продвигаясь   вперед,   периодически   возвращаясь   к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед   распеванием.   На   занятиях   применяется   комплекс   упражнений   для постановки дыхания. Дыхательная   гимнастика,   способствуют   не   только   нормальному   развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний. Примеры дыхательной гимнастики:    «пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку; «муха» или «пчела» – резкий выдох. «маленький   хомячок»   –   надуть   щеки,   разомкнуть   зубы   и   быстро перекатывать воздух;  «тпрунюшки»   –   с   силой   выдыхаем   воздух,   копируя   отфыркивание лошадей.  это  Артикуляционная   гимнастика   – выработка   качественных, полноценных   движений   органов   артикуляции,   подготовка   к   правильному произнесению   фонем.   Упражнения   способствуют   тренировке   мышц   речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.  В своей работе используем следующие артикуляционные игры.  «Зайка» Жил на свете серый зайка Всем кричал: «Со мной играй­ка»         язычок высовывать и убирать  Утром рано просыпался, Чисто ­ чисто умывался.                          язычком облизывать губы Открывал на окнах шторку,                     открыть рот Делал влажную уборку.                           во рту водить языком Про зарядку не забыл,                                    «качели» Грызть морковку приступил.                   изобразить как грызут «Бегемот» Жил на свете бегемот,  Широко открывши рот                открывать широко рот                                         Он ходил в свой огород, Улыбался во весь рот.                                      улыбнуться Брал лопатку в руки                                        «лопаточка» И копал без скуки, Вверх – вниз, вверх­ вниз                                «качели» Наклонялся наш малыш. Логоритмика  содержит   коррекционные   игры   на   развитие   движений, формирование певческих навыков и включает в себя следующие элементы:  ­ чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; ­   упражнения   под   музыку   на   развитие   общей   моторики,   соответствующие   для   мышечно­двигательного   и возрастным   особенностям   детей, координационного тренинга; ­ вокально­артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него; ­   музыкально­ритмические   игры   с   музыкальными   инструментами, развивающие чувство ритма; ­   коммуникативные   игры   и   танцы   для   развития   динамической   стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения; ­   упражнения   на   релаксацию   для   снятия   эмоционального   и   физического напряжения. Необходимым   моментом   является   наглядный   материал   –   иллюстрации, элементы   костюмов,   игрушки,   картинки   и   др.   В   подготовке   и   проведении логоритмической деятельности необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, логопеда.  Игры   со   словом   или   речь   с   движением  позволяют   детям   укрепить голосовой   аппарат   и   овладеть   всеми   выразительными   средствами   музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи с речевым слухом. В речевых играх текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика   вносит   в   речевое   музицирование   пантомимические   и   театральные возможности.   Использование   речевых   игр   на   музыкальных   занятиях эффективно   влияет   на   развитие   эмоциональной   выразительности   речи   детей, двигательной активности.  «Весёлые маляра» Автор текста Т. А. Ульянова, движений Ю.В. Жулдыбина. Дорогие мастера,            руки развести в стороны. За работу нам пора.       правой рукой грозить  пальцем, левая ­                                           поддерживает  локоть правой. Мы покрасим этот дом,     перебирают пальчиками. Жить Ванюша будет в нём.    складывают руки над головой. Кисть в ведёрко окунайте,          наклониться. Краску лишнюю снимайте.        стряхнуть кисти. Красьте лавочку, забор.         плавные движения по                                                  горизонтали и вертикали. Как красив и дом, и двор!     развести руки по большому кругу. Психогимнастика  представляет собой специальные занятия (этюды, игры, упражнения), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально­личностной сферы) Особенно   эти   занятия   нужны   детям   с   чрезмерной   утомляемостью, истощаемостью,   непоседливостью,   обладающим   вспыльчивым   или   замкнутым характером. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.  Также   нужно   включать   психогимнастический   комплекс   в   дни,   когда   высокими   интеллектуальными   или занятия   запланированы   психоэмоциональными нагрузками.  с Основная   цель   занятий   по   психогимнастике   —   овладение   навыками управления   своей   эмоциональной   сферой:   развитие   у   детей   способности понимать,   осознавать   свои   и   чужие   эмоции,   правильно   их   выражать и полноценно переживать.    Игра в снежки  Зима. Дети в саду играют в снежки под музыку Г. Струве «Веселая горка». Выразительные   движения.   Нагнуться,   схватить   двумя   руками   снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы. Собака принюхивается  Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах. [5,С.56] Фонопедические   упражнения  являются   наиболее   эффективными   для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него). Как известно, в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого на своих занятиях   проводим   специально   подобранные   упражнения   по   системе   В. Емельянова.   Они   способствуют   снятию   стрессовых   состояний,   выработке качественных,   полноценных   движений   органов   артикуляции,   подготовке   к правильному произнесению фонем. Развитие   певческого   голоса   ребенка   ­   трудоемкий   процесс,   требующий методической   грамотности   и   профессиональной   подготовки   педагога.   Это обусловлено   сложной   природой   включения   голосового   аппарата   человека   в певческую деятельность. Правильно организованная работа не только позволяет развить голос ребенка, но и способствует предупреждению заболеваний органов дыхания,   что   особенно   важно   в   условиях   неблагоприятного   воздействия окружающей среды. Не случайно убеждение ученых в том, что пение ­ не только удовольствие. Это еще и развитие музыкального слуха, упражнение, тренировка дыхательной   и   сердечнососудистой   систем.   Лучшей   формы   дыхательной гимнастики,   пение, укрепляющее и оздоравливающее организм, трудно представить.  чем   Однако   чтобы   пение   состоялось,   как   считает   профессор   В.В.   Емельянов, необходима   система   специальных   упражнений,   направленная   на   подготовку голосового   аппарата.   В   практику   работы   она   вошла   под   названием «Фонопедический   метод   развития   голоса».   Ее   отличие   от   других   методик   ­ развитие   «внутренней   артикуляционной   мускулатуры»,   благодаря   чему осуществляется   важный   для   певческой   деятельности   синтез   интонационно­речевого   опыта   и   вокальных   навыков.   Система   упражнений позволяет избежать вялости артикуляционного аппарата. Именно отсутствие   четкой дикции влияет на содержание речи, которая в этом случае становится малопонятной и невыразительной для слушателя. В   блок   артикуляционной  гимнастики   входят   упражнения   по   подготовке речевого   аппарата   к   пению   и   элементы   несложного   разогревающего самомассажа,   которыми   ребенок   дошкольного   возраста   может   овладеть   и   в дальнейшем   использовать. Для  быстрого  запоминания   у  каждого  упражнения есть   короткое   название,   работе с детьми.    которое   можно   использовать   в «Кусаем   кончик   языка».  Прикусить   зубами   кончик   языка.   Повторить 4 раза (далее каждое задание выполняется по 4 раза).  «Нашинковать   язык».  Высовывать   язык   до   конца,   слегка   прикусывая последовательно кончик, а потом дальше.  «Жуём   язык».  Покусывать   язык   попеременно   правыми   и   левыми   боковыми зубами, как бы жуя его.  «Колобок».  Сделать   языком   круговое   движение   между   губами   и   зубами   с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.  «Укольчики». Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю, в правую щеку, в левую, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.  «Лошадка». Пощелкать языком, изменяя форму рта. Попытаться произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложить детям пощелкать всем одинаково, Т.е. выстроить унисон низки и высокими щелчками.)  «Кусаем   губы,   целуемся».  Покусывать   верхнюю   губу,  нижнюю   губу,  втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.  «Обиделись». Нижнюю челюсть выдвинуть вперед, вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив нижние зубы, и придать лицу обиженное выражение.  «Обрадовались».  Приподнять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, придать лицу подобие улыбки.  «Обиделись  ­  обрадовались».  Чередовать   8­е   и   9­е   упражнения   в ускоряющемся темпе. [3,С.34] Эти   упражнения   не   только   развивают   певческий   голос   (укрепляют   горло, снимают   зажатость   голосового   аппарата),   но   и   способствуют   его   охране, укрепляют здоровье ребенка. Система взглядов, метод и школа, созданные В. В. Емельяновым, работают на всех уровнях — от детского сада до консерваторий и оперных театров.  Музыкатеррапия Музыкотерапия  ­ это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует   коррекции   психофизического   статуса   детей   в   процессе   их двигательно – игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает   иммунитет   детей,   снимает   напряжение   и   раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки   различных   музыкальных   инструментов   по­разному   влияют   на   организм человека:   звучание   ударных   инструментов   способно   дать   ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.  Интеллектуальной   сфере   соответствует   музыка,   исполняемая   клавишными инструментами,   особенно   фортепианная.   Струнные   инструменты   прямо воздействуют на сердце. Скрипки, виолончели и гитары развивают в человеке чувство сострадания. Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.   Музыкотерапия ­ важная составляющая музыкально­оздоровительной работы в нашем   ДОУ. Она проводится педагогами ДОУ в течение всего дня ­ детей встречают,   укладывают   спать,   поднимают   после   дневного   сна   под соответствующую   музыку,   используют   ее   в   качестве   фона   для   занятий, свободной деятельности. Но   это   не   значит,   что   она   должна   звучать   непрерывно   и   громко.   Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. Таким   образом,   использование   современных   методов   здоровьесбережения помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью   воспитанников,   развивать   музыкальные   способности   и   творческий потенциал   каждого   малыша.   Знания,   полученные   детьми   на   занятиях, способствуют   формированию   привычки   жить   в   гармонии   с   самим   собой   и окружающим миром. Применение в практике здоровьесберегающих технологий позволило достичь следующих результатов у детей старшего дошкольного возраста: повышение   уровня   развития   музыкальных   и   творческих   способностей детей;      стабильность эмоционального благополучия каждого воспитанника; повышение уровня речевого развития; снижение уровня заболеваемости; стабильность физической и умственной работоспособности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Арсеневская О.Н. Система музыкально­оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2012. – 204 с. 2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера 2008. – 78 с.  3. Емельянов В. «Фонопедический метод развития голоса» . – М.: Сфера 2014. – 102 с.  4.   Картушина   М.Ю.   Коммуникативные   игры   для   дошкольников.   –   М.: Издательство «СКРИПТОРИЙ 2003», 2013. – 176 с. 5. Чистякова М.И Психогимнастика. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 184 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2018