Исследовательская деятельность в старшей и средней школе.
Работа учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ СОШ имени Чеченова Ш.Ш. г.п.Кашхатау Черекского района Кабардино-Балкарской республики.
Знание только тогда становится знанием,
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В числе приоритетных задач, которые стоят перед нами учителями, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, формирования умения самостоятельно конструировать собственные знания, подготовка человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний. Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Дистервег писал: «Искусство обучения заключается не в умении сообщить, а в умении возбуждать, будить, оживлять.
Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. В этих условиях необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает всё больше и больше. Обучающие возможности художественной литературы очень велики. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими уроков литературы и русского языка.
От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой – вот всё, что можно взять за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы и русского языка.
Приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Добиться этого можно, только создав условия для развития исследовательских навыков, сформировав способы активной познавательной деятельности. Учащимся же необходимо понять, что в творческой деятельности не существует готовых ответов. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы.
Для достижения подобной цели следует решить следующие немало задач, среди которых организация образовательного процесса, который позволит стимулировать интерес к исследовательской деятельности, обеспечит мотивацию к занятиям; использование элементов технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения; вовлечение школьников в исследовательскую работу.
Большие возможности в этом плане открывает проектно-исследовательская деятельность учащихся, направленная на становление личности школьника через активные способы действия. Проекты-исследования на уроках направлены на получение знаний и на передачу знаний. Любой проект-исследование информационный, творческий, игровой, практический (по доминирующей в проекте деятельности), монопроект или межпредметный (по предметно-содержательной области), индивидуальный, групповой, коллективный (по количеству участников и характеру контактов в проекте), краткосрочный или долгосрочный (по продолжительности подготовки),- требует тщательной подготовки. Сначала требуется подготовительный этап: выбор примерной темы работы; определение цели работы; выбор объекта исследования, формирование опытной и контрольной группы; формулирование рабочей гипотезы; определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Затем следует основной этап: поиск и изучение литературы по теме исследования, выбор методов исследования, выполнение собственных исследований, анализ полученных результатов, подготовка отчета о проделанной работе в виде научной статьи, подготовка работы к презентации.
Важную роль в
организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя выделить в
нем приоритетное направление, разработать цели, содержание и план реализации.
На первом уроке необходимо мотивировать учащихся на изучение новой темы,
обозначить проблемные вопросы, предложить темы для индивидуальных исследований,
обсудить варианты оформления результатов, а также ознакомить учеников с проведением
заключительного занятия (защиты проекта). На последующих уроках следует изучить
программный материал, провести предварительное обсуждение работ учащихся (в
особенности касающихся тем, рассматриваемых на данном занятии), проблемных
вопросов проекта, дать консультации по начатым исследованиям. Затем хорошо бы
провести контрольную работу, а на заключительном уроке заслушать презентации
проектов.
Формы представления результатов проектной деятельности различны. Это и
устная форма, и письменная форма, и наглядно-образная. Для того чтобы учащимся
легче было заниматься исследовательской работой предлагаю алгоритм
работы.
- Определи тему проекта-исследования.
–Определи проблему.
-Определи цель
работы.
-Выбери объект
исследования.
-Сформулируй
рабочую гипотезу. Определи конкретные задачи, решение которых позволит достичь цели.
-Подведи итог. Сделай вывод.
Возможен и такой алгоритм. -Перечитай (просмотри) еще раз художественное произведение, отбери главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы, сделай отметки в тексте или выпиши цитаты на карточки. -Прочитай рекомендованную преподавателем критическую литературу, осмысли позицию автора, сделай необходимые выписки. -Сопоставь противоречивые суждения, отметь те, которые совпадают с твоими, продумай аргументы, подтверждающие твоё мнение. -Составь план (тезисы) выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделай выводы. Проговори вслух, проверь, сколько времени займет выступление.
В зависимости от объекта исследования, ученические работы, например, по литературе можно разделить на следующие виды:
анализ текста художественного произведения (цель: выявить его художественное своеобразие, особенности авторского стиля, мастерство писателя, типология образов…); сравнительный анализ двух или нескольких произведений (в подобной работе проблемы могут носить теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический характер); изучение жизни и творчества писателей; изучение эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей; реализация проекта.
Каким бы ни был проект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
Конечно, в каждом классе методика проведения исследовательских работ различна.
В 5-6 классах исследовательскую работу провожу в коллективно-индивидуальной форме. Это коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись примеров и ответов. Предлагаю предмет исследования, а во время работы направляю деятельность ученика.
В 7-8 классах работу провожу коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут сами предложить объект для исследования. Я же чаще всего выступаю в роли соавтора, но соавторство скорее формальное, ибо я всего лишь направляю и координирую деятельность учащихся.
В 9-11 классах исследовательскую работу провожу в группах и индивидуально, основной упор всё же делаю на индивидуальную работу. Как правило, задания составляю сама, ученики дополняют его. Здесь возможен вариант коллективного творчества. Я же выступаю в роли консультанта.
Часто я провожу такие типы уроков, как анализ стихотворения или эпизода; сравнение произведений разных авторов (например, стихотворение «Узник» А.С. Пушкина и «Узник» М.Ю.Лермонтова); групповая работа по исследованию текста (каждой группе дается перечень вопросов, на которые ребятам необходимо найти ответ). Так на уроке-исследовании по теме «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе» в 10 классе мною было предложено четыре темы для исследования: «История создания стихотворений в прозе», «Анализ стихотворения в прозе. Анализ стихотворения в прозе «Порог», «Анализ стихотворения в прозе «Русский язык» и «Анализ стихотворения в прозе «Памяти Ю.П. Вревской». Класс я поделила на группы, и каждая группа работала над своим проектом. Ребята с большим энтузиазмом взялись за работу и плодотворно потрудились. Был изучен большой материал, подготовлены хорошие сообщения, презентации.
Как известно, литература связана с целым рядом других учебных дисциплин: лингвистикой, историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой. Поэтому при подготовке к некоторым урокам можно предложить учащимся индивидуальные задания. Например, при знакомстве (свой пример палех …. Анализ языка произведения… Выписать малые формы устного народного творчества)
Говоря о связи литературы и лингвистики, хочу заметить, что в литературе, по существу, нет такого художественного текста, в котором не было бы фактов, требующих лингвистического комментария. Любое, даже самое простое и бесхитростное по языку произведение содержит в себе нечто нам непонятное. Мелкие «подводные камешки» языковой материи попадаются даже тогда, когда произведение написано совсем недавно, нашими современниками, о наших заботах и радостях.
Лингвистическое комментирование художественного текста, разъяснение и толкование нами непонятного обезопасит от искаженного и неполного понимания, даст возможность проникнуть в святая святых произведения. В связи с этим, можно предложить учащимся работу по толкованию и разъяснению непонятных слов.
В старших классах исследовательская деятельность носит несколько специфический характер и несет научную направленность.
Такой вид деятельности приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности ученика, его профессиональная направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.
Как уже говорилось ранее, современный ученик должен быть инициативен, самостоятелен, он должен находить и анализировать информацию: уметь выбирать необходимый материал, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. Он должен уметь самостоятельно искать информацию, находить ответ на поставленный вопрос. Отличительная особенность подобной работы состоит в том, что в нем делается большой упор на планирование деятельности и на самостоятельность деятельности ученика. Самостоятельность касается и постановки целей и задач, и принятия решений, но более всего – выполнения самого проекта. Понятно, что при этом качественно меняется роль учителя и учеников в процессе обучения: учитель выступает в роли консультанта и помощника, учащиеся – в роли активных участников процесса проектирования.
Условиями проектной деятельности является посильная возможность сбора информации; темы проектов не должны быть раскрыты в школьных учебниках, поэтому приходится перечитать много дополнительной литературы или покопаться в интернете. Он тем и хорош, что позволяет развивать уже приобретенные навыки исследовательского труда на другом материале и другими средствами.
"О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”, - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза исследовательской деятельности любого уровня.
В современной дидактике
исследовательский метод "призван обеспечить, во-первых, творческое
применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе
поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты
творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования
интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы,
проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. Одной деятельности для
этого недостаточно, но без неё данная цель недостижима. В результате
исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и
гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности" (И.И.
Лернер).
Сегодня актуальна фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Пожалуй, в ней кроется главное понимание существующего опыта школьного
обучения. Исследовательская работа значительно дополняет способы получения
знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного
явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них
выводы. Суть её состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом
анализе и произведенных на его основании новых выводов, то есть это деятельность
учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с
заранее неизвестным решением.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».
Глубоко убеждена, что литература и русский язык как учебные предметы обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, стараюсь организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы.
Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода изучаю материал крупным блоком, широко применяя лекции. Основное внимание учащихся акцентирую на вводной лекции, где сообщаю основные идеи темы, формулирую её проблемы с привлечением художественного текста. А наряду с уроком в традиционной форме применяю урок-семинар, урок-практикум, урок – исследование, урок-поиск, творческая мастерская, урок- творческий отчёт, урок- защита идей, урок открытых мыслей, урок- ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок – круглый стол, дискуссия, экскурсия.
Например, при изучении комедии А.А. Грибоедова «Горе от ума» провожу урок-диспут «Молчалин и Чацкий: две жизненные позиции» Размышляя над вопросами, какой духовный путь проходят герои, находят ли себя, ученики, опираясь на материалы критиков, литературоведов, спорят, приводят доводы в защиту героев, выражают собственный взгляд. Или готовясь к уроку-суду по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», ребята готовят кто защиту Раскольникова, кто обвинение, а кто готовит речь свидетеля, выбирая при этом, будут ли они свидетелями со стороны защиты или наоборот.
На уроке-практикуме по русскому языку по теме «Обучение написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ) было предложено ребятам самим провести исследование и составить алгоритм, с чем ребята справились хорошо. Вот один из алгоритмов, составленных учеником.
Хочешь получить высший балл за понимание содержания исходного
текста? Тогда запомни самое главное!
1.Внимательно читай текст. Быстрое чтение приводит к тому, что
ты просто не поймешь его содержание и позицию автора.
2.Определи, какие языковые средства использует в своей статье автор,
чтобы передать отношение к поднятой проблеме, теме и
воздействовать на читателя.
3.Определи, какова тема, проблематика, идея этого текста.
4.Определи, в каких предложениях открыто звучит авторская позиция.
5.Определи стиль и тип речи.
Исследовательская деятельность, организуемая учителем на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать внеурочная деятельность: викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования. Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволяет достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, активнее, научились грамотно задавать вопросы, стали более коммуникабельны, активно участвуют в конкурсах исследовательских работ разного уровня.
Использованная литература
1.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
2.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
3.Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3. – С. 136-138.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.