План проведения коучинга по теме
«Исследование в действии. Lesson Study»
Тема занятий: |
«Исследование в действии. Lesson Study» |
Ссылка: |
Руководство 1 уровня, стр. 118-119 Руководство 2 уровня, с.231 Видеоматериалы ресурсов. |
Общие цели: |
Создать условия для знакомства с понятием «исследование в действии» как форме исследований специалистом-практиком. Подготовить учителей к принятию идей исследования в действии и как его разновидность – «Lesson Study», пониманию его задач, способности реализовывать в своей деятельности. |
Результаты обучения: |
Учителя будут знать, что такое «исследование в действии», понимать его задачи; перечень основных основные этапов исследования в действии и отличия «Lesson Study». Сформируют позитивное отношение к рефлексии своей педагогической деятельности, инструментом которой является «исследование в действии» и Lesson Study. Пересмотрят свои педагогические методы работы так, чтобы активно включаться в практику преподавания и обучения с целью осуществления изменений, сопровождающихся систематическим сбором доказательств влияния данных изменений. |
Ключевые идеи:
|
Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Исходя из этого, назначением преподавателя является собственное вовлечение в процесс саморефлективного исследования для того, чтобы суметь понять и усовершенствовать собственную практику. |
Этапы проведения занятия |
Время
90 минут |
Действия коуча и действия участников
|
Введение |
3 мин |
Формирование коллаборативной среды. Разминка «Наш день» (в парах проговаривают друг другу главные события школьного дня) Рассаживание в группы по цвету стикера-пожелания. - Что интересного произошло сегодня у Вашего коллеги? - Каким событиям Вы порадовались вместе? - Чему очень удивились? |
Целеполагание |
10 мин |
А) Рефлексия одного из уроков школьного дня. Прошу вас ответить ответить на вопросы: Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что ___________________________________________________ Наиболее успешными были_______________________________, так как _________________________________________________________. Не вышли на результат________________________________________, так как______________________________________________________. Удачными были формы организации деятельности_________________. Самыми действенными приемами были_________________________. Изменить в следующем уроке надо______________________________. Б) «Мозговой штурм»: -Какое действие нами было произведено сейчас? -Почему учитель рефлексирует постоянно после проведения урока? В)Выход на тему Каждый учитель, практически ежедневно, встречается с различными проблемами, которые вынужден решать и преодолевать самостоятельно. В результате меняется практика учителя и он выбирает наиболее действенные приемы, методы, формы проведения занятий и становится успешным учителем. Но этот процесс исследования собственной практики не является достоянием других педагогов. Каждый проходит этот путь в одиночку. Мировой опыт предлагает сделать исследование в действии практикой каждой школы и делать результаты достоянием всех. В) Определение своего уровня знаний (прием «2 Яблони» (стикеры-яблоки зеленого, желтого, красного цвета). Г) Подведение итогов для формирования целевого пространства и мотивации к деятельности. - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? (запись вопросов на стикерах) |
Изучение теоретических вопросов |
30 мин |
1. Знакомство с иформацией по теме из различных источников: Слайд-программы, инфомационные бюллютени, ресурс Интернет Задание в группы: 1. Изучить материал об исследовании в действии, оформить постер. 2. Изучить материал о Lesson Study, представить в книжке-малышке. 3. Изучить материал об исследовании в действии, подготовить сценку, демонстрирующую особенности процесса. 4. Изучить материал о Lesson Study, написать сказку о процессе. 2. Защита постера и книжки-малышки - Какие общие черты имеют оба исследования? - Какой процесс является более общим? Какой- частным случаем общего? 3. Показ сценки и чтение сказки об исследованиях, определение верности и точности представления иформации. 4. Подведение итогов
|
Практическая часть |
20 мин |
- Что является самым сложным в ИД и LS? (в группе обсуждаются ответы на вопросы) Определение темы исследования с помощью ответов на вопросы — Единственное, что я хотел бы изменить - это … — Моя практика могла бы быть улучшена посредством… — Учащимся, с которыми я работаю, необходимо … — Я бы хотел знать… — Мне интересно знать, почему… — Самое важное в преподавании - это … — Самой эффективной обучающей средой для учащихся является — Мне необходимо изучить, как … -Обсудите и выделите те темы, которые являются наиболее общими в группе. |
Рефлексия |
15 мин |
Размышление над обучением, работа с доской обратной связи: 1. Как изменилось ваше понимание исследования в действии? 2. На какие вопросы вы получили ответы, на какие необходимо получить в следующем коучинге? (разбор вопросов на доске, заданных в начале занятия; определение задач на следующий коучинг) 3. Что Вам мешало в тренинге? Подведение итога личностного роста- определение места положения «2 яблони» (стикеры-яблоки) |
Исследование в действии
Педагогическое исследование в действии на базе школы является процессом, посредством которого специалисты-практики обдумывают и отвечают на школьные проблемы. Эта форма исследования не столько «в» и «про» образование, сколько «для» него. Учителя часто озадачены проблемами, возникающими на занятиях и активно пытаются решить их. В тот момент, когда учитель включается в практику, чтобы осуществить изменения в ней, при этом систематически собирает доказательства влияния данных изменений, он погружается в исследование в действии.
Однако во всех случаях присутствует единое намерение, суть которого заключается в том, чтобы изменить практику в ответ на проблему, обозначенную исследователем-практиком. Еще одной важной особенностью исследования в действии является то, что оно всегда осуществляется членом или при участии своих членов в организации или сообществе, а не командой исследователей извне, обычно изучающей преподавателей или учеников в действии.
Исследование в действии для преподавателей является действенным способом продолжения роста и обучения, при использовании практического опыта. Исследование в действии начинается буквально там, где в настоящий момент находится преподаватель и совершенствует его на столько, на сколько он этого желает.
Таким образом, исследование в действии:
• процесс выполнения действий с целью совершенствования преподавания и обучения совместно с систематическим исследованием практических действий и их последствий;
• в значительной степени разрабатывается и проводится специалистами-практиками, анализирующими данные по итогам своей работы с целью ее совершенствования;
• вид прикладного исследования, в процессе которого исследователь активно задействован в деле, ради которого проводится данное исследование;
• рассматривается в контексте богатых традиций качественного исследования, сформировавшегося в области антропологии, социологии и этнографии и др.
КАК ПРОВОДИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ В ДЕЙСТВИИ?
Первым шагом проведения исследования в действии является сознательное принятие обязательств по его выполнению. Необходимо определить достаточный объем времени для обдумывания применяемой в классе практики. Согласно подходу Кембриджского университета в центре трактовки понятия профессионализма находится способность к исследованию, т.е. - способность к постановке вопросов в ситуациях, воспринимающихся другими как само собой разумеющееся, например: «Что дает результат в Вашем классе, в Вашей методике преподавания?», «Кто учится?», «Кто исключается из процесса?», «Как учебный план способствует обучению?», «Когда Вы осознаете, что не управляете ситуацией?» и мн.др.
Задавать вопросы подобного рода не совсем комфортно. Ответы на них могут создать
еще больший дискомфорт. Но до тех пор, пока учителя не решат сложные вопросы, улучшить ситуацию в классах будет невозможно. Одним словом, исследование в действии -
способ, позволяющий учителю познать себя в этой роли, воспринять самого себя как
критического мыслителя, сопровождающего учеников в мире познания и развития.
В самом начале процесса, в соответствии с подходом Кембриджского университета, от учителей требуется серьезное отношение к процессу, в ходе которого они иногда будут испытывать дискомфорт. Кроме того мы обращаемся к учителям с просьбой каждый день уделять по 10 минут своего времени для описания своих уроков на бумаге. Данная работа требует дисциплины и работоспособности, но мы считаем, что данный процесс развивает новый навык.
Цель ИД- выяснение причин,
негативно влияющих на эффективность практики, и поиск путей их устранения.
Реализация процесса- практика, основанная на обдумывании и рассуждении.
Сущность- Учитель участвует в исследовании в действии, а так же
использует результаты внешнего экспертного оценивания, применяя различные формы
сотрудничества с коллегами
Этапы ИД:
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМЫ
2.ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
3.СБОР ДАННЫХ
— Информация из классных журналов. |
Анкетирование. |
— Изучение личных дел. |
— Исследование различных ситуаций. |
— Протоколы встреч, совещаний. |
— Образцы работ учащихся. |
— Опрос. |
— Аудиозаписи. |
— Видеозапись. |
— Фотографии. |
— Отчетная информация по успеваемости, посещаемости учеников. |
— Конспекты |
— Самооценивание. |
— Материалы работы фокус-группы |
— Интервьюирование. |
— Наблюдение. |
— Проекты, выступления. |
— Проверочные листы. |
— Портфолио. |
— Ситуативные записи |
4.ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
— Наблюдается ли в действительности улучшение и подтверждают ли этот факт полученные данные?
— Если нет улучшений, то, какие необходимо внести изменения в действия для получения лучших результатов?
Lesson Study
Lesson Study -коллаборативный подход к обучению учителей и развитию практики.
Аналогично исследованию в действии, предполагает ряд циклов. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Ключевыми характеристиками Lesson Study являются креативность и научная точность. Креативность инициируется учителями, работающими совместно, с целью разработки новых подходов преподавания, а научная точность предполагает сбор данных об обучении ученика, который будет подтверждать эффективность новых подходов.
Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, что является фактором, благоприятно влияющим на опыт и знания друг друга. Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, группа берет на себя ответственность за него и любое оценивание преподавания и занятия в целом относится к работе всей группы, а не отдельного учителя.
Процесс
Подход Lesson Study первоначальным этапом предполагает совместное детальное его планирование. Затем исследовательский урок проводит один из членов группы, а остальные члены - наблюдают. Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы сразу после завершения исследовательского урока и, затем, работа совместно перепланируется с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить Lesson Study большую эффективность.
Имеется ряд шагов в процессе Lesson Study, которые становились и утверждались с течением времени:
1. Группа Lesson Study согласует систему правил, которые обеспечивают результативность ее работы, в процессе которой все члены относятся друг к другу с уважением.
2. Группа согласует ключевую идею исследования, которая, как правило, оформлена в виде вопроса и определяет, чему учить и кого, например, «Как мы можем научить X более эффективно использовать возможности Y для того, чтобы улучшить их обучение».
3. Члены группы исследуют литературу, чтобы найти ответ, касающийся их ключевой идеи исследования и обобщают их результаты, чтобы использовать их в планировании.
4. Группа решает, какой класс и какие три «исследуемые ученика» будут в центре исследовательского урока и будут представлять группы класса с высоким, средним и низким уровнем успеваемости.
5. Группа планирует исследовательский урок, акцентируя особое внимание на предстоящем его усвоении «исследуемыми учениками»
6. Один учитель ведет исследовательский урок, в то время как другие – наблюдают и делают заметки с обращением особого внимания на трех «исследуемых учениках (А,В,С)»
7. Учителя интервьюируют нескольких учеников для выяснения их мнения об исследовательском уроке.
8. Группа обсуждает исследовательский урок сразу после его окончания. Обсуждение следует установленной структуре:
· наблюдения за обучением «исследуемых учеников» в сопоставлении с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, и установление причин произошедших различий;
· обучение класса в целом;
· ход исследовательского урока и процесс преподавания;
· постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного;
· совместное планирование группой следующего Lesson Study.
После цикла Lesson Study (как правило, три или больше) группа согласует изменения в подходах обучения и учебных программах, которые будут предприняты и популяризированы.
ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что ____________________________________________________________________________________
Наиболее успешными учениками были_____________________________________________________, так как________________________________________________________________________________.
Не вышли на результат______________________________________________________________, так как__________________________________________________________________________________.
Удачными были формы организации деятельности__________________________________________.
Самыми действенными приемами были________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Изменить в следующем уроке надо_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что ____________________________________________________________________________________
Наиболее успешными учениками были_____________________________________________________, так как________________________________________________________________________________.
Не вышли на результат______________________________________________________________, так как__________________________________________________________________________________.
Удачными были формы организации деятельности__________________________________________.
Самыми действенными приемами были________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Изменить в следующем уроке надо_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
ПОДУМАЙТЕ:
Цели и задачи урока достигнуты большей частью учеников, потому что ____________________________________________________________________________________
Наиболее успешными учениками были_____________________________________________________, так как________________________________________________________________________________.
Не вышли на результат______________________________________________________________, так как__________________________________________________________________________________.
Удачными были формы организации деятельности__________________________________________.
Самыми действенными приемами были________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Изменить в следующем уроке надо_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
— Единственное, что я хотел бы изменить - это …
— Моя практика могла бы быть улучшена посредством…
— Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …
— Я бы хотел знать…
— Мне интересно знать, почему…
— Самое важное в преподавании - это …
— Самой эффективной обучающей средой для учащихся является..
— Мне необходимо изучить, как …
— Единственное, что я хотел бы изменить - это …
— Моя практика могла бы быть улучшена посредством…
— Учащимся, с которыми я работаю, необходимо …
— Я бы хотел знать…
— Мне интересно знать, почему…
— Самое важное в преподавании - это …
— Самой эффективной обучающей средой для учащихся является..
— Мне необходимо изучить, как …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.