Исследовательская работа на тему: «Письмо: прошлое или будущее»
Оценка 5

Исследовательская работа на тему: «Письмо: прошлое или будущее»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык
6 кл
27.09.2022
Исследовательская     работа   на тему: «Письмо: прошлое или будущее»
Исследовательская работа по русскому языку
исслед. работа Лукащук С.Г..docx

Муниципальное учреждение «Каменское управление народного образования»

 

 

 

Районный конкурс исследовательских работ и проектов

учащихся  1 – 6 классов   «Дебют в науке».

 

 

Исследовательская     работа   на тему:

«Письмо: прошлое или будущее»

 

 МОУ « Общеобразовательная школа-детский сад с.Хрустовая»

                                                               Класс  6

                                                                Направление:  Русский язык

 Ученица  -  Лукащук Софья Геннадьевна

  Руководитель -  Солонарь Рита Георгиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменка   2022

СОДЕРЖАНИЕ

           

            ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3

Глава I. История письма…………..………………………………….................6

Глава II. Письмо в литературных произведениях…………………………….10

Глава III. Исследование роли писем во время Великой Отечественной войны………………………………………………………………………….…12

Глава IV. Социологические исследования.…………………………………………….....................................20

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 24 

         ЛИТЕРАТУРА……………………………………………..………...……25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Письма, написанные от руки,                                                                                     теперь уже выглядят как

поздравления из прошлого века.

Уайлдер Торнтон

 

Письмо в конверте…! Как давно это было! Теперь уже в прошлом веке.  Тогда люди ещё писали друг другу бумажные письма, но теперь эти письма в прошлом.

Как-то я спросила одноклассников: «Получал ли кто-нибудь из вас письма в конверте?»  Ответ можно было предугадать – «Нет»!  Но, тут же выяснилось, что большинство из них письма все же писали…Дедушке Морозу! Суть всех этих писем заключалась в просьбе – прислать желанный подарок к Новому году. И вот чудо!  Подарок, как правило, находили под елкой, а вот ответа в виде письма от Деда Мороза никто так и не получил. (Приложение 1)

Для чего люди писали письма?  Это был  простой способ передачи информации или все-таки что-то более значимое?  Почему взрослые с ностальгией вспоминают времена, когда почтальон приносил не только квитанции и извещения, но и конверты, подписанные таким знакомым, таким родным почерком?

Конечно, надо признать, есть у современной виртуальной переписки одно важное достоинство - мгновенность, что не просто позволяет сократить расстояние, но и позволяет общаться в реальном времени. Вот именно эта мгновенность электронной переписки и вытеснила из человеческого общения переписку посредством бумажных писем. Замечательно, что есть возможность поделиться своими мыслями, спросить совета.   Но есть и минусы электронного письма: текст  сокращается, все чаще это однотипные или простые предложения, некоторые слова заменяются смайликами. Речь скудна и однообразна. Порой быстрая отправка сообщения приводит к нарушениям норм орфографии и пунктуации.  А самое главное, электронные письма  часто стираются из памяти.

Еще один вопрос меня беспокоит:  ничего ли мы не утратили, лишившись бумажной переписки? Что если, принимая как норму мгновенность  общения при помощи современных средств связи, мы не заметили, как обокрали себя в более значимых вещах? Может быть, бумажная переписка всё-таки необходима и могла бы продолжаться наравне с электронной перепиской?

Совсем недавно я разбирала документы и нашла письма двоюродного брата. Он проходил воинскую службу в 2015 году. В то время мне  было 5 лет. Писем оказалось  очень  много. Несколько из них было адресовано мне, и я решила их перечитать. «Привет, дорогая сестренка Сонечка! Пишет тебе твой старший брат …» Читая эти письма, я вспоминала детские годы: наш дом, речку, родителей, которые всегда волновались и волнуются за нас до сих пор, старшую сестру, любимого кота, за которым брат просил приглядывать, любимые куклы, которые он  привез мне в подарок. Эти письма как частичка жизни, они наполнены теплотой и заботой, они передают настроение.  Сравнивая электронные и бумажные письма, я увидела колоссальную разницу. Каждое письмо было выведено красивым почерком и это придавало ему жизнь, нежели «сухое», набранное на клавиатуре. Описывая службу, брат рассказывал все подробно, до мелочей, тем самым пытался, наверное, нарисовать картину.  Я представляла брата в красивой военной форме,  настоящего защитника Родины, сильного и смелого. А ожидание письма? Помню, как мама каждый день заглядывала в почтовый ящик с надеждой  увидеть сокровенный конверт. Сколько радости и счастья было, когда приходили письма!

Да, я соглашусь, что на сегодняшний день электронная переписка быстра и удобна.  Но может быть, бумажная переписка всё-таки необходима и могла бы продолжаться наравне с электронной?

Актуальность данной проблемы заключается в повышении у сверстников ответственности за сохранение  письма как средства не только общения, но части истории и семейной реликвии.

Цель исследовательского проекта: доказать, что письмо как речевой жанр учит не только излагать свои мысли, но и является способом общения между людьми, средством выражения духовного мира человека, его мыслей, чувств, несёт в себе приметы времени.

Объектом исследования является письмо.

Предметом исследования является изучение роли письма в человеческом общении.

Для себя я ставлю следующие задачи:

1) изучить истоки эпистолярного жанра и композицию письма;

2) отметить роль письма в художественных произведениях разных периодов;

3) раскрыть значение письма как семейной реликвии;

4) представить результаты исследования, осветить итоги практической работы.

5) Наметить пути   решения проблемы сохранения эпистолярного жанра.

 

Гипотеза:  каким бы ни было простым общение путем современных средств связи, оно несёт в себе очень скудную информацию, быстро стирается из памяти. Писать, хотя бы изредка, обычные письма на листке красивой бумаги, своей рукой, по возможности красивым почерком – это возможность  отразить свой внутренний мир, сохранить частицу своей истории.

Методы исследования: теоретический, библиографический, интервьюирование, анкетирование и социологический опрос, математико-статистический.

Практическое значение исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют сделать вывод об актуальности и значимости поставленной проблемы, позволяют наметить пути  к популяризации письма среди учащихся. Результаты исследования можно использовать на уроках русского языка и литературы.

База исследования: исследование было проведено на базе МОУ «ОШ д/с с.Хрустовая» среди обучающихся 5-6 классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.   История письма

 

Как же давно начали писать письма? История говорит о том, что первое письмо было рисуночное.  Появилось оно около 5  тысяч лет назад. Люди с помощью рисунков пытались рассказать о  событиях своей жизни или передать какое - то сообщение.  (Приложение 2)      

 В Древнем Египте и Китае люди придумали другой способ письма- иероглифы. Слово «иероглиф» означает « священные знаки». Каждый иероглиф обозначает слово или его часть.                       

 Позже, 3 тыс. лет назад, возник другой вид письма – клинопись..  

Его придумали финикийцы, которые каждому звуку дали свой символ – букву. Символы объединялись  и образовывали целое слово. От греческого алфавита произошла славянская азбука, которая была создана братьями Кириллом и Мефодием.  Она получила название кириллица. Имея 40 букв, кириллица является одной из самых удобных систем письма.              

Люди писали письма на камнях, глиняных дощечках, бересте, папирусе, а потом и бумаге. (Приложение 5)

 Интересна и история передачи сообщений на расстоянии. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. (Приложение 8) Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. (Приложение 3)

  Первое упоминание о «Бутылочной» или «Морской» почте появилось  около 1493 года.   Чаще всего этот способ использовали для передачи сообщений о бедствиях кораблей. (Приложение 8)

    Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родному гнезду, с большой скоростью (60-80 км/ч) пользовались ещё в глубокой древности. Греки, римляне, египтяне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы использовали голубей для военных, коммерческих и других целей.   Греки сообщали в различные города имена победителей на Олимпийских играх с помощью голубей.  Особое развитие получила голубиная почта в Египте. (Приложение 4)

 Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало больше, ямщицкие почтовые тройки мчали письма адресатам. В письма вкладывали душу, им доверяли самое сокровенное.  В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс. (Приложение 6)

Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века - самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.

Особое место в истории занимает фронтовое письмо – треугольник. Как ждали  этих треугольников на фронте! Но и в тылу их ждали тоже. (Приложение 7)

И наконец, сегодня, в 21 веке, мы  имеем особый жанр письма – SMS – сообщение,  которое пришло к нам вместе с новым чудом техники – мобильным телефоном. Краткость содержания и мобильность пересылки стали основными  критериями его востребованности.

О чем были первые письма? Древние греки подарили миру первого классика жанра — афинянина Эпикура. Письма древних греков и римлян были самыми разнообразными по своему содержанию: начиная от эпизодов из повседневной жизни, заканчивая обсуждением общественных проблем. В России же письмо появилось в VIII-IX веках. В Древней Руси письма носили нравоучительный характер. Яркий пример тому — «Поучение Владимира Мономаха» (письмо к Олегу Святославовичу), в котором открывается великодушие и мудрость князя, таким образом, письмо помогает увидеть историческое лицо эпохи. (Приложение 9).

 Сначала письма заучивали наизусть и передавали их содержание другому человеку. С течением времени грамотных стало больше, но письма писали не все. Были люди, к которым обращались с просьбой о написании письма. Их писали по определенному образцу, который можно было посмотреть в специальной книге – письмовнике, где можно было узнать, какого рода были письма, в какой форме и кому следует их адресовать. Письма были разные: просительные, жалобные, одобрительные, хвалебные, поздравительные… Русский писатель  и  путешественник  Николай Карамзин высказывался  о письмах: « В них специально ничему не научишься; но вместе с тем научишься всему, что облагораживает ум и возвышает душу».

Так что представляет  собой эпистолярный жанр? Эпистолярный жанр  (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений.

Изначально письмом называли рукописное текстовое сообщение на бумаге, глиняном черепке, листе пергамента или куске берёсты. В настоящее время под письмом понимают сообщение, созданное или переданное электронным способом или посредством СМС (мобильного телефона). Такое письмо содержит не только текст, но и различные мультимедийные элементы видео и аудио записи.

Самым большим письмом в мире является пергамент длиной 10м  и шириной 7м, отправленный персидским шахом турецкому султану. Самое маленькое письмо имеет размеры 23x36 мм и было обнаружено в Стокгольме. В музее Краснодарского края хранится письмо, написанное на листе магнолии и датированное 1954 годом. В СССР с 1950 до 1990 годов в студиях звукозаписи была услуга звуковое письмо. Оно пересылалось в специальном конверте с надписью «Звуковое письмо. Не сгибать».

Следует знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи. Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдением о мире и человеке содержались в письмах, как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох.

Кроме личных писем, существуют и служебные письма, которые являются не только носителями определенной информации, но и правовым документом. Оно должно состоять из введения, доказательств, заключения.

Бумага для письма. На первый взгляд, это мелочь, на какую не стоит обращать внимание. Однако, эта мелочь говорит о воспитанности того, кто пишет, и о его отношении к адресату. Согласно правилам хорошего тона, этикета,  письма пишут только на хорошей бумаге.

Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем о себе самом.

Большое внимание уделялось оформлению письма: «Надлежит писать письма свои опрятно, без всякой почистки, на тонкой бумаге; написание в письме так, как поступки в речах. Не должно, чтоб оно досадило глазам читателя: но было б так красно, чтоб охотно можно было его рассматривать». Для ранних писем характерна некоторая шаблонность, а современные письма обладают большей свободой, но следует отметить, что существуют обязательные элементы письма:

1) приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо;

2) вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания;

3) основная часть – изложение информации, интересующей адресата;

4) заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания;

5) подпись, дата.

Если случайно забывали написать о чем-то, могли добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает post scriptum, “после”. Отправляют в конверте, написав адрес, а раньше складывали, перевязывали нитью и скрепляли восковой печатью.

Люди всегда стремились писать письма, потому что была необходимость в общении, а разные виды писем содержали разную информацию.

Можно выделить следующие типы писем:

1) официально-деловые (документы делового общения: переписка между организациями или организацией и частным лицом; письма юридические, коммерческие и т.д.);

2) научные (профессионально ориентированные: переписка ученых, связанных не дружескими, а главным образом научными интересами);

3) публицистические (письма в редакции газет, “открытые” письма);

4) художественные (как факт художественной литературы);

5) бытовые (ограниченные сферой бытового общения);

6) дружеские письма (любовные послания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Письмо в литературных произведениях

Чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми – писателями, композиторами, учеными, путешественниками. Не вымысел, не увлекательный сюжет, не яркие образы героев привлекают нас в этих письмах, а драгоценные подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни и об искусстве, нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык.

Вся красота эпистолярного жанра проявилась в 19 веке. Жанр письма использовали в своих произведениях многие русские и советские писатели, например: А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», в романе «Дубровский», А.П.Чехов в рассказе «Ванька», Л. Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник», В. Каверин в романе «Два капитана» и др.

Особую ценность представляют письма великих людей. Эпистолярное наследие А. С. Пушкина — бесценный документ эпохи 19 века, он состоит из 800 писем. Именно А.С. Пушкин сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут». (Приложение 10)

Письма Пушкина помогают увидеть его не только как великого поэта, но и как человека: заботливого, любящего, влюблённого. Его письма создают впечатление живой устной речи, ведь именно в них можно выразить словами свои чувства. Вот отрывок из письма А.С.Пушкина своей невесте Наталье Гончаровой:

«Сегодня - годовщина того дня, когда я вас впервые увидел.

Чем боле я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от ваше­го: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы - одно заблуждение и безумие. Вдали от вас меня неотступно преследуют сожаления о счастье, которым я не успел насладить­ся. Рано или поздно, мне, однако, придется все бросить и пасть к вашим ногам…»

                                                                                                                                            Москва, март 1830 г.

 

   К. Паустовский говорил: «Нельзя писать в пустоту. Работая над   письмом, надо представлять того человека, которому ты                                                               пишешь, писать все лучшее, что накопилось                                                                у тебя на душе  и на сердце».

Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени. Это письма-обещания, исповеди, клятвы: «В землянке» А. Суркова, « Жди меня» К. Симонова.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Всё это подтверждают слова А. П. Чехова: «Письма помогают жить, делая нас добрее». Во всех случаях эпистолярная форма вызывает особое ощущение глубокой личной заинтересованности автора в описываемом, ощущение того, что то, о чем идет речь, не безразлично, а волнующе, жизненно важно для создателя произведения. Может быть, в этом и заключена основная причина привлекательности жанра письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Исследование роли писем во время Великой Отечественной войны

 

Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

                                                  Спят в окопах друзья, тишина на другом берегу.

                                           Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку,

                                     Знай, что вас от беды я всегда сберегу.

(Андрей Дементьев)

 

9 мая 2022 года весь мир будет отмечать 77-летие победы над фашизмом. Все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя. Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной, мы все чаще обращаемся к документам тех лет. Голос павших донесли до нас их письма. Простые, маленькие солдатские «треугольнички» с лиловым штампом «Проверено цензурой» (Приложение 15).  Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти письма - ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал...

 По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 млн. писем и примерно столько же шло с фронта родным и близким. Каждое письмо с фронта - это откровения людей, странички их радости и боли.

Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Они бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны:

Треугольником сложен потемневший листок,

 В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

 Рвется ветер осенний и команда: вперёд!

 Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

 Где солдатские письма шли дорогой своей.

И с поклоном последние письма, полные сил,

От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,

 И бессонную правду фронтовых голосов.

        Кроме работы с литературными источниками, мною проводилось изучение настоящих писем, имеющих большое значение для истории нашего Каменского района. Мне захотелось увидеть лично письма с фронта, узнать архивную информацию.

В краеведческом музее города Каменки мне удалось познакомиться с письмами военной поры и даже подержать в руках фронтовые треугольники! Хранитель музея Мельник С.М. любезно рассказал мне много интересного. (Приложение 21)

Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны…С Великой Отечественной… С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они …

 «Здравствуй, дорогой сынок, Толя! 22 июня исполняется год, как я не видел тебя. Я очень соскучился по тебе, часто тебя вспоминаю. Тебе уже пять лет, вот какой ты большой. Расти, сынок, будь умненьким, люби своего братишку, учи его. Я скоро вернусь. Вот прогоним всех фашистов, и вернусь. Крепко целую тебя. Твой папа» (Приложение 11) .

Из письма неизвестного солдата:

 «Девочка моя, приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу». (Приложение 12 )

 «Здравствуй, Верусинька и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей». (Приложение 13)

Вернемся мысленно на несколько десятилетий назад, туда, в «сороковые пороховые», представим себе солдата на фронте или перед отправкой на фронт, перед боем, когда он не знает, будет ли жив через час. Или после боя - во время короткого затишья, когда радостное сознание того, что на этот раз пуля тебя миновала, омрачается горечью потерь. О чем думает солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочиняет письмо домой - родителям, жене, невесте? Конечно, не о том, чтоб оставить память, потомкам о себе, о войне. И не о том, как трудно и страшно ему. Главная его забота - ободрить своих близких, успокоить их, сообщить, что жив, здоров, воюет, бьет врага… Понятно, что далеко не обо всем можно было написать домой. Нельзя было говорить о месте расположения войск, о каких - то боевых операциях. Не приветствовались настроения пораженческие, панические, унылые. Все письма строго проверялись цензурой, непонравившиеся места вымарывались чернилами.

Письма с фронта - заветные «треугольники», как же ждали вас женщины, изможденные непосильной работой и голодом, в далеком тылу, делая все возможное, а порой и невозможное, для того, чтобы однажды вместо письма с передовой домой пришел сам автор. Пусть израненный и уставший, но живой и жаждущий вновь влиться в мирную жизнь своей любимой Родины и вместе со всеми сделать ее еще лучше, чем прежде.

В уже пожелтевших, а порой и полуистлевших от времени письмах, сосредоточен целый пласт бесценных исторических хроник, запечатленных непосредственными участниками тех поистине страшных лихолетий, которые впитали в себя ожесточенные бои под Сталинградом и на Курской Дуге, ужасы Освенцима и Дахау, 900-дневную блокаду Ленинграда и оборону Севастополя, а затем взятие Будапешта, Праги, Варшавы и Вены и, наконец,  битву за Берлин, где и было сосредоточено мировое зло двадцатого столетия.

Исписанный тетрадный листок. Пожелтевшая от времени бумага. Видны места сгиба в форме треугольника. У каждого письма своя история: счастливая или печальная.

Большинство писем с фронта не запечатывались в конверты: они просто складывались в треугольники. На таком треугольнике  обязательно ставился штамп  полевой почты и датой отправления. В Интернет – энциклопедии я нашла значение выражения «полевая почта». Военно -полевая  почта – это почтовая связь, которая устанавливается в действующей армии в условиях ведения боевых действий.

Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать военная цензура. Военные чиновники, прочитывавшие письма, следили не только за неразглашением военной тайны (место дислокации бойца, военная ситуация на фронте, обсуждение военных приказов), но и контролировали степень лояльности политическому руководству и его действиям.

Письма писали взрослые бойцы и совсем юные мальчики. Эти письма были для солдат живой связью с родным домом. Они словно маленькие рассказы о тяжёлом времени. В письмах надежда вернуться домой:: «…но как  бы то ни было, теперь уже наверняка вернусь домой… — читаю в одном из писем, — крепко целую и с тоскою ожидаю встречи с вами…». В конце письма сделана запись: «10.05.45. Берлин». И каждый из нас, прочитав это письмо, не зная его автора, радуется тому, что он, скорее всего, остался жив.

И как больно и горько читать  строки из письма Голана Михаила, 22 лет: «…Скоро на днях должны вступить в бой. Еще раз испытаю свое счастье, а там и конец будет недалеко…»(Приложение 14).  Письмо написано 13 марта 1945 года. Давно уже нет в живых их - авторов тех писем, а письма живут, говорят с нами, рассказывают об ушедшем времени нашей истории. Они – частица нас. Хорошо, что они стали достоянием музеев как трогательные документы незабываемого времени.

Под свист пуль и осколков, грохот канонады, разрывы бомб спешили солдаты поведать о своих мыслях и чувствах, желаниях и мечтах. Каждая строка фронтового «треугольника» искренняя, здесь нет фальши. За каждой строчкой стоит человек.

«Здравствуйте, дорогие мои, Прокоша и Эльза! Ваши письма получаю, за что вас благодарю. Рад, что дома все благополучно, одно лишь плохо, что  Эльза приболела…»

Баранецкий Сергей. 18 марта 1945 года. (Приложение 17)

Получение письма – всегда большое событие. Письма помогали жить, согревали души, дарили надежду. Всех интересовали новости с фронта. Радостно было открывать солдатские треугольники, но и тревожно: «Не случилось ли чего?» Эти письма читали коллективно: всей семьей, с соседями и даже целой деревней.

Немецкое командование старалось уничтожить узлы и системы связи, разрушить телеграфные и телефонные линии в тылу отступающих войск, для этого забрасывались специальные диверсионные группы.

Организация военно-полевой почты рассматривалась как дело государственной важности. Отмечая огромное значение почты для поддержания духа воинов на фронте и рабочих в тылу, 18 августа 1941 года газета "Правда" писала: "Важно, чтобы письмо бойца родным, письма и посылки бойцам не задерживались по вине связистов. Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов, матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги".

«У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Путь их был долгим и трудным: они шли примерно полтора месяца. Но не все письма доходили до адресата: одни терялись, другие просто не могли пробиться к войскам, которые вели боевые действия в окружении или при отходе. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив – здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили, что похоронка пришла по ошибке. И ждали годами, десятилетиями», -  рассказал С.М. Мельник.

Невозможно представить без мурашек по коже, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат. Увы, не всегда такая весточка, приносила хорошие новости. Но и тогда письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.

Со страниц фронтовых писем мы слышим голос тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за матерей, отцов, жен, детей, за всех нас, за Родину и за то, чтобы мы жили счастливо.

Вот читаю письмо 1942 года. Написано детям. В письме папа вызывает детей на социалистические соревнования, ставя определенные условия: учиться на «отлично», вести себя хорошо и слушаться старших, не хныкать и не капризничать, помогать старшим, быть дисциплинированными, а сам обязуется «бить фашистов на «отлично». Замечательный отец, находясь за тысячи километров от своих детей, принимает участие в их воспитании. Своей дочери Томе он пишет: «…надо брать в библиотеке книжки и их читать, ежедневно по 2-3 часа уделяй внимание чтению, решай примеры и задачи…» Можно быть уверенным, что дочь наказы отца выполнила.

А вот письмо 1944 года.  Адресовано родителям от сына. Он переживает за своего сына, который считает себя сиротой и просит родителей присмотреть за ним и объяснить, что пока жив его отец, сын точно не останется сиротой, так как он в его сердце и душе. (Приложение 17)

Письмо 1944 года адресовано отцу от одного из сыновей, ушедших на фронт. Пишет сын из Восточной Пруссии, он благодарит отца за отправленную им открытку и желает родителям всего наилучшего. Хотя боец три раза ранен, он не жалуется на свое самочувствие.

Письмо 1943 года. Написал это письмо сын и брат своей маме и сестре. Он рассказал о планах на дальнейший бой и описывает ситуацию, в которой он находится: «Пишу письмо в 12 часов дня, в лесу, на танке, а кругом всё трещит и гремит, и стрекочет, и жужжит». (Приложение 17)

Письмо 1942 года написано для семьи. Бойца только приняли в ряды красноармейцев, он рассказывает о планах своей роты и, конечно, интересуется делами своих родных. Прочитав все письма этого бойца можно сказать, что писал он их часто и всегда подробно рассказывал о себе. Обязательно спрашивал про детей. «Ну, детки, скоро Новый год! Вы скажите маме, что папа велел заказать, чтобы дедушка Мороз вам, маленьким моим, хорошим деткам, ёлочку принёс…» (Приложение 18 )

Письмо 1944 года из госпиталя, маме. Боец не жалуется на самочувствие, а лишь немного говорит о ранении. Его больше интересует жизнь мамы и папы: «Первым долгом спрошу вас: как ваша жизнь? Как обеспечены всем, что необходимо для питания, быта? Как живёте в дни Отечественной войны, наверняка кое-какие есть трудности, но он везде есть. Живу, пока жив ещё, здоров. В бою был 12 дней, награждён медалью «За отвагу».

«Любимые», «милые», «дорогие», «близкие», «ненаглядные», «родные» - такие замечательные эпитеты используют солдаты в своих письмах при обращении к адресатам. Не жаловаться на тяжёлые условия, не описывать всех трудностей боя, всегда интересоваться делами, жизнью, переживаниями родных и близких в тылу, заботиться о них даже издалека, воспитывать детей, писать слова поддержки любимым жёнам – вот девиз наших солдат. Ежеминутно сталкиваясь со смертью, в своих письмах солдаты всегда стремились успокоить, подбодрить своих родных, скорей сообщить, что они живы, здоровы.

Писали письма с фронта и друзьям: «Здравствуй, Виталий! Я, наверное, никогда не забуду школьные вечера и вообще всего того, что было в беззаботной юности. Мне пришлось участвовать в ожесточённых боях. Имею правительственную награду. Не дал мне Гитлер доучиться, пусть за это получает по заслугам».

Наши земляки писали и туда, где получили знания и, как говорится, «дорогу в жизнь», в свою школу. В своем письме Черноголов В.М. говорит о том, что он еще совсем недавно окончил нашу школу, а полученные знания помогли ему на войне. Он считает своим долгом отблагодарить учителей и дает напутствия следующим поколениям школьников, передает им свои патриотические чувства.

Практически в каждом письме звучит готовность до последней капли крови сражаться с врагом за освобождения своей Родины.

В одном из писем солдат писал маме: «Передай моим друзьям, что буду драться с фашистами до последней капли крови, пока во мне бьётся сердце».  (Приложение 19)          

 Великую веру в победу содержат в себе солдатские письма. Эта вера не покидала солдат даже в самый трагический для страны период – когда враг подошел к Москве, вышел к Волге, окружил Ленинград. Если бы люди не верили в Победу в 41-м, то не было бы и 45-го года.

До Победы оставалось несколько месяцев. 26.08.44г.: «Добрый день, папа, Римма и бабушка! Как вы живы? Что нового у вас? Получили ли вы от меня письма с новым адресом? Опишу немного о себе: Бессарабия осталась позади,- впереди просторы струсившей Румынии. Живу хорошо. Немец бежит, бросая вес в панике; победа близка! Мама, наверное, беспокоится, что редко пишу, но нет времени и возможно опять придется писать редко, так не беспокойтесь, все будет хорошо. Как у вас здоровье? Пока кончаю. Привет всем! Пишу только вам и больше никому. Некогда. Ждите с победой! Целую крепко. Юрий» (Приложение 19).

Были и такие письма, в которых строчки с трудом ложились на листок бумаги. Страшно даже представить горе родных, получивших письмо товарищей по оружию или командиров, в котором рассказывается, как погиб твой родной человек. А зачастую и письма такого не было, а просто официальное извещение, именуемое похоронкой.

В одном из писем читаю: «…сегодня узнали, что Голан И.Л. пропал безвести …» (Приложение 20).

Читаешь солдатские письма – и охватывает глубокое волнение, словно переносишься во времени назад, в окопы и землянки, вместе с бойцами идешь в яростные штыковые атаки. Читаешь эти письма – и встают перед глазами дороги, размытые дождями, тяжело шагающая по весенней грязи пехота, дружно ухая и ругаясь, солдаты подталкивают застрявшую пушку.

В практической части работы, анализируя фронтовые письма, я поняла, что переписка с родными была очень важна для солдата на фронте. Легче было переносить голод, потери, чем длительные перерывы в получении письма из дома. Великая Отечественная война обострила любовь к родным, усилила отцовские и чувства. Солдат на фронте как бы жил в двух мирах - здесь, с товарищами на войне, и там, среди родных и близких.

Фронтовые письма... Теперь они стали реликвиями. В рамку бы их да на стену, на самое видное место: читайте, молодые, помните и гордитесь вашими дедами и прадедами. Фронтовые письма должны жить. Жить как память и гордость. Пусть это будет маленькой частичкой долга благодарных потомков перед павшими, перед теми, кто сохранил для них честь и достоинство державы.

Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечали на вечные и бесконечные жизненные вопросы.

 Прошу вас, храните солдатские письма.

 Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты.

Не так это просто - представить себя в том, военном времени. И всё же попытайтесь на сделанных вами треугольниках написать письмо на фронт воображаемому деду. Все мы – потомки победителей, и этот факт возлагает на нас большую ответственность. Необходимо помнить героический, бессмертный подвиг народа, отстоявшего свободу и независимость страны в неравной схватке с захватчиками! Они не умерли…, они в сердцах миллионов людей…Вечная Слава и низкий поклон павшим за нашу с вами свободу!

 Читайте письма фронтовые,

Живую память горьких лет!

 Я их читаю как молитвы,

 Они несут нам Веры свет.

Они – бесценное наследство,

Для нас, Не знающих войны,

 Как завещанье: «смерть не властна

Над силою земной любви!»



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Социологические исследования

 

В настоящее время, с развитием современных средств связи произошло вытеснение письма. Может быть, общаться мы стали больше, но на самом деле это не так. Мы просто стали быстро обмениваться информацией.

Для того, чтобы узнать о значении письма в жизни современного школьника, мы решили провести анкетирование среди учеников 5 и 6 классов (25 человек).

Участникам анкетирования (возраст 11-12 лет) предлагалось ответить на вопросы.

1.     Считаете ли вы, что время письма прошло?

2.     Как вы думаете, для чего пишут письма?

3.     Как вы считаете, легко ли писать письма?

4.     Писали ли вы письма?

5.     Храните ли вы письма родных?

6.     Получали ли вы письмо в конверте?

7.     Хотели бы вы получать письма в конверте?

8.     Какие средства общения наиболее часто используются вами?

И вот, что мы увидели:

 

1-ый вопрос

 


 

 

 

 

 

2-ой вопрос

 

 

№ вопроса

Ответили «Да»

Ответили «Нет»

Ответили «Не знаю»

3

6

10

 

4

15

10

 

5

12

13

 

6

4

21

 

7

22

2

1

 

Ответы на 8 вопрос:

- СМС

- социальные сети

- телефон

- устный разговор

 

 

Выяснилось, что у некоторых моих одноклассников тоже хранятся письма, но их немного. В семьях ими очень дорожат. Ведь в них столько любви и искренности. Такие письма несут отпечаток времени, они словно голоса из прошлого, поэтому становятся частью нашей памяти.

Вывод: Во многих семьях письма хранят бабушки и родители, понимая их ценность. Половина обучающихся, принимавших участие в анкетировании, не испытывают потребности в написании писем,  общаться дети желают через современные средства связи.  И, всё-таки, не желая писать письма,  подавляющее большинство жаждет их получать. Письма у моих сверстников ассоциируются с чем-то таинственным, очень праздничным, с ожиданием чуда.

Для меня, например, очевидно, что есть, как минимум 7 причин, чтобы вернуться к незаслуженно забытому эпистолярному жанру.

1.В бумажном письме присутствует почерк. И это не просто инструмент, с помощью которого происходит написание письма. Это отражение личности автора письма, его неповторимой индивидуальности. Почерк – это наша визитная карточка.  Из почерка зримо возникает образ писавшего письмо человека и передается его "живая" энергетика.

2.Рукописные письма, как правило, наполнены эмоциями, они пишутся для того, чтобы обменяться переживаниями, сомнениями, раздумьями, тогда как электронные пишутся, чтобы передать информацию.  Когда берешь ручку, садишься за стол, включаешь лампу и в задумчивости застываешь над чистым листом бумаги. Вся атмосфера располагает к чему доверительному, сокровенному, возможно, даже творческому. Тут, над листом бумаги с ручкой в руках и начинается настоящее искусство написания писем, а искусство – это, прежде всего, эмоции.

3.К написанию рукописных писем подходят более ответственно. Над каждой фразой нужно задумываться, чтобы правильно, полно передать то, что хочешь высказать и не вызвать у собеседника двусмысленности понимания написанного.
4.Если электронная переписка явно диалогична, то рукописные письма можно сравнить с монологом. Они чем-то схожи на дневники - требуют самоуглубления, откровения. Они направлены даже не столько на собеседника, сколько на самого себя. Рукописные письма - это своеобразный разговор с самим собой, познание себя в разговоре с собеседником, через него, с ним вместе и поиск созвучности его внутреннего мира твоему внутреннему миру.

5.Рукописные письма располагают к тому, чтобы оглянуться назад, проанализировать прожитое, сделать какие-то выводы. Они волей-неволей сортируют мысли на важные и неважные, сиюминутные и сущностные.

6.Ожидание рукописного письма – очень полезная вещь. Пока ждешь письма, понимаешь насколько тебе действительно дорог именно этот человек и потом при встрече больше дорожишь каждой минутой реального общения. Те люди, которым мы готовы, хотим и не можем не писать бумажные письма - главные люди в нашей жизни, это те люди, встречи с которыми принято называть судьбоносными. И бумажная переписка может стать своеобразным тестом, определяющим круг таких людей.

7.Рукописные письма становятся частью нашей памяти, наших воспоминаний. Их можно хранить и перечитывать. Рукописные письма как фотографии – несут отпечаток времени, места, обстоятельств.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результат моего исследования – это значимые для меня выводы:

1.Письмо продолжает жить, хотя его стали писать намного реже;

2.Содержание его изменилось: теперь оно более официальное, шаблонное, сухое;

 3. Приоритетным стало электронное письмо;

 4. Если написать текст на бумаге и тот же самый текст набрать на компьютере или передать при помощи SMS -сообщения, то мы почувствуем ощутимую разницу в пользу бумажного письма.

5. Электронное письмо  неодушевленное, в первую очередь, из-за отсутствия почерка, а написанное от руки – одушевленное, оно “живое”, в этом я убедились, написав письма родным в Россию.

6. Рукописные письма становятся частью нашей памяти, наших воспоминаний, бесценными реликвиями.

Сегодня создатели новых технологий пытаются убедить нас в том, что мы стали больше общаться, но на самом деле это не так! Не берусь предсказывать, что будет в будущем, но знаю одно — человеку всегда необходимо испытывать приятные эмоции. И не важно, благодаря какому письму это произойдёт: бумажному или электронному.

Итак, гипотеза подтвердилась: мы все стали быстро и часто обмениваться информацией, но это не значит, что наши отношения с близкими людьми стали душевнее.

Главное — уделять больше внимания близким людям!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М.: 1983.

2.  Андреев В.Ф. Современный этикет и русские традиции. М.: 2005.400с.

3. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. М: Просвещение, 1994г.

4. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. Книга для внеклассного чтения – М.: Просвещение, 1996.

5. Горбачева Е. Ю., Мигулина А. В. Эпистолярный жанр в историческом контексте // Молодой ученый.  https://moluch.ru/archive/132/36777/

6. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. В четырёх томах./В.И. Даль. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2009. – 834с.

7. Дьяконов И. М. Эпистолярный жанр [Текст] / Большая советская энциклопедия. — М., 1969–1978

8. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательной словарь русского языка.

9. Жуков А. Солдатские думы: о чём рассказывали письма с фронтов Великой Отечественной войны. М.:Сов. Россия, 1987.

10. Колесов В.В. История русского языка в рассказах /В.В. Колесов//- М.:«Просвещение»,1996-175с.

11.  Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове.

12. Письма с фронта. «Вектор Бук», Тюмень, 2013.

13. Трофимова Г. Н. Напиши мне письмецо [Электронный ресурс]//URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/gramota/net/28_66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100251/25165.p.jpg?0.5236258215661955

 

 

 

 

Приложение 2

 

http://v.900igr.net:10/datas/literatura/Istorija-knigi/0006-006-Uzelkovoe-pismo.jpg

 

 

http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/105/104882/img6.jpg

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

http://www.itishistory.ru/1i/images4/img531a.jpg

 

                                       Бегун

 

 

 

http://belstory.ru/wp-content/uploads/2012/04/clip_image0025.jpg

                                 Гонец

Приложение 4

125px-TamTam

                                          210px-Pigeon_Messengers_%28Harper%27s_Engraving%29
Барабаны для передачи                                                   Почтовые голуби

Сообщений на расстоянии

 

 

 

 

Дым костра

 

                         

Приложение 5

 

 

 

 

http://slovariya.ru/geo/des/gramota-a.jpg

 

 

 

Приложение 6

 

49-13-2a

Ямщик на тройке

 

 

 

360px-Royalmailcoach

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почтовая карета

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

 

http://spasibodedu.ucoz.ru/_ph/1/671912202.jpg

 

                           Фронтовые       письма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

«Бутылочное» письмо

 

 

                             Сигнальное сообщение

 

 

Звуковое сообщение

Приложение  9

 

 

 

 

Почтовая связь

Приложение  10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

 

 

 

 

 

 

Приложение 12

 

 

 

 

 

Приложение 13

 

 

 

 

Приложение  14

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 16

 

 

 

 

Приложение 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 18

 

 

 

 

Приложение 19

 

 

 

 

 

 

Приложение 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 21

 

 

 

Изучаю письма в Каменском краеведческом Музее вместе с Хранителем Музея Мельником С.М.

 

 

 

Приложение 22

 

 

 

Фронтовые треугольники

 

 

Рецензия

на научно-исследовательскую работу

ученицы 6 класса Лукащук Софьи Геннадьевны

«Письмо: прошлое или будущее»

Представленная работа выполнена с учетом рекомендаций и требований к выполнению научно-исследовательских работ. Содержание работы соответствует заявленной теме и излагается в соответствии с удачно составленным планом. В разделе «Введение» определена тема, объект, предмет, цели работы, выдвинута гипотеза, а также перечислены методы исследования. Выдвинутая гипотеза достаточно грамотно и убедительно подтверждается материалами работы. Определена суть изучаемой проблемы и ее актуальность.

 Актуальность данной проблемы заключается в том, что письмо является способом общения между людьми, средством выражения духовного мира человека, его мыслей, чувств, несёт в себе приметы времени.

Методы проведения исследований выделены, обоснованы и соответствуют поставленным задачам. Результаты исследований сопоставлены с первоначальной гипотезой, выводы сформулированы корректно.

Тема работы раскрыта. Продемонстрирован высокий уровень понимания целей и задач исследования, знания специальных понятий, способности к анализу и навыки определения проблем и поиска путей их решения, хорошие навыки обработки информации. Материалы работы дают понять, что исследователи  предварительно внимательно изучили теорию по данной теме, а затем на основе изученного провели анкетирование и сделали собственные выводы. В основной части работы отображены история и основные функциональные особенности эпистолярного жанра.

Работа написана хорошим литературным языком. На достаточно высоком научном уровне проведено исследование и сделаны выводы.

Структура изложения материала, грамотность оформления библиографии позволяют сделать вывод, что Софья хорошо справилась с исследовательскими задачами. Учитывая сложность предмета исследования, творческий подход и глубину анализа полученного материала, считаю, что работа заслуживает высокой оценки.

 

Председатель школьной комиссии ИОУ                                    Н.Ф.Войку      


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное учреждение «Каменское управление народного образования»

Муниципальное учреждение «Каменское управление народного образования»

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века

ВВЕДЕНИЕ Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из прошлого века

Совсем недавно я разбирала документы и нашла письма двоюродного брата

Совсем недавно я разбирала документы и нашла письма двоюродного брата

Гипотеза: каким бы ни было простым общение путем современных средств связи, оно несёт в себе очень скудную информацию, быстро стирается из памяти

Гипотеза: каким бы ни было простым общение путем современных средств связи, оно несёт в себе очень скудную информацию, быстро стирается из памяти

Глава I . История письма

Глава I . История письма

Приложение 6) Появление в начале

Приложение 6) Появление в начале

СМС (мобильного телефона). Такое письмо содержит не только текст, но и различные мультимедийные элементы видео и аудио записи

СМС (мобильного телефона). Такое письмо содержит не только текст, но и различные мультимедийные элементы видео и аудио записи

Если случайно забывали написать о чем-то, могли добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы

Если случайно забывали написать о чем-то, могли добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы

Глава II. Письмо в литературных произведениях

Глава II. Письмо в литературных произведениях

Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени

Жанр «письма» был популярным и в творчестве поэтов военного времени

Глава III. Исследование роли писем во время

Глава III. Исследование роли писем во время

Кроме работы с литературными источниками, мною проводилось изучение настоящих писем, имеющих большое значение для истории нашего

Кроме работы с литературными источниками, мною проводилось изучение настоящих писем, имеющих большое значение для истории нашего

Пусть израненный и уставший, но живой и жаждущий вновь влиться в мирную жизнь своей любимой

Пусть израненный и уставший, но живой и жаждущий вновь влиться в мирную жизнь своей любимой

Они – частица нас. Хорошо, что они стали достоянием музеев как трогательные документы незабываемого времени

Они – частица нас. Хорошо, что они стали достоянием музеев как трогательные документы незабываемого времени

Со страниц фронтовых писем мы слышим голос тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за матерей, отцов, жен, детей, за всех нас, за

Со страниц фронтовых писем мы слышим голос тех, кого уже нет, кто отдал свои жизни за матерей, отцов, жен, детей, за всех нас, за

Любимые», «милые», «дорогие», «близкие», «ненаглядные», «родные» - такие замечательные эпитеты используют солдаты в своих письмах при обращении к адресатам

Любимые», «милые», «дорогие», «близкие», «ненаглядные», «родные» - такие замечательные эпитеты используют солдаты в своих письмах при обращении к адресатам

Были и такие письма, в которых строчки с трудом ложились на листок бумаги

Были и такие письма, в которых строчки с трудом ложились на листок бумаги

Они не умерли…, они в сердцах миллионов людей…Вечная

Они не умерли…, они в сердцах миллионов людей…Вечная

Глава IV. Социологические исследования

Глава IV. Социологические исследования

Ответили «Да» Ответили «Нет»

Ответили «Да» Ответили «Нет»

Выяснилось, что у некоторых моих одноклассников тоже хранятся письма, но их немного

Выяснилось, что у некоторых моих одноклассников тоже хранятся письма, но их немного

Рукописные письма располагают к тому, чтобы оглянуться назад, проанализировать прожитое, сделать какие-то выводы

Рукописные письма располагают к тому, чтобы оглянуться назад, проанализировать прожитое, сделать какие-то выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результат моего исследования – это значимые для меня выводы: 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результат моего исследования – это значимые для меня выводы: 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акишина

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Акишина

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 5

Приложение 6 Ямщик на тройке

Приложение 6 Ямщик на тройке

Приложение 7

Приложение 7

Приложение 8 «Бутылочное» письмо

Приложение 8 «Бутылочное» письмо

Приложение 9 Почтовая связь

Приложение 9 Почтовая связь

Приложение 10

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 13

Приложение 14

Приложение 14

Приложение 16

Приложение 16

Приложение 17

Приложение 17

Приложение 18

Приложение 18

Приложение 19

Приложение 19

Приложение 20

Приложение 20

Приложение 21 Изучаю письма в

Приложение 21 Изучаю письма в

Приложение 22 Фронтовые треугольники

Приложение 22 Фронтовые треугольники

Рецензия на научно-исследовательскую работу ученицы 6 класса

Рецензия на научно-исследовательскую работу ученицы 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2022