Исследовательская деятельность
Оценка 4.7

Исследовательская деятельность

Оценка 4.7
Исследовательские работы
rtf
русский язык
11 кл
01.07.2019
Исследовательская  деятельность
В школе на уроках русского языка мы изучаем раздел «Синтаксис», таким образом, при изучении темы «Второстепенные члены предложения» и выполнении упражнений по этой теме нас заинтересовал вопрос о несовпадении падежного вопроса с вопросом члена предложения. Например , в учебнике «Русский язык. Теория» под редакцией Веры Васильевны Бабайцевой даётся лишь небольшое пояснение о многозначном члене предложения
исследователь.rtf
ОГЛАВЛЕНИЕ: 1.ВВОДНАЯ  ЧАСТЬ                                                                       2 1.1. ПОНЯТИЕ  СИНКРЕТИЧНОСТИ    В  РУССКОМ   ЯЗЫКЕ    3­4 2.ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ: 2.1. СИНКРЕТИЗМ   ВТОРОСТЕПЕННЫХ   ЧЛЕНОВ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                              4­5 2.2.СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ   АНАЛИЗ     КОМПОЗИЦИОННЫХ   СОСТАВЛЯЮЩИХ  И  ЯЗЫКОВЫХ СТРУКТУР  НА  НАЛИЧИЕ  СИНКРЕТИЧНОСТИ       В   ОДНОИМЕННЫХ  СТИХОТВОРЕНИЯХ  А.С.ПУШКИНА  И М.Ю.ЛЕРМОНТОВА ­               «  УЗНИК»  ­                                6­10 2.3 ПРАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА                                                  11­12 3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                              13 4.СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ                                                           14 1 В   школе  на уроках русского языка мы изучаем раздел «Синтаксис»,  таким образом, при изучении темы «Второстепенные члены  предложения» и выполнении упражнений по этой теме нас  заинтересовал вопрос о несовпадении падежного вопроса с вопросом  члена предложения. Например  ,  в учебнике «Русский язык. Теория»  под редакцией Веры Васильевны Бабайцевой даётся лишь небольшое  пояснение о многозначном члене предложения. Поезд из Москвы  прибыл без опоздания – Поезд (какой?) из Москвы… Поезд прибыл  (откуда?) из Москвы Из Москвы – многозначный член предложения, так как отвечает на  два вопроса (какой? откуда?) (вопрос определения и вопрос  обстоятельства) и совмещает значение определения и  обстоятельства места. Цель работы: изложить сведения о синкретичных второстепенных  членах предложения(синкретичными называются члены предложения,  которые совмещают признаки разных членов предложения) Задачи: 1. Рассмотреть синкретизм в системе членов предложения 2. Предложить практические задания по грамматическому анализу  одноименных  стихотворений  А.С.Пушкина  и  М.Ю.Лермонтова   «  Узник» Актуальность исследования: 2 Практика синтаксического разбора предложения обычно связана с  типичными членами предложения, синкретичные члены предложения  еще не стали предметом постоянного внимания в процессе  преподавания русского языка. Основными причинами этого являются  недостаточная теоретическая освещенность синкретичных членов  предложения и отсутствие соответствующего материала в большинстве  учебных программ и учебных пособий. Мы  думаем , полезно знать о  синкретичных членах предложения, чтобы не стремиться в процессе  разбора свести их к типичным членам предложения. Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы учащимися при  изучении темы «Второстепенные члены предложения» 1.1. ПОНЯТИЕ  СИНКРЕТИЧНОСТИ    В  РУССКОМ  ЯЗЫКЕ. Термин «синкретизм» обозначает нерасчленѐнность, слияние  разнородных элементов.  Одним из наиболее важных структурных свойств членов предложения  является способ их выражения. Между членами предложения и частями речи существует теснейшая связь. Положение об исторической связи морфологии и синтаксиса в  классической формуле выразил В.В.Виноградов: «Нет ничего в  морфологии, чего нет и не было в синтаксисе и лексике...  Морфологические формы ­ это отстоявшиеся синтаксические формы»  Соотносительность членов предложения и частей речи можно изучать с  разных сторон .При анализе этой соотносительности и уровня  синтаксиса выделяют морфологизованные и неморфологизованные  члены предложения, а при анализе этой соотносительности с уровня  морфологии выделяют первичные и вторичные синтаксические функции у частей речи. 3 Морфологизованные члены предложения ­ это члены предложения,  выраженные словами тех частей речи, для которых данная  синтаксическая функция является первичной, основной.  Неморфологизованные члены предложения ­ это члены  предложения, выраженные словами тех частей речи, для которых  данная синтаксическая функция является вторичной. В лингвистике,  как известно, принята следующая соотносительность:  для подлежащего типичны существительные и местоимения­ существительные в форме Именительного падежа;  для глагольного сказуемого ­ спрягаемые формы глагола;  для дополнения ­ существительные и местоимения­существительные в  косвенных­ падежах;  для определения прилагательные, числительные, местоимения­ прилагательные, причастия (в полной форме);  для обстоятельства ­ наречия, деепричастия, предложно­падежные и  падежные формы слов. Указанные способы выражения являются  эталонами. Другими словами, с точки зрения морфологии, первичные  функции частей речи характерны для морфологизованных членов  предложения, а вторичные ­ для неморфологизованных. Для неморфологизованных членов предложения неизбежно сочетание  дифференциальных свойств разных членов предложения.  Следовательно, неморфологизованные члены предложения всегда  синкретичны. Синкретизм в системе членов предложения ­ это совмещение в одном  члене предложения свойств, признаков нескольких членов предложения. Такое совмещение может быть как в плане содержания, так и в плане  выражения, а также в плане содержания   и в плане выражения  одновременно. Синкретичные члены могут совмещать значения и трѐх членов  предложения: А я без тебя как лодка без вѐсел, как птица без крыльев,  как растение без корня (В.Тушнов). К словоформе без тебя допустимы три вопроса второстепенных члена  предложения: без кого? когда? какой? Или в словосочетании «цветы в  вазе» существительное цветы совмещает значение трѐх членов  предложения: определения, дополнения и обстоятельства цветы (какие? в чѐм? где?) 4 Возможно совмещение в одной словоформе значения разных  обстоятельств: Учтиво, с ясностью холодной Звал друга Ленский на  дуэль (А.Пушкин). Словоформа на дуэль совмещает значения  обстоятельств места (куда?) и цели (с какой целью?). Явления переходности, связывая языковые и речевые единицы,  являются системообразующим фактором, игнорирование которого  приводит к обеднению исследования. Без учѐта синкретичных  образований невозможна глубокая и всесторонняя классификация  синтаксических единиц. Из всего сказанного следует: необходимо разграничивать типичные  синтаксические единицы и переходные (синкретичные) явления с  совмещением признаков.  2.1. СИНКРЕТИЗМ   ВТОРОСТЕПЕННЫХ   ЧЛЕНОВ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главные члены предложения могут поясняться членами, которые  называются  второстепенными, так как грамматически зависят от  других членов предложения. Термин «второстепенные члены предложения» подчеркивает лишь  грамматическую зависимость этих членов, так как в смысловом  отношении они могут быть в предложениях носителями основного  значения. Поясняться могут не только главные члены предложения, но и  второстепенные.  Во второстепенных членах предложения реализуются и обобщаются те  разнообразные грамматические отношения, которые складываются в  словосочетании: атрибутивные, объектные, пространственные,  временные, причинно­следственные, целевые и др. В зависимости от синтаксической роли в предложении второстепенные  члены делятся на определения, дополнения и обстоятельства.  Определение ­ это второстепенный член предложения, поясняющий  слово с предметным значением и обозначающий признак предмета,  называемого данным словом.  Дополнение ­ это второстепенный член предложения, обозначающий  предмет, на который направлено действие, который является  5 результатом действия или его орудием, по отношению к которому  совершается действие или проявляется признак.  Обстоятельство ­ это второстепенный член предложения, поясняющий член предложения, который обозначает действие или признак, и  указывающий на способ совершения действия, его качество или  интенсивность, а также место, время, причину, цель, условие, с  которыми связано действие или проявление признака. Синтаксическая функция второстепенного члена предложения  устанавливается путем выявления отношений между поясняемым  словом и поясняющим. Причем эти отношения зависят не только от  принадлежности слов словосочетания к той или иной части речи, но и от их лексического значения. Так, одна и та же форма слова или одно и то  же предложно­именное сочетание могут выполнять различные  синтаксические функции в зависимости оттого, какое слово поясняется  ими, т.е. синтаксическая функция второстепенного члена в таком  случае определяется принадлежностью поясняемого слова к той или  иной части речи и его лексическим значением. Например, в словосочетаниях сплести из ветвей, шалаш из ветвей,  выпорхнуть из ветвей предложно­именное сочетание из ветвей  выполняет функцию дополнения (1­й случай), определения (2­й случай)  и обстоятельства (3­й случай). Это зависит от того, какие отношения  существуют между поясняемым словом и поясняющим: объектные,  определительные или пространственные. С другой стороны, одно и то же поясняемое слово может вступать в  различные синтаксические отношения с поясняющим словом, и это  определяется как формой, так и лексическим значением последнего. Функция второстепенного члена предложения не всегда отличается  определенностью. В отдельных случаях функции второстепенных  членов могут сближаться, поскольку поясняемое слово и поясняющее  могут образовывать словосочетание, совмещающее в себе различные  отношения ­ определительные и объектные, объектные и  пространственные и т.д.  Таким образом, деление второстепенных членов на определения,  дополнения и обстоятельства в значительной мере условно. 6 2.2.СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ   АНАЛИЗ   КОМПОЗИЦИОННЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ  И  ЯЗЫКОВЫХ    СТРУКТУР А.С.ПУШКИН Узник Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..» М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Узник Отворите мне темницу, Дайте мне сиянье дня, Черноглазую девицу, Черногривого коня! Я красавицу младую Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу. Но окно тюрьмы высоко, Дверь тяжелая с замком; Черноокая далеко, В пышном тереме своем; Добрый конь в зеленом поле Без узды, один, по воле 7 Скачет весел и игрив, Хвост по ветру распустив. Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом, Тускло светит луч лампады Умирающим огнем; Только слышно: за дверями Звучно­мерными шагами Ходит в тишине ночной Безответный часовой. А. С. Пушкина по праву считают  «солнцем русской поэзии», его  творчество так многогранно и богато  разнообразными оттенками, как только  может быть богато творчество истинного гения. . М. Ю. Лермонтова очень часто называют  последователем Пушкина, многие исследователи и  просто поклонники его дарования утверждают, что  если бы он прожил дольше, его творения могли бы  затмить творчество Пушкина. Нам лично кажется,  что и Лермонтов и его предшественник являются  гениальными, самобытными писателями, конечно,  каждый человек волен выбирать между ними, ценить  8 История  создания Тема  и  проблемы Узник» — стихотворение Пушкина,  написанное в 1822году. В это время поэт  находился в южной ссылке в Кишиневе.  Он был сослан за вольнодумство вдаль от своих друзей. Изначально Александр I  хотел отправить Пушкина в Сибирь, но  влиятельным знакомым удалось изменить это решение. Главной темой данного стихотворения  является борьба свободы и заключения,  раскрывающаяся при помощи образов и  средств художественной  выразительности. Орел, «вскормленный в неволе», находится в таком же  заточении, как и герой. Но они стремятся к свободе. Это видно из яркого призыва,  обращенного вольной птицей к человеку. 9 то или иное произведение, сравнивать их. Стихотворение создано в феврале 1837 г. в период  заключения в Петербургской тюрьме, куда он был  заключён за стих «На смерть поэта» посвящённое  гибели Пушкина. Так как допуск к заключённому  поэту имел лишь старый слуга, приносивший ему  еду, то он просил заворачивать хлеб в бумагу, на  которой при помощи спичек, вина и сажи из печи  было написано несколько произведений, в том числе  и «Узник». Напечатано оно было позже в 1840 г. в  журнале «Одесский альманах» Тема свободы. Философская тема проходит через лермонтовское  стихотворение, которое читается на одном дыхании.  Видно, что поэт и сам не раз задумывался над темой  свободы и вольности, о том, нужна ли она человеку,  как стать свободным человеком и что может  принести свобода человеку, если он не подготовлен к ней. Но самое интересное, что поэт искал и пути, идея композиция Также Пушкин поднимает проблему  политического характера, ведь все  происходящее в стихотворении –  аллегория ситуации в царской России. которые помогут привести всю страну, и народ,  который живет на его родной земле к свободе.  Вольность может быть дана человеку, но он должен  понимать, зачем она дана, иначе это уже будет не во  благо человеческой жизни, а ей во вред. Идея стихотворения «Узник» напрямую  связана с его темой. Лирический герой  жаждет свободы. Сильнее всего этот  настрой воплощается в словах: «Давай  улетим!».  Трогательное лермонтовское стихотворение,  повествующее об узнике, интересно по своей  композиции и по своей идеи. Узником своих желаний может стать любой человек, но нужно всегда  стремиться к высоким нравственным идеалам. Постепенному раскрытию темы  способствует композиция. Настроение  изменятся от строфы к строфе. Ближе к  концу тон становится более  напряженным и эмоциональным. В то  время как в начале стихотворения дается пространное описание ситуации. Эта  перемена также  сопровождается сменой  интонации. Композиция основана на принципе антитезы.  Одиночество, темница противопоставляются свободе и радостному настроению дня. Герой оптимистично и радостно раскрывает свои мечты о воле в самом  начале стиха. Все образы и описания жизнерадостны  и полны движения. Душа заключённого в радостной  надежде на свободу. Вторая строка это уже  реальность. Герой понимает, что осуществление его  мечты невозможно. Окно темницы недоступно,  10 Структурный  анализ Если первые строки написаны в  описательной манере, то последующие  переходят в глагольную форму. Стихотворение, написанное  амфибрахием, состоит из 3­х  структурных частей по 4­е строки,  объединенных парной, хорошо  запоминающейся рифмой. Если говорить об особенностях  произведения, то к ним можно отнести:  обилие глаголов в настоящем  времени («сижу», «клюет»,  «задумал», «смотрит» и пр.);  повторение наречий, на которых  автор делает временной и  пространственный акцент – «пора», 11 тяжёлая дверь закрыта, красавица ­ в своём высоком  тереме, а конь черногривый далеко в степи.  Кульминация этого гнетущего настроения  происходит в строфе, рисующей темницу и неволю.  Настроение, полное безысходности и тоски  главенствует здесь. При написании использован четырёхстопный хорей с  пиррихием, который усиливает драматизм  положения героя и его уныние. В первых строках  автором используется перекрёстная рифмовка, в  заключительной он применяет парную.  Употребляются разные приёмы выразительности:  метафора, инверсия, фольклорные эпитеты. Герой,  утверждающий совершенную ценность свободы, в то  же время осознаёт неосуществимость желаний, своих порывов к борьбе. В стихотворении всего три строфы. В первой  лирический герой пребывает в радости, просит дать  ему свободу, красавицу и коня. Во второй приходит  понимание, что этого не будет, намечается отчаяние «где» и «туда»;  наличие олицетворений («зовет  меня взглядом», «вымолвить  хочет»);  незримое присутствие слова  «свобода» при его реальном  отсутствии. и безысходность. Наконец, последняя. Здесь уже  превалирует печаль и угрюмое настроение героя.  Чувствуется его одиночество. «Узник» ­это сам поэт. Главная тема произведения свобода. В мировосприятии поэта темница  необязательно какое­то определённое место с  решётками и заключёнными. Подводя итог анализа, можно сделать  однозначный вывод о том, что  произведение А.С. Пушкина «Узник» ­  это действительно очень «сильная» вещь, написанная «от сердца» и выражающая  самые сокровенные мысли и чувства  поэта.  Практически каждый человек мечтает быть  свободным и независимым, но добиваются этого  меньшинство. А когда человек вдруг неожиданно  получает долгожданную свободу, то он даже не  знает, что с ней потом делать. И тогда может  возникнуть сомнение или вопрос о том, а зачем  стремился к этой свободе, зачем она вообще­то  нужна. И, узник, мечтает, но это не значит, что его  мечты сбудутся. 12 вывод \ ПЕРЕХОДИМ   К   РАЗБОРУ      ЯЗЫКОВЫХ    СТРУКТУР    ПО    СХЕМЕ:        1.СИНТАКСИЧЕСКИЙ   АНАЛИЗ        2.МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ        3.ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ                                         СИНТАКСИЧЕСКИЙ ,  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ    И  ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ                                        А.С.ПУШКИН  «  УЗНИК»                                                     Сижу                         за решеткой (2,3)                     в темнице (3)сырой(1)         ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ _____________________ ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________  Словарь русского языка XI­XVII вв., Академия Наук, М., 1997  Решетка. 1. Предмет, приспособление из пересекающихся или расположенных рядами элементов (жердей, планок, прутьев); решетка (XVI в.). Заграждение в виде решетки (1504 г.). Уставиша в Москве по улицам решотки. Львов. лет. 2. Украшения имеющие вид решетки. 1651. 3. Плетеная корзина.  13 XVII в. 4. Приспособления для обжига кирпича. XVII. 5. Решетка для жарения. 1607 г. 6. Сеть (?). [Далее написано  рукой царя]. «Справиться, много ли их было решеткую увязано. Урядник, 99, 1656 г. темни́ца др.­русск., ст.­слав. тьмьница φυλακ  (Остром., Супр.). От тьма. Отсюда заимств. ср.­нж.­нем. temenitze  «тюрьма» (Ш.­Л. 4, 526). ή СИНТАКСИЧЕСКИЙ   , МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  И  ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ    АНАЛИЗ                    М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «  УЗНИК»                                                     Я красавицу(2,3) младую(2,3) Прежде сладко поцелую, На коня потом вскочу, В степь, как ветер, улечу(1). ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________ ____________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________ ______________ Происхождение слова краса в этимологическом онлайн­словаре Фасмера М. 14 Краса́. Общеслав. Из существующих объяснений наиболее привлекательным кажется трактовка краса как  родственного кресить «блестеть, сверкать» < «выбивать огонь», в укр. яз. еще известного. Первоначально — «блеск»,  затем — «украшение чем­л. сверкающим» и далее — «красота». Молодо́й. Общеслав. Этимология не установлена. Предпочтительнее всего толкование moldъ (> молод после  развития полногласия и отпадения конечного редуцированного ъ) как инфиксального производного (инфикс ­l­) от  той же основы (med/met­), что метать (см.). Исходное значение — «новорожденный» (т. е. «выброшенный» из чрева)                                                Заключение  Многие русские языковеды занимались определением сущности, природы, характера синкретизма как явления,  изучением его разновидностей. Тем не менее для отечественного языкознания характерно смещение акцентов в  сторону изучения синкретизма на уровне синтаксиса. Несмотря на большое количество литературы по избранной тематике синкретизм постоянно привлекает внимание  исследований и в настоящее время, его комплексный функциональный анализ на уровне морфологии и синтаксиса  остаётся актуальным исследовательским направлением. Такому динамичному явлению, как синкретизм, уделяется  15 недостаточно внимания как в общем, так и в частном языкознании, поэтому в нашем    ученическом исследовании  делается попытка изучения особенностей проявления синкретизма на уровне    синтаксического анализа 1. Практика анализа обычно связана с типичными членами предложения, синкретичные члены предложения еще  не стали предметом постоянного внимания в процессе преподавания русского языка. 2. Семантика, способы выражения и место среди других членов предложения позволяют утверждать, что  дуплексив – особый, самостоятельный второстепенный член. 3. В школьную программу нужно ввести понятие «дуплексив», чтобы не стремиться в процессе синтаксического  разбора свести все второстепенные члены к типичным членам предложения. 4. Продолжить изучение темы «Синкретизм в системе второстепенных членов предложения». Список литературы 16 1. Высоцкая, И.В. Синкретизм в системе частей речи современного русского языка [Текст] / И.В. Высоцкая. – М.,  2006. 2. Зайцева В.Ю. Работа с текстом на уроках русского языка как одно из условий управления творческими  способностями учащихся ­ http://festival.1september.ru/ 3. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке: [учеб. пособие] / П.А. Лекант. ­ 3­е  изд., испр. и дополн. ­ М.: Высш. шк., 2004. 4. Маслова Е. Е., Горбунова Л.Г. ОСЛАБЛЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ И ПРОБЛЕМА СИНКРЕТИЗМА  ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. http://filfak.mrsu.ru/ 5. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – Мнемозина, 2007. 6. Русский язык. Теория. 5­9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – 20­е изд.,  стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г. 7. Онлайн словарь Ожегова http://www.ozhegov.org/ 8. Синкритичные члены предложения. Причины возникновения синкретизма. http://www.bibliofond.ru 9. Фурашов В. И. О второстепенных членах предложения / В. И. Фурашов // Русский язык в школе 1977. – №4. 10. Чернова Л. А. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ИЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ? ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СИНКРЕТИЧНЫХ ЧЛЕНОВ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ http://literary.ru/   17

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская  деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2019