муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 216»
I открытая
научно-практическая конференция школьников
«Ориентир на успех»
Социально-гуманитарное направление
Секция:
«Русский язык»
Название работы:
«Говорящие названия растений»
Антонова Дарья Денисовна
4 Б класс, школа 216
Руководитель:
Федоткина Надежда Алексеевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Новосибирск, 2021 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………...........................3
Глава 1. С точки зрения науки…………..……………………………………….4
Глава 2. Обобщение происхождения названий цветов…………………………5
Заключение………………………………………………………………………...8
Список источников информации………………………………………………...9
Приложение………………………………………………………………………10
Введение
«Цветы, как люди, на добро щедры и,
людям нежность отдавая, они цветут,
сердца обогревая, как маленькие, тёплые костры»
Я очень люблю цветы.… И это неудивительно. Каждый цветок красив по-своему. Ведь цветы - это кусочек природы, окружающего нас мира, цветы - это радость, цветы - это повод улыбнуться, задуматься о прекрасном.
Но ведь у каждого цветка есть имя. И я задумалась над вопросом: «Почему у каждого цветка - растения своё имя? И как они получили свои имена?» Первое мое обращение к источникам информации привело меня к удивительному открытию: данное исследование нужно было осуществлять с помощью этимологических и толковых словарей, а, значит, изучение данной темы должно было проходить в русле познания русского языка, а не с точки зрения биологии.
Мне стало интересно, только ли у меня одной из класса возник такой вопрос? Тогда я уточнила это при помощи анкетирования (Приложение 1).
Цель исследования: подобрать список слов – названий цветов, определить их значения
Задачи:
- путем изучения литературы выяснить, с чем связано происхождение названий растений;
- на основе полученных результатов сделать классификацию растений.
Объект исследования: названия цветов.
Предмет исследования: происхождение названия цветов.
Основными методами исследования являются:
- поисковый метод - сбор данных о названиях цветов;
- обобщение и систематизация этих данных.
Практическая значимость:
Практическая ценность исследования заключается в том, чтобы систематизировать разрозненный по разным источникам материал. Работа помогла познакомиться с определенными цветами и может быть использована далее в качестве справочного материала, презентации на уроках русского языка, изобразительного искусства или окружающего мира.
План работы над проектом:
1.Определить предметную область проблемы проекта;
2.Провести опрос среди одноклассников для подтверждения проблемы;
3.Изучить литературу и обобщить информацию по данной теме;
4.Создать совместно с одноклассниками альбом с иллюстрациями к данным цветам.
Глава 1. С точки зрения науки
Флюрографика – это целая наука, которая раскрывает значение, символику различных цветов и растений. Проще говоря – это язык цветов, с помощью которого выражают идеи, чувства, настроение. Язык цветов знали не хуже французского языка. Каждый мог освоить язык цветов — с этой целью создавались специальные словари.
Во времена Викторианской эпохи (Викториа́нская эпо́ха (1837—1901) — cоздавались цветочные композиции из живых цветов, венки, букеты, использовались разноцветные предметы или раскрашенные объекты. Откуда же взялся язык цветов?
Он возник на Востоке и широко использовался как при подношениях букетов, так и в лирических произведениях. В Европу язык цветов пришел в 18 веке и очень распространился в светском обществе – его использовали на балах, в играх и в письмах. Основали его женщины, которые были лишены общения, которым запрещалось часто открывать лица. Свои чувства и оттенки настроения они перенесли на цветы. Эти цветочные словари подробно рассказывают о значении очень многих растений.
Язык цветов стал снова популярен в наше время, но такого широкого применения, как в прошлые времена не находит сейчас. Каждый умел составить и расшифровать послание, которое нёс тот или иной букет цветов. Как удобно было бы, если бы такой язык использовался и сейчас – ведь им несложно овладеть, он универсален и был бы понятен всем, даже если даритель и адресат говорят на разных языках. Цветочный язык, как и любой другой, с течением времени менялся и приспосабливался под условия, в которых его использовали – ведь в каждой местности свои любимые цветы. Иногда символика цветка менялась, не совпадала с его первоначальным восточным толкованием. Например, флокс имел два толкования – он мог обозначать покорность и согласие, но в то же время был символом пламенной страсти.
В России популярность языка цветов связана с именем поэта и переводчика Дмитрия Петровича Ознобишина, который издал переведенную им на русский персидскую книгу “Селам, или Язык цветов”. В этой книге было описано более 400 растений, каждому из которых соответствовало определенное слово или фраза. Книга была популярной у молодежи.
Говоря о происхождении названий цветов, необходимо обратиться к этимологии слов.
Этимология – область языкознания, занимающаяся установлением происхождения слов, их первоначальной структуры и первоначальных генетических связей с другими словами.
Глава 2. Происхождение названий цветов
Для работы я определилась со списком цветов, которые я хотела бы исследовать. Ведь растений очень много, но начинать нужно было с малого. Я оставила список из 7 самых популярных и известных в моем окружении цветов. Далее начался долгий и кропотливый процесс исследования литературы. Мы сравнивали информацию об этих цветах в книгах, толковых и этимологических словарях, в интернет-источниках. Иногда информация расходилась, и мы вынуждены были выбирать, исходя из авторитетности источников и количеству совпадений. В итоге у нас получилось следующая информация. Иллюстрации к данной информации находятся в приложении 2.
Все растения делятся на группы:
Растения, названия которых имеют иноязычное происхождение
Название цветка хризантема произошло от греческого «хризос» – золотой и «антемос» – цветок (золотой цветок).
Предки хризантемы действительно были желтого цвета. На японском хризантема имеет название «кику» – солнце. В этой стране изображение этого цветка поместили на национальный флаг и монеты. Высшая награда называется орденом Хризантемы. Осенью в Японии отмечают праздник цветения хризантем.
Название цветка ромашка произошло от польского слова «romana» По- латыни очень звучно: Anthemis romana , что в переводе значит пупавка римская (Рим и по-латыни, и по-итальянски произносится «Рома»).
В русском обиходе это латинское название превратилось постепенно в «романову траву», затем в «роману», или «раману» и, наконец, в популярную русскую «ромашку». В простом народе обозначает «милая простота». Ее издавна считают волшебным цветком. На ней гадают: «Любит – не любит». В народе придумано много ласковых имен для ромашки: белоголовик, лесная марьяша, невесточка, девичник, белюшка. Ромашка привлекает пчёлок, лечит недуги и даже кормит (молодые листики можно использовать для салата). Если ополоснуть волосы отваром из ромашки, то они приобретут красивый золотистый оттенок. Отвар ромашки применяют для умывания, чтобы кожа была нежная и бархатистая. Запах ромашки не любят мыши и мухи, поэтому, где хранятся припасы, засушенная ромашка поможет их сохранить.
Растения, названия которых связано с особенностями строения или внешнего вида
Гладиолус - название цветку дал римский ученый в 1 веке нашей эры, дословно – «маленький меч». Его поразило сходство листьев этих цветов с оружием, которым сражались римские воины. А название цветка (лат. gladiolus – «небольшой меч» – уменьшительная форма от gladius) происходит от латинского «gladius», что обозначает «меч», «шпага». В Древней Греции гладиолус назывался ксифион, что тоже значило «меч». Такое название связано с тем, что у этого растения прямые мечевидные листья, достигающие в длину 80 см.
Название астра произошло от древнегреческого слова «aster» (звезда) Такое имя цветок получил благодаря своей форме.
Тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далёких звёзд, поэтому красивый цветок и получил название «астра». Для древних греков астра символизировала любовь. В Китае астры символизируют красоту, точность, элегантность, очарование и скромность. Для венгров этот цветок ассоциируется с осенью, поэтому в Венгрии астру называют «осенней розой». Цветок астры является символом женщин, рождённых под астрологическим знаком Девы.
Название тюльпан произошло от персидского слова toliban («тюрбан»), за сходство его бутонов с восточным головным убором, напоминавшим чалму. Родиной тюльпанов принято считать Среднюю Азию, а точнее Персию. В Турции уже в XVI веке было известно более 300 видов таких растений, как тюльпаны. Основным поставщиком большинства цветов является Голландия. И уже с 1702 года, во время правления Петра І, было создано ведомство, в обязанности которого входило поставки цветов из Голландии.
Сегодня тюльпаны используют не только для украшения, но также нашли применение полезным свойствам цветка в косметологии и медицине. Масло тюльпана подходит для лечения высыпаний, а в народной медицине тюльпан используют для лечения сердечно - сосудистых заболеваний. Лепестки, листья и луковицы цветка считаются съедобными и широко пользуются спросом в кулинарии всего мира. В парфюмерной промышленности используют искусственные ароматы тюльпана.
Растения, названия которых связаны с мифологией и легендами
Бархатцы - (Tagetes) — латинское название растение получило в честь сына Гения и внука Юпитера – Тагеса. Этот персонаж древнегреческой мифологии прославился тем, что умел предсказывать будущее. Тагес был мальчиком, однако его интеллект был необычайно высок, и он обладал даром предвидения. В Китае бархатцы являются символом долголетия, поэтому их называют «цветами десяти тысяч лет». В индуизме этот цветок олицетворялся с богом Кришной. На языке цветов бархатцы означают верность.
Нарцисс - (Narcissus) — цветок очень красивый и светлый. НАРЦИСС, -а, м. Садовое луковичное растение с белыми или желтыми — цветками. || прил. нарциссовый, - ая, -ое и нарциссный, -ая, -ое. Существует легенда о судьбе прекрасного юноши, жившего в древней Греции. Сын речного бога Кефиса и нимфы Лаврионы. Нарцисс, был наделен поистине божественной красотой. Но единственно, кого он считал достойным любви, так это самого себя. Юноша мог часами сидеть около реки, любуясь своим отражением, но ни одна девушка не сумела покорить его холодное сердце. Однажды молодого человека увидела богиня любви Афродита. Своей красотой она пробуждала в мужчинах любовь и страсть. Не было на ее пути того, кто бы ни покорился ее чарам. Нарцисс оказался первым, он остался равнодушен даже к красивейшей из женщин. От отчаяния и обиды богиня решила покарать самовлюбленного юношу, превратив его в цветок. Сок нарцисса содержит кристаллы, которые защищают его от поедания домашних животных, а аромат отпугивает насекомых-вредителей.
Обобщенные данные я представила в таблице
Заключение
Из представленных растений названия иноязычного происхождения оказалось, что «имена» люди дают растениям не просто так, а подмечают в них основной признак. Преобладают названия растений, связанные с их морфологическими признаками, то есть особенностями строения, места произрастания. Названия некоторых растений связаны с культурой русского и других народов. Это говорит о том, что наши предки проявляли изобретательность, чтобы придумать подходящее и запоминающееся название растению. И легенды рассказывают об их названиях, и загадки складываются, и названия даются растениям от формы листа или цвета цветка, от места, где они растут или как размножаются.
Мои одноклассники помогли создать альбом цветов, какими они их представляют. Этот альбом можно использовать как наглядное пособие на уроках изобразительного искусства (Приложение3).
Можно летом разбить клумбы во дворе нашего дома и посадить эти цветы. Они будут радовать окружающих своей красотой, а мы совершим доброе дело.
Цветы – это самый тёплый и нежный подарок природы.
Цветы – лучшее признание в любви.
Цветы – бальзам для души и продолжения жизни.
Список источников литературы
1. Волшебный мир цветов. - «МиМ-Экспресс», 1997.
2. Моложавенко В.С. «Тайны красоты» книга о цветах. М. Педагогика-Пресс,1993
3. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - СПб.: Альфарет, 2006.
4. http://landshaftdizajn.ru/cvetok-narciss/
5. https://cadiogorod.ru/gladiolus-cvetok-opisanie-osobennosti-vidy-i-uxod-za-gladiolusami/
6. https://cemicvet.mediasole.ru/11_interesnyh_faktov_o_tyulpanah
7.https://yandex.ru/search/?text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%82%D1%86%D1%8B&lr=65&clid=2318294&src=suggest_B
8https://yandex.ru/images/search?text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B&stype=image&lr=65&source=wiz
9. http://blog-travushka.ru/flyurografika-yazyk-cvetov.html
10.https://yandex.ru/images/search?text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0&lr=65
11.https://yandex.ru/images/search?text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B%20%D1%85%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B&lr=65
Приложение 1
Анкета для одноклассников
1) Знаете ли вы названия цветов?
2) Почему цветы имеют такие названия?
3) Знаете ли вы легенды о цветах?
В анкетировании принимали участие 31 ученик 4Б класса. На первый вопрос положительно ответили 31 ученик. На второй вопрос ответили 16 человек. А знают ли ребята легенды о цветах – ответили положительно только 4 ученика. Остальные ребята, даже не слышали ни каких легенд о цветах.
Приложение 2
Рис. 1 Астра |
Рис.2 Бархатцы |
Рис.3 Гладиолус |
Рис.4 Нарцисс
|
Рис. 5 Ромашка |
Рис. 6 Тюльпан |
|
Рис. 7 Хризантема |
Приложение 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.