Йод- элемент со сказочным свойством.
Цель- изучить состояние проблемы йододефицита среди учащихся и способствовать повышению уровня знаний по данному вопросу.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования
2. Изучить историю возникновения йода как химического элемента
3. Выявить продукты питания, обогащенные йодом
4. Провести социологический опрос среди учащихся
5. Определить недостаток йода у учащихся методом йодной сетки Б.А. Старожука.
6. Дать рекомендации по данному вопросу.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Ивановская область входит в число эндемичных по йоду регионов. Содержание йода в ежедневных продуктах питания не соответствует его потребности для растущего организма. После того, как была отменена федеральная программа борьбы с йододефицитом, пошла вверх статистика умственной отсталости разной степени.
Объектом исследования стали учащиеся школы №2 г. Кохма
Предмет исследования – проблема йододефицита в нашем городе.
Предполагаемый результат: повышение уровня осведомленности учащихся школы и их родителей по проблеме йододефицита, и мерах йодной профилактики.
Иод, йод (от др.-греч. ιώδης, iodes — «фиолетовый») — элемент главной подгруппы седьмой группы, пятого периода периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 53.
Открытие йода датируется 1811 годом. Элемент был открыт французом Бернаром Куртуа. Однажды, при опытах с золой морских водорослей, химик заметил, что медный котёл для выпаривания золы подвержен быстрому разрушению. При смешивании зольных паров с серной кислотой образовывались пары насыщенного фиолетового цвета, которые при осаживании превращались в блестящие кристаллы тёмного «бензинового» цвета. Спустя два года Жозеф-Гей Люссак и Хэмфри Деви занялись изучением полученного вещества и название его йодом (от греческого iodes, ioeides –фиолетовый, фиалковый).
В организме человека содержится 25 мг йода. Это довольно маленькое количество. Ежедневная потребность в йоде зависит от возраста и физиологического состояния. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует следующие суточные дозы йода для детей школьного возраста: Например, для детей в возрасте от 7 до 12 лет - 120 мкг (микрограмм); 150 мкг для подростков от 12 лет и старше. (3 микрограмма на 1 кг веса)
Йод нужен в любом возрасте. При дефиците йода страдает не только щитовидная железа, но и развиваются многочисленные нарушения других органов и систем, обменные процессы которых контролирует щитовидная железа.
К чему может привести недостаток йода в организме? Резкое изменение веса, повышенная утомляемость, вялость, сонливость, снижение памяти, раздражительность, выпадение волос, зябкость даже в жаркую погоду. Детям с недостатком йода в организме труднее учиться, так как они не могут усвоить даже самый элементарный материал.
Можно ли самостоятельно определить, хватает йода собственному организму, или нет? Оказывается можно!
Способ № 1:
Для выявления дефицита йода среди учеников школы, был проведен опрос в 6 классе.
Метод сбора социологической информации: анкетный опрос.
Этапы проведения социологического исследования:
Подготовительный этап.
Сбор социологической информации.
Обработка собранной информации.
Анализ собранной информации.
Исследуемая совокупность:
Объем выборки: 100
Единица наблюдения: респондент
Метод обработки эмпирических данных:
Ручной метод обработки данных
В анкетировании приняли участие 26 человек.
Анкета, составленная для социологического исследования, состоит из вопросов.
На вопрос « Отдаете ли вы предпочтение фиолетовому цвету?» процентное соотношение распределилось следующим образом: 76% респондентов выбрали первый вариант ответа «Да», 24 % выбрали ответ «Нет». Психологи установили, что предпочтение цвету паров йода – фиолетовому – отдают люди, подверженные усталости, легковозбудимые, с расшатанными нервами, со слабой иммунной системой. (Рис.1)
На вопрос « Знаете ли Вы, в каких продуктах содержится йод?» 72 % респондентов ответили «Нет» , и только 28 % знают такие продукты питания. Из этого можно сделать следующий вывод, что дети не осведомлены о содержании йода и его полезном свойстве влияния на организм в тех или иных продуктах питания. (Рис.2)
На вопрос « Вы знаете, какое воздействие оказывает йод на организм человека?» 68% респондентов ответили «Нет» , 32% ответили «Да». Таким образом, подростки не владеют информацией о данном элементе и как он влияет на организм. Нужна просветительская беседа по данному вопросу на уроках или классных часах. (Рис.3)
Одним из наиболее богатых йодом морепродуктов является ламинария, более известная под названием морская капуста, запечённый картофель, клюква, чернослив, консервированный тунец, молоко, отварные яйца, натуральный йогурт, бананы, клубника, йодированная соль, морская соль.
Очень много йода в рыбьем жире и в семечках яблок. Пять-шесть яблочных семечек в день удовлетворяют суточную потребность взрослого человека в йоде.
На вопрос «О продуктах часто потребляемых» ученики нашего класса используют продукты, содержащие йод. 44% опрошенных назвали более 5 наименований продуктов; 8% назвали всего 1-2 продукта. Наиболее часто называются следующие продукты: томаты, морковь, клубника, чёрная смородина, лук. Но многие из названных продуктов - сезонные и не могут быть использованы в течении всего года.
Способ № 2:
Определение нехватки йода в организме методом йодной сетки Б.А. Старожука. Для этого я предложила школьникам нанести йодную сетку ватной палочкой, смоченной в 5%-ном спиртовом растворе йода. Если йодная сетка исчезнет через три часа - организму йод просто необходим, 6-8 часов - нехватка йода не так заметна, через сутки - йод в организме в норме, либо даже в избытке.
В моем исследовании приняли участие учащиеся 6 класса. Лишь у 30 % йод в норме. В основном у учащихся наблюдается средний уровень йода в организме, что указывает на необходимость профилактики йододефицита. Иначе он может развиться в более тяжелые формы.
В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам: Йод - жизненно важный человеческому организму элемент. Нельзя допускать его недостатка, а также переизбытка, оба случая опасны. Йодные заболевания являются чрезвычайно актуальными и социально значимыми проблемами для России.
Рекомендации
Основными мерами профилактики йододефицитных заболеваний является потребление в пищу продуктов, которые содержат большое количество йода. Это йодированная соль, морепродукты, овощи, фрукты, орехи, крупы и молочные продукты. Подведя итоги опроса, выяснилось, что продукты, богатые йодом, учащиеся употребляют меньше всего, что и является одной из причин возникновения йододефицита.
Заключение
В результате проделанной нами работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Проблема йододефицита существует и является актуальной.
2. В регионе дефицит йода в большей степени испытывают дети.
3. Недостаток йода в организме приводит к развитию многих заболеваний, а также существенно снижает умственные способности учащихся.
4. Выявлена зависимость между невысокой успеваемостью учащихся и недостаточным содержанием йода в их организме.
5. Уровень информированности по проблеме йододифецита невысок.
Для улучшения ситуации по данной проблеме необходимо вести и просветительскую работу среди учащихся школ. Со своей стороны мы предлагаем вниманию учащихся нашей школы и их родителям буклет, содержащий самую общую информацию по проблеме йододефицита. Надеемся, что сведения, находящиеся в нем заставят задуматься население города и принять верное решение.
Приложение 1
Анкета
Уважаемые господа!
Проводится социологическое исследование, направленное на изучение воздействие йода на организм человека. Просим Вас заполнить анкету. При заполнении анкеты следует отметить любым знаком тот вариант анкеты, который соответствует Вашему мнению. Результаты исследования будут анализироваться в обобщенном виде, поэтому фамилию указывать не следует.
Большое спасибо за помощь!
Анкета
1. Отдаете ли вы предпочтение фиолетовому цвету? (Да/Нет)
2. Знаете ли Вы, в каких продуктах содержится йод?(Да/Нет)
3. Вы знаете, какое воздействие оказывает йод на организм человека?(Да/Нет)
4. Есть ли у Вас знакомые, имеющие заболевания, связанные с нехваткой или избытком йода? (Да/Нет)
5. Распределите продукты в порядке частоты их употребления Вами: морская капуста, яйца, хлеб, картофель, морковь, молоко, сельдь, гречка, фасоль, треска. ( _____________________________________________________)
Спасибо за участие!
Приложение 2
Рис.1. Распределение полученных анкетных данных о предпочтении фиолетовому цвету.
[Источник: Составлено автором на основании анкетного опроса респондентов; 14.10.2020 г.]
Рис.2. Распределение полученных анкетных данных о знаниях содержания йода в продуктах питания.
[Источник: Составлено автором на основании анкетного опроса респондентов; 14.10.2020 г.]
Рис.3. Распределение полученных анкетных данных о воздействие йода на организм человека.
[Источник: Составлено автором на основании анкетного опроса респондентов; 14.10.2020 г.]
Рис.4. Распределение полученных анкетных данных о потребление частоты продуктов, содержащих йод.
[Источник: Составлено автором на основании анкетного опроса респондентов; 14.10.2020 г.]
Приложение 3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.