Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Ягодненского с.п.
Комсомольского муниципального района
Хабаровского края
Исследование гендерных различий в развития
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Выполнила Антонова Анна Сергеевна
Педагог-психолог
2022 г.
Содержание
Глава 1. Исследование гендерных различий в развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1 Организация исследования
1.2 Анализ результатов исследования
1.3 Методические рекомендации для психологов по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Заключение
Приложение
Глава І. Исследование гендерных различий в развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Организация и проведение исследования
Целью исследования явилось изучение гендерных различий в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачами исследования являлись:
1.Исследование сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.Выявление гендерных различий в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исследование проводили на базе МДОУ детский сад комбинированного вида № 67 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с «задержкой психического развития неясного генеза» в количестве 20 испытуемых.
В качестве диагностических методик использовали методику «Картинки» (по Е.О. Смирновой), методику «Рукавички» (по Г.А. Цукерман), методику изучения умений вести диалог (по И.А. Бизиковой).
Методику «Картинки» по Е.О. Смирновой мы использовали с целью исследования коммуникативной компетентности исследуемых в общении со сверстниками.
Исследование проводили индивидуально.
Стимульный материал методики представляет собой картинки с изображением знакомых испытуемому конфликтных проблемных ситуаций: группа детей не принимает своего сверстника в игру; девочка сломала у другой девочки её куклу (мальчик сломал у другого мальчика его машинку); мальчик взял без спроса игрушку девочки (девочка взяла без спроса игрушку мальчика); мальчик (девочка) рушит постройку из кубиков у детей; девочки (мальчики) не могут решить, кому достанется игрушка.
Испытуемым в процессе исследования предлагали рассказать, что они видят на каждой картинке и найти выход из сложившейся ситуации. Понимание изображенных событий и характер предложенного решения проблемы анализировали, согласно требованиям методики, как показатели социальной компетентности исследуемых нами испытуемых старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Испытуемым предлагали следующую инструкцию: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке?». Ответы испытуемых фиксировали в протоколе.
Если испытуемый видел на рисунке конфликтную ситуацию, задавали следующий вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого (обиженного) мальчика (девочки)?» Ответ не обсуждали, сразу заносили в протокол, после чего предъявляли следующую картинку.
Если на первый вопрос во всех случаях испытуемый не мог дать развернутого ответа, констатировали несформированность навыков социальной компетентности.
Если испытуемый давал содержательную интерпретацию событиям, изображенным на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицировали и оценивали следующим образом:
1. Уход от ситуации — ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» — 1 балл
2. Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) — 2 балла
3. Вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, скажу, что она плохо сделала, объясню, как надо) — 3 балла
4. Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) — 4 балла.
Уровень социальной компетентности испытуемых оценивали следующим образом:
- низкий (6 – 12 баллов);
- средний (13 – 16 баллов);
- высокий (17 – 20 баллов).
Результаты количественной оценки указанных показателей в каждой ситуации общения заносили в соответствующий протокол.
Количественную оценку результата осуществляли путем фиксации наиболее высокого уровня общения, доступного для конкретного испытуемого.
Методику «Рукавички» (Г.А. Цукерман) мы использовали с целью выявления у исследуемых нами старших дошкольников с задержкой психического развития уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Исследование проводили в игровой форме в парах.
В соответствии с требованием методики, деление на пары осуществляли по гендерному признаку. Таким образом, пара состояла либо из двух девочек, либо из двух мальчиков. В исследовании приняли участие десять пар.
Испытуемым предлагали листы бумаги, на которых были изображены силуэты рукавичек, цветные карандаши (два набора). Методика включает две серии заданий.
В первой серии, согласно инструкции, двум испытуемым одного возраста предлагали раскрасить пару рукавиц таким образом, чтобы они были похожи. Рекомендовали испытуемым договориться заранее, какой узор они будут рисовать, каждый на своей рукавичке. Также испытуемым, согласно требованиями методики, предлагали два набора карандашей. В процессе работы за совместной работой испытуемых, исследователь отмечал их умение взаимодействовать, договариваться, сотрудничать.
Во второй серии исследуемым предлагали раскрасить пару рукавиц, но при этом давали один набор цветных карандашей. Перед работой объясняли, что для успешной совместной работы нужно уметь не только договариваться, но и делиться, распределять карандаши так, чтобы не ссориться и не мешать друг другу, для успешного выполнения задания.
При систематизации результатов исследования фиксировали следующие характеристики, отражающие уровень взаимодействия испытуемых в каждой серии:
- продуктивность совместной деятельности оценивали по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение испытуемых договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли исследуемые друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
- умение эффективно использовать предлагаемые средства решения поставленной задачи – делиться карандашами (вторая серии).
Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества испытуемых оценивали, согласно требованиям методики, следующим образом:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладали различия или вообще нет сходства. Испытуемые не пытались договориться, каждый настаивал на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадали, но имелись и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички были украшены одинаковым или очень похожим узором. Исследуемые активно обсуждали возможный вариант узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивали способы действия и координировали их, строя совместное действие; следили за реализацией принятого замысла.
Методику изучения умений вести диалог (по И.А. Бизиковой) мы использовали с целью исследования у исследуемых старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития сформированности умений задавать вопросы, отвечать на них, сообщать свое мнение, делиться новостями, соблюдать речевой этикет.
Согласно требованиям методики, учитывали следующие показатели:
- умение задавать вопросы;
- умение отвечать на вопросы в соответствии с темой и ситуацией общения;
- умение сообщать собеседникам свое мнение;
- умение выражать просьбы, советы, предложения;
- умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями;
- умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета.
Для исследования каждого умения учитывали показатели и способы оценки на основании таблицы 1 (см. Приложение 1).
Уровень сфомированности диалогической речи испытуемых, согласно требованиям методики, оценивали следующим образом:
1. Низкий уровень (2-2,9): отмечали отсутствие умений задавать вопросы и отвечать на них, знание отдельных правил речевого общения, редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; отсутствие интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим.
2. Средний уровень (3-3,9): отмечали недостаточную сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знание отдельных правил речевого общения, эпизодическое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствие готовности к выполнению побуждения; недостаточный интерес к процессу общения, ограниченное использование средств общения.
3. Высокий уровень (4-5 баллов): отмечали сформированность умений задавать вопросы и отвечать на них, знанием правил речевого общения, умение реагировать на сообщения, выражение в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; выражение готовности к выполнению побуждения или отказываться от выполнения.
2.2 Анализ результатов исследования
После проведения исследования мы проанализировали, обобщили и систематизировали полученные результаты.
Количественный анализ результатов исследования уровня социальной компетентности испытуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием методики «Картинки» (Е. О. Смирнова), представлен в таблице - 1.
Таблица 1 - Показатели социальной компетентности испытуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Уровень развития социальной компетентности |
|||||||
высокий |
средний |
низкий |
нет результата |
||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
0 |
0 |
3 |
30 |
4 |
40 |
3 |
30 |
Как видно из таблицы 1, ряд исследуемых мальчиков с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста – 3 (30 %) продемонстрировали средний уровень социальной компетентности. Это проявлялось в том, что в отдельных случаях испытуемые не реагировали на проблемную ситуацию в соответствии с возрастной нормой. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные испытуемые не всегда могут определить правильно конфликтную проблемную ситуацию и найти выход из сложившейся ситуации. Ряд исследуемых мальчиков с задержкой психического развития – 4 (40 %) продемонстрировали низкий уровень социальной компетентности. Это проявлялось в том, что испытуемые не смогли дифференцировать большее количество конфликтных проблемных ситуаций, а в следствии и найти выход из сложившихся результатов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень социальной компетентности не соответствует возрастному развитию. Согласно представленным в таблице 1 количественным данным, исследуемые нами мальчики старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития не продемонстрировали высокий уровень социальной компетентности. Не смогли выявить ни одной проблемной ситуации 3 (30 %) испытуемых мальчиков с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Это проявляется в том, что испытуемые не могли дать развёрнутого ответа на вопрос «Что ты видишь на картинке?» (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют»). Полученные результаты свидетельствуют, что у испытуемых мальчиков не сформирована социальная компетентности в общении со сверстниками.
Таким образом, исследование уровня социальной компетентности мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показало, что в группе преобладают испытуемые с низким уровнем социальной компетентности. Это проявлялось в том, что испытуемые не смогли дифференцировать большее количество конфликтных проблемных ситуаций, а в следствии и найти выход из сложившихся результатов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у данных испытуемых уровень социальной компетентности не соответствует возрастному развитию.
Количественный анализ результатов исследования социальной компетентности исследуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлен в таблице - 2.
Таблица 2 - Показатели социальной компетентности испытуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Уровень развития социальной компетентности |
|||||||
высокий |
средний |
низкий |
нет результата |
||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
1 |
10 |
5 |
50 |
3 |
30 |
1 |
10 |
Как видно из таблицы 2, высокий уровень развития социальной компетентности показала 1 (10%) испытуемая девочка с задержкой психического развития. Это проявляется в том, что испытуемая демонстрировала продуктивные и действенные решения проблемных ситуаций («Поиграю в другие игры», «Починю поломанную игрушку», «Построю новый домик» и т. д.). Полученные результаты свидетельствуют о том, что данная испытуемая конструктивно реагирует на все конфликтные проблемные ситуации. Ряд испытуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - 5 (50%) продемонстрировали средний уровень развития социальной компетентности. Это проявлялось в том, что в отдельных случаях испытуемые не реагировали на проблемную ситуацию в соответствии с возрастной нормой. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные испытуемые девочки не всегда могут определить правильно конфликтную проблемную ситуацию и найти выход из сложившейся ситуации. Ряд испытуемых девочек старшего школьного возраста с задержкой психического развития – 3 (30 %) продемонстрировали низкий уровень социальной компетентности. Это проявляется в том, что испытуемые не смогли дифференцировать большее количество конфликтных проблемных ситуаций, а в следствии и найти выход из сложившихся ситуаций. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых девочек уровень социальной компетентности не соответствует возрастному развитию. Следуя из данных таблицы 3, можно увидеть, что 1 (10%) испытуемая не смогла выявить ни одной проблемной ситуации. Это проявляется в том, что испытуемая не могла дать развёрнутого ответа на вопрос «Что ты видишь на картинке?» (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют»). Полученные результаты свидетельствуют о несформированности социальной компетентности у данной испытуемой.
Таким образом, исследование уровня социальной компетентности девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показало, что в группе преобладают испытуемые со средний уровень развития социальной компетентности. Это проявлялось в том, что в отдельных случаях испытуемые не реагировали на проблемную ситуацию в соответствии с возрастной нормой. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные испытуемые девочки не всегда могут определить правильно конфликтную проблемную ситуацию и найти выход из сложившейся ситуации.
Результаты сравнительного анализа показателей уровня социальной компетентности испытуемых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наглядно проиллюстрированы на рисунке - 1.
|
Рисунок 1 - Сравнительный анализ уровня социальной компетентности испытуемых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Сравнительный анализ уровня социальной компетентности испытуемых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, представленный на рисунке 1 показал, что у испытуемых мальчиков преобладает низкий уровень развития социальной компетентности. Это проявлялось в том, что испытуемые не смогли дифференцировать большее количество конфликтных проблемных ситуаций, а в следствии и найти выход из сложившихся результатов. У испытуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает средний уровень социальной компетентности. Это проявлялось в том, что в отдельных случаях испытуемые не реагировали на проблемную ситуацию в соответствии с возрастной нормой.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о гендерных различиях в развитии социальной компетентности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Сравнительный анализ результатов исследования социальной компетентности по способу реагирования на проблемную ситуацию у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлен на рисунке - 2.
|
Рисунок 2 - Сравнительный анализ результатов исследования социальной компетентности по способу реагирования на проблемную ситуацию у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Из рис. 2 видно, что уход или избегание, как способ реагирования на конфликтную проблемную ситуацию свойственен 2 (20%) мальчикам старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Уход или избегание, как способ реагирования на конфликтную проблемную ситуацию продемонстрировали также (20 %) исследуемых нами девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Испытуемые отвечали на вопросы: «Не знаю», «Убегу», «Заплачу», «Пожалуюсь взрослому». Ответы, не содержащие каких-либо самостоятельных решений проблемной ситуации, свидетельствуют о низком уровне развития социальной компетентности.
Как видно из рис. 2, агрессивный способ реагирования на проблемную ситуацию свойственен 3 (30 %) испытуемым мальчикам старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Агрессивный способ реагирования продемонстрировала 1 (10%) испытуемая девочка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Испытуемые отвечали на вопросы: «Отберу», «Ударю», «Поколочу». Ответы содержащие агрессивные высказывания по решению проблемной ситуации, свидетельствуют о низком уровне развития социальной компетентности.
Согласно анализу результатов исследования, исследуемые нами мальчики старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, не продемонстрировали преобладание вербально-оценочной реакции, что свидетельствует о низком уровне социальной компетентности у данных испытуемых. Преобладание вербально-оценочной реакции продемонстрировали 3 (30 %) исследуемые нами девочки старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, испытуемые девочки в процессе исследования ограничились вербальными призывами к справедливости («Объясню, что так не поступают», «Скажу, что так неправильно»).
Как видно рисунка 2, конструктивные решения конфликтных ситуаций были продемонстрированы 30 % исследуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Конструктивные решения, как способ реагирования на проблемную ситуацию продемонстрировали 20% исследуемых мальчиков с задержкой психического развития. Ответы испытуемых содержали продуктивные и действенные решения («Поиграю в другие игры», «Починю поломанную игрушку», «Построю новый домик» и т. д.). Полученные результаты свидетельствуют, о достаточно высокой коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками.
В обследуемой группе мальчиков старшего дошкольного возраста в условиях игрового и реального общения со сверстниками непрерывно возникали ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находили нужные способы поведения. Нередко между ними возникали конфликты.
В обследуемой группе девочек старшего дошкольного возраста в условиях игрового и реального общения со сверстниками непрерывно возникали ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях в большинстве случаев испытуемые приходили к общему решению и решали проблемы путем переговоров.
Сравнительный анализ результатов исследования социальной компетентности по способу реагирования на проблемную ситуацию испытуемых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, представленный на рис.2 показал, что у мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает агрессивное реагирование на проблемную ситуацию, у девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает вербально-оценочная реакция и продуктивный способ решения.
Таким образом, согласно анализу полученных результатов исследования, в группе мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает низкий уровень развития социально компетентности, что проявляется в низкой степени сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований. По способу реагирования на проблемную ситуацию, у мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает агрессивное решение проблемной ситуации. В исследуемой группе девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает средний уровень развития социальной компетентности, что проявляется в ситуации, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальную адаптацию. У девочек старшего школьного возраста с задержкой психического развития преобладает вербально-оценочная реакция и продуктивный способ решения проблемной ситуации.
Количественный анализ результатов исследования уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) испытуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, полученный с помощь методики «Рукавички» (Г.А. Цукерман) представлен в таблице - 3.
Таблица 3 - Показатели сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества испытуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
2 |
20 |
2 |
20 |
6 |
60 |
Как видно из таблицы 3, ряд испытуемых - 2 (20%) продемонстрировали высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. У данных испытуемых узоры на рукавичках совпадали, выбраны одинаковые цвета. В процессе работы испытуемые активно общались, осуществляли взаимоконтроль, оценивали друг друга, договаривались, у кого какие карандаши, сравнивали работы друг друга, помогали друг другу при затруднениях. В процессе работы строго следили за соблюдением первоначального замысла. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у данных испытуемых навыки осуществления сотрудничества и организация действий соответствуют возрастному развитию.
Согласно представленным в таблице 3 данным, ряд исследуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - 2 (20%) – продемонстрировали средний уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. У данных испытуемых в рисунках отражено частичное сходство в узорах, например, в выборе цвета, формы отдельных деталей. До начала рисования данные исследуемые пытались договориться, выработать план совместной работы, но не всегда соблюдали его. В процессе совместной деятельности испытуемые общались, задавали вопросы друг другу, осуществляли оценку выполненной работы. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной сфомированности навыков осуществления сотрудничества и организации деятельности. Как видно из таблицы 3, у большинства испытуемых - 6 (60%) нами выявлен низкий уровень коммуникации в сотрудничестве. Согласно анализу результатов исследования, у данных испытуемых в узорах явно преобладали различия, не было сходства, исследуемые не пытались договориться, не могли прийти к общему согласию, каждый настаивал на своем. При выполнении задания второй серии отмечались разногласия по использованию одного набора карандашей. Испытуемые демонстрировали агрессивные реакции: повышение голоса, применение силы. Полученные результаты свидетельствуют о несформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.
Таким образом, исследование сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества у мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показало, что в группе преобладают испытуемые с низкий уровень кооперации со сверстниками, что свидетельствует о несформированности у испытуемых действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Количественный анализ результатов исследования уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) исследуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлен в таблице 4.
Таблица 4 - Показатели сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества исследуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
6 |
60 |
2 |
20 |
2 |
20 |
Как видно и таблицы 4, ряд испытуемых девочек с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста – 6 (60%) продемонстрировали высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. У данных испытуемых рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором, исследуемые активно обсуждали возможный вариант узора, приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек, сравнивали способы действия и координировали их, строя совместное действие, следили за реализацией принятого замысла. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками. Согласно представленным в таблице 4 данным, ряд исследуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - 2 (20%) – продемонстрировали средний уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. У данных испытуемых рисунок рукавичек сходен частично: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадали, но имелись и заметные отличия. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у исследуемых действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстникамисо сверстниками сформированны частично. Как видно из таблицы 4, у ряда испытуемых - 2 (20%) отмечается низкий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. У данных испытуемых выполненные рукавички значительно различаются, исследуемые не смогли договориться о том, какой будет узор, какие будут использованы цвета, каждый ребенок настаивал на своем и не пытался уступить, выработать общее решение. В процессе рисования каждый испытуемый работал по-своему, неадекватно реагировал на замечания товарища. Полученные результаты свидетельствуют о несформированности действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества у данных испытуемых.
Таким образом, исследование уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества у девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показало, что в группе преобладают испытуемые с высоким уровнем кооперации со сверстниками, что свидетельствует о высоком уровне развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.
Результаты сравнительного анализа показателей уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества испытуемых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наглядно проиллюстрированы на рисунке – 3.
|
Рисунок 3 - Сравнительный анализ результатов исследования уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества испытуемых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Как видно из рисунка 3, у испытуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. У данных испытуемых рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором, исследуемые активно обсуждали возможный вариант узора, приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек, сравнивали способы действия и координировали их, строя совместное действие, следили за реализацией принятого замысла. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками. У испытуемых мальчиков с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень сформированности кооперации. Согласно анализу результатов исследования, у данных испытуемых в узорах явно преобладали различия, не было сходства, исследуемые не пытались договориться, не могли прийти к общему согласию, каждый настаивал на своем. При выполнении задания второй серии отмечались разногласия по использованию одного набора карандашей. Испытуемые демонстрировали агрессивные реакции: повышение голоса, применение силы. Полученные результаты свидетельствуют о несформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, о гендерных различиях в развитии действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, согласно анализу полученных результатов исследования, у исследуемых нами мальчиков с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста преобладает низкий уровень развития кооперации, что проявляется в несогласовании действий во время выполнения заданий. У исследуемых нами девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает высокий уровень сфомированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, что проявляется в согласовании действий по выполнению заданий.
Количественные результаты исследования межличностных отношений дошкольников у испытуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, с использованием методики умений вести диалог (по И.А. Бизиковой), представлены в таблице 5. С показателями, полученными в ходе исследования можно ознакомиться в приложении 2.
Таблица 5 – Показатели сформированности диалогической речи у испытуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Уровень сформированности диалогической речи |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
1 |
10 |
3 |
30 |
6 |
60 |
Как видно из таблицы 7, ряд испытуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - 1 (10%) продемонстрировал высокий уровень умений вести диалог. Это проявлялось в том, что у данного испытуемого отмечалась высокая инициативность, испытуемый активно взаимодействовал со сверстниками, постоянно поддерживал разговор. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у данного испытуемого сформировано умение задавать вопросы и отвечать на них, знание правил речевого общения, умение реагировать на сообщения, выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от его выполнения. Согласно анализу результатов исследования, ряд испытуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития - 30 % (3) продемонстрировали средний уровень развития диалогической речи. Это проявлялось в том, что у данных испытуемых отмечалась пониженная инициативность к коммуникации, испытуемые не требовали постоянного внимания к себе и не всегда шли на контакт со сверстниками. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых не в полной мере сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения, эпизодические проявления умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствует готовность к выполнению побуждения; наблюдается недостаточный интерес к процессу общения, ограниченное использование средств общения. Также согласно анализу результатов исследования, ряд испытуемых мальчиков с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста – 6 (60%) продемонстрировали низкий уровень развития диалогической речи. Это проявлялось в том, что у данных испытуемых отмечалась низкая инициативность к коммуникации со сверстниками, испытуемые сторонились от внимания к себе со стороны сверстников, не шли с ними на контакт. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых отсутствуют умения задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения; наблюдается редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствует готовность к выполнению побуждения; отсутствует интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим.
Таким образом, исследование уровня сформированности диалогической речи у мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показало, что в группе преобладают испытуемые с низким уровенем развития умений вести диалог. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых отсутствуют умения задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения; наблюдается редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствует готовность к выполнению побуждения; отсутствует интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим.
Количественные результаты исследования межличностных отношений дошкольников у испытуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, представлены в таблице 6. С показателями, полученными в ходе исследования можно ознакомиться в приложении 3.
Таблица 6 - Распределение испытуемых по уровням сформированности диалогической речи у девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Уровень сформированности диалогической речи |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
|||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
2 |
20 |
5 |
50 |
3 |
30 |
Следуя
из данных таблицы 6, ряд испытуемых девочек старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития - 2 (20%) продемонстрировали высокий уровень
умений вести диалог. Это проявлялось в том, что у данных испытуемых отмечалась
высокая инициативность к коммуникации со сверстниками, испытуемый активно
взаимодействовал со сверстниками, постоянно поддерживал разговор. У данных
испытуемых сформировано умение задавать вопросы и отвечать на них, знание
правил речевого общения, умение реагировать на сообщения, выражать в общении со
сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; выражать готовность к
выполнению побуждения или отказываться от его выполнения. Полученные результаты
свидетельствуют о том, что испытуемых девочек уровень сформированности умений
вести диалог соответствует нормативному развитию. Исходя из анализа результатов
исследования, ряд испытуемых девочек с задержкой психического развития старшего
дошкольного возраста – 5 (50%) продемонстрировали средний уровень развития
диалогической речи. Это проявлялось в том, что у данных испытуемых отмечалась
пониженная инициативность к коммуникации, испытуемые не требовали постоянного
внимания к себе и не всегда шли на контакт со сверстниками. У данных
испытуемых не в полной мере
сформированы
умения задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого
общения, эпизодические проявления умений выражать в общении со сверстниками и
взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствует готовность к выполнению
побуждения; наблюдается недостаточный интерес к процессу общения, ограниченное
использование средств общения. Полученные результаты свидетельствуют о
частичной сформированности диалогической речи у данных испытуемых девочек с
задержкой психического развития. Как видно из таблицы 6, ряд испытуемых девочек
с задержкой психического развития – 3 (30 %) продемонстрировали низкий уровень
развития умений вести диалог. Это проявлялось в том, что у данных испытуемых
отмечалась низкая инициативность к коммуникации со сверстниками, испытуемые
сторонились от внимания к себе со стороны сверстников не шли с ними на контакт.
У данных испытуемых отсутствуют умения задавать вопросы и отвечать на них,
знания отдельных правил речевого общения, наблюдается редкое проявление умений
выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения;
отсутствует готовность к выполнению побуждения; отсутствует интереса к
коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим. Полученные данные
свидетельствуют о несформиованности диалогической речи у данных испытуемых с
задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Таким образом, исследование уровня сформированности диалогической речи у девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показало, что в группе преобладают испытуемые со средним уровнем развития умений вести диалог. Полученные результаты свидетельствуют о частичной сформированности диалогической речи у данных испытуемых девочек с задержкой психического развития.
Результаты сравнительного анализа показателей уровня сформированности диалогической речи испытуемых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наглядно проиллюстрированы на рисунке - 4.
|
Рисунок 4 - Сравнительный анализ показателей уровня сформированности диалогической речи испытуемых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Сравнительный анализ уровней сформированности диалогической речи испытуемых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показал, что у испытуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает низкий уровень сформированности умений вести диалог. У испытуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает средний уровень сформированности диалогической речи.
Согласно анализу полученных результатов исследования, у исследуемых нами мальчиков с задержкой психического развития преобладает низкий уровень сформированности диалогической речи, что проявляется в отсутствии побуждения к диалогу со сверстниками и взрослыми. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых отсутствуют умения задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения; наблюдается редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствует готовность к выполнению побуждения; отсутствует интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим. У исследуемых нами девочек с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития умения вести диалог, что проявляется в частичной сформированности диалогической речи. Полученные результаты свидетельствуют о частичной сформированности диалогической речи у данных испытуемых девочек с задержкой психического развития.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о гендерных различиях в развитии диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами были выявлены гендерные различия в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Так у испытуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает низкий уровень развития коммуникативных навыков, что проявляется в низкой степени сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований, в несогласовании действий во время выполнения заданий, отсутствии побуждения к диалогу со сверстниками и взрослыми. У испытуемых девочек преобладают высокий и средний уровни развития коммуникативных навыков, что проявляется в ситуации, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальную адаптацию; согласовании действий по выполнению заданий; частичной сформированности диалогической речи. Исследование коммуникативной компетентности показало, что у испытуемых мальчиков преобладает низкий уровень развития социально компетентности. Это проявлялось в том, что испытуемые не смогли дифференцировать большее количество конфликтных проблемных ситуаций, а в следствии и найти выход из сложившихся ситуаций. У испытуемых девочек преобладает средний уровень развития социальной компетентности. Это проявлялось в том, что в отдельных случаях испытуемые не реагировали на проблемную ситуацию в соответствии с возрастной нормой. Согласно исследованию сфомированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества для исследуемых мальчиков с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста свойственен низкий уровень развития кооперации. Согласно анализу результатов исследования, у данных испытуемых в узорах явно преобладали различия, не было сходства, исследуемые не пытались договориться, не могли прийти к общему согласию, каждый настаивал на своем. При выполнении задания второй серии отмечались разногласия по использованию одного набора карандашей. Испытуемые демонстрировали агрессивные реакции: повышение голоса, применение силы. Полученные результаты свидетельствуют о несформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками. У исследуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает высокий уровень сфомированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества выше. У данных испытуемых рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором, исследуемые активно обсуждали возможный вариант узора, приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек, сравнивали способы действия и координировали их, строя совместное действие, следили за реализацией принятого замысла. Полученные результаты свидетельствуют о высоком уровне развития действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества со сверстниками. Результаты исследования диалогической речи показали, что у испытуемых мальчиков с задержкой психического развития преобладает низкий уровень сформированности диалогической речи. Это проявлялось в том, что у данных испытуемых отмечалась низкая инициативность к коммуникации со сверстниками, испытуемые сторонились от внимания к себе со стороны сверстников не шли с ними на контакт. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у испытуемых отсутствуют умения задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения; наблюдается редкое проявление умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствует готовность к выполнению побуждения; отсутствует интереса к коммуникативной деятельности и безразличие к окружающим. У исследуемых нами девочек с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития умения вести диалог. Это проявлялось в том, что у данных испытуемых отмечалась пониженная инициативность к коммуникации, испытуемые не требовали постоянного внимания к себе и не всегда шли на контакт со сверстниками. У данных испытуемых не в полной мере сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, знания отдельных правил речевого общения, эпизодические проявления умений выражать в общении со сверстниками и взрослыми просьбы, советы, предложения; отсутствует готовность к выполнению побуждения; наблюдается недостаточный интерес к процессу общения, ограниченное использование средств общения. Полученные результаты свидетельствуют о частичной сформированности диалогической речи у данных испытуемых девочек с задержкой психического развития.
Таким образом, в ходе проведенного исследования мы выявили гендерные различия в формировании социальной компетентности, действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества и умений вести диалог у испытуемых с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Для проверки статистической значимости выявленных нами гендерных различий в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития нами использовался критерий U.Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Использование данного критерия позволяет выявить различия по исследуемому признаку между малыми выборками.
Критерий U.Манна-Уитни определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Согласно правилам расчета данного критерия, чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. В некоторых случаях, эти различия называют различиями в расположении двух выборок. Эмпирическое значение критерия отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше эмпирическое значение, тем более вероятно, что различия достоверны.
Статистические расчеты эмпирического значения критерия U. Манна-Уитни по методике «Картинки» (по И.А. Бизиковой) представлен в Приложении 4.
Статистический анализ гендерных различий между группами мальчиками и девочками с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по признаку конструктивного решения проблемной ситуации показал следующее:
Uэмп =17
UКр =19 при p≤0.05
Как видим, критическое значение критерия больше эмпирического значения при достаточном уровне значимости, что свидетельствует о том, что различия между исследуемыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по конструктивному решению проблемной ситуации являются статистически значимыми.
Статистический анализ гендерных различий между группами мальчиками и девочками с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по признаку вербально-оценочного решения проблемной ситуации показал следующее:
Uэмп =19
UКр =19 при p≤0.05
Как видим, критическое значение критерия больше эмпирического значения при достаточном уровне значимости, что свидетельствует о том, что различия между исследуемыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по вербально-оценочному решению проблемной ситуации являются статистически значимыми.
Статистический анализ гендерных различий между группами мальчиками и девочками с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по признаку агрессивного выхода из проблемной ситуации показал следующее:
Uэмп =17
UКр =19 при p≤0.05
Как видим, критическое значение критерия больше эмпирического значения при достаточном уровне значимости, что свидетельствует о том, что различия между исследуемыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по агрессивному выходу из проблемной ситуации являются статистически значимыми.
Статистический анализ гендерных различий между группами мальчиками и девочками с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по признаку ухода от проблемной ситуации показал следующее:
Uэмп =17
UКр =19 при p≤0.05
Как видим, критическое значение критерия больше эмпирического значения при достаточном уровне значимости, что свидетельствует о том, что различия между исследуемыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по уходу от проблемной ситуации являются статистически значимыми.
Статистические расчеты эмпирического значения критерия U. Манна-Уитни по методике «Умения вести диалог» (по И.А. Бизиковой) представлен в Приложении 5.
Статистический анализ гендерных различий между группами мальчиками и девочками с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по признаку умения задавать вопросы показал следующее:
Uэмп =17
Uкр =19 при р≤0,05
Как видим, критическое значение критерия больше эмпирического значения при достаточном уровне значимости, что свидетельствует о том, что различия между исследуемыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по умению задавать вопросы, являются статистически значимыми.
Статистический анализ гендерных различий между группами мальчиками и девочками с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по признаку умения отвечать на вопросы показал следующее:
Uэмп =17
Uкр =19 при р≤0,05
Как видим, критическое значение критерия больше эмпирического значения при достаточном уровне значимости, что свидетельствует о том, что различия между исследуемыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по умению отвечать на вопросы, являются статистически значимыми.
Статистический анализ гендерных различий между группами мальчиками и девочками с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по признаку умения сообщать собеседникам свое мнение показал следующее:
Uэмп =19
Uкр =19 при р≤0,05
Как видим, критическое значение критерия больше эмпирического значения при достаточном уровне значимости, что свидетельствует о том, что различия между исследуемыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по умению сообщать собеседникам свое мнение, являются статистически значимыми.
Статистический анализ гендерных различий между группами мальчиками и девочками с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по признаку умения выражать просьбы, советы показал следующее:
Uэмп =19
Uкр =19 при р≤0,05
Как видим, критическое значение критерия больше эмпирического значения при достаточном уровне значимости, что свидетельствует о том, что различия между исследуемыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по умению выражать просьбы, советы, являются статистически значимыми.
Статистический анализ гендерных различий между группами мальчиками и девочками с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по признаку умения сообщать о своих чувствах, делиться новостями показал следующее:
Uэмп =12,5
Uкр =19 при р≤0,01
Как видим, критическое значение критерия больше эмпирического значения при достаточном уровне значимости, что свидетельствует о том, что различия между исследуемыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по умению сообщать о своих чувствах, делиться новостями являются статистически значимыми.
Статистический анализ гендерных различий между группами мальчиками и девочками с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста по признаку умения вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета показал следующее:
Uэмп =19
Uкр =19 при р≤0,05
Как видим, критическое значение критерия больше эмпирического значения при достаточном уровне значимости, что свидетельствует о том, что различия между исследуемыми мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по умению вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета являются статистически значимыми.
Таким образом, выявленные гендерные различия в развитии коммуникативных навыков у мальчиков и девочек старшего школьного возраста с задержкой психического развития являются статистически значимыми.
1.3 Методические рекомендации для психологов по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Исходя из полученных результатов исследования, нами были разработаны методические рекомендации для психологов дошкольных образовательных учреждений по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с учетом гендерных различий.
При разработке методических рекомендаций мы опирались на исследования О.А. Акуловой, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, Н.В.
В результате проведенного исследования нами были выявлены гендерные различия в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: так у испытуемых мальчиков старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает низкий уровень развития коммуникативных навыков, что проявляется в низкой степени сформированности необходимых для социальной адаптации личностных новообразований, в несогласовании действий во время выполнения заданий, отсутствии побуждения к диалогу со сверстниками и взрослыми. У испытуемых девочек преобладают высокий и средний уровни развития коммуникативных навыков, что проявляется в ситуации, когда отдельные показатели социальной компетентности сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальную адаптацию; согласовании действий по выполнению заданий; частичной сформированности диалогической речи.
Исходя из анализа представленных результатов исследования, при работе с мальчиками старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психологам дошкольных образовательных учреждений мы рекомендуем осуществлять работу в трех направлениях: построение ролевого поведения (социальная компетентность), повышение сотрудничества и кооперации со сверстниками, развитие диалогической речи.
Исходя из того, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра, во всех направлениях работы с мальчиками мы рекомендуем специалистам выстраивать занятия по развитию коммуникативных навыков в игровой форме.
Одним из направлений данной работы может служить игры-драматизации. По мнению О.А. Акуловой в данном направлении игры, дошкольник исполняет роль «артиста», что позволяет самостоятельно создать образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. К данному виду игры относят игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Занятие можно построить, проводя ролевые диалоги на основе текста, инсценировку произведений, постановки спектаклей, импровизацию с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Ролевые диалоги способствуют развитию игрового взаимодействия дошкольников в игре. В этом случае педагог целенаправленно обогащает игру мальчиков и формирует все стороны диалога. Игры-инсценировки способствуют развитию творческой игровой деятельности дошкольников, а также активному овладению диалогов, благодаря сочетанию в них репродуктивных реплик, заимствованных из тестов произведений и проективных, «придуманных» ребенком самостоятельно.
Игры с правилами еще один эффективный способ развития коммуникативных навыков мальчиков с задержкой психического развития. Игры с правилами – это то пространство, где дошкольник может практиковать, осваивать и присваивать формы нормативного взаимодействия, т. е. общения с другими детьми и взрослыми в рамках четко обозначенных правил. Для эффективности развивающей работы в процессе игры с правилами, необходимо осуществлять работу в том направлении, в котором развивались бы те качества дошкольника, которые необходимы ему для успешного сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Работа по развитию речевых и коммуникативных навыков у мальчиков с задержкой психического развития ведется по следующим направлениям:
1. В повседневной жизни, в процессе живого общения с ребенком, о его повседневных, игровых и познавательных интересах (развитие социальной языковой ориентации, развитие потребностей в общении, овладение различными видами коммуникативных высказываний).
2. В процессе сюжетно-ролевых и театрализованных игр (активизация речевых средств, развитие различных видов коммуникативных высказываний, в том числе отрицания)
Для развития у девочек дошкольного возраста с задержкой психического развития коммуникативных навыков психолог должен подобрать комплекс тех игр и заданий, которые будут направлены на развитие общения, умения ладить с людьми, установление контакта, сочувствие, доверие.
Возможно использование игр, направленных на развитие интереса к партнеру по общению. По форме проведения подойдут игры – приветствия, тактильные игры, доброжелательные игры.
Доброжелательные игры: «Кто говорит?», «Угадай, кто это?», «Пожелание», «Комплименты», «Доброе слово», «Закончи предложение», «Чей голосок?», «А я сегодня такой!», «Колокольчик»
Приветствия: «Здравствуйте», «Эхо», «Каркуша», «Доброе утро!», «Передай улыбку», «Я рад тебя видеть!», «Назови цветком», «Путаница имен», «Комплимент», «Доброе пожелание», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся», «Как тебя зовут», «Цветок-имя», «Солнышко (небо)», «Нам солнце улыбается».
Тактильные игры: «Коридор приветствий», «Короткое приветствие», «Привет-привет! Как твои дела?», «Гимн доброму утру!», «Импульс», «Приветствие друзей», «Здороваются все, у кого…», «Встаньте дети, встаньте в круг!».
Игры, направленные на развитие умения входить в контакт, вести диалог можно использовать в форме игр парами, малыми подгруппами, игр-мирилок, упражнения.
Это такие игры, как: Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай; «Сиамские близнецы»; «Давай поговорим»; «Клубочек»; «Зеркала»; «Поварята» и др.
Упражнения: «Чудесный мешочек», «Добавь слово», «Все наоборот», «Моя семья», «Сказочная шкатулка», «Мой лучший друг», «Одуванчики», «Волшебная палочка», «Дровосеки», «Закончи предложение», «Комплименты», «Пожелания», «Я знаю», «зеркало», «Волшебные очки», «Это здорово», «Знакомство», «Улыбка».
Игры-мирилки: Солнышко (приветствие, радость), считалки.
Для развития умения дошкольников сопереживать, сочувствовать окружающим людям можно использовать данные методик: «Как поступить?», «Правила активного слушания», «Способы повышения эффективной коммуникации».
Заключение
Общение имеет огромное значение для развития ребенка. В ходе коммуникации ребенок усваивает общественно-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями человечества, поэтому взаимодействие со взрослыми представляет собой важный источник усвоения и приобретения детьми опыта предыдущих поколений. Для такого усвоения необходимо общение со взрослыми людьми. Общение является обязательным условием существования человека. Общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но в приобретении ребенком новых знаний. В ходе общения со взрослыми дети впервые обучаются пониманию сложных задач, пытаются их решать.
Общение самый важный фактор психического развития. Благодаря общению человек поддерживает свою жизнедеятельность, без общения невозможно само существование человеческих индивидуальностей.
Коммуникативные навыки в психологии рассматриваются, как способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс, позволяющий устанавливать контакты; заинтересовывать собеседника; поддерживать общение; аргументировать свои мысли; отстаивать свои интересы; разрешать конфликты; пользоваться невербальными средствами общения; понимать окружающих, мотивы их действий и реакции.
У детей с задержкой психического развития отмечаются трудности в формирования коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с задержкой психического развития с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной. Вот почему изучение коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития имеет важное значение.
Нами было организовано и проведено исследование коммуникативных навыков: сформированности социальной компетентности, действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
В результате проведенного исследования и сравнительного анализа полученных результатов нами выявлены гендерные различия в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Сравнительный анализ уровня социальной компетентности испытуемых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показал, что у испытуемых мальчиков преобладает низкий уровень развития социально компетентности. Это проявлялось в том, что испытуемые не смогли дифференцировать большее количество конфликтных проблемных ситуаций, а в следствии и найти выход из сложившихся ситуаций. У испытуемых девочек преобладает средний уровень развития социальной компетентности. Это проявлялось в том, что в отдельных случаях испытуемые не реагировали на проблемную ситуацию в соответствии с возрастной нормой.
Сравнительный анализ уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества показал, что для исследуемых мальчиков с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста свойственен низкий уровень развития кооперации. Согласно анализу результатов исследования, у данных испытуемых в узорах явно преобладали различия, не было сходства, исследуемые не пытались договориться, не могли прийти к общему согласию, каждый настаивал на своем. У исследуемых девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития преобладает высокий уровень сфомированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества выше. У данных испытуемых рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором, исследуемые активно обсуждали возможный вариант узора, приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек, сравнивали способы действия и координировали их, строя совместное действие, следили за реализацией принятого замысла.
Сравнительный анализ уровней сформированности диалогической речи испытуемых мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития показал, что у испытуемых мальчиков преобладает низкий уровень сформированности диалогической речи. Это проявлялось в том, что у данных испытуемых отмечалась низкая инициативность к коммуникации со сверстниками, испытуемые сторонились от внимания к себе со стороны сверстников не шли с ними на контакт. У исследуемых нами девочек с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития умения вести диалог. Это проявлялось в том, что у данных испытуемых отмечалась пониженная инициативность к коммуникации, испытуемые не требовали постоянного внимания к себе и не всегда шли на контакт со сверстниками.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами были выявлены гендерные различия в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, выявленные различия являются статистически значимыми.
И так, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Результаты исследования могут найти свое практическое применение в деятельности психолога в дошкольном учреждении, направленной на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Приложение
Приложение 1
Таблица 1 - Содержание диагностики умений вести диалог
№ п/п |
Умение |
Характеристика |
Баллы |
1 |
Умение задавать вопросы |
-в речи присутствовали вопросы делового, познавательного и социально-личностного содержания; -наличие вопросов делового и познавательного характера, изредка использовал вопросы социально-личностного-характера; -вопросы однообразны (по поводу деятельности); -крайне редко задавал вопросы. |
5
4
3 2 |
2 |
Умение отвечать на вопросы |
-отвечал охотно, коммуникативно целесообразно, по теме; -изредка уходил от ответа на вопросы сверстников; -мог оставить без ответа вопросы как взрослых, так и сверстников, ответы не отличались исчерпанностью; -отвечал неохотно. |
5
4
3
2 |
3 |
Умение сообщать собеседникам свое мнение |
-спокойно, аргументировано высказывал свое мнение; -не всегда мог аргументировать свое мнение; -редко прибегал к словесным аргументам; -с трудом формулировал мнение. |
5
4 3 2 |
4 |
Умение выражать просьбы, советы, предложения |
-легко и свободно обращался к собеседнику (с просьбами, советами, предложениями и другими видами побуждений); -чаще всего выражал побуждения, но изредка наблюдались затруднения при формировании некоторых побуждений; -затруднялся в использовании побуждений, не всегда адекватно формулировал их; -слабо проявлял умения или они полностью отсутствовали. |
5
4
3
2 |
5 |
Умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями |
-всегда охотно сообщал о своих чувствах, впечатлениях, делился новостями; -делился впечатлениями со сверстниками, близкими взрослыми, высказывает жалобы на сверстников; -редко по своей инициативе вступал в общение, жаловался на сверстников; -почти не использовал реплик-сообщений. |
5
4
3
2 |
6 |
Умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета |
-разнообразные варианты формул речевого этикета использовались адресно и мотивированно, доброжелательным тоном; -испытуемый использовал единичные формы речевого этикета, не всегда их адресовали, мотивировал. Изредка наблюдалось недоброжелательная интонация в выражениях побуждений; -использовал формулы речевого этикета не во всех ситуациях побуждений, редко обращался по имени к детям и воспитателю. Доброжелательность проявлял ситуативно; -почти не прибегает к формулам речевого этикета, преобладала недоброжелательность в обращениях. |
5
4
3
2 |
Приложение 2
Таблица 2 - Результаты исследования умений вести диалог у мальчиков дошкольного возраста с задержкой психического развития
№ п/п |
Список детей |
Оценка умений вести диалог, в баллах |
Средний балл |
Уровень развития умений вести диалог |
|||||
задавать вопросы |
отвечать на вопросы |
сообщать собеседникам свое мнение |
выражать просьбы, советы |
сообщать о своих чувствах, делиться новостями |
вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета |
||||
1 |
Костя Б. |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,2 |
низкий |
2 |
Никита А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
низкий |
3 |
Данил Б. |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,5 |
низкий |
4 |
Саша К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
средний |
5 |
Валера С. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
высокий |
6 |
Марк Т. |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
средний |
7 |
Кирилл Р. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
низкий |
8 |
Матвей В. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,2 |
низкий |
9 |
Максим А. |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2,2 |
низкий |
10 |
Сережа Р. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
средний |
Средний бал |
2,6 |
2,4 |
2,8 |
2,5 |
2,7 |
2,6 |
|
|
Приложение 3
Таблица 3 - Результаты исследования умений вести диалог у девочек дошкольного возраста с задержкой психического развития
№ п/п |
Список детей |
Оценка умений вести диалог, в баллах |
Средний балл |
Уровень развития умений вести диалог |
|||||
задавать вопросы |
отвечать на вопросы |
сообщать собеседникам свое мнение |
выражать просьбы, советы |
сообщать о своих чувствах, делиться новостями |
вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета |
||||
1 |
Настя А. |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,8 |
высокий |
2 |
Вика С. |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4,5 |
высокий |
3 |
Алена Р. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2,8 |
низкий |
4 |
Маша Л. |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3,8 |
средний |
5 |
Диана С. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3,8 |
средний |
6 |
Ксюша П. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3,8 |
средний |
7 |
Марина Н. |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2,8 |
низкий |
8 |
Лена М. |
3 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,8 |
средний |
9 |
Таня Р. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,8 |
низкий |
10 |
Лера В. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3,8 |
средний |
Средний бал |
3,6 |
3,8 |
3,9 |
3,6 |
3,7 |
3,7 |
|
|
Приложение 4
Статистические расчеты эмпирического значения критерия U. Манна-Уитни по методике «Картинки» (по И.А. Бизиковой)
Таблица 4 - Расчет U-критерия Манна-Уитни у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Выборка |
Ранги |
|||||
Конструктивное решение проблемной ситуации |
Вербально-оценочное решение |
Агрессивное решение |
Уход от ситуации |
|||
1 |
20 |
17 |
1 |
5 |
||
2 |
17 |
19 |
2.5 |
5 |
||
3 |
17 |
17 |
2.5 |
5 |
||
4 |
10 |
13.5 |
10.5 |
11 |
||
5 |
10 |
10.5 |
12 |
11 |
||
6 |
10 |
9 |
10.5 |
15 |
||
7 |
17 |
17 |
5.5 |
5 |
||
8 |
17 |
20 |
4 |
5 |
||
9 |
10 |
10.5 |
5.5 |
5 |
||
10 |
10 |
2.5 |
18 |
5 |
||
Сумма |
138 |
136 |
72 |
72 |
||
11 |
10 |
6.5 |
16 |
19 |
||
12 |
3 |
2.5 |
19 |
19 |
||
13 |
17 |
13.5 |
8 |
5 |
||
14 |
3 |
2.5 |
20 |
15 |
||
15 |
3 |
2.5 |
16 |
15 |
||
16 |
10 |
8 |
13 |
15 |
||
17 |
10 |
13.5 |
8 |
5 |
||
18 |
10 |
13.5 |
8 |
11 |
||
19 |
3 |
5 |
14 |
19 |
||
20 |
3 |
6.5 |
16 |
15 |
||
Сумма |
72 |
74 |
138 |
138 |
||
Приложение 5
Статистические расчеты эмпирического значения критерия U. Манна-Уитни по методике «Умения вести диалог» (по И.А. Бизиковой)
Таблица 5 - Расчет U-критерия Манна-Уитни у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Выборки |
Ранги |
|||||
Умение задавать вопросы |
Умение отвечать на вопросы |
Умение сообщать собеседникам свое мнение |
Умение выражать просьбы, советы |
Умение сообщать о своих чувствах, делиться новостями |
Умение вести диалог в соответствии с правилами речевого этикета |
|
1 |
20 |
19 |
18.5 |
20 |
16.5 |
19.5 |
2 |
17 |
19 |
18.5 |
16.5 |
16.5 |
19.5 |
3 |
10 |
5 |
8 |
10.5 |
9 |
10.5 |
4 |
10 |
15 |
15 |
16.5 |
16.5 |
17 |
5 |
17 |
15 |
15 |
16.5 |
16.5 |
10.5 |
6 |
17 |
15 |
15 |
16.5 |
16.5 |
10.5 |
7 |
10 |
5 |
8 |
10.5 |
9 |
10.5 |
8 |
10 |
19 |
15 |
10.5 |
16.5 |
17 |
9 |
10 |
11 |
6 |
4 |
9 |
10.5 |
10 |
17 |
15 |
15 |
16.5 |
16.5 |
10.5 |
Сумма |
138 |
138 |
136 |
138 |
142.5 |
136 |
11 |
3 |
5 |
8 |
4 |
3 |
3 |
12 |
3 |
5 |
2.5 |
4 |
3 |
3 |
13 |
3 |
5 |
8 |
4 |
9 |
10.5 |
14 |
10 |
11 |
8 |
10.5 |
9 |
10.5 |
15 |
17 |
15 |
15 |
16.5 |
16.5 |
17 |
16 |
10 |
5 |
15 |
10.5 |
9 |
10.5 |
17 |
3 |
5 |
2.5 |
4 |
3 |
3 |
18 |
10 |
5 |
2.5 |
4 |
3 |
3 |
19 |
3 |
5 |
2.5 |
4 |
3 |
3 |
20 |
10 |
11 |
8 |
10.5 |
9 |
10.5 |
Сумма |
72 |
72 |
74 |
72 |
67.5 |
74 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.