Исследовательская работа Декоративные элементы в национальном костюме бурят в прошлом и настоящем
Оценка 4.8

Исследовательская работа Декоративные элементы в национальном костюме бурят в прошлом и настоящем

Оценка 4.8
docx
29.01.2024
Исследовательская работа Декоративные элементы в национальном костюме бурят в прошлом и настоящем
нир.docx

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 259

 

 

 

 

Программа

Научно-исследовательской работы

«Декоративные элементы в национальном  костюме бурят в прошлом и настоящем»

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Малофеев Виктор Анатольевич

 мастер производственного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2022 г.

Введение

     Предлагаемая вниманию исследовательская работа по технологии посвящена изучению декоративных элементов  костюм бурят в прошлом и настоящем.

    Я обратил внимание на то, что все чаще население Бурятии стало носить национальную одежду на праздники, например, на свадьбу или юбилей, чтобы подчеркнуть самобытность, красоту, оригинальность и гордость за свою малую Родину.

    В прошлом национальный костюм нес утилитарное значение, на сегодняшний день
он стал особым предметом гардероба – нарядной, праздничной одеждой. Это хорошо, что мы не забываем свои традиции и культуру, которые объединяют наш народ, проживаемый на территории Бурятии и за ее пределами. Но в тоже время молодое поколение
не задумывается над тем, что традиционный костюм является частью истории бурятского народа, что он является отражением культуры времен наших предков.

     Актуальность данной работы обусловлена особой ролью, которую играет национальный костюм в современном обществе – это яркое явление материальной
и духовной культуры бурятского народа, которое возрождается в наш век информационного прогресса. Несомненно, традиционный костюм бурят является культурой прошлого, который обогащает и дополняет современную культуру. Как гласит поговорка, без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. 
Таким образом, традиционный костюм является кладовой идей и решений, вдохновением для сегодняшних художников модельеров, дизайнеров одежды.

Объект исследования– декоративно-прикладное искусство бурят в женской и мужской  одежде.

Предмет исследования – степень влияния декоративных элементов на образное
и стилистическое решение бурятского костюма.

Цель исследовательской работы состоит в исследовании декоративных элементов
в национальном костюме в прошлом и настоящем, а также в разработке новой техники декорирования.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть современные научные концепции понятий «костюм», «декор».
  2. Показать динамику развития декоративных элементов от прошлого до настоящего
     в бурятском  костюме.
  3. Изучить материалы и техники декорирования стилизованного костюма, на примере современных художников – модельеров Бурятии.
  4. Разработать новые  элементы декорирования костюма.

Гипотеза исследования: Традиционный костюм – это отражение культуры, заглянув в которое, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа, проследить  динамику развития декоративных элементов от прошлого до настоящего в бурятском  костюме.

Методы исследования: 

Поисковый опрос среди  шьющих национальную одежду бурят, обобщение полученного материала; использование интернет – ресурсов и изучение литературы по выбранной теме, эксперимент в декорировании костюма на основе техники « сенил».

Исследовательский – тестирование; анкетирование.

 

 

 

База исследования: Федеральное казенное  профессиональное образовательное учреждение №259  УФСИН РФ по Республике Бурятия .  В исследовании принимали участие   25 обучающихся группы специальности  19601 «Швея»

Научная новизна исследования заключается в использовании техники сенил в качестве декоративного элемента в бурятской одежде, на примере элемента одежды; а также в анализе механизмов появления декоративных элементов в бурятском  костюме.

Практическая значимость данного исследования определяется ценностями идей –возможностью использования отходов ткани для декорирования костюма, тем самым способствуя улучшению экологической ситуации, а также  использования результатов  полученных  в ходе НИР при обучении профессии «Швея» на уроках технологии .

 

 

Этапы НИР

 

Этапы НИР

Содержание деятельности

Сроки

Отметка о выполнении

Подготовительный этап

Выбор и утверждение темы НИР

Сентябрь 2022

 

Разработка программы  (обоснование актуальности  выбранной темы и характеристика современного состояния  изучаемой проблемы, постановка целей и задач НИР, определение объекта  и предмета НИР, выбор метода исследования, подбор и изучение  литературы по национально-региональному  компоненту.

Подбор диагностирующего материла. Сбор фактического  материала для НИР, включая разработку  методов  и алгоритмов обработки информации )

Октябрь

2022

 

Разработка инструкционно-

технологические карт для учебно- производственных работ, дидактического материала.

Анкеты для обучающихся

Листы наблюдений

 Оценочные листы

Ноябрь 2022- июнь 2023

 

Основной этап

Презентация «История бурятского костюма»

Проект  «Декор в костюме и его многообразие»

Отработка элементов  бурятского орнамента (прорисовка) на бумаге

Проект «Парадные женские костюмы бурятских племен»

Презентация «Применение пуговиц – «сомпи» и украшений для шапок - «дэнзэ» в национальной  одежде»

Анкетирование :На знание значения верхних, средних, нижних пуговиц на дэгэле.

Техника изготовления  «Сомпи» (значение пуговицы в бурятском костюме).

Техника «Сенил» (изучение техники выполнения, изготовление элементов с техникой  сенил, защита изделия) 

Викторина «Что я знаю о Бурятии»

Презентация  «Путешествие по родной стороне)

Оформление промежуточных итогов НИР

Сентябрь 2023

Октябрь 2023

 

 

 

Декабрь 2023

 

Март 2024

 

Обобщающий этап

Анализ полученных результатов. Подготовка отчета по НИР и презентационных материалов . Выступление  с докладом на научно-практических конференциях различного уровня

Публикация материалов  по теме исследования

Сентябрь 2023

 

Июнь

2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Национальный бурятский костюм – историческое наследие наших предков

В истории культуры любого народа значительное место принадлежит национальному костюму, поскольку он является своеобразной летописью исторического развития и художественного творчества народа.

Как выглядел бурятский костюм в древние времена, мы не знаем, так как нет никакой информации об этом. Только благодаря описаниям путешественников, ученых, исследователей, дипломатов, живших в XVII - XVIII вв. мы можем судить каким был костюм бурят. Первые сведения о бурятском костюме встречаются в записях путешественников, историков, этнографов, начиная с XVIIв. Путевые записи русских послов в Китай Н. Г. Спафария, исследователя Центральной Азии Г.Н. Потанина и др. дают нам представление об одежде и ее описание. В них основное внимание обращается на дорогие меха (соболь, лисица, бобр), ткани, изделия из серебра и военное снаряжение. Кроме того, в XVII в. в ходу были бухарские и китайские хлопчатобумажные и шелковые ткани – киндяк, зендень, белье, китайка, камка. Вместе с русскими казаками появляются русские и европейские ткани. Также более подробно в своих работах описывает костюм участник Сибирской экспедиции XVIII в. П.С. Палласа и И.О. Георги, он описывает одежду, подразделяя ее на мужскую, женскую, девичью; сравнивает одежду богатых и бедных, проводит параллели с одеждой калмыков, тунгусов. «Буряты, - отмечал Георги, рубах не носят; имеют, как тунгусы, самые короткие штаны; зимою же сверх оных обыкновенно весьма длинные и широкие шаровары. Кафтан носят на голом теле и делается это по большей части из овчины, а нередко и из лошадиной кожи или диких зверей. Богатые шили из цветных сукон или шелковых материй, опушивая оные дорогими мехами по большей части: края (подола) нередко украшают полосами из материи (1).

Поэтому по письменным источникам, костюм бурят восстановить невозможно, более четкое представление и описание мы можем найти только в музеях, где представлены сохранившиеся одежда XIX – начала ХХ в.в.

Р.Д. Бадмаева в своем исследовании впервые представляет костюм как часть материальной культуры, где прослеживается эволюция костюма во времени и рассматривается как историко-этнографический источник и пришла к следующим выводам:

  1. Костюм бурят – часть материальной культуры народа, в процессе взаимовлияния с другими народами он сохранил простоту, одинаковость элементов мужского и женского костюма. При всех общих чертах имеются различия в одежде локальных групп бурят. На их основе можно выделить комплексы, присущие для населения разных районов.
  2. В процессе развития заметны черты двух культур в истории бурятского костюма – древнеохотничей и скотоводческой.
  3. Анализ истории бурят, элементы бурятского костюма говорят об общности с традиционной культурой эвенков, хакасов, киргизов, казахов, народов Центральной Азии и монголов. На конструкцию костюма повлияли русская и восточная культура.
  4. Бурятский народный костюм сложился в результате длительной эволюции. Его формированию предшествовал длительный путь развития от простых примитивных форм до сложных, требовавших специального технологического решения, материала, способов ношения. Преобразование различных элементов костюма вызвано стремлением человека максимально приспособиться к условиям среды обитания. Усложнялись и функции костюма – от чисто утилитарных до социальных, этических, эстетических. Неизменной и постоянной является этноидентифицирующая функция .

Таким образом, традиционный костюм – наиболее значительная и специфическая часть материальной культуры, в нем отражаются все процессы этнического, духовного и социального развития народа.

В последнее время виден заметный интерес к традиционной культуре. В настоящее время к модельерам часто обращаются с просьбами пошить костюм с традиционными элементами. Это указывает на то, что людей интересует прошлое и они желают, чтобы выбранный ими образ, выражал уникальность, ведь за таким нарядом стоит не просто история, а также громадный пласт народной культуры .

1.1. Декор в костюме и его многообразие

Декор в костюме – это художественная совокупность украшающих элементов, которые не имеют практического значения. В утилитарном смысле декоративные элементы не являются обязательными, как, например, конструктивные или функциональные. Цель их применения одна – превратить, обычное грубое полотно в художественное и творческое изделие, попытаться донести до зрителя определенный эстетический смысл .

  1. Декоративный элемент в костюме выполняет ряд функций – объединение частей композиции, создание целостного образа, гармонизации и индивидуализации образа.
  2. Использование декоративных элементов в современном женском костюме позволяет вносить коррективы в создаваемый образ, расставляя акценты и формируя единый стиль.
  3. В развитии декоративного элемента особую роль имеет разнообразие новых материалов.

Материалы и формы отделок могут быть самыми разнообразными. Их многообразие можно разделить на 7 групп:

  1. Отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачанных рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек. Декоративные элементы этой группы имеют наибольшее распространение.
  2. Отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны. Эти детали в большей мере играют декоративную роль, определяют стилевое направление костюма. Например, оборки, рюши, банты – элементы романтического стиля, хлястики, паты, погоны – спортивного. Часто используется косая бейка золотого и серебряного цветов в национальном костюме бурят.
  3. Отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы. Назначение этих материалов достаточно разное: тесьма в зависимости от её вида, используется в спортивной одежде, бурятской национальной – тууза, повседневной; кружево в нарядной, белье; искусственные цветы в праздничной, свадебной одежде.
  4. Отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, застежки-молнии и т.п. преимущественно выполняет утилитарную роль, являясь элементом застёжки, наряду с этим несёт и декоративную нагрузку, особенно это относится к национальной стилизованной одежде.
  5. Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами. Вышивка вносит в костюм элемент народности, придает её нарядность, торжественность, индивидуальность. Аппликация – декорирование изделия кусочками материала. Эмблемы широко распространены в современной спортивной одежде, одежде для отдыха, детской и подростковой одежде.
  6. Отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, кружевное полотно ит.д.
  7. Отделка деталей изделия печатным рисунком. Способ декорирования известный уже в первом веке до н.э. Претерпев существенные изменения, в материалах, способах печати, применяется при декорировании современных изделий, а также вид рукоделия батик.

Применение в одном изделии нескольких видов отделки требует их согласованности, чтобы не нарушить целостности композиционного решения.

В ходе исследования, был изучен сборник открыток национальных костюмов народов Прибайкалья, в них детально описан парадный национальный бурятский женский костюм всех родов, где можно увидеть все разнообразие использования в то время декоративных элементов. Среди всех описаний костюмов, я выбрала наиболее приближенные к нашему народу:

1.2. Парадные женские костюмы бурятских племен

Верхний парадный костюм хоринских буряток.

Головной убор – торойбшэ малгай конической формы, оторочен ценным мехом, с шелковой нитью – сасаг или зала, с серебряным навершием дэнзэ с кораллом. Под шапкой – татуурга, дарулга обшитая кораллом, янтарем и прочих цветных камней. Дэгэл из шелка. Рукава до локтя с буфами, отделанными друг от друга шелковой или парчовой тесьмой, могли кроиться из разных тканей, назывались булубша и заканчивались обшлагами-нюдарга или туруун. Грудь-энгэр отделывается нашивкой-хушэлтэ. Воротник-заха. Поверх безрукавки-моринуужа. Нагрудное украшение гуухолобшо. Уужа и дэгэл отрезные по талии, отделанные цветными полосами-хубоо. Вдоль бортов безрукавки спускается височно-нагрудные украшения-боолто (7).

Праздничный костюм агинской бурятки.

Дэгэл состоит из лифа-энгэр, подола и сложноскроенных рукавов. Энгэр не украшался. По бокам дэгэла и понизу нашивалась лента из черного бархата. Верх рукава делали из той же ткани, из которого кроится дэгэл. В плече рукав собирался сборками, к низу подшивалась лента. По верху и по низу-тесемка яркого контрастного цвета. К нему манжеты из меха. Поверх дэгэла уужа-безрукавка длиной почти как дэгэл. Уужа застегивается на одну пуговицу у ворота. По бокам продольные разрезы. По низу подола две параллельные полоски из ниток. Между ними полоса из черного бархата.

Девичий парадный костюм сонголок.

Кяхтинского района. Дэгэл из шелка отрезное по талии, пояс «солонго», полоски из цветного шелка набирались по цветам радуги, цвет дэгэла предпочтительно синий, небесно-голубой. Воротник заха стойка пуговицы с петлями-шагта. Рукава-хамсы цельнокроеные с петлями туруун. На голове диадема-татурга или дарлуга, расшитая цветными камнями, кораллами, жемчугом, янтарем, бирюзой и т.д. височные украшения состояли из нечетных чисел пяти, семи, девяти нитей перемежающимися серебряными чеканными кружочками или монетами. Нагрудное украшение-гуу-холобшо, шурэ, бусы из коралла. Обувь – гутал.

Парадный костюм качугских (верхоленских) буряток.

Летний костюм замужней женщины. Поверх платья (халадай) надета накидка (дэлэгэй). Накосные украшения: височные серьги – моорпиихэ с прикрепленными нитями из коралла (маржаан, шурэ, шураг). Нагрудные украшения: hабхаг из коралловых ожерелий с золотыми или серебряными монетами в серебряной оправе. Головной убор из цветного фетра с высокой тульей типа современной пилотки или шапки москвички – hулмалгай. Обувь – унты (годоhон).

Верхняя парадная одежда тункинских женщин.

Нарядный сээжэ дэгэл. Распашной, талия отрезная, воротник стойка, энгэр грудь, запах направо, скошенный, отделка, из шелковых тканей, борта, низ подола так же отделана полосами разноцветных шелковых тканей. Рукава раструбом, с обшлагами Туруун (копыто) или нюдарга (кулак) из парчи. Безрукавка-хубайси, уужа отрезная по талии, с отделкой бортов и низа подола (хормой), нередко нашивались серебрянные монеты. Головной убор – шобогор малгай с полями из ценных мехов, снавершием – серебряными с кораллом – дэнзэ, к которому прикреплены шелковые кисти – сасаг или залаа. Так же прикреплялись расшитые, вышитые ленты, расширяющиеся к низу, украшенные кистями и камнями. Височные серьги с обводом по низу лица украшены чеканкой, камнями: с бирюзой, кораллом, малахитом. Нагрудное украшение гуу-холобшо с коралловыми низками .

Парадный верхний костюм западной бурятки.

Головной убор – типичный аларско-угинский (нукутский) – сэсэгтэй малгай. Платье типа булууза и халадай с отложным воротником, цельнокроеное, расклешенное с широкой декоративной полосой из меха выдры по низу подола. Платья шились из шелка, бархата, чесучи, х/б тканей. Поверх платья надета длиннополая безрукавка хубайси, которые шились из тканей поплотнее: бархат, чесуча, шелк на мерлушковом подкладе (осенне-весенний вариант). По бортам и подолу отделана аппликативными разноцветными полосами. Украшения: от основания кос спускаются две длинные коралловые снизки, на конце которых, две серебряные монета в оправе – хажа. На груди – холобшо. Обычно нанизывались серебряные монеты в оправе, но по центру могли быть ювелирные в виде круга или прямоугольника со вставками из крупных кораллов или других камней .

Выводы по первой главе

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод:

Национальная одежда бурят мужчин и женщин – это халат без плечевого шва, зимний дэгэл и летний, с легким подкладом – тэрлиг. Женская национальная одежда состояла из рубахи и штанов, поверх которых надевали халат. Одежда менялась с переходом из одного возраста в другой, с изменением положения статуса в обществе и семье. Зимние дэгэлы по покрою не отличались от летних: левая пола лежала на правой и застегивалась высоко на груди, что защищало от ветра и холода. Были повседневные и праздничные костюмы, одежда декорировалась полосками бархата, шелка, серебром, кораллами, мехом соболя, овчины, вышивкой. При вышивании применялся трафарет, своего рода выкройки из бересты. Эти выкройки хранились в семье и передавались из поколения в поколение, поэтому мотивы бурятского орнамента устойчивы. «Бараний рог», встречается часто в сочетании с другими узорами (4).

 

 

 

Глава II. Из прошлого в настоящее

В последнее время появились различные ателье, сайты, предлагающие свои услуги в шитье и аренде бурятских традиционных и стилизованных костюмах. Традиционный костюм бурят дает возможность черпать вдохновение сегодняшним художникам – модельерам, чтобы создавать удивительные разнообразные модели, учитывая их этническую принадлежность.

В ходе исследования, я побеседовала с мастерами  , которые изготавливают бурятские национальные  костюмы. Большинство мастеров , используют современные ткани из смешанных и синтетических волокон монгольский и китайский шелк, атлас парчу, бархат. Для декора изделия чаще используют горловину-стойку, фигурный запах, отделка идет тесьмой, косой бейкой, аппликацией из разных по цвету тканей, застежки-пуговицы, количество которых должно быть всегда нечетное число, цельнокроеные рукава, и различные бурятские орнаменты, и вышивки. Дорогие меха в данный период времени для отделки используют очень редко, только для модных показов на различных конкурсах.  Мастерицы, говорят, что отходы ткани большинство швей выбрасывают. Немногие используют отходы на создание мелких изделий – сумочек, косметичек и др. Из этого мне стало интересно: «Куда можно использовать остатки неиспользованного материала?»

2.2. Техника «Сенил»

На просторах интернета я нашел довольно интересную технику лоскутного шитья, для применения в моем проекте, под названием «ля синель» или «шенил». Эта техника совсем новая и сведений о ней в литературе почти нет. Но судя по названию «ля синель» или «шенил», пришел этот вид рукоделия с запада, возможно с Франции. В переводе с французcкого Chenille-«гусеница»- шелковый, бархатный шнурочек.

Поверхность изделия по фактуре напоминает бахрому. Данная техника хорошо подходит для шитья жакетов, кардиганов, сумок, подушек и прочего. Совсем не обязательно применять эту технику на всем изделии, можно ограничиться отделкой воротника, кокетки или других мелких деталей.

Ткани используются как однотонные, так и с рисунком. Очень выигрышно смотрятся ткани с крупным или абстрактным изображением. Готовые парчовые ткани с бурятскими орнаментами отлично подходят для использования данной техники лоскутного шитья.

Вид законченной ткани будет зависеть от очередности наложения разных цветов ткани друг на друга. Для этой техники лучше использовать легкие тонкие натуральные ткани, такие как шёлк, вискоза и хлопок. В качестве нижнего базового слоя можно использовать синтетическую ткань.

Я решил использовать данное лоскутное шитье как декоративный элемент в готовом костюме. Из остатков материала прошлого изделия, я опробовала эту технику на деле. Когда я хорошо освоила последовательность действий, я уже начала вносить свои изменения в использовании техники синель. Поэкспериментировав с количеством слоев ткани и цветовой гаммой, у меня получился бурятский орнамент .

Выводы по главе 2

В наше время я твердо могу сказать, что мы чтим и помним традиции, культуру нашего народа. Наши художники-модельеры, используя современные материалы соблюдают самобытность своей культуры, создавая новые эксклюзивные модели они сохраняют целостность и образность костюмов, через стилизацию, используя декоративные элементы, не дают ей раствориться в традиции других народов. Рассматриваемая техника «сенил», может использоваться в декорировании национального костюма бурят.

 

Заключение

В данной работе изучено происхождение бурятского костюма, его основные детали. Рассмотрены понятия костюм, декор и декоративные элементы в прошлом, настоящем, развитие традиций в современных условиях. Знакомство с новой для меня техникой «синель», её происхождением и современным использованием.

Мною были сделаны выводы, что в настоящее время, многие модельеры Бурятии не теряют интерес к многовековой культуре, а наоборот, сохраняют глубинную связь с бурятскими народными традициями, используя в своих работах ключевые декоративные элементы.

Был проведен анализ применения декорирования в одежде. Установлено, что декорирование в бурятских традиционных изделиях – это главный связующий компонент, без которого невозможно представить национальный костюм в прошлом и настоящем.



Список литературы

 

1.    Ая-ганга. Общество бурятской культуры. История костюма. http://ayaganga.ru/costumehistory.htm

2.    Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. Р.Д. Бадмаева. – Бурятское книжное издательство, 1987 - с– 172.

3.    Бадмаев А.А. Основные тенденции в развитии бурятской одежды в 18 веке http://www.archaeology.nsc.ru/ru/publish/journal/doc/2010/433/10.pdf

4.    Базарова Д.В. Костюмы народов Бурятии (электронный ресурс): справочно-библиографический CD/ сост.: Д.В. Базарова, С.Б. Доржиева, С.В Бураева, О.С. Васильева; науч.ред Е.Ф Афанасьева; web-дизайн: В.М. Перевалов, А.В.Бочариков; Национальная библиотека Р.Б, Информ.центр культурного туризма. – электрон. Дан.-Улан-Удэ,2006.-1эл.опт.диск (СD-ROM): цв.,зв.; 12 см.- (Бурятия территория культуры).

5.    Буряты. Традиции и культура «Soyol Publishers, LTD» 1999 - с - 300

6.    Декор в костюме http://studopedia.org/9-109444.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба исполнения наказаний

Введение Предлагаемая вниманию исследовательская работа по технологии посвящена изучению декоративных элементов костюм бурят в прошлом и настоящем

Введение Предлагаемая вниманию исследовательская работа по технологии посвящена изучению декоративных элементов костюм бурят в прошлом и настоящем

База исследования: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №259

База исследования: Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №259

Основной этап Презентация «История бурятского костюма»

Основной этап Презентация «История бурятского костюма»

Глава I. Национальный бурятский костюм – историческое наследие наших предков

Глава I. Национальный бурятский костюм – историческое наследие наших предков

Усложнялись и функции костюма – от чисто утилитарных до социальных, этических, эстетических

Усложнялись и функции костюма – от чисто утилитарных до социальных, этических, эстетических

Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами

Отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами

Парадный костюм качугских (верхоленских) буряток

Парадный костюм качугских (верхоленских) буряток

Глава II. Из прошлого в настоящее

Глава II. Из прошлого в настоящее

Заключение В данной работе изучено происхождение бурятского костюма, его основные детали

Заключение В данной работе изучено происхождение бурятского костюма, его основные детали
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2024