ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»
Оценка 5

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
9 кл—11 кл +1
20.01.2017
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Интернатные учреждения.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1 ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ  ИНТЕРНАТНОГО ТИПА…………………………………………………….5­12 1.1 Интернатные учреждения и их специфика………………………………….5 1.2 Профориентационная работа в интернатных учреждениях………………..7 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»…………………………14­20 2.1 Организация исследования………………………………………………….14 2.2 Анализ проведенного исследования………………………………………..17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….22 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….24 Приложение А. Динамика поступления воспитанников ГУО «Могилевский  детский дом № 1» в учебные заведения (2009­2013 гг). Приложение Б. Консультирование «Что такое «профессия». Виды  профессий» Приложение В. Беседа «Ошибки при выборе профессии» Приложение Г. Профориентационная игра "В мире профессий" Приложение Д. Диагностика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток) Приложение Е. Методика «Дифференциально ­ диагностический опросник» для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией  типов профессий Е. А. Климова Приложение Ж. Консультация по типам профессий Приложение З.Рекомендации для учащихся по профориентации «Семь шагов к взвешенному решению» 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Данная работа раскрывает круг основных проблем, обуславливающих успешность   профессионального   выбора,   профессиональной   самореализации воспитанников учреждений интернатного типа. Профессиональные пробы на профессии сферы услуг для воспитанников учреждений интернатного типа рассматриваются   как   действенное   практико­ориентированное   средство, нацеленное на адекватный осознанный профессиональный выбор. В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь,   предоставляемые   государством.   В   Республике   Беларусь   задачей государственной   важности   является   создание   условий   для   полноценного физического,   интеллектуального,   духовного,   нравственного   и   социального развития детей, помещённых в интернатские учреждения, подготовки их к самостоятельной   жизни   в   современном   обществе.   Для   этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к этим   детям   и   обеспечивающих   их   социальную   защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество. На   фоне   увеличивающегося   числа   интернатских   учреждений   в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье и уровень их личностного развития, именно поэтому тема данного исследования очень актуальна на сегодняшний день. Цель   исследования:   рассмотреть   особенности   профориентации   у воспитанников интернатных учреждений. Задачи: 1.обобщить   и   проанализировать   подходы   к   профориентационной деятельности в учреждениях интернатного типа; 2.исследовать особенности профориентационной работы в интернатном учреждении г. Могилева; 3 3.провести диагностику по профориентации в учреждении интернатного типа г.Могилева. Объект   исследования:  процесс     профориентационной     работы     с подростками. Предмет  —   содержание,     методы     и     условия     профессионального консультирования,     направленного     на     выбор     профессии     подростками интернатных учреждений. Методы: 1.теоретические:         анализ     и     синтез     педагогической, профессиональной  ориентации  подростков;   анкетирование,   психологической   2.эмпирические:     литературы     методологической,   по   вопросам     тестирование,     методы профессионального  консультирования; 3. статистические   методы  обработки   экспериментальных   данных, графическое  представление  результатов. Практическая   значимость   исследования:  результаты   исследования могут   быть   использованы   в   практической   работе   педагогов   по профориентации. Опытно­экспериментальная  база  исследования:  ГУО «Могилевский детский дом № 1». 4 ГЛАВА 1 ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА 1.1 Интернатные учреждения и их специфика В Республике Беларусь насчитывается 52 интерната для детей­сирот, около   70   %   детей­сирот   воспитываются   в   семьях   (на   такую   форму усыновления ориентирует социальная политика государства) [2,с.78]. Воспитанники интернатных учреждений. Дети, находящиеся в школах­интернатах называются воспитанниками. В школу­интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей,   дети   одиноких   матерей,   отцов,   дети,   находящиеся   под   опекой (попечительством). К   числу  детей­сирот  относятся   те,   у   которых   умерли   оба   или единственный родитель.  К числу детей, оставшихся без попечения родителей, можно отнести детей, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи: 1.   с   отсутствием   родителей   или   лишением   их   родительских   прав, ограничением в родительских правах;  2. признание родителей безвестно или недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях;  3. объявлением их умершими;  4. отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;  5. нахождением  в местах содержания под стражей, подозреваемых  и обвиняемых в совершении преступлений;  6. уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;  5 7. отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения [19, c. 19]. В Республике Беларусь действуют следующие интернатные учреждения: 1.дом ребенка ­дети с рождения и до 3­5 лет; 2. детский дом­ дети с 5­6 лет до 18 лет; 3.школа­интернат   —   образовательное   учреждение   с   круглосуточным пребыванием   обучающихся,   созданное   в   целях   оказания   помощи   семье   в воспитании   детей,   формирования   у   них   навыков   самостоятельной   жизни, социальной   защиты   и   всестороннего   раскрытия   творческих   способностей детей [2, c. 49]. Общеобразовательные школы­интернаты делятся на: 1. школы­интернаты начального общего, основного общего и среднего (полного)   общего   образования,   в   том   числе   с   углубленным   изучением отдельных предметов;  2. гимназии­интернаты; 3. лицеи­интернаты; 4.санаторно­лесные школы, санаторные школы­интернаты.  По контингенту воспитанников школы­интернаты бывают: 1.школы­интернаты для детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2.   школы­интернаты   для   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья.  3.   спец.   школы­интернаты   для   "трудных"   подростков,   не   достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени  [6, c.89]. Воспитанники детских домов, школ­интернатов всех типов, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, содержатся на полном государственном обеспечении. По статистическим данным различных источников 70% воспитанников школ­интернатов во время обучения или после окончания школы­интерната отбывали срок наказания в местах лишения свободы, 50% детей, воспитанных в школе­интернате в последствии их дети так же попадают в школу­интернат по разным причинам. Выделяют   следующие  проблемы   социальной   адаптации  детей   в условиях детского дома, обусловленные спецификой среды: 6 1. Феномен “мы” в условиях школы­интерната. Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом.  2   Отсутствие   свободного   помещения,   в   котором   ребенок   мог   бы отдохнуть   от   других   детей.   Отсутствие   условий   для   внутреннего сосредоточения   стандартизирует   определенный   социальный   тип   личности. Нереализуемая   потребность   в   определенном   жизненном   пространстве, особенно в изоляции, приводит к тому, что дети из интернатных учреждений в больших городах осваивают чердаки и подвалы. 3.   Серьезные   дефекты   произвольной   саморегуляции   поведения, выражающиеся   в   неумении   самостоятельно   планировать   и   контролировать свои действия. 4.   Безусловная   принадлежность   к   какой­либо   группе,   отсутствие выбора. 5.   У   детей,   живущих   на   полном   государственном   обеспечении, появляется   иждивенческая   позиция   (“нам   должны”,   “дайте”),   отсутствуют бережливость и ответственность. 6. Эти дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им “право” к правонарушению. 7.   Ребенок,   растущий   в   условиях   учреждений   интернатного   типа, помимо прочих дефектов, не умеет общаться [16, c. 43]. Причины нарушений в общении у воспитанников детских домов. 1.   Большое   число   детей   в   группах   и,   как   следствие   этого, невозможность   для   воспитателя   уделять   каждому   ребенку   достаточно внимания.  2.   Передача   ребенка   из   одного   учреждения   в   другое   на   основании каких­либо   формальных   причин,   что   не   способствует   развитию   прочных эмоциональных связей у детей, не формирует “чувство дома”.  3. Жесткая регламентация деятельности детей и персонала, акцент на дисциплинарные   моменты,   результатом   чего   является   деформированное представление   о   жизни   у   детей,  что   затрудняет   их   социальную   адаптацию впоследствии.  4. Замкнутость в рамках одного учреждения, а внутри него — одной группы.  5. Обязательность общения. Ребенок имеет дело с одной и той же, как правило достаточно узкой, группой сверстников, причем он не может выбрать другую группу.  7 6. Неумение воспитателя общаться с детьми [12, c. 77]. 1.2 Профориентационная работа в интернатных учреждениях Цель   профориентационной   работы  в   интернатных   учреждениях  ­ оказание   психолого­педагогической   поддержки   учащимся,   помощь   в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных способностей и возможностей в освоении той или иной профессии [4,с.71]. Работа   по   профориентационной   подготовке   учащихся   в   интернатных учреждениях направлена на реализацию следующих задач:  ­определение   линии   профессионального   самоопределения   и самореализации учащегося и возможных вариантов ее развития; ­совместный   с   учащимися   поиск   профиля   профессии,   который   бы наилучшим   образом   соответствовал   индивидуальным   особенностям учащегося; ­поиск   реальных   профессий,   соответствующих   найденному   профилю, обсуждение   возможных   видоизменений   и   модификаций   профессий, специальностей, рабочих мест; ­определение   и   обсуждение   с   учащимися   сложностей   и   проблем, связанных   с   внутренними   и   внешними   обстоятельствами   жизни   учащегося, которые могут встречаться на пути реализации планов и возможных путей разрешения выявленных проблем; ­помощь личностному росту учащегося, работа с самооценкой, умение принимать решения и брать на себя ответственность за свои действия [7,с.81­ 82]. Основные  направления   работы  руководителя   профориентационной самоопределению   подростков, работы   по   профессиональному   воспитывающихся в интернатных учреждениях:   профориентационные   игры, 1.   взаимодействие   с   учащимися   ­проведение   часов   общения,   беседы, лекции,   тестирование, профконсультации,   выпуски   информационных   бюллетеней,   рекламных листовок о профессиях, стенгазет, оформление уголков профориентации;    анкетирование, 2.взаимодействие   классными руководителями   ­контроль   успеваемости,   изучение   предметов   на продвинутом уровне, выявление интереса к учебным предметам, организация   учителями­предметниками,   с 8 профессиональных   проб, профессиональному самоопределению, учитывая специфику предмета;   проведение   совместных   мероприятий   по 3.взаимодействие   с   психологами   ­индивидуальные   консультации, анкетирование   и   тестирование   учащихся,   помощь   в   проведении   занятий   и интерпретации тестов; 4.взаимодействие  с представителями  средних специальных заведений, ВУЗов     предоставление информационных   материалов,   привлечение   представителей   учреждения образования к взаимному сотрудничеству; ­организация   и   проведение   экскурсий, 5.взаимодействие   с   представителями   организаций   (организация   и проведение   экскурсий   на   предприятия,   встречи   с   интересными   людьми, профессионалами своего дела [8,с.121]. Система   профессиональной   ориентации   включает   в   себя   следующие компоненты:  1.профессиональное просвещение (профинформация),  2.профессиональная диагностика,  3.профессиональная консультация,  4.профессиональный отбор,  5.профессиональная адаптация [10,с.90]. Профессиональное   просвещение  предусматривает   профессиональную информацию, профессиональную пропаганду и профессиональную агитацию. Его цель — сообщить учащимся определенный объем сведений о наиболее массовых профессиях народного хозяйства, информировать их о способах и условиях   овладения   ими;   пропагандировать   общественную   значимость профессий,   в   которых   в   данное   время   испытывает   острую   потребность хозяйство   экономического   региона.   Различают   также   профессиональное воспитание,   под   которым   понимают   воспитание   профессионально   важных качеств   личности:   профессионального   долга   и   чести,   ответственности, профессиональной гордости, этики и др. [13,с.56]. Профессиональная   информация  как   отдельный   относительно элемент   профессионального   просвещения   и самостоятельный   профориентации   в   целом   представляет   собой   систему   организации   и проведения   учебно­воспитательной   работы,   направленной   на   усвоение необходимых   знаний   о   социально­экономических,   психологических   и психофизиологических условиях правильного выбора профессии.  Элементы профинформационной работы: 9 ­Профинформационный урок, задачами которого являются активизация интереса учащихся к изучению и выбору профессий; воспитание у подростков ответственного и активного отношения к сознательному выбору профессии; выявление   правильной   мотивации   выбора   профессиональной   деятельности; содействие   развитию   познавательной   активности   и   самостоятельности учащихся;   стимулирование   к   самовоспитанию   профессионально   значимых качеств   с   целью   профессионального   самоопределения   и   становления личности.   ­ Профессиографическая  встреча, которая является одним из путей изучения профессий учащимися и представляет собой встречу представителя определенной   профессии   с   воспитанниками   детского   дома.   В   ходе профессиографической   встречи   учащиеся   вместе   с   представителем профессии проводят психологический анализ содержания профессионального труда, описывают требования профессии к психологической сфере личности. С   помощью   учащихся   представитель   профессии   раскрывает   социально­ экономические и технологические аспекты профессиональной деятельности, а также психологическую структуру своей профессии и анализирует себя как специалиста,   отвечая   на   поставленные   им   же   вопросы:   Чем   ему   нравится избранная   профессия?   Благодаря   чему   ему   удается   добиваться   высокой продуктивности   в   труде?   Почему   эта   профессия   нравится   не   каждому человеку? Почему в этом виде профессионального труда некоторые люди не справляются с отдельными заданиями или выполняют их плохо?   ­   Профессиографическая   экскурсия,  задача   которой   состоит   в  том, чтобы, с одной стороны, ознакомить учащихся со структурой современного производства, его техникой, технологией, организацией труда, с устройством и принципами действия машин, с применением и использованием в технологии производства знаний о различных природных закономерностях, а с другой — научить их самостоятельно анализировать профессии в профориентационных целях.   Иными   словами,   профессиографическая   экскурсия   —   это   форма организации   познавательной   деятельности   учащихся,   направленной   на получение и анализ профессиографической информации непосредственно в конкретных условиях профессиональной деятельности людей.   ­   Профессиографическое   исследование,   основывающееся   на организации   самостоятельной   деятельности   учащихся   и   предполагающее самостоятельное добывание информации о данной профессии определенными 10 группами   учащихся   с   целью   составления   профориентационной характеристики данного вида профессиональной деятельности.  Профессия   изучается   по   пяти   аспектам,   соответственно   которым учащихся разбивают на пять групп:  ­первая­ исследует общие сведения о профессии,  ­вторая — характеристику процесса труда,  ­третья — санитарно­гигиенические условия труда,  ­четвертая — требования профессии к физической и психологической сфере человека,  ­пятая — требования к профессиональной подготовке [14,с.51­52]. Профессиональная   диагностика  представляет   собой   работу специалистов   с   каждым   конкретным   учеником   с   применением   различных техник   и   методик.   При   этом   исследуются   особенности   высшей   нервной деятельности,   состояние   здоровья,   пристрастия,   ценностно­мотивационная сфера, направленность в выборе профессии [11,с.73]. Профессиональная   консультация  включает   в   себя   оказание содействия,   нахождение рационального соответствия между требованиями учащегося к профессии и его индивидуально­психологическими качествами [1,с.114].   рекомендации   различных   специалистов, Профессиональная консультация бывает нескольких типов:  ­справочно­информационная консультация ­погруженное знакомство с профессией,  ­диагностическая   индивидуальная   профконсультация   ­установление потенциальных областей деятельности учащегося,  ­медицинская   профконсультация   ­соотносит   физические   качества   с требованиями профессии [20,с.132]. Профессиональный   отбор  направлен   на   обеспечение   свободного выбора различных профессий. Он реализуется с помощью высших и средних специальные   учебных   заведений,   которые   организуют   конкурсный   набор   с целью   максимально   эффективного   отбора   поступающих   учащихся. Воспитанники   интернатных   учреждений   поступают   в   различные   учебные заведения вне конкурсной основы [15,с.78]. Профессиональная   адаптация  представляет   собой   организацию вступления молодого человека в профессиональную деятельность, адаптацию его к производственной системе, условиям труда, коллективу, спецификам специальности [18,с.90]. 11 Организация   образовательного   процесса   выпускников   школ­ интернатов. После   окончания   школы­интерната,   детей   оставшихся   без   попечения родителей в принудительном порядке направляют для дальнейшего обучения к месту закреплённого за ним жилья, которое суд в обязательном порядке закрепляет, при его наличии на момент лишения прав родителей, что делает невозможным   продажу   и   иные   действия   по   отношению   недвижимости родителями в отсутствие ребёнка, фактически в ту семью, из которой его забрали   в   детстве.   Эта   практика   показывает,   что   ребёнок   не   выносит моральных   ценностей   из   обучения   в   школе­интернате,   возвращаясь   в атмосферу безразличия и пустоты в не сложившейся семье [21, c. 49]. Дети сироты (полные сироты) в праве выбирать дальнейший путь сами, город обучения внутри страны без ограничений, но ввиду отсутствия опыта ребёнка и не желания тратить время и силы для устройства ребёнка в других городах, районах и республиках у социальных педагогов, дети по указанию вышеупомянутых социальных педагогов остаются в том же городе, в котором закончили   школу­интернат   или   по   желанию   ребёнка   направляются   для продолжения обучения к месту рождения [17, c. 54]. Выводы. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1.В Республике Беларусь насчитывается 52 интерната для детей­сирот, около 70 % детей­сирот воспитываются в семьях. 2.В   Республике   Беларусь   действуют   следующие   интернатные учреждения: дом ребенка, детский дом, школа­интернат. 3.Воспитанники   детских   домов,   школ­интернатов   всех   типов, являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, содержатся на полном государственном обеспечении. 4.Проблемы   социальной   адаптации   детей   в   условиях   детского   дома, обусловленные   спецификой   среды:   феномен   “мы”,   отсутствие   свободного помещения, дефекты произвольной саморегуляции поведения, выражающиеся в   неумении   самостоятельно   планировать   и   контролировать   свои   действия, психологическая отчужденность от людей. 5.Цель   профориентационной   работы  в   интернатных   учреждениях   ­ оказание   психолого­педагогической   поддержки   учащимся,   помощь   в 12 выявлении профессиональных интересов, склонностей, определение реальных способностей и возможностей в освоении той или иной профессии. 6.Работа по профориентационной подготовке учащихся в интернатных учреждениях направлена на реализацию следующих задач: определение линии профессионального   самоопределения,   совместный   с   учащимися   поиск профиля профессии, поиск реальных профессий, определение и обсуждение с учащимися сложностей и проблем, помощь личностному росту учащегося. 7.Основные   направления   работы   руководителя   профориентационной работы   по   профессиональному   самоопределению   подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях: взаимодействие с учащимися, с   учителями­предметниками,   классными   руководителями,     психологами, представителями средних специальных заведений и др. 8.Система профессиональной ориентации включает в себя следующие   профотбор,   консультацию,   диагностику, компоненты: профессиональную адаптацию.    просвещение, 13 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1» 2.1 Организация исследования База исследования – ГУО «Могилевский детский дом № 1».  В исследовании участвовало 12 воспитанников учреждения в возрасте 15 лет.  Профориентация   реализуется   через   учебно­воспитательный   процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Цель профориентационной работы: ­   оказание   профориентационной   поддержки   учащихся   в   процессе выбора будущей профессии; ­выработка   у   учащихся   сознательного   отношения   к   труду, профессиональное   самоопределение   в   условиях   свободы   выбора   сферы деятельности   в соответствии  со своими возможностями, способностями и учетом требований рынка труда. Исходя из поставленных целей,  вытекают задачи профориентации: ­   обеспечение   широкого   диапазона   вариативности   профильного обучения   за   счет   комплексных   и   нетрадиционных   форм   и   методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе; ­ выявление склонностей и возможностей учащихся в самоопределении, развитие их профессиональных интересов. 14 Решение   задач   осуществляется   в   различных   видах   деятельности учащихся   (познавательной,   общественно   полезной,   коммуникативной, игровой, производительном труде). В ГУО «Могилевский детский дом № 1» система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1.Профессиональное   просвещение,   включающее   профинформацию, профпропаганду и профагитацию. В работе используют консультации, которые основаны на осмыслении реальных   фактов,   а   также   на   готовности   самого   учащегося   сделать конкретный   выбор,   адекватно   оценив   при   этом   свои   возможности, способности, склонности. Часто   воспитанники   обращаются   с   просьбой   узнать   подробнее   о понравившейся профессии, получить знания, где можно продолжить обучение по той или иной профессии.   Стало традицией ежемесячно проводить  «День открытых дверей» по вопросам выбора профессии для воспитанников. К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью   которых   осуществляется   профессиональное   просвещение   и профессиональное воспитание, относятся:  ­ классные и информационные часы;  ­ экскурсии;  ­ встречи со специалистами;  ­ профориентационные беседы;  ­ конференции, семинары;   ­ кружки, факультативы. С 2007  г. введён курс «Основы выбора профессии» для учащихся 9­х классов, где большое внимание уделяется разделам: «Ориентировка в мире профессионального труда», «Представление о себе и своих возможностях в профессиональной   деятельности»,   «Проектирование   пути   к   своей профессии». 2.Предварительная   профессиональная   диагностика,   направленная   на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. В детском доме используется комплексное профдиагностирование по следующим тестам: ­ тест Айзенка; ­ тест «ЦОЕ»; 15 ­ тест Дж. Голланда; ­ тест «ДДО» Е. А. Климова; ­ тест Йовайши; ­ тест «Эрудит»;  ­ тест «КОС». Результаты диагностики помогут учащемуся верно сориентироваться в мире профессий, определить путь профессиональной деятельности, а также будут способствовать самоанализу   и самопознанию, помогут взглянуть на себя по другому. 3.Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной   помощи   в   выборе   профессии     со   стороны   специалистов­ профконсультантов. 4.Профессиональный   отбор  (подбор)   с  целью   выбора   лиц,  которые   с наибольшей   вероятностью   смогут   успешно   освоить     данную   профессию   и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. 5.Социально­профессиональная адаптация. 6.Профессиональное   воспитание,   которое   ставит   своей   целью   ответственности, формирование   у   воспитанников   чувства   долга, профессиональной чести и достоинства. Динамика поступления воспитанников ГУО «Могилевский детский дом №   1»   в   учебные   заведения   и   трудоустройство   за   период   2009­2013   гг. представлены в Приложении А. Мною   проведена   экспериментальная   работа   по   профориентации, которая  состояла из трех этапов: 1просвещение; 2.диагностика; 3.консультирование. Просвещение  включало   в   себя   следующие   мероприятия   по профориентации: 1. Беседа «Что такое «профессия». Виды профессий» (Приложение Б). Цель:  познакомить  учащихся  с понятием   профессия, дать  типологию профессий. 2.Профориентационная беседа­диалог «Ошибки при выборе профессии» (Приложение В). Цель:   определить   основные   ошибки   при   выборе   профессии   В   ходе беседы   были   затронуты   такие   темы,   как   трудности   профессионального 16 самоопределения,   типология   профессий,   информирование   учащихся   о положении  на рынке  труда, о  его спросе  и  предложении,  ошибках  выбора профессии и др. 3. Профориентационная игра "В мире профессий"(Приложение Г). 4.Организация выставки «Кем быть?» Диагностические  методики. 1.Анкетирование «Карта интересов» (А.Е. Голомшток) (Приложение Д). Цель: изученить интересы и склонности учащихся в различных сферах деятельности. 2.Методика   «Дифференциально   ­   диагностический   опросник»     для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова (Приложение Е). 2.2 Анализ проведенного исследования Результаты   анкетирования   по   методике   «Карта   интересов»   (А.Е. Голомшток) представлены в таблице 2.2.1. Таблица 2.2.1 Результаты диагностики «Карта интересов» Предмет Медицина Физика Техника Электро­ и радиотехника Металлообработка Деревообработка Строительство Транспорт Журналистика Сфера обслуживания Экономика Сценическое искусство Музыка Количество учащихся 3 7 7 7 6 5 7 3 2 5 3 3 3 Исходя из данных таблицы 2.2.1, можно сказать, что у воспитанников интернатного   учреждения   преобладают   интересы   в   технической   сфере: физика, электро­   металлообработка, деревообработка, строительство.   и   радиотехника,   техника,  17 Проводимая     методика   «Дифференциально   ­   диагностический опросник»     для   отбора   на   различные   типы   профессий   в   соответствии   с классификацией типов профессий Е. А. Климова позволяет   увидеть более углубленно   мотивационную   среду   учащихся­сирот   и   адаптировать   их   к освоению  специальности. Результаты диагностики представлены в таблице 2.2.1. Таблица 2.2.1. Результаты диагностики по методике Е.А.Климова №  вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Тип профессии 1 а б б б а а а а а а б а б б а а а а б а 2 б а б а а б б а а а б а а а а б б а а б Чело век­ прир ода Чело век­ техни ка 3 б а б а а б б а б б б а а а а б б а а б Чел ове к­ тех ник а 4 а а а а б б а б а а а а б б а б а а б а 5 а а а а а а а а б а а а б б а а а б а а Чело век­ прир ода Чело век­ прир ода 7 б а б а а б б б а а б б а а б а а а а б 8 б б б а а б б а а а б а б а а а б б б б 9 б а а а а б б б б а б а а а а а б б а б 10 а б б б а а а б б б а б б а а а а а б б 11 б а б а б а б б а а б б б а б а б а а б Чело век­ техни ка Чело век­ техни ка Чело век­ техни ка Челове Челове к­ техник а к­ знаков ая систем а           12 б а б а а а б б а б б а а а а б б а а б Чело век­ техни ка       6 а а б б а б а а а б б б а а а б а б а б Чел ове к­ зна ков ая сис тем а Для   наглядности   отобразим   полученные   результаты   на   рисунке (рис.2.2.1). 18 Рис.2.2.1 Тип профессий у учащихся Таким   образом,   из   рис.2.2.1   следует,   что   58   %   учащихся     (7   чел.) тяготеет к типу профессии «человек­техник» ; 25% ­ «человек ­природа» (3 чел); 17% ­ «человек­знак» (2 чел). После   диагностики   было   проведено  групповое   и   индивидуальное консультирование   по   результатам   диагностических   обследований. Беседа   с   подростками   шла о   важности   самостоятельного,   осознанного выбора  профессии. Разработаны   индивидуальные   рекомендации   по   вопросам профессионального   и   личностного   самоопределения   по   следующим   типам профессий:  1. «Человек (cid:151)­   техника». 2. «Человек­природа». 3. «Человек­знаковые системы» (Приложение Ж). Был проведен анализ мотивов, лежащих в основе профессионального выбора воспитанников (рис.2.2.2). Рис.2.2.2 Мотивы, лежащие в основе профессионального выбора воспитанников Таким   образом,   из   рис.2.2.2   следует,   что   64%   воспитанников   имеют внутренний   социально   значимый   мотив:   учащиеся     делали   свой   выбор, основываясь   на   том,   что   выбранная   ими   профессия   предполагает   высокое 19 чувство   ответственности,  дает   возможность   приносить   пользу   людям,  есть возможность для роста профессионального мастерства. 21%   ­  внутренний   индивидуально   значимый   мотив:   учащиеся отмечают наличие у себя нужных способностей, избранная ими профессия способствует   умственному   и   физическому   развитию,   является привлекательной. 10%   ­  внешний       положительный     мотив:   учащиеся   выбор обосновывали тем, что избранная ими профессия высокооплачиваемая, близка к любимому предмету, позволяет использовать профессиональные умения вне работы. 5%   ­  отрицательная   мотивация   профессионального   выбора: учащиеся   говорили   о   том,   что   профессия   избрана   друзьями,   единственно возможная в сложившихся обстоятельствах. Выводы Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1.В   исследовании   по   профориентации   участвовало   12   воспитанников ГУО «Могилевский детский дом № 1» в возрасте 15 лет.  2.Цель   профориентационной   работы:   оказание   профориентационной поддержки  учащихся  в  процессе   выбора  будущей  профессии;  выработка   у   профессиональное учащихся   сознательного   отношения   к   труду, самоопределение   в   условиях   свободы   выбора   сферы   деятельности     в соответствии со своими возможностями, способностями и учетом требований рынка труда. 3.Задачи   профориентации:   обеспечение   широкого   диапазона вариативности   профильного   обучения,   выявление   склонностей   и возможностей учащихся в самоопределении, развитие их профессиональных интересов. 4.Система профориентационной работы в учреждении включает в себя деятельность по следующим направлениям: просвещение, профессиональная диагностика,   социально­   консультация, профессиональная адаптация.   профессиональный   отбор, 5. Проведена экспериментальная работа по профориентации, которая состояла из трех этапов: просвещения, диагностики, консультирования. 20 6.Просвещение включало в себя: беседу «Что такое «профессия». Виды профессий».   беседу­диалог   «Ошибки   при   выборе   профессии», профориентационную игру "В мире профессий", организацию выставки «Кем быть?» 7.На диагностическом этапе проведено анкетирование по методике А.Е. Голомшток, где были изучены интересы и склонности учащихся в различных сферах деятельности. Анализ   данной   методик   показал,   что   у   воспитанников   интернатного учреждения   преобладают   интересы   в  технической   сфере:   физика,  техника, электро­ и радиотехника, металлообработка, деревообработка, строительство. Согласно   методике   для   отбора   на   различные   типы   профессий   в соответствии с классификацией типов профессий по   Е. А. Климову можно сказать,   что   большинство   учащихся   тяготеет   к   профессии   типа   «человек­ техник».  8.После   диагностики   было   проведено  групповое   и   индивидуальное консультирование по результатам диагностических обследований, а также  разработаны индивидуальные рекомендации по вопросам профессионального и личностного самоопределения по следующим типам профессий:    «человек (cid:151)­   техника», «человек­природа», «человек­знаковые системы». 9.Проанализирована мотивация, лежащая в основе профессионального выбора   воспитанников,   где   большинство   воспитанников   имели   внутренний социально   значимый   мотив.   Таким   образом,   подавляющее   большинство учащихся имеют сформированный положительный мотив профессионального выбора.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ В   работе   поставлена   и   решена   актуальная   проблема   по   выявлению профессиональной ориентациии у воспитанников ГУО «Могилевский детский дом № 1». При   проведении   профориентационной   работы   с   учащимися­сиротами следует   обращать   больше   внимания   как   на   сформированность профессиональных   намерений,   так   и   на   их   устойчивость,   а   также   на мотивацию профессионального выбора. 21 В  результате  проделанной  работы решены  задачи  исследования  по изучению     научных     и     теоретических     основ   воспитания   в   интернатных учреждениях,  профоирентирования. Во     главе     второй     описаны:     по профориентационному     консультированию,     существующие     методы     и методики     профконсультационной     работы,     представлены     результаты исследования  влияния  профориентационного  консультирования  на  выбор профессии  подростками.   структура     работы   Эффективность  работы  по  профориентационному  консультированию   в   методов   социально­педагогических     форм     условий     и     использованием     различных     обеспечением   обусловлена     и   учреждении   профориентации. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что формирование представлений по профориентации у воспитанников детского дома является возможным и управляемым процессом. Одновременно     необходимо     оказывать     помощь     воспитанникам     в поиске  смыслов  предстоящих  жизненных   и  профессиональных  выборов,  а также  не отказываться  от  обсуждения  сложных  ценностно­нравственных  и морально­правовых  проблем.   Результатом работы явилось создание рекомендаций для учащихся по профориентации «Семь шагов к взвешенному решению» (Приложение З). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ 1.   Абрамова,   Г.С.   Возрастная   психология/Г.С.Абрамова.   ­ Екатеринбург: Деловая книга,1999. ­ 624 с. 2.Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию/Н.Ф.Басов. ­ М.: «Академия», 2006. ­ 256 с. 22 3.   Белкин,   А.С.   Основы   возрастной   педагогики/А.С.Белкин.   ­   М.: «Академия», 2000. ­ 192 с. 4.Захаров     Н.Н.     Профессиональная     ориентация школьников/Н.Н.Захаров.­  М.,  1989. 5.Климов,   Е.А.   Психолого   –педагогические   проблемы профессиональной консультации / Е.А.Климов­М.:Знание,1983.­96 с.   6.Кон,     И.С.     Психология     юношеского     возраста/И.С.Кон.­     М., «Просвещение»,  1979. 7. Кулагина,  И.Ю.  Возрастная  психология/И.Ю.Кулагина.­  М.,  1996. 8.   Методологические     теоретические     проблемы     и     всеобщей профессиональной  подготовки  молодёжи. — М.,  1991. 9. Немов,  Р.С.  Психология/Р.С.Немов. — М.,  1995. 10.   Павлютенков,     Формирование     Е.М.     мотивов     выбора профессии/Е.М.Павлютенков. — Киев,  1980. 11. Практикум  по  психодиагностике. — М.  МГУ., 1992. 12. Практикум  по  возрастной  психологии. — СПб.  «Речь»,  2001. 13. Профессиональная  ориентация  учащихся. — М.  «Просвещение», 1983. 14.Профессиональная   ориентация   и   обучение   труду   в   сфере обслуживания/ Под ред. Б. Н. Ройзмана.­ М. – Высшая школа, 1979 – 128 стр.   Д.И.   подростка   /   под   ред.     15.Психология     современного   Фельдштейна. — М.,  1987. 16.Реан,     А.А.     Социальная     педагогическая     психология/А.А.Реан, Я.П.Коломинский. — СПб.,  1999. 17.Д.   Сазонов,   Н.И.   Профессиональная   ориентация   молодежи/   А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др.­ М.: Высшая школа, 1989 . – 272 стр. 18.Саруханов,     Э.Р.     Проблемы     управления     профессиональной ориентацией/Э.Р.Саруханов. — Л. 1991. 19.Социальный   приют   для   детей   и   подростков:   содержание   и организация их деятельности/Под ред. Г. М. Иващенко. – М: НИИ семьи. – 1997. 20.   Чернявская,     А.П.     Психологическое     консультирование     по профессиональной  ориентации/А.П.Чернявская.­  М.,  2001. 21. Чирков,   В.И.   Мотивация   учебной   деятельности/В.И.Чирков. — Ярославль,  1991. 23 24

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017