ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»
Оценка 5

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +1
9 кл—11 кл +1
20.01.2017
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»
ПРИЛОЖЕНИЯ.doc
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Динамика поступления воспитанников ГУО «Могилевский детский дом № 1» в учебные заведения (2009­2013 гг). 1.Результаты поступления в ВУЗы ( %): Количество поступивших в ВУЗы выросло с 10 % в 2009 г. до 18 % в 2013 г. 2.Результаты поступления в ССУЗы ( %): Количество поступивших в ССУЗы выросло с 16 % в 2009 г. до 23 % в 2013 г. 3.Результаты поступления в ПТУ  ( %): самый большой процент поступающих в данный тип учебного заведения. Количество поступивших в ПТУ снизилось с 74 % в 2009 г. до 58 % в 2013 г. Это говорит о том, что выросло количество поступающих в ВУЗы и ССУЗы. 4.Результаты трудоустройства ( %): Количество трудоустроенных выросло с 10 % в 2009 г. до 15 % в 2013 г. Результаты     поступлений   учащихся   свидетельствуют   о   качестве   образовательного процесса, качестве проводимой профориентационной работы учебного заведения в целом. Консультирование «Что такое «профессия». Виды профессий» Приложение Б Цель: познакомить учащихся с понятием профессия, дать типологию профессий. Слово   «профессия»   произошло   от   латинского   «professio»,   что   означает «официальный род деятельности, занятие». Современное определение этого термина более объемно   и   звучит   так:   «профессия   –   это   исторически   возникшие   формы   трудовой деятельности,   для   выполнения   которых   человек   должен   обладать   определенными знаниями, навыками, способностями, а также профессионально важными качествами». Список профессий постоянно обновляется и растет. Появляются новые профессии, а старые исчезают или модифицируются, приобретая новые черты в соответствии с общим развитием техники. В каждой профессии есть сложившиеся алгоритмы и технологии, но с течением   времени   профессиональная   деятельность   должна   решать   новые   задач. Ускоренные   темпы   научно­технического   прогресса   требуют   постоянного   развития профессиональных   навыков   и   совершенствования   в   своей   профессии,   освоении   новых навыков.   Иными   словами,   старые   профессии   должны   соответствовать   требованиям времени. Мир профессий невероятно разнообразен и велик. Чтобы не растеряться в этом многообразии профессии условно разделили на группы: человек­человек, человек­техника, человек­природа, человек—художественный образ. Самыми распространенными являются профессии, где предметом труда выступает техника. Условимся обозначать этот тип профессий буквой «Т» («человек — техника»). К нему   относятся   все   профессии,   связанные   с   обслуживанием   техники,   ее   ремонтом, установкой   и   наладкой,   управлением,   в   том   числе   и   управлением   подъемных   и транспортных   средств:   слесарь­ремонтник,   наладчик   технологического   оборудования, водитель, техник (механик). Сюда   же   входят   и   профессии   по   производству   и   обработке   металлов,   их механической   сборке   и   монтажу,   а   также   по   сборке   и   монтажу   электрооборудования: слесарь­механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер­физик и др. В   тех   случаях,   когда   труд   специалиста   направлен   на   монтаж,   ремонт   любых сооружений,   конструкций,—   это   тоже   описываемый   тип   профессий:   архитектор, строитель, техник­сантехник и др. В   этот   же   тип   профессий   включают   профессии   по   обработке   и   использованию неметаллических   изделий,   полуфабрикатов,   промышленных   товаров:   заготовщик   верха обуви,   огранщик   алмазов,   ткач,   столяр   и   др.;   по   переработке   продуктов   сельского хозяйства: пекарь, кондитер, инженер­технолог по переработке пищевых продуктов и др.; по добыче или обработке горных пород, грунтов: проходчик, шахтер, дизелист буровой установки и др. Следующий   тип   профессий   —  «человек   —   человек»   (Ч).  Труд   людей   этих профессий   направлен   на   воспитание   и   обучение,   информирование,   бытовое,   торговое, медицинское обслуживание   людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами. В этих видах деятельности в процессе труда люди взаимодействуют между собой. К этому типу профессий относятся, например, экскурсовод, учитель, продавец и др. По рассматриваемому признаку (предмету труда) особо выделяется тип профессий, который условно обозначим буквой «П» («человек—природа»). Конечно, любой предмет на Земле, и даже сам человек, принадлежит природе. Когда же мы связываем деятельность человека   с   природой,   имеется   в   виду   живая   природа   и,   прежде   всего   растительные   и животные   организмы,  микроорганизмы.  Конечно,  это  не  значит,  что  специалисты   этого типа профессий не связаны с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, тракторист­машинист широкого профиля, ветеринарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и т. д. Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Такие профессии условно относятся к типу «человек — знаковая система»   (З).  Это,   например,   корректор,   экономист,   стенографистка­машинистка, чертежник, нотографик, топограф. Очень   многим   из   вас,   наверное,   нравятся   профессии,   труд   в   которых   связан   с изобразительной, музыкальной, литературно­художественной и актерской деятельностью. Это   профессии   типа  «человек   —   художественный   образ»   (X):  конструктор­модельер одежды,   витражист,   фотограф­художник,   музыкант,   артист,   настройщик   музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др. Разобравшись   в   типах   профессий,   вы   сделали   только   первый   шаг   в   овладении умениями   анализировать   различные   виды   человеческой   деятельности.   Чтобы   отнести профессию   или   специальность   к   определенному   типу,   надо   выяснить,   на   что   главным образом в процессе труда направлено внимание человека. Группы профессий. По условиям труда можно выделить четыре группы профессий: ­ труд в обычных бытовых условиях (б). В таких условиях, работает, например, чертежник, бухгалтер, контролер радиоаппаратуры; ­ труд на открытом воздухе в режиме резкого перепада температуры, влажности (о). Эти условия характерны для полеводов, трактористов­механизаторов широкого профиля и др.; ­ труд в необычных условиях: под водой, на высоте, под землей, а также в условиях повышенной   температуры   и   др.   (н).   Примеры   профессий:   водолазы,   шахтеры,   маляры, монтажники­высотники. ­ труд с повышенной моральной ответственностью (за здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности) (м). К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца и др. [14,с.32­33]. Приложение В Беседа «Ошибки при выборе профессии» Цель: определить основные ошибки при выборе профессии. Для любого человека выбор профессии значит очень многое. Некоторые говорят: «Да это же просто работа, способ добычи денег» «Ан нет», — дружно отвечают психологи, причем   как   наши,   российские,   так   и   западные.   Человек   зачастую   сам   не   осознает, насколько важно выбрать профессию по душе. От работы зависит не только состояние наших карманов, но и души, здоровья. Доказано, что карьерный рост напрямую зависит от того, удовлетворен человек своей деятельностью или не очень. Так что в нелюбимом деле получить повышение по службе практически невозможно. Ошибки при выборе профессии: 1.   Поиск   работы   или   учебного   заведения   «за   компанию»,   по   принципу   «куда возьмут», «никуда больше не поступлю». Если вы с молодости не будете верить в себя, то что же будет лет через двадцать? 2.   Ориентировка   на   внешнюю   привлекательность   профессии.   Во­первых,   рынок труда,   как   и   любой   рынок,   изменчив.   Что   популярно   сегодня,   не   обязательно   будет востребовано   завтра   (обязательно   прочитайте   статью   —   «Самые   высокооплачиваемые профессии«). Во­вторых, добиться успеха в жизни и в профессии очень сложно, если она не соответствует вашим талантам и склонностям. 3. Одна из основных ошибок при выборе профессии ­ Уступка давлению родителей и родственников,   которые   пытаются   реализовать   свои   мечты   через   детей.   Можно   лишь прислушаться к их мнению, ведь выбор профессии – твое личное дело, никто не проживет за тебя твою собственную жизнь. 4.   Отказ   от   профессии,   к   которой   «лежит   душа»,   по   причине   кажущейся   ее недостаточной   серьезности.   Все   профессии   важны.   У   Михаила   Веллера   есть   рассказ   о человеке,  который  в  детстве  мечтал  быть  дворником.  И  что  дальше?  Закончив  школу, поступил,   как   настаивали   родители,   в   ВУЗ,   всю   жизнь   тянул   лямку   на   ничуть   не интересующей его работе, и, лишь выйдя на пенсию, стал дворником – и обрел, наконец, счастье.   Уважение   равно   вызывают   и   простой   рабочий,   и   специалист   с   высшим образованием, если они оба – профессионалы в своем деле. 5. Увлечение только внешней или какой­нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты   не   всегда   выступают   в   телепередачах   —   чаще   они   перелопачивают   массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей — прежде, чем подготовят 10­ минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении). 6. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Многие совершают ошибку,   стараясь   получить   профессию   кумира   —   спортсмена,   политика,   журналиста, артиста. 7.   Незнание   или   недооценка   некоторых   своих   физических   особенностей   и недостатков – серьезная ошибка при выборе профессии. С больным сердцем путь в летчики закрыт.   Аллергикам   противопоказаны   профессии   химика   или   парикмахера.   Неразумно мечтать о работе, способной ухудшить состояние твоего здоровья. «Начните заниматься тем, что вам нравится, и вам не придется работать ни одного дня в жизни». Конфуций Приложение Г Профориентационная игра "В мире профессий" Цель:  1.Активизация   процесса   профессионального   самоопределения,   расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.  2.Повышение   информированности   о   формах   профессиональной   подготовки   и различных учебных заведениях региона.  Оборудование:  электрические шары со звонками;  музыка (для релаксации);  брошюры о профессиях;  плакат “Человек славен трудом”;  карточки со словами: хочу, могу, надо.  Ход занятия I. Организационная часть. II. Релаксация:  1)Упражнение “комплимент”  2)Упражнение “Снежинка” {звучит спокойная музыка} III. Основная часть У меня растут года Будет мне семнадцать Где работать мне тогда? Чем заниматься? Мы начинаем профориентационную игру “В мире профессий”. Утверждаем состав жюри. Слово капитанам команд (“Защита проекта своего названия”). Объяснение правил игры. Вопросы для I тура    Назовите   профессию,   содержание   которой   полностью   меняется,   как   только   она переходит из мужских рук в женские.  (Ответ: машинист ­ машинистка.) Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая?  (Ответ: агроном.)  Профессию можно получить в Горках, Буйничском колледже  Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел? (Ответ:   Петр   I   ­   плотник,   кораблестроитель,   кузнец,   токарь,   моряк,   оружейный мастер.) Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки “Волк и семеро козлят”?  (Ответ: пародистом.) Профессию можно получить в Училище культуры. Назовите учебное заведение нашего района, где можно получить профессию. (Ответ: СПТУ.)  Задание для II тура  Вопросы с участием сказочных персонажей.  Кем бы мог работать в наши дни герой мультфильма “Кот Матроскин”? Назовите 3 профессии.  (Ответ: животновод, коммерсант, дояр.) Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой?  (Ответ: лесник.) Профессию можно получить в, Аграрном институте в Горках, Буйничском  колледже Вопрос­шутка:  Мы на закате С поля возвращались Ядреным потом стылый воздух пах У каждого обветрено качалось За плечом рубашка на граблях.  Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (Ответ: поэт.) "Работа у нас такая ­ доставлять людям радость".  В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. В Могилеве  есть профтехучилище, в котором можно получить эту профессию. Назовите эту  профессию. (Ответ: повар.) Пословица: Добрый повар стоит доктора. III тур. Вопросы за I и II места  Вопрос: “Угадай профессию”.  Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа  целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких  нервов. Не всегда меня знают в лицо так, как чаще встречаются с моей спиной.  Назовите мою профессию. (Ответ: дирижер.) Что общего у ЭВМ с коровой?  (Ответ: Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор  ЭВМ и оператор машинного доения)). Назовите самую сладкую профессию.  (Ответ: кондитер.) Внимание ­ “Черный ящик”. В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта,  сталевара, врача. Что в ящике? (Ответ: ложка.)  Музыканты­ложечники.  Врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой.  Сталевары берут пробу стали специальной ложкой. Кто изучает спрос на товары на предприятиях, в организациях торговли и  общественного питания, составляет проекты договоров с поставщиками, следит за  поставкой товаров в нужном ассортименте?  (Ответ: товаровед.) Дополнительный вопрос: Назовите самую начитанную профессию.  (Ответ: Библиотекарь.)     Вопросы для IV тура (за III и IV место) 1. Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет   интервью,   беседует   с   людьми,   анализирует   обстоятельства,   выделяет   самое существенное информацию? и (Ответ: телерепортер.) телевидению дает по       2. Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает   готовые   лекарства   без   рецептов,   комплектует   заказы   на   медикаменты? (Ответ: фармацевт.) Профессию   можно   получить   в   медицинском   университете   г.Минска,   Витебска, Гомеля, Гродно, медучилище Могилева. 3. Люди этой профессии наблюдают за птицами в природе, изучают маршруты их перелетов, образ жизни в различных климатических условиях, выводят новые породы птиц. какой О   (Ответ: орнитолог.) профессии речь? идет         4.   Кто   сервирует   стол,   встречает   посетителей,   знакомит   их   с   меню,   принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную посуду? (Ответ: официант.) 5. Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан,   договоры,   свидетельствует   копии   документов,   юридических   актов.   О   какой профессии речь? (Ответ: нотариус.) идет     IY. Подведение итогов Y. Слово жюри. Поздравления. YI. Итог: Выбор профессии ­ наиболее важное решение, которое необходимо принять вам. При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности ­ все это  мы обозначим словом  "хочу" (показ карточки). Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т.е. знание,  способности, психологические особенности, особенности здоровья ­ это мы выразим  словом "могу". А также учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо". ­ Дорогие учащиеся! При выборе профессии не забывайте эти слова: “хочу”, “могу”, “надо”.  В добрый путь! В мир профессий! (Звучит музыка). Приложение Д Диагностика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток) Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей учащихся в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология,   журналистика,   история,   искусство,   геология,   география,   общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.  Инструкция:  для   определения   ведущих   интересов   Вам   предлагается   перечень вопросов.  Если Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, в бланке ответов рядом с его номером поставьте два плюса ("++"),  если просто нравится ­ один плюс ("+"),  если не знаете, сомневаетесь ­ ноль ("0"),  если не нравится ­ один минус ("­"),  а если очень не нравиться ­ два минуса ("­­").  Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.  Текст опросника Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы  Знакомиться с жизнью растений и животных.  Занятия и чтение книг по географии.  Читать   художественную   или   научно­папулярную   литературу   о   геологических экспедициях.  Уроки и книги по анатомии и физиологии человека.  Выполнять ежедневную домашнюю работу.  Читать   научно­популярную   литературу   о   физических   открытиях,   жизни   и деятельности выдающихся физиков.  Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.  Читать технические журналы. Читать   статьи   в   научно­популярных   журналах   о   достижениях   в   области электроники и радиотехники.  Знакомиться с разными металлами и их свойствами.  Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.  Узнавать о достижениях в области строительства.  Читать   книги,   смотреть   фильмы   о   водителях   различных   видов   транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).  Читать книги, смотреть фильмы о летчиках.  Знакомиться с военной техникой.  Читать книги об исторических событиях.  Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы.  Читать и обсуждать публицистические статьи и очерки.  Обсуждать текущие дела и события в учебном заведении, городе, стране.  Интересоваться педагогической работой.  Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции  Заботиться о порядке в собственных вещах, красивом виде помещения.  Читать книги из серии "Занимательная математика".  Изучать экономическую географию.  Заниматься иностранным языком.  Знакомиться с жизнью выдающихся художников, историей искусства.  Знакомиться   с   жизнью   выдающихся   артистов,   встречаться   с   ними, коллекционировать их фотографии.  Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыки.  Читать спортивные газеты, журналы, литературу о спорте.  Изучать биологию, ботанику, зоологию.  Знакомиться с различными странами по книгам и телепередачам.  Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.  Интересоваться достижениями медицины.  Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.  Читать книги из серии "Занимательная физика".  Изучать химические явления в природе.  Знакомиться с новейшими достижениями техники.  Интересоваться работой радиотехника, электрика.  Знакомиться   с   различными   измерительными   инструментами,   используемыми   в процессе металлообработки.  Наблюдать за изготовлением изделий из дерева (например, мебели).  Наблюдать за работой строителей.  Читать литературу о средствах передвижения.  Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи о моряках.  Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи на военные темы, знакомиться с историей крупных сражений.  Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.  Читать литературно­критические статьи.  Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи.  Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране.  Объяснять учащимся трудные для понимания вопросы.  Справедливо рассудить поступок знакомого или литературного героя.  Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание членов семьи. Читать   научно­популярную   литературу   об   открытиях   в   математике,   о   жизни   и деятельности выдающихся математиков.  Интересоваться экономическими передачами по телевидению.  Читать художественную литературу на иностранном языке.  Заниматься художественным оформлением праздников.  Посещать театр.  Слушать оперную или симфоническую музыку.  Посещать спортивные соревнования, смотреть спортивные передачи.  Посещать дополнительные занятия по биологии.  Посещать дополнительные занятия по географии.  Коллекционировать минералы.  Изучать функции организма человека, причины возникновения и способы лечения болезней человека.  Готовить обед дома.  Осуществлять демонстрацию физических опытов.  Участвовать в организации опытов с химическими веществами.  Ремонтировать различные механизмы.  Производить замеры в электросетях с помощью приборов (вольтметра, амперметра). Конструировать различные предметы и детали из металла.  Художественно обрабатывать дерево (вырезать, выпиливать).  Набрасывать эскизы или выполнять чертежи строительных объектов.  Проявлять интерес к автомобильному транспорту.  Увлекаться парашютным спортом, авиамоделизмом.  Заниматься спортивной стрельбой.  Изучать историю возникновения различных народов и государств.  Писать стихи.  Наблюдать за проведением и жизнью других людей.  Выполнять организационную общественную работу.  Проводить время с маленькими детьми, заниматься и играть с ними.  Устанавливать дисциплину среди сверстников.  Наблюдать   за   работой   работников   сферы   обслуживания   (повар,   официант, продавец).  Участвовать в математических олимпиадах.  Просматривать экономические обзоры в газетах и журналах.  Слушать радиопередачи на иностранном языке.  Посещать музеи, художественные выставки.  Публично выступать.  Играть на музыкальном инструменте.  Участвовать в спортивных соревнованиях.  Наблюдать за ростом и развитием животных, растений.  Собирать книги по географии.  Посещать краеведческий музей.  Вникать в работу врача, фармацевта.  Шить для себя.  Интересоваться физикой.  Интересоваться химией.  Работать с техникой.  Знакомиться с устройством электроаппаратуры.  Заниматься слесарным делом.  Выполнять столярные работы. Принимать участие в отделочных ремонтных работах.  Помогать милиции в работе с пешеходами по правилам уличного движения.  Быть членом гребных и яхт­клубов.  Участвовать в военизированных играх.  Знакомиться с историческими местами.  Быть членом литературного клуба.  Наблюдать за ведением журналистами телепередач.  Публично выступать с сообщениями и докладами.  Организовывать работу детей.  Устанавливать скрытые причины поступков и поведения людей.  Оказывать различные услуги другим людям.  Решать сложные математические задачи.  Точно вести расчет своих денежных средств.  Посещать курсы по изучению иностранного языка.  Заниматься в художественной секции.  Участвовать в художественной самодеятельности.  Посещать музыкальную школу.  Заниматься в спортивной секции.  Участвовать в биологических олимпиадах и конкурсах.  Путешествовать.  Принимать участие в геологической экспедиции.  Ухаживать за больными.  Посещать кулинарные конкурсы и выставки.  Участвовать в конкурсных мероприятиях по физике.  Решать сложные задачи по химии.  Разбираться в технических схемах и чертежах.  Разбираться в сложных радиосхемах.  Знакомиться   с   новой   техникой,   наблюдать   за   работой   промышленного оборудования.  Мастерить что­нибудь из дерева своими руками.  Помогать в строительных работах.  Принимать участие в обслуживании и ремонте автомобиля.  Мечтать о самостоятельных полетах на самолете.  Строго выполнять распорядок дня.  Публично выступать с докладами на исторические темы.  Работать с литературными источниками.  Принимать участие в дискуссиях, конференциях.  Организовывать и проводить коллективные мероприятия.  Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков.  Помогать работникам милиции.  Постоянно общаться с различными людьми.  Принимать участие в математических олимпиадах, конференциях.  Интересоваться вопросами ценообразования, начисления заработной платы.  Общаться на иностранном языке.  Участвовать в художественных выставках.  Принимать участие в театральных постановках.  Участвовать в музыкальных конкурсах.  Регулярно тренироваться и участвовать в спортивных соревнованиях.  Выращивать растения, ухаживать за домашними животными.  Проводить топографическую съемку местности. Совершать длительные, трудные походы.  Интересоваться деятельностью медицинских работников.  Шить, кроить, создавать модели одежды.  Решать сложные задачи по физике.  Посещать с экскурсиями химические предприятия.  Участвовать в выставках технического творчества.  Ремонтировать аудиотехнику.  Работать на станке.  Выполнять по чертежам столярные работы.  Принимать сезонное участие в строительстве.  Изучать правила дорожного движения для водителей.  Изучать морское дело.  Читать воспоминания главнокомандующих и полководцев.  Знакомиться с историческими местами родного края.  Писать рассказы.  Писать заметки или очерки в газету.  Выполнять общественные поручения.  Организовывать детские игровые и праздничные мероприятия.  Изучать законодательные документы, гражданское право.  Удовлетворять потребности людей в тех или иных услугах.  Выполнять математические расчеты по формулам.  Интересоваться проблемами региональной экономики.  Участвовать в олимпиадах по иностранному языку.  Посещать художественные музеи.  Играть на сцене в спектаклях.  Слушать классическую музыку.  Помогать преподавателю физкультуры в проведении занятия.  Обработка и интерпретация результатов За каждый знак "+" в бланке ответов проставляется +1 балл, за каждый знак "­" проставляется  ­1 балл,  за нулевой  ответ ­ 0 баллов.  В каждом из  29 столбцов  бланка ответов подсчитывается количество положительных и отрицательных баллов.  Исходя   из   структуры   бланка   ответов   определяются   следующие   виды профессиональных интересов (по столбцам).  Чем больше положительных ответов в столбце, тем выше степень выраженности интереса к данному виду профессиональной деятельности. 1. Биология 2. География  3. Геология 4. Медицина  5. Легкая и пищевая промышленность 6. Физика  7. Химия 8. Техника  9. Электро­ и радиотехника 10. Металлообработка  11. Деревообработка 12. Строительство  13. Транспорт 14. Авиация, морское дело 15. Военные специальности 16. История  17. Литература 18. Журналистика  19. Общественная деятельность 20. Педагогика 21. Юриспруденция 22. Сфера обслуживания 23. Математика 24. Экономика  25. Иностранные языки 26. Изобразительное искусство  27. Сценическое искусство 28. Музыка 29. Физкультура и спорт уровни выраженности:  от ­12 до ­6 ­ высшая степень отрицания данного интереса;  от ­5 до ­1 ­ интерес отрицается;  от +1 до +4 ­ интерес выражен слабо;  от +5 до +7 ­ выраженный интерес  от +8 до +12 ­ ярко выраженный интерес. [9,с.239­241]. Методика «Дифференциально ­ диагностический опросник» для отборана различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова Приложение Е Назначение. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Название типов профессий: I.   «Человек   ­   природа»   ­   все   профессии,   связанные   с   растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. II. «Человек ­ техника» ­ все технические профессии. III. «Человек   ­ человек»   ­ все  профессии,  связанные  с  обслуживанием   людей,  с общением. IV.   «Человек   ­   знак»   ­   все   профессии,   связанные   с   обсчетами,   цифровыми буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. V. «Человек ­ художественный образ» ­ все творческие специальности. Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».   Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин.   Возможно использование методики индивидуально и в группе.   Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале. Инструкция к тесту.   «Предположим,   что   после   соответствующего   обучения   Вы   сможете   выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?» Тест 1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) 2а. Помогать больным  2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин За.   Следить   за   качеством   книжных   иллюстраций,   плакатов,   художественных открыток, грампластинок  3б. Следить за состоянием, развитием растений 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)  4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать 5а. Обсуждать научно­популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) 6а. Выращивать молодняк (животных какой­либо породы)  6б.   Тренировать   товарищей   (или   младших)   в   выполнении   каких­либо   действий (трудовых, учебных, спортивных) 7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)   7б. Управлять каким­либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и др. 8а.   Сообщать,   разъяснять   людям   нужные   им   сведения   (в   справочном   бюро,   на экскурсии и т.д.)   8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) 9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках 10а. Лечить животных  10б. Выполнять вычисления, расчеты 11а. Выводить новые сорта растений   11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) 12а.   Разбирать   споры,   ссоры   между   людьми,   убеждать,   разъяснять,   наказывать, поощрять      12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) 13а.   Наблюдать,   изучать   работу   кружков   художественной   самодеятельности   13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов  14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты  14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. 156.   Художественно   описывать,   изображать   события   (наблюдаемые   и представляемые)  15а.   Составлять   точные   описания­отчеты   о   наблюдаемых   явлениях,   событиях, измеряемых объектах и др. 16а. Делать лабораторные анализы в больнице   16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение 17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий  17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов 18а.   Организовать   культпоходы   сверстников   или   младших   в   театры,   музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.  18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания  19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты  20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада  20б.   Работать   на   клавишных   машинах   (пишущей   машинке,   телетайпе,   наборной машине и др.) Обработка и интерпретация результатов теста Ключ к тесту  Типы профессий                                       Номера вопросов  Человек­природа                        1а, 3б, 6а, 10а, 11а, 13б, 16а, 20а Человек­техника                         1б, 4а, 7б, 9а, 11б, 14а, 17б, 19а Человек­человек                         2а, 4б, 6б, 8а, 12а, 14б, 16б, 18а Человек­знаковая система          2б, 5а, 9б, 10б, 12б,15а, 19б, 20б Человек­художественный образ 3а, 5б, 7а, 8б, 13а, 15б, 17а, 18б  За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Интерпретация результатов теста   Испытуемому   рекомендуется   выбрать   тот   тип   профессий,   который   получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:   •   «человек–природа»   –   все   профессии,   связанные   с   растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;   • «человек–техника» –все технические профессии;    •   «человек–человек»   –все   профессии,   связанные   с   обслуживанием   людей,   с общением;    •   «человек–знак»   ­все   профессии,   связанные   с   обсчетами,   цифровыми   и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;   • «человек–художественный образ» –все творческие специальности.  Краткое описание типов профессий. I.   «Человек­природа».  Если   вы   любите   работать   в   саду,   огороде,   ухаживать   за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек­природа».    Предметом   труда   для   представителей   большинства   профессий   типа   «человек природа» являются:   • животные, условия их роста, жизни;   • растения, условия их произрастания. Специалистам   в   этой   области   приходится   выполнять   следующие   виды деятельности:    •   изучать,   исследовать,   анализировать   состояние,   условия   жизни   растений   или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);    •   выращивать   растения,   ухаживать   за   животными   (лесовод,   полевод,   цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);    •   проводить   профилактику   заболеваний   растений   и   животных   (ветеринар,   врач карантинной службы).   Психологические требования профессий «человек­природа»:  • развитое воображение, наглядно­образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;    •   поскольку   результаты   деятельности   выявляются   по   прошествии   довольно длительного   времени,   специалист   должен   обладать   терпением,   настойчивостью,   должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.  II. «Человек­техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек­техника».    Предметом   труда   для   представителей   большинства   профессий   типа   «человек техника» являются:  • технические объекты (машины, механизмы);   • материалы, виды энергии.    Специалистам   в   этой   области   приходится   выполнять   следующие   виды деятельности:    •   создание,   монтаж,   сборка   технических   устройств   (специалисты   проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из   отдельных   узлов,   деталей   собирают   машины,   механизмы,   приборы,   регулируют   и налаживают их);    •   эксплуатация   технических   устройств   (специалисты   работают   на   станках, управляют транспортом, автоматическими системами);    •   ремонт   технических   устройств   (специалисты   выявляют,   распознают неисправности   технических   систем,   приборов,   механизмов,   ремонтируют,   регулируют, налаживают их).   Психологические требования профессий «человек­техника»:   • хорошая координация движений;   • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;   • развитое техническое и творческое мышление и воображение;   • умение переключать и концентрировать внимание;   • наблюдательность.  III. «Человек­знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы,   вести   картотеки,   систематизировать   различные   сведения,   если   вы   хотите заниматься  программированием,  экономикой или  статистикой  и т. п., то знакомьтесь с профессиями   типа   «человек   ­знаковая   система».   Большинство   профессий   этого   типа связано с переработкой информации.   Предметом   труда   для   представителей   большинства   профессий   типа   «человек знаковая система» являются:    • тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик); • цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);    •   чертежи,   схемы,   карты   (конструктор,   инженер­технолог,   чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);   • звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).   Психологические требования профессий «человек­знаковая система»:   • хорошая оперативная и механическая память;    • способность к длительной  концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;   • хорошее распределение и переключение внимания;   • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;   • усидчивость, терпение;   • логическое мышление.  IV. «Человек­художественный образ».    Предметом   труда   для   представителей   большинства   профессий   типа   «человек знаковая система» является:  • художественный образ, способы его построения.    Специалистам   в   этой   области   приходится   выполнять   следующие   виды деятельности:   • создание, проектирование  художественных произведений  (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);    •   воспроизведение,   изготовление   различных   изделий   по   образцу   (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр­краснодеревщик);   • размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).   Психологические требования профессий «человек­художественный образ»:   • художественные способности; развитое зрительное восприятие;   • наблюдательность, зрительная память; наглядно­образное мышление; творческое воображение;  человек» являются:  • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.  V. «Человек­человек».    Предметом   труда   для   представителей   большинства   профессий   типа   «человек  • люди.    Специалистам   в   этой   области   приходится   выполнять   следующие   виды деятельности:  • воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);   • медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);   • бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);   • информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);    •   защита   общества   и   государства   (юрист,   милиционер,   инспектор, военнослужащий).   Психологические требования профессий «человек­человек»:   • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;   • устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;   • доброжелательность, отзывчивость;   • выдержка;   • умение сдерживать эмоции; • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения   и   настроение   других   людей,   способность   разбираться   во   взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;   • способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;   • способность владеть речью, мимикой, жестами;   • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;   • умение убеждать людей;   • аккуратность, пунктуальность, собранность;   • знание психологии людей. [5,с.190­193].  Приложение З Рекомендации для учащихся по профориентации «Семь шагов к взвешенному решению» 1. Составить список подходящих профессий 2. Составить перечень требований выбираемой профессии  Составьте список своих требований:  выбираемая профессия и будущий род занятий;  выбираемая профессия и жизненные ценности;  выбираемая профессия и жизненные цели;  выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;  выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;  желательный уровень профессиональной подготовки;  выбираемая профессия и мои склонности и способности;  желательные содержание, характер и условия работы.  3. Определить значимость каждого требования   Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.  4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий   Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой   профессии.   Проанализируйте,   развиты   ли   у   Вас   профессиональные   качества, отвечают   ли   ваши   интеллектуальные   способности,   психологические   особенности, состояние здоровья требованиям профессии.  5. Подсчитать и проанализировать результаты    Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам   Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.  по всем пунктам.  6. Проверить результаты    Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.  7. Определить основные практические шаги к успеху   Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы   сможете   получить   профессиональное   образование,   как   развивать   в   себе профессионально   важные  качества,  как  можно получить  практический   опыт  работы  по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ  В ГУО «МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ №1»
Скачать файл